Производственные психические состояния
Производственные психические состояния
Производственные психические состояния
Эти психические состояния возникают в процессе
трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:
1. Относительно устойчивые и длительные по времени
состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству
и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или не
удовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и
т.п.) отражающий общий настрой коллектива.
2. Временные, ситуативные, быстро проходящие
состояния. Возникают под влиянием раз-личного рода неполадок в производственном
процессе или во взаимоотношениях работающих.
3. Состояния возникающие периодически в ходе трудовой
деятельности, таких состояний много. Например, предрасположение к работе,
пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность,
утомление; состояния вызванные содержанием и характером работы, (операции):
скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.
По признаку преобладания одной из сторон психики
различают состояния, эмоциональные, волевые (например, состояние волевого
усилия), состояния в которых доминируют процессы восприятия и ощущения
состояния живого созерцания; состояния внимания (рассеянность,
сосредоточенность), состояния, для которых характерно мыслительная активность и
т.д.
Наиболее важным является рассмотрение состояний по
уровню напряжения т.к. этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния
состояния на эффективность и безопасность деятельности.
Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние,
возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние,
психической активности - необходимые условия выполнения действий. Оно
сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма,
проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий.
Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный
режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе
технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия
осуществляются в строго установленном порядке, мышление носит алгоритмический
характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда
достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место
длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушении, ошибочных
действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме
характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.
Повышенное напряжение - сопровождается деятельностью,
протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия - условия,
требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических
функций, резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим
- это режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение от
оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или,
иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условий
обитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3)
биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная ошибочных
действий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7) дефицит
информации для принятия решений; 8) недогрузка информации (сенсорная
депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия.
Напряжения могут быть классифицированы в соответствии
с теми психическими функциями, которые преимущественно включены в
профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в
неблагоприятных условиях.
Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное
частым обращениям к интеллектуальным процессам при формировании плана
обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций
обслуживания.
Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное
неоптимальными условиями деятельности сенсорных систем и возникающие в случае
больших затруднений и восприятий необходимо информации.
Физическое напряжение -напряжение организма, вызванное
повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.
Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное
конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной
ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
Характеристики напряжений, наиболее присущие
профессиональной деятельности человека-оператора, следующие: состояние
утомления. Утомление является одним из самых распространенных факторов,
оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности.
Утомление представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его
содержание определяется не только физиологическим,-но также психологическим,
результативно Производственным и социальным факторами. Исходя из этого,
утомление и должно расцениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны
субъективной - как психическое со стояние, 2)
со стороны физиологических механизмов, 3) со стороны понижения эффективности
труда.
Рассмотрим компоненты утомления (субъективные
психические состояния):
1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том,
что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда
производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности
выражается в переживании особого напряжения и в неуверенности. Человек
чувствует, что он не в силах должным образом продолжать свою работу.
2. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее
утомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается,
становиться вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным,
неустойчивым.
3. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в
замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в
ослаблении точности коорденирования движений, их дезавтоматизации.
4. Дефекты памяти и мышления . В состоянии утомления
оператор может забыть инструкцию и одновременно помнить все, что не имеет
отношения к работе.
5. Ослабление воли. При утомлении ослабляется
решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость.
6. Сонливость. Сонливость возникает как выражение
охранительного торможения.
Психологические причины создания опасных ситуаций и
производственных травм
В каждом действии человека психологи выделяют три
функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную.
Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение в целом. Человек
нарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает
как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.
Таким образом, в психологической классификации причин
возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:
Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в
нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть
относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску,
отрицательно относится к трудовым и /или/ техническим регламентациям,
безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии
депрессии, алкогольном опьянении).
Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется
в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда
и способов их выполнения.
Нарушение исполнительной части. Проявляется в
невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия
психических и физических возможностей человека требованиям работы.
Эта классификация представляет реальную возможность в
соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и
несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой
части: мотивационная часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная -
обучение, обработка навыков; исполнительная - профотбор, медицинское
обследование.
Причины возникновения опасных ситуаций и
производственных травм, связанных с производственным фактором, можно
расположить по следующим уровням:
- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные
временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма),
- уровень ближней среды (условия труда, нарушение
коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности,
жилищные и материальные заботы и т.д.),
- уровень общества (недостаточная информированность о
профессиональных рисках и последствия от них, изъян в стратегии организации
безопасности труда в отрасли).
Производственная деятельность - процесс, в котором
тесно переплелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма.
Поэтому при анализе опасных ситуаций
необходимо рассматривать систему «человек - среда
обитания» в целом. Например, отмечают такие факторы как временную склонность к
несчастному случаю, возраст и стаж пострадавшего. Замечено, что травматизм
имеет два пика, у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет.
Факторы молодости и недостатки опыта в начале освоения профессии обуславливают
наивысший уровень травматизма в первый год работы, это связано с неопытностью
работника, недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, а
также определять возможные последствия допущенной ошибки, быстро реагировать и
находить правильные решения в сложных ситуациях. С ростом стажа число
несчастных случаев, как правило, снижается.
Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих
трудовой стаж более 10-15 лет. Это объясняется следующим обстоятельством.
Во-первых, снижением психических и психологических функций, связанных с
процессом старения, влияющим на четкость и точность выполняемых работ;
во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате
адаптации к опасности. Возраст и стаж однозначно не могут быть причиной
несчастного случая, но могут быть предпосылками производственной травмы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://doklad.ru/
|