Требования безопасности к системам, находящимся под давлением
Требования безопасности к системам, находящимся под давлением
Требования
безопасности к системам, находящимся под давлением
К сосудам
(системам) под давлением относятся емкости, заполненные сжатыми, сжиженными и
растворенными газами и жидкостями, компрессоры, баллоны, паровые котлы, а также
трубопроводы, предназначенные для транспортировки газов, паров и жидкостей.
Системы под
давлением являются объектами повышенной опасности, т.к при нарушении их
герметичности и режимов эксплуатации возможны взрывы большой мощности, за счет
высвобождения потенциальной энергии сжатого газа и действия кинетической
энергии.
Причины взрывов
сосудов:
неправильное
изготовление сосудов
нарушение
режимов работы и правил эксплуатации
неисправность
арматуры и контрольно-измерительных приборов
коррозия
механические
удары
превышение
давления
воздействие
высоких температур и открытого пламени
В компрессорах
взрыв может произойти из-за перегрева стенок; загорания и взрыва паров
смазочного масла; разрядов статического электричества; засасывания грязного
воздуха и т.д.
Причины
взрывов трубопроводов
внутренняя
коррозия
гидроудары
некачественная
сварка, изготовление труб, фланцевых соединений
Взрывы паровых
котлов возникают при снижении уровня воды ниже допустимого; превышения
давления; дефектов изготовления.
Причинами
взрывов баллонов, кроме перечисленных, может быть случайное попадание внутрь
баллона газов, образующих с содержимым баллона взрывоопасную смесь.
Устройство и
эксплуатация систем, находящихся под давлением, должны отвечать требованиям
"правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под
давлением"; "правил устройства и безопасной эксплуатации
компрессорных устройств, воздуховодов и газопроводов"; "правил
устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов для горючих, взрывоопасных
газов" и т.д. Для каждой системы существуют свои правила.
Техническое
освидетельствование
Сосуды под
давлением свыше 70 кПа в соответствии с правилами подвергаются техническому
освидетельствованию (гидроиспытанию) и внутреннему осмотру до пуска в работу,
периодически и досрочно.
Гидравлическое
испытание проводят пробным давлением, регламентированным "правилами..."
в зависимости от конструкции сосудов, рабочего давления, а также допускаемых
напряжений для материалов сосудов и их элементов при температуре стенки сосуда
20° С и расчетной рабочей температуре. Баллоны на заводе
изготовителе испытывают пробным гидродавлением, указанным на баллоне, а также
подвергают пневматическому испытанию давлением, равным рабочему. В период
эксплуатации осуществляются следующие виды контроля:
внутренний
осмотр, не реже 1 раза в 4 года.
гидравлическое
испытание, не реже 1 раза в 8 лет.
ежегодный
осмотр сосудов в рабочем состоянии.
В период
эксплуатации баллоны подвергаются периодическому освидетельствованию не реже 1
раза в 5 лет. При этом проводится осмотр внутренней и наружной поверхностей,
проверка массы и емкости. Гидроиспытания производят под давлением в 1.5 раза
больше рабочего. У горловины каждого баллона, у сферической части выбивается
товарный знак предприятия-изготовителя, дата изготовления, испытания и дата
следующего испытания в соответствии с правилами.
Стальные
трубопроводы для горючих газов подлежат осмотру и проверке на плотность через
три года. Чугунные газопроводы подвергаются проверке на плотность ежегодно.
Безопасность
эксплуатации
Системы,
работающие под давлением обеспечиваются предохранительными устройствами:
клапанами (рычажными и пружинными) и мембранами (разрывными). Клапаны используются
для автоматического выпуска избытка газа, пара и жидкости из системы при
аварийном росте давления. Разрывные мембраны применяются для защиты при
аварийном быстром росте давления. В сосудах под давлением используются
контрольно-измерительные приборы и автоматика: манометры и термометры.
Контрольно-измерительная аппаратура проверяется не реже 2х раз в год
специальными организациями.
Компрессоры
Давление
сжатого воздуха в компрессорах контролируется и регулируется автоматически,
регулятор давления при его повышении переводит компрессор на холостой ход, а
предохранительный клапан снижает давление до нормального, выпуская воздух в
атмосферу. Во избежание взрыва, сжатый воздух охлаждается водой и воздухом. На
случай прекращения подачи воды предусматривается автоматическая сигнализация и
блокировка для остановки компрессора. Смазка циллиндров осуществляется
компрессорным маслом с температурой вспышки не менее 216-240 °С и
температурой самовоспламенения более 400 °С.
