Биологические основы выращивания белуги (Huso huso)
При поддерживании в
изотермическом ящике постоянно температуры (4—6° С) длительные перевозки икры
проходят обычно с незначительным отходом (2–5%).
За 3—4 ч до окончания
транспортировки рекомендуется удалить из ящиков часть льда — это приведет к
постепенному повышению температуры внутри транспортной тары. Таким образом,
можно сократить до 1—1,5 ч время уравнивания температуры в транспортной таре и
воды в инкубационном аппарате (Кожин, 1971).
Транспортировка личинок. Чаще всего для транспортировки
личинок рыб используют стандартные полиэтиленовые пакеты объемом 40 л, длиной 65 см, с шириной рукава 50 см. Перед перевозкой их упаковывают в стандартную картонную
коробку размером 65 х 35 х 35 см. В каждый полиэтиленовый пакет наливают 10 - 12 л воды, помещают личинок, свободное пространство заполняют кислородом и закрывают пакет с помощью
зажима Мора или резинового шланга.
Оптимальной
температурой для перевозки в летнее время теплолюбивых рыб является 10-12°С. В
один пакет помещают, до 15 тыс. осетровых (белуги, осетра, севрюги). Транспортировку
личинок рыб из инкубационного цеха можно также производить и в другой таре,
например, в молочных флягах с крышкой. При температуре 4 - 5 °С и
продолжительности транспортировки 2 часа допустимая плотность посадки 2-3 тыс.
экз./л. После помещения личинок воду доливают до горловины фляг и плотно
обвязывают двойным слоем марли, на марлю кладут деревянный брусок размером 2 х 2 см и опускают крышку, но не стягивают ее зажимом. Этим достигается постоянная аэрация воды и
исключается выброс личинок с водой при толчках во время перевозки.
Перевозка
личинок осетровых. Наилучшие результаты и минимальные отходы (0,1 — 1%)
наблюдаются при перевозке одно–двухдневных личинок осетровых в течение 20—50 ч при
температуре 10—18° С. Перевозка трех-четырехдневных личинок сопряжена с увеличением
отходов до 3—10%.
Для
перевозки личинок осетровых рыб используют канны из органического стекла, в
которых воду аэрируют воздухом. Плотность посадки личинок (табл. 7)
рассчитывают или по площади дна канны (4—7 шт/см2), или по объему
воды в ней (160—200 шт/л). В каннах емкостью 50—60 л размещают до 6—12 тыс.
личинок средним весом 12—25 мг. Личинок перевозят в полиэтиленовых пакетах,
наполненных водой и смесью воздуха с кислородом (рис. 47).
Таблица 7
Нормы
посадки личинок осетровых рыб в полиэтиленовые пакеты емкостью 40—45 л
|
на 5 тыс. личинок
|
на 8-12 тыс. личинок
|
Воды, л
|
15
|
15
|
Кислорода, л
|
10
|
15
|
Воздуха, л
|
10
|
15
|
При
соблюдении указанных норм и температуре воды до 18°С перевозка личинок в
течение 15—20 ч проходит обычно без отходов. Перевозка личинок в полиэтиленовых
пакетах удобнее и рентабельнее, чем в каннах. В полиэтиленовых пакетах личинки
можно отправлять прямыми рейсами самолетов без сопровождающих (Кожин, 1971)
Рис. 47. Полиэтиленовый
пакет для перевозки личинок.
Перевозка живой рыбы в
прорезях. Прорезь,
предназначенную для перевозки живой рыбы, устанавливают на слабом течении реки
или протоки. Рыбу загружают в прорезь с учетом общей ее массы. Для рыбоводных
заводов и нерестово-выростных хозяйств разработаны нормы посадки живой рыбы в
прорези (табл. 8).
Для предотвращения
выпрыгивания рыбы из прорези ее закрывают матами из камыша или мелкоячейной
дели, а сверху съемными крышками. Забивать прорезь досками не рекомендуется,
так как при выпрыгивании рыба может получить тяжелые травмы.
Отсеки
прорезей, в коррых содержится рыба, должны быть обтянуты пологами из
мелкоячейной двух- или трехмиллиметровой капроновой ткани «рашель» или килечного
капронового хамсороса.
Загруженную
живой рыбой прорезь транспортируют к месту назначения катером со скоростью 7—10
км/ч (Кожин, 1971).
