Рост народонаселения, научно-технический прогресс и природа в современную эпоху
В результате сжигания различного топлива в атмосферу ежегодно
выбрасывается около 20 млрд. тонн углекислого газа. Содержание углекислого газа
в атмосфере постепенно возрастает и за последние 100 лет увеличилось более чем
на 10%. Углекислый газ препятствует тепловому излучению в космическое
пространство, создавая так называемый “парниковый эффект”, что приводит к
потеплению климата. По прогнозам климатологов, оно составит к середине века 2-5
градусов.
Выбросы газа в атмосферу уже разрушили 9% озонового слоя, главного
защитника земли от ультрафиолетовых лучей. “Озоновая дыра” занимает площадь, равную
территории США.
Сжигание топлива при работе угольных ТЭЦ, промышленных предприятий
сопровождается образованием диоксида серы и оксидов азота; реагируя с парами
воды, они образуют серную и азотную кислоты. В результате в отдельных регионах
выпадают осадки, кислотность которых в 10-1000 раз превышает нормальную. На
территории России в 1996г. вместе с осадками выпало более 4 млн. тонн серы и
1,25 млн. тонн нитратного азота. Особенно тревожная ситуация сложилась в
Центральном и Центрально-Чернозёмном районах, а также в Кемеровской области и
Алтайском крае, в Норильске. В Москве и Санкт-Петербурге с кислотными дождями
на землю в год выпадает до 1500 кг серы на 1 км2. Заметно меньше
кислотность осадков в прибрежной зоне северных, западно- и восточносибирских
морей. Самым благоприятным регионом в этом отношении признана Республика Саха
(Якутия).
Кислотные осадки вызывают деградацию лесов. Попадая на листья и хвою
деревьев, кислоты нарушают защитный восковой покров, делая растения более
уязвимыми для насекомых, грибов и других патогенных организмов.
Всё больше ущерб кислотные дожди наносят сельскохозяйственным культурам:
повреждаются покровные ткани растений, изменяется обмен веществ в клетках,
растения замедляют рост и развитие, уменьшается их сопротивляемость к болезням
и паразитам, падает урожайность.
Большое количество вредных веществ в атмосферу поступает с выхлопными газами
автомобилей, причём их доля в загрязнении воздуха постоянно растёт; в России –
более 30%, а в США – более 60% от общего выброса вредных веществ в атмосферу.
Серьёзной проблемой стал бытовой мусор: твёрдые отбросы, полиэтиленовые
пакеты, синтетические моющие средства и т.п.
Исчезает вокруг городов напоённый ароматом растений чистый воздух, реки
превращаются в сточные канавы. Груды консервных банок, битого стекла и иного
мусора, свалки вдоль дорог, захламлённые территории, искалеченная природа –
таков итог длительного господства индустриального мира.
Научно-технический прогресс и экологическая альтернатива.
Главное, однако, не в полноте списка проблем, а в осмыслении причин их
возникновения, характера и, что самое важное, в выявлении эффективных путей и способов
их решения.
Исторический опыт показал, что разрушительные воздействия на природу
оказывала хозяйственная деятельность, движимая лишь частным интересом. В нашей
стране в противоречие с интересами общества, которое может нормально
развиваться только в здоровой природной среде, вступали интересы ведомств,
преследующих собственные, узкоэгоистические цели. Опыт показал также, что
общество в состоянии ограничить негативное влияние частных интересов, оно может
находить разумные способы регулирования отношений производства и природы.
Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса – в изменении
производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания.
Научно-технический прогресс создаёт не только “перегрузки” для природы; в
наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращения негативных
воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства. Сегодня появилась
не только острая необходимость, но и реальные предпосылки изменения сути
технологической цивилизации, придания ей природоохранитель-ного характера.
Одно из направлений такого развития – создание безотходных производств.
Используя достижения науки, технологический процесс можно организовать так,
чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в
производственный цикл как вторичное сырьё. Пример даёт сама природа: углекислый
газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которые выделяют кислород,
необходимый животным.
Безотходным является такое производство, в котором всё исходное сырьё в
конечном счёте превращается в ту или иную продукцию. Если учесть, что 98%
исходного сырья современная промышленность переводит в отходы, то станет
понятной необходимость задачи создания безотходного производства.