Баллоны
Их безопасность
обеспечивается механической прочностью и контролем состояния с соблюдением
правил наполнения и транспортировки. Во избежание смешения горючих и негорючих
газов боковые штуцеры на баллонах для кислорода и инертных газов имеют правую
резьбу, а на баллонах горючих газов, образующих с воздухом взрывоопасные смеси
- левую резьбу. Баллоны окрашиваются в разные цвета с указанием газа (горючие
газы - красный; кислород - голубой; инертные газы - черный). В баллонах со сжиженными
газами после их использования должно быть избыточное давление не менее 49 кПа
для предотвращения подсоса воздуха внутрь баллона и исключения образования в
нем конденсата. Во избежание перегрева расстояние от баллона до источников
тепла устанавливается не менее 2м, от открытых источников не менее 5м, от
солнечных лучей баллоны защищают навесами. Баллоны с горючими взрывоопасными
газами, такими как ацетилен, водород, метан и др. хранятся в специальных
огнестойких складах отдельно от других взрывоопасных веществ. Во избежание
ударов, падений и загрязнения баллоны перевозят на специально оборудованных
машинах, карах, тележках со специальной фиксацией каждого баллона. При этом
фары автомобилей должны быть включены.
Газопроводы
Постоянное
давление в них поддерживается специальными регуляторами давления, перед
которыми устанавливаются автоматические запорные клапаны. Обнаружение утечек
природного газа затруднительно из-за отсутствия запаха, поэтому в газ добавляют
одорант, в частности этилмермеркаптан. Трубопроводы для газопроводов оборудуют
водяными затворами или пламяпреградительными для защиты от попадания взрывной
волны или пламени со стороны сети потребления, а также от проникновения
кислорода. В зависимости от транспортируемой среды трубопроводы окрашиваются в
специальные цвета и на них наносятся опознавательные полосы.
Безопасность
подъемно-транспортных механизмов (ПТМ)
К
грузоподъемным механизмам относятся: грузоподъемные краны всех типов (башенные,
козловые, мостовые, портальные, железнодорожные, автомобильные; лебедки; лифты;
балочные и полиспастные блоки; электротали и электротельферы, такелаж.
Безопасность
подъемно-транспортных механизмов обеспечивается следующими специальными
устройствами:
Конечные
выключатели - мех-мы переключения и подъема крюка при приближении их к
крайним положениям.
Ограничители
грузоподъемности - защита механизмов от перегрузок отключением механизма
подъема с изменением вылета стрелы.
Тормозные и
удерживающие устройства, звуковая, световая и комбинированная сигнализации и дистанционное
управление.
Все
грузоподъемные машины подвергаются освидетельствованию, включающий осмотр,
статические и динамические испытания.
Статические
испытания осуществляются перед вводом в эксплуатацию, после монтажа и
капремонта - при перегрузке на 10%. При этом груз поднимается на 10 см и
выдерживается 10 мин, затем определяются возможные деформации конструкции с
применением специальных тензодатчиков.
Динамические
испытания - повторно (не менее 2 раз) опускается и поднимается груз, на 10%
превышающий номинальный. При этом проверяется действие механизмов, тормозов и
конечных выключателей. Груз удерживается в промежуточном положении, результаты
фиксируются в специальных журналах.
Отдельно по специальным методикам используется такелаж.
Управление и
обслуживание грузоподъемных механизмов и машин поручается лицам с 18 лет,
годным по состоянию здоровья, прошедшим обучение и аттестацию.
Безопасность
внутрицехового транспорта
Для перевозки и
перемещения грузов используются транспортеры, электрокары и конвейеры
(пластинчатые, скребковые и подвесные).
Все вращающиеся
части конвейеров ограждаются, а органы управления обеспечивают хороший контроль
и доступ. Конструкции конвейеров исключают падение груза.
У подвесных
конвейеров предусмотрены механизмы, удерживающие цепь от падения при разрыве.
При наличии нескольких кнопок ПУСК предусмотрена их блокировка при
несогласованном пуске. У каждого транспортера или конвейера есть кнопка СТОП
для экстренного торможения всей системы.
Безопасность
механических станков
На токарных,
фрезерных, сверлильных, заточных, шлифовальных и др. станках все шкивы,
шестерни, ремни имеют жесткие ограждения. Для осмотра смазки, обслуживания
имеются съемные ограждения. На токарных - стружкоотводники. Сверлильные станки
имеют устр-ва, предупреждающие самовольное опускание траверса. Шлифовальные -
имеют заточные круги, которые могут разрываться - они ограждаются сплошными
кожухами. Зона шлифования защищается специальным прозрачным щитком; имеются
местные отсосы пыли. При работе на прессах и молотах возможны повреждения рук
при попадании их между пуассоном и матрицей. Поэтому каждый пресс имеет
защитное устройство - двуручное включение, ограждение, фотоэлементную защиту.
При работе на гильотинных ножницах применяются специальные ограждающие линейки
(руки не попадают в зону резания). Круглые пилы имеют специальные устройства,
обеспечивающие удержание заготовки.
|