Таблица 8
Нормы
посадки рыбы в прорези с полезным объектом 30 м3
Вид рыбы
|
Производители, шт.
|
Молодь, тыс. шт.
|
Белуга
|
5
|
50-60
|
Осетр
|
10
|
50-60
|
Севрюга
|
16
|
50-60
|
Шип
|
10-12
|
50-60
|
Каспийский лосось
|
40
|
|
Белорыбица
|
20
|
|
Сазан
|
1500-2000
|
500 - 600
|
Леш
|
2000-2500
|
1000-1500
|
Судак
|
800-1000
|
200-300
|
Рыбец
|
7000 - 7700
|
|
Транспортировка
в живорыбных вагонах. Живорыбные вагоны используют для транспортировки рыбы на
расстояния более 1000 км. Для осетровых рыб, которые постоянно держатся у дна,
нормы посадки определяют по площади дна баков из расчета посадки их в один
слой. В каждый живорыбный вагон помещают по 500 -800 экз. производителей осетра
или севрюга при продолжительности транспортировки 4-8 суток и температуре воды 6
- 8 °С. Для поддержания в транспортировочных емкостях удовлетворительных
условий содержания рыбы необходима постоянная аэрация воды. При длительных перевозках
транспорт помимо основного компрессора должен иметь запасной автономный
бензо-компрессор или запас баллонного кислорода. Оптимальным содержанием кислорода
в воде во время перевозки рыбы считается 7 - 8 мг/л, его снижение до 3 мг/л
свидетельствует о критическом состоянии рыбы. В большинстве специализированных
транспортных средств предусмотрена термоизоляция. Перевозка рыбы в живорыбных
вагонах может осуществляться при температурах воздуха от -40 до +30 °С (Пономарева,
Бахарева, 2002).
Перевозка
живой рыбы автотранспортом. На автомашинах рыбу перевозят на небольшое
расстояние: доставка рыбы из живорыбных вагонов на рыбоводный завод; доставка
молоди рыбы с рыбоводных заводов к месту выпуска; доставка производителей рыб с
тоней или от прорезей на рыбоводный завод. Автомашины (ЗИЛ-150),
приспособленные для перевозки живой рыбы, имеют баки емкостью до 3000 л, в которых поддерживается благоприятный для живой рыбы температурный и газовый режим. Обогащение
воды кислородом происходит при прохождении ее через форсунки, к которым
центробежный насос все время подает воду. Центробежный насос приводится в
движение при помощи особого механизма от двигателя автомашины и может работать
при движении и во время стоянки автомашины. Зимой вода в баке может
подогреваться отработанными газами автомашины до температуры 5° С. При
перевозке живой рыбы в пределах 50—100 км отношение количества рыбы к
количеству воды колеблется около 1 : 1,5 или 1 :2. При более длительной перевозке
норма загрузки должны быть снижена до 1 : 3 или даже 1 : 4 (на 1 кг рыбы 3—4 л воды зависимости от вида рыбы и времени перевозки. Живую рыбу на грузовой автомашине
можно перевозить в брезентовых баках. Для этого на платформе машины
устанавливают деревянный каркас в виде решетчатого ящика, размер которого
зависит от размера платформы машины. Внутри деревянного каркаса навешивают
брезент, который должен свободно выстилать внутренние стенки каркаса. В верхней
части каркаса брезент прикреплен к крючкам решетки при помощи петель или колец.
Таким образом, образуется большой кошель-бак, куда и наливают воду примерно до
половины бака. Бак во время перевозки рыбы покрывают брезентовой крышкой, чтобы
рыба с водой не выбрасывалась из бака (Кожин, 1971).
Глава 6.
Биологические основы акклиматизации
Все работы по
акклиматизации и зарыблению естественных водоемов и водохранилищ осуществляются
в соответствии с Положением о порядке проведения работ по акклиматизации рыб,
других водных организмов и зарыблению водоемов РФ под строгим контролем органов
рыбоохраны. Мероприятиям по зарыблению и акклиматизации предшествует разработка
научными организациями биологических обоснований, освещающих вопросы
биологической и хозяйственной целесообразности их вселения. Положение о порядке
проведения работ по акклиматизации рыб, других водных организмов и зарыблению
водоемов РФ было утверждено приказом Председателя Комитета Российской Федерации
по рыболовству 27 декабря 1993 года (Методические указания, 2002).
Акклиматизация
водных организмов - это биолого-биотехнический процесс, представляющий собой
вселение объектов, доставленных из одних водоемов, регионов, стран в другие,
где их ранее не было или они исчезли, с целью их полной или частичной натурализации,
а также других форм хозяйственного использования (спортивное рыболовство, озерно-товарное
хозяйство, биологическая мелиорация). Акклиматизация проводится в двух формах:
полноцикловая и поэтапная.
Полноцикловая
акклиматизация - натурализация - это конечная фаза процесса акклиматизации,
когда вселенец приспособился к новым условиям, определилась его ниша и
взаимоотношения с аборигенами в экосистеме заселяемого водоема, установилось
подвижное равновесие численности новой популяции, и появилась возможность ее
использования в кормовых и промысловых целях.