Расчёты показывают, что 80% отходов теплоэнергетической, горнодобывающей,
коксохимической отраслей годны в дело. При этом получаемая из них продукция
зачастую превосходит по своим качествам изделия, изготовленные из первичного
сырья. Например, зола тепловых электростанций, используемая в качестве добавки
при производстве газобетона, примерно в два раза повышает прочность
строительных панелей и блоков. Большое значение имеет развитие
природовосстановительных отраслей (лесное, водное, рыбное хозяйство),
разработка и внедрение материалосберегающих и энергосберегающих технологий.
Экологически чистыми являются и некоторые альтернативные (по отношению к
тепловым, атомным и гидроэлектростанциям) источники энергии. Необходим
быстрейший поиск способов практического использования энергии Солнца, ветра,
приливов, геотермальных источников.
Экологическая ситуация вызывает необходимость оценивать последствия любой
деятельности, связанной с вмешательством в природную среду. Необходима
экологическая экспертиза всех технических проектов.
Современная наука рассматривает и отдельного человека, и человечество в
целом, и окружающую среду как единую систему.
2. Введение термина “Экология”
Э.Гекке-лем для обозначения
науки о взаимоот-ношениях
организмов между собой и с окружающей средой. Современные задачи экологии.
Термин “Экология” образованно от греческого “oikos” – дом, жилище и “logos” – слово, учение: “учение о доме”
(от этого же корня образовано слово “Экономика” – наука, “заведующая
хозяйством”. Не случайно в современном мире задачи экологии и экономики тесно
переплетаются).
В состав слова “экология” понятие об “ойкосе” (доме) трактуется различно,
но обычно в весьма расширенном и переносном смысле – не как собственно дом и
жилище, а как среда обитания. Под средой обитания человека могут подразумеваться
не только дом, природная среда, но и семья, коллектив, город, народ, вся Земля
(в поверхностных, обитаемых её частях) и, наконец, Космос.
Всё это относится пока только к “oikos”, но в термине “экология” остаётся ещё “logos”. Если следовать древнегреческому значению этого слова, то
это не только наука, но и слово, речь, положение, вопрос, разум, разумение и
многое другое. Учитывая иерархичность и возможные огромные пространства, а
также бесчисленные специализации, слово “наука” и даже “науки” не подходят; подходит
скорее всего – “разумение”, которое включает все науки и все сферы
деятельности.
Специалисты по отдельным отраслям науки могут выполнять только частные
заказы экологии. Для “разумения” же требуется человеческий разум самого
широкого научного и жизненного диапазона. Поэтому экология – не только система
наук, а нечто необозримо большее – это мировоззрение.
Само понятие “экология” используется сегодня при обсуждении совершенно
различных объектов природной и социальной действительности. Говорят об экологии
растений и животных, об экологии человека и общества, об экологии города и
культуры. Об экологии говорят тогда, когда хотят обратить внимание на условия
существования и развития чего-нибудь. Так, в круг экологических изысканий ныне
входят причины и следствия исчезновения отдельных видов растений и животных,
загрязнения природной среды, ухудшения качества жизни людей и т.д.
Однако понятие “экология” не сразу приобрело такой универсальный смысл.
Первоначально оно утвердилось как название направления, призванного изучать
взаимоотношения живых существ между собой и с окружающей их неорганической
природой.
Экология приобрела практический интерес ещё на заре развития
человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того, чтобы выжить,
должен был иметь определённые знания об окружающей его среде или о силах
природы, растениях и животных. Цивилизация возникла тогда, когда человек
научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволяющие ему
изменять среду своего обитания. Экология развивалась непрерывно, но
неравномерно на протяжении истории человечества. По дошедшим до нас орудиям
охоты, наскальным рисункам о способах культивирования растений, лова животных,
обрядам люди ещё на заре становления человечества имели отдельные представления
о повадках животных, образе их жизни, о сроках сбора растений, употребляемых
для их нужд, о местах произрастания растений, о способах выращивания и ухода за
ними.
Элементы экологии имеют место в эпических произведениях и легендах. В
древнеиндийских сказаниях “Махабхарата” (VI – II вв. до н.э.) даются сведения
о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях
численности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания
способов обработки земли, указывается время посева культурных растений,
перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV – II вв. до н.э. описываются условия произрастания различных
сортов культурных растений.
