Естествознание как наука
Естествознание как наука
Лекция
1. Особенности естественнонаучного познания
Естественнонаучная
и гуманитарная культуры.
Человек
существует в природе. Способ существования – деятельность.
Многие
естественнонаучные законы и принципы справедливы и в общественных науках.
Например, принцип обратной связи, самоорганизация и т.д.
Три
способа познания: аналитический – наука, художественный, чувственный, порой
иррациональный – искусство, реконструктивно-пророческий, по большей части
иррациональный – религия.
Научный
метод.
Метод
(от гр. Methodos – путь к чему-либо, способ)- совокупность приемов и операций
практического и теоретического освоения действительности.
Область
знания, которая специально занимается изучением методов – методология. гр.
Logos – учение ).
Наблюдение
– метод получения первичных знаний; научное наблюдение характеризуют
целенаправленность, планомерность, активность.
Эксперимент
– контролируемое воздействие на исследуемый объект. Характеризуется воспроизводимостью.
Измерение
– получение количественных закономерностей.
Абстрагирование
– переход от чувственно-конкретного к абстрактному, отвлечение от каких-либо
менее существенных сторон объекта – идеализация (материальная точка, идеальный
газ и т.д. )
Мысленный
эксперимент – оперирование идеальными образами (Галилей).
Формализация
– особый подход, использующий специальную символику – формализованные
искусственные языки; характерна моносемичность – однозначность терминов – но
разная для разных наук.
Лекция
2. История естествознания
Естествознание
эпохи античности
1)
Теокосмогонические мифы – высшая форма мифотворчества, которая содержит
зародыши научного знания. Гесиод «Теогония»: первичное состояние мира – Хаос
усложнение и организация мира от Хаоса к Космосу представление о периодической
гибели Космоса и переход к Хаосу и вновь возрождение Космоса.
2)
Естествознание начинается с вопроса: из чего состоит все? Субстанция мира –
единое основание многообразия вещей.
3)
Европейская наука началась с Милетской школы (VI в до н.э.) – Фалес (субстанция
- вода), Анаксимандр (апейрон – некое вечное беспредельное, безграничное,
бесконечное начало), Анаксимен (воздух ).
4)
Гераклит из Эфеса (огонь – самое изменчивое и подвижное вещество).
5)
Пифагорейский союз VI – IV вв до н.э. («Все есть число»). Математика как
средство познания мира.
6)
Элейская школа - основал Ксенофан. Известны Парменид (два пути познания: путь
истины и путь мнения), Зенон (субстанция – бытие как таковое). Апории Зенона.
7)
Софисты (платные учителя риторики, логики, философии) – могли доказать что
угодно. Не верили в познаваемость мира. Например, Георгий: «Ничего не
существует, если бы и существовало, то было бы непознаваемо; если бы и было
познаваемо, то не было бы передаваемо другим».
8)
Аристотель – первый исследователь природы (лучший ученик Платона - «Платон мне
друг, но истина дороже», учитель Александра Македонского).
Основал
Ликей – философскую школу.
Идеи
не могут существовать отдельно от вещи (противоположно Платону).
Мир
состоит из вещей. Каждая вещь – соединение материи и формы. Чтобы стать вещью,
материя должна принять форму.
1) мир
делится на надлунный (идеальный, где возможно движение только по окружности) и
подлунный. Основной закон механики Аристотеля: в подлунном мире v ~ F (скорость
пропорциональная силе). Объяснение – теория импетуса (Филопон) – «движущая
сила» у каждого движущегося тела.
2) движение
– естественное (легкое – вверх, тяжелое – вниз) и насильственное.
3) каждый
организм = реализация определенной формы. Животные – кровяные, бескровные
(беспозвоночные), между животными и растениями - губки, медузы.
4) Геоцентризм
(Земля в центре мира) – Птолемей создал теоретическую базу. Теория эпициклов
для объяснения некругового вращения планет.
Основоположники
атомизма– Демокрит и Эпикур в Греции, Тит Лукреций Кар – в Древнем Риме.
Развитие
математики – Пифагор (ввел понятие иррациональности), Евклид метод аксиом,
основатель геометрии Евклида. Архимед (определил значение числа ? ,положил
начало гидростатике, создал множество механических приспособлений