Поэтапная
акклиматизация - не завершенная акклиматизация, когда некоторые этапы развития
вселенца не могут завершиться в условиях водоема вселения и проходят в других
водоемах или под протекцией человека.
Зарыбление
- частный случай поэтапной акклиматизации, характеризующий тип, метод
хозяйственной деятельности, и предусматривающий регулярный выпуск посадочного
материала на нагул в уже апробированные водоемы.
Реакклиматизация
- интродукция особей вида в целях восстановления популяции в пределах его
естественного (в прошлом) ареала, в котором этот вид по каким-либо причинам
исчез (Методические указания, 2002).
В
текущем этапе курсовой работы я хотел бы акклиматизировать белугу для
выращивания в водоемы лиманного типа (лагуны) находящиеся в Азовском море.
Азовское
море конечный самый малый мелководный бассейн эстуарного типа в цепи
средиземноморских морей. Площадь моря приблизительно 38 тыс. км2,
объём равен 320 км 2, глубина ср ~ 8,4 м, глубина max =13,6 м. Благодаря малым глубинам
оно быстро прогревается летом и охлаждается до дна зимой. Экологическая ёмкость
Азовского моря была ограничена, а биотическая довольно велика. Химическая
основа кормности этого бассейна обеспечивается систематическим поступлением
биогенов извне и внутренними их запасами, накопленными в организме, грунте и
толще воды. Из рек Дона, Кубани и других до 1952 года поступало ежегодно около
80 тысяч тонн азотистых соединений и 12-13 тысяч тонн фосфорных. Экологическая
емкость моря зависит от гидрологического режима, а биотическая сохраняется
высокой. Разрыв между экологической и биотической емкостью приводит к
недоиспользованию органического вещества кормов.
Необходимые
условия для вселения имеются в Ахтанизовском и Курчанском лиманах.
Ранее
такие работы уже проводились учеными АзНИИРХа. Для проверки эффективности
использования лиманов в Ахтанизовский лиман в 1973 г. была вывезена заводская молодь осетровых выращенная в прудах Темрюкского осетрового завода, в
следующем количестве: осетр 250 тыс. шт., белуга 250 тыс. шт., севрюга 200 тыс.
шт.
Изучение
биологии молоди в лимане показало высокую эффективность этого метода. Хищные
рыбы молодью осетровых не питались. Кормовая база полностью обеспечивала
интенсивное питание осетровых. Осетр и севрюга питались ракообразными (мизиды и
корофииды), белуга потребляла бычков.
В 1973 г. вес белуги увеличился в среднем с 8,6г при посадке до 680,0 г в конце сезона, осетра с 4,8 г до 90,0 г, севрюги с 4,2 г до 86,0 г.
Для
определения количества молоди, обитающей в лимане, были организованы съемки
лимана, и наблюдения в гирле за выходом молоди из лимана. По сравнению с прямым
выпуском в море численность осетровой молоди в лимане оказалась в 4 раза выше (Бокова,
и др., 1979).
Гидрологические, гидрохимические
показатели и кормовая база в Курчанском лимане мало, чем отличаются от сих
показателей в Ахтанизовском. Из этого следует, что Курчанский лиман может
служить водоемом вселения.
Летом в открытой части
лимана температура воды на некоторых участках достигает 25 – 27˚С, а у
берегов повышается до 30˚С. Зимой вода охлаждается до 0˚С и
образуется лед. Соленость колеблется от 13 до 16 ‰. Эти колебания зависят от
чередования многоводных и маловодных лет (Анисимова, и др., 1983).
Кормовая база выше
описанного водоема полностью устраивает потребности белуги при интенсивном
питании. А это значит что затраты на корм (искусственный корм, вселение
кормовых объектов) не требуются. Что значительно увеличивает экономическую
ценность этой попытки.
Молодь белуги для вселения
можно брать на рыбоводных заводах Дона и Кубани.
Сроки вселения должны
совпадать с началом интенсивного развития и размножения кормовых объектов,
которое приходится на июнь – июль.
По истечению трех лет
белуга наберет товарную массу (2−2,5 кг) и можно будет организовывать
промысел.
Данный вид вселения
относится к частному случаю поэтапной акклиматизации − зарыблению,
который описан в начале главы.
Список литературы
1.
Анисимова И.М.,
Лавровский В.В. Ихтиология. − Москва. − изд-во «Высшая школа»,
1983. − 255 с.
2.
Атлас
пресноводных рыб России в двух томах. Т–1– под редакцией Решетникова Ю.С. М.
наука, 2002. – 253 с.
3.
Бабушкин Н.Я. 1964. Биология и промысел каспийской
белуги // Тр. ВНИРО. Т. 52. Сб.1. М.: с. 183-258.
4.