В трудах учёных античного мира – Гераклита (530 – 470 гг. до н.э.),
Гиппократа (460 – 356 гг. до н.э.), Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) и др. –
были сделаны дальнейшие обобщения экологических фактов.
Аристотель в своей “Истории животных” описал более 500 видов известных
ему животных, рассказал об их поведении. Так начинался первый этап развития
науки – накопление фактического материала и первый опыт его систематизации.
Ученик Аристотеля, “отец ботаники” Теофраст Эрезийский (372 – 287 гг. до н.э.)
приводит достаточно подробные сведения о своеобразии растений в разных
условиях, о зависимости их формы и роста от почвы и климата, наблюдаемое им на
огромных пространствах Древнего Средиземноморья. В работах философа впервые
было предложено разделить покрытосеменные растения на основные жизненные формы:
деревья, кустарники, полукустарники, травы.
В средние века под влиянием богословия и схоластики интерес к изучению
природы ослабевает. Связь строения организмов с условиями среды толковалась как
воплощение воли бога. В этот период, затянувшийся на целое тысячелетие, только
единичные труды содержат факты научного значения.
Началом новых веяний в науке в период позднего средневековья являются
труды Альберта Великого (Альберт фон Больштедт, 1193 – 1280). В своих книгах о
растениях он придаёт большое значение условиям их местообитания, где помимо
почвы важное место уделяет “солнечному теплу”, рассматривая причины “зимнего
сна” у растений, размножения и рост организмов, ставит в неразрывную связь с их
питанием.
Крупными сводами средневековых знаний о живой природе являлось
многотомное “Зеркало природы” Венсенна де Бове (XIIIв.), “Поучение Владимира Мономаха” (XIв.), ходившие в списках на Руси, “О
поучениях и сходствах вещей” доминиканского монаха Иоанна Спенского (начало XIVв.).
В эпоху Возрождения вследствие географических открытий и колонизации
новых стран существенно расширился круг описываемых растений и животных,
появились новые основания для их систематизации. Накопление и описание
фактического материала – характерная черта естествознания этого периода.
Несмотря на то, что в суждениях о природе господствовали метафизические
представления, в трудах многих естествоиспытателей имели место явные
свидетельства экологических знаний. Они выражались в накоплении фактов о
разнообразии живых организмов, их распространении, в выявлении особенностей строения
растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Известный
английский химик Р.Бойль (1627 – 1691) является первым, осуществившим
экологический эксперимент. Он опубликовал результаты сравнительного изучения
влияния низкого атмосферного давления на различных животных.
В XVIIв. Ф. Реди экспериментально
доказал невозможность самозарождения сколько-нибудь сложных животных.
В XVII – XVIIвв. в работах, посвящённых отдельным
группам животных организмов, экологические сведения зачастую составляли значительную
часть, например, в трудах А. Реомюра о жизни насекомых (1734). Антон ван
Левангук, более известный как один из первых микроскопистов, был пионером в
изучении пищевых цепей и регуляции численности организмов.
На основании путешествий по неизведанным краям России в XVIIIвеке С.П. Крашенинниковым, И.И.
Лепехиным, П.С. Палласом и другими русскими географами и натуралистами
указывалось на взаимосвязанные изменения климата, животного и растительного
мира в различных частях обширной страны.
О влиянии среды на организм высказывался М.В. Ломоносов. Изменения в
неживой природе он рассматривал как непосредственную причину изменений
растительного и животного мира.
Во второй половине XVIIIвека французский
естествоиспыта-тель Ж. Бюффон (1707 – 1788) впервые стал непосредственно
изучать влияние внешних условий на строение животных. Он считал возможным
“перерождение” видов, полагая основными причинами превращения одного вида в
другой влияние температуры и климата, качества пищи. В это же время Ж.Б. Ламарк
– автор первого эволюционного учения, приходит к выводу, что влияние “внешних
обстоятельств” – одна из главных причин приспособленности организмов, эволюции
животных и растений.
По мере развития зоологии, ботаники происходило накопление фактов
экологического содержания, свидетельствую-щего, что к концу XVIIIвека у естествоиспытателей начали
складываться элементы особого, прогрессивного подхода к изучению явлений
природы, об изменениях организмов в зависимости от окружающих условий и
многообразии форм. Вместе с тем, таковых экологических идей ещё нет, лишь
начала складываться экологическая точка зрения на изучаемые явления природы.
Второй этап развития науки связан с крупномасштабными
ботаникогеографическими исследованиями в природе. Дальнейшему развитию
экологического мышления способствовало появление в начале XX столетия биогеографии. Труды А.
Гумбольдта и других учёных определили новое направление в географии растений.
Было обращено внимание на то, что в сходных зональных и вертикально-поясных
географических условиях у растений разных групп вырабатываются похожие
“физиономические” формы, т.е. одинаковый внешний облик. По распределению и
соотношению этих форм можно судить о специфике физико-географической среды.
В середине XIXв. русский биолог К.Ф. Рулье
обосновал особое направление в зоологии, посвящённое изучению жизни животных,
их взаимоотношению с окружающей средой. По мнению учёного, в зоологии наряду с
классификацией отдельных организмов нужно производить “разбор явлений образа
жизни” животных. Рулье доказал зависимость эволюции организмов от изменения
среды их обитания.
Таким образом, учёные начала XIXв. анализировали закономерности организмов и среды, взаимоотношения между
организмами, явления приспособляемости и приспособленности. Однако разрешение
этих проблем, дальнейшее развитие науки экологии произошло на базе
эволюционного учения Ч. Дарвина (1809 – 1882). Он по праву является одним из
пионеров экологии. В работе Ч. Дарвина “Происхождение видов путём естественного
отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859) была
теоретически осмыслена “борьба за существование” в природе. Под борьбой Ч.
Дарвин понимал все формы противоречивых связей вида со средой, которые приводят
к естественному отбору и являются движущим фактором эволюции. По существу,
именно эта работа Ч. Дарвина поставила проблему всестороннего изучения
взаимоотношений живых существ с окружающей средой.
Победа эволюционного учения в биологии открыла третий этап в истории
экологии, для которого характерно дальнейшее увеличение числа и глубины работ
по экологическим проблемам. В этот период завершилось отделение экологии от
других наук. Экология, родившись в недрах биогеографии, в конце XIXв. благодаря учению Ч. Дарвина
превратилась в науку об адаптациях организмов.
Термин “Экология” для новой области знаний впервые был предложен в 1866
году профессором Йенского университета Эрнстом Геккелем для применения
исключительно в сфере биологических наук, главным образом зоологии. В его
“Всеобщей морфологии организмов” приводится следующее определение экологии:
“Это познание экономики природы, одновременное исследование всех
взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая
непременно неантагонистические и антагонистические взаимоотношения растений и животных,
контактирующих друг с другом”.
Э. Геккель относил экологию к биологическим наукам и наукам о природе,
интересующимся всеми сторонами жизни биологических организмов. Во времена
Геккеля оно воспринималось как образное иносказание, но сейчас приобрело
конкретный смысл, важный для понимания количественных сторон экологии и её
связи с экономикой человека. Термин “Экология” в дальнейшем получил
всеобщее признание.
Впоследствии в понятие экологии вносились различные смысловые оттенки,
которые расширяли или сужали предмет этой области знания.
В течении первых десятилетий XX века слово “экология” употреблялось очень ограниченно. Для большинства
же оно оставалось неизвестным. Понятия, связанные с этим термином, ещё не стали
тогда актуальными и нужными. В томе “Развитие биологии в СССР” (1967), изданном
к 50-летию советской власти, раздел “Экология” отсутствует. В Энциклопедическом
словаре (издание БСЭ, 1955г.) экология определена как “наука о взаимных
влияниях организма (животного или растения) и окружающей среды”, а в
Энциклопедическом словаре (издания БСЭ, 1964г.) дано было развёрнутое
определение, однако экология фигурировала лишь как разделы зоологии и ботаники.
В малой Советской энциклопедии (1960) экологии животных и экологии растений
посвящены отдельные статьи. Таким образом, в первой половине XXвека экология не выходила за рамки
чисто биологических исследований. Проблем самого человека, а также охраны среды
обитания она совершенно не касалась.
В 60 -70-е гг. XX века над человечеством
начинают сгущаться “экологические тучи”. И вот тогда, хотя само слово и
остаётся, но смысл его меняется. Экология из внутрибиологической науки
превращается в общечеловеческое разумение среды обитания не только растений и
животных, но, главное, человека, которому эта среда начинает угрожать.