Бокова Л.И.,
Гунько А.Ф. опыт использования лиманов для выращивания заводской молоди
осетровых в Азовском бассейне // Осетровое хозяйство внутренних водоемов СССР.−1979.−
с. 28-29.
5.
Вернидуб М.Ф.
Инструкция по определению рыбоводного качества, сбору, оплодотворению,
рационализации обесклеивания и инкубации икры и выдерживанию личинок осетровых.
− рукопись, 1952.
6.
Детлаф Т.А.,
Гинзбург А.С. Зародышевое развитие осетровых рыб (севрюги, осетра и белуги) в
связи с вопросами их разведения. − Москва. − изд-во Академии наук
СССР, 1954.−215 с.
7.
Драгомиров Н.И.
Эколого-морфологические особенности личиночного развития белуги HUSO HUSO (L.).
// Труду института морфологии животных им. А. Н. Северцова. − 1961. −
вып. 33. − с. 72-185.
8.
Захарова Н.А.,
Хураськин Л.С., Полянинова А.А. 2000. Трофические связи осетровых и каспийского тюленя // Осетровые на
рубеже 21 века: Тез. докл. Междунар. конф. Астрахань: Изд-во КаспНИРХа. 54 с.
9.
Иванов А.П.
Рыбоводство в естественных водоемах. - М.: Агропромиздат, 1988. - 367 с.
10.
Кокоза А.А.,
Искусственное воспроизводство осетровых рыб. Моногр.− Астрахань. − изд-во
АГТУ, 2004. −207 с.
11.
Курс лекций:
«Осетровые мирового океана». Для студентов третьего курса специальности «Водные
биоресурсы и аквакультура». Л.В. Витвицкая, А.М. Тихомиров, Н.А. Егоров;
АГТУ–Астрахань, 2002.–160 с.
12.
Легеза М.И. 1972. Роль абиотических факторов
среды при распределении осетровых (сем. Acipenseridae, Pisces) в Каспийском
море // Вопр. ихтиологии. Т. 121. Вып.1. С. 13-24.
13.
Методическое
указание на тему: Биологические основы акклиматизации. − Астрахань. −
изд-во АГТУ, 2002.
14.
Мильштейн В.В.
Осетроводство.: М. агропромиздат 1982.
15.
Молодцова А.И.
Поляникова А.А. Смирнова. А.В. Кормовая база и питание заводской молоди белуги
в естественных условиях реки Волги. //Воспроизводство осетровых, лососевых и
частиковых рыб: сб. научных трудов ВНИРО. М. 1992 – с 100–110
16.
Мухачев И.С.
Биологические основы рыбоводства: учеб. пособие: М–во. образования и науки. Р.
Ф. Тюмень. Гос. университет – Тюмень из–во. Тюмень гос. ун–та, 2005– 300 с.
17.
Поляникова А.А.
Эриксон. Е.П. Питание белуги в Каспийском море в современных условиях // Тез.
докл. 6–й Всероссийской конфиренции по проблемам промысла. Мурмнск 1996 с.
119–120
18.
Понамарев С.В. Гамыгин
Е.А., Никоноров С.И. Понамарева Е.Н. Бахарева А.А. Грозеску Ю.Н. Технологии
выращивания и кормления объектов аквакультуры юга России.– Астрахань: «Нова
плюс», 2002
19.
Понамарева Е.Н.
Бахарева А.А. Методы стимулирования половых продуктов у рыб различными
способами. Астрахань 2001
20.
Понамарева Е.Н.
Бахарева А.А. Методы транспортировки икры, спермы, личинок, молоди и
производителей рыб. Астрахань 2002
21.
Привезенцев Ю.А.
Рыбоводство: учебник для студентов вузов/ Ю.А. Привезенцев, В.А. Власов. – М.:
Мир, 2004. – 456 с.
22.
Рыбы
Казахстана.1986. Т. 1. Алма-Ата: Наука. С. 57-71.
23.
Рыбохозяйственные
исследования на Каспии: Результат НИР за 2005г Романов А.А., Журавлёва О.Л.,
Ходоревская Р.П., Левин А.В., Лепилина И.11., Коноплёва И.В., Сафаралиев И.А.
Астрахань.: Изд–во Капнирх. 2006– 436 с
24.
Справочник
рыбовода по исскуственному разведению промысловых рыб/ под ред. д. б. н. проф.
Н.И. Кожина–М. Пищевая пром.1971–208 с.
25.
Ходоревская
Р.П., Полянинова А.А. 2000. Оценка условий нагула белуги (Huso
huso L.) в северо-западной части Северного Каспия // Морские гидробиологические
исследования. М.: ВНИРО. С. 205-208.
26.
Черномашенцев.
А.П. Мильштейн. В.В. Учебник рыбоводства 1 часть: М. Агропромиздат 1983.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|