На первой международной конференции по оценке состояния окружающей среды,
созванной по инициативе ООН в Стокгольме в июне 1972г., был остро поставлен
вопрос об угрожающем экологическом состоянии окружающей человека природной
среды и о необходимости в первую очередь изучать экологию самого человека.
Теперь экологическое разумение впитывает в себя не только весь комплекс
естественных, но и технические и гуманитарные науки.
Вместе с тем ядром экологического мировоззрения является система понятий
и законов, составляющих основу биологической экологии.
Современные задачи экологии.
В зависимости от решаемых задач экологию подразделяют на общую,
исследующую основные принципы организации и функционирования различных
надорганизменных систем, и частную, сферой которой является изучение конкретных
групп определённого таксономического (систематического) ранга.
Общая экология классифицируется по уровням организации – совокупности
особей одного вида, объединяемых общей территорией и генофондом. Экология
сообществ (биоценология) исследует структуру и динамику природных сообществ
(ценозов) – совокупностей совместно обитающих популяций разных видов.
Биогеоценология – раздел общей экологии, изучающий экосистемы (биоценозы).
Частная экология состоит из экологии растений и экологии животных.
Основные задачи экологии могут быть сведены к изучению динамики
популяций, к изучению о биоценозах и экосистемах. Структура биоценозов, на
уровне формирования которых происходит освоение среды, способствует наиболее
экономичному и полному использованию жизненных ресурсов.
В настоящее время многие отрасли экологии имеют ярко выраженную
практическую направленность и имеют большое значение для развития различных
отраслей народного хозяйства. В связи с этим появились новые научно-практические
дисциплины на стыке экологии, призванные оптимизировать взаимоотношения
человека с биосферой, инженерная экология, изучающая взаимодействие общества с
природной средой в процессе общественного производства, и др.
Основной задачей экологии на современном этапе является детальное
изучение количественными методами основ структуры и функционирования природных
и созданных человеком систем. Окружающая нас живая природа не является
беспорядочным и случайным сочетанием живых существ. Она представляет собой
устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции
органического мира. Центральное место в экологии занимает проблема динамики и
численности популяции и механизмов её регуляции. Здесь выявляется значимость
участия внутрипопуляционных (например, конкуренция за пищу) и биоценотических
(например, хищников, паразитов, возбудителей заболеваний) механизмов.
При исследовании регуляции численности млекопитающих большое внимание
уделяется анализу взаимосвязанных поведенческих, физиологических и гормональных
механизмов. Наибольшее внимание в динамике численности популяций уделяется
изучению роли практически важных видов: вредителей сельского и лесного
хозяйства, носителей и переносчиков возбудителей заболеваний, объектов рыбного
и охотничьего промыслов.
Рассматривая взаимоотношения человека с видами, популяциями и
сообществами как необходимое условие существования человека, в настоящее время
эти взаимоотношения экологически несбалансированны.
В результате наблюдаются огромные потери урожая за счёт вредителей,
значительный ущерб наносится живыми организмами сырью, материалам, технике и
сооружениям, памятникам культуры, сокращается численность и исчезают отдельные
виды, появляется экологический дискомфорт урбанизированной среды, усугубляющий
стрессовые ситуации; увеличивается заболеваемость людей.
Любые явления, связанные с заметными воздействиями человека на природу,
обратными влияниями природы на человека и его экономику, с жизнью и
хозяйственно значимыми процессами, массовыми нерегулярными миграциями животных,
называются экологической проблемой.
Сбалансированность взаимоотношений человека с видами, популяциями и
сообществами может быть достигнута за счёт комплексных усилий со стороны
человека через экологическую регламентацию хозяйственной деятельности,
направленного, экологически оправданного воздействия на виды, популяции и
экосистемы, экологического воспитания подрастающих поколений. Этим может быть
достигнуто решение многих народнохозяйствен-ных проблем:
∙ интенсификация производства ряда отраслей;
∙ сохранение и экономия дорогостоящего сырья;
∙ охрана исторических и архитектурных памятников;
∙ увеличение продолжительности жизни и уменьшение
заболеваемости
людей в условиях урбанизированной
среды;
∙ совершенствование механизмов взаимодействия общества
и природы.
Важнейшие общие задачи современной экологии в её широком понимании
сводятся к следующим.
1. Раскрытие места и роли человека, цивилизации, техносферы в
существовании экосферы планеты Земля с позиций экологических законов.
Нахождение и уточнения естественно- научных критериев, определяющих
экологическую совместимость человека и биосферы и количественные пределы
развития техносферы.
2. Экологизация сознания людей: формирование новой идеологии и
методологии гуманистического экоцентризма, направленной на переход к
экологически ориентированной постиндустриальной цивилизации, на экологизацию
экономики, производства, политики, образования.
3. Всеобъемлющая диагностика состояния природы планеты и её ресурсов;
определение порога выносливости живой природы планеты – биосферы по отношению к
антропогенной нагрузке, т.е. к тем помехам и утратам – изъятию биологических
ресурсов, загрязнению среды, изменениям климата, которые наносятся человеческой
деятельностью, и выявление степени обратимости этих изменений.
4. Разработка прогнозов изменений биосферы и состояния окружающей
человека среды при разных сценариях экологического и социального развития
человека. Выработка критериев оптимизации – выбора наиболее согласованного и экологически
ориентированного социально-экономического развития общества.
5. Формирование такой стратегии поведения человеческого общества, такой
экономики и таких технологий, которые приведут масштабы и характер
хозяйственной деятельности в соответствие с экологической выносливостью природы
и остановят глобальный экологический кризис.
Задание №3:
Уменьшение толщины озонового слоя на 1% из-за увеличения потока
УФ-излучения на 2% приводит к росту заболеваний раком кожи на 4%. Оценить
прирост заболеваний раком кожи к 2056г. по отношению к настоящему времени, если
средняя скорость истощения озонового слоя составляет 0,224% ежедневно.
Перечислить основные причины истощения озонового слоя Земли.
Решение задачи:
1). За 56 лет озоновый слой может уменьшиться:
∆C = V t = 0,224% · 56 (лет) = 12,544%,
где V – скорость истощения слоя О3;
t – оцениваемый промежуток
времени.
2). Вероятность заболеваний раком кожи к 2056 году возрастёт на:
∆B = ∆CS
= 12,544% · 4% =
50,176%,
где S – вероятность увеличения
заболеваемости раком кожи на каждый % истощения слоя О3.
К 2056 году: Озоновый слой уменьшится на 12,544%;
Поток УФ-излучения увеличится на:
12,544% · 2% = 25,088%;
Вероятность заболеваний раком кожи возрастёт на 50,176%.
Озон – трёхатомные молекулы кислорода, рассеянные над Землёй на высоте от
15 до 50 км, озоновая защитная оболочка очень невелика, всего 3 млрд.т. газа,
наибольшая концентрация на высоте от 20 до 25 км.
Запуск мощных ракет, ежедневные полёты реактивных самолётов в высоких
слоях атмосферы, испытание ядерного и термоядерного оружия, ежегодное
уничтожение природного озонатора – миллионов гектаров леса – пожарами и рубкой,
массовое применение фреонов в химической, парфюмерной продукции, в технике –
главные факторы, разрушающие озоновый экран Земли.
Литература.
1. Горелов А.А. Экология
: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юрайт – М, 2002 – 312с.
2. Новиков Ю.В. Экология,
окружающая среда и чело-век : Учеб. пособие для вузов, а также учащихся
средних школ и колледжей. – М.: ФАНР-ПРЕСС, 1999 – 320с.
3. Розанов С.И. Общая
экология : Учебник для техничес-ких направлений и специальностей. – СПб.:
Издательство “Лань”, 2001 – 288с.
4. Петров К.М. Общая
экология: Взаимодействие обще-ства и природы : Учебное пособие для вузов. –
2-е изд., стер. – СПб.: Химия, 1998 – 352с., ил.
5. Кормилицын
В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии : Учебное пособие.
М.: МПУ, 1997. 1 – 368с., ил.
6. А.С.
Степановских Общая экология. – Курган: ГИПП “Зауралье”, 1999 – 512с.,
ил. – (Учебники и учебные пособия высш. учебн. заведений, 2-е изд., перераб. и
доп.).
Страницы: 1, 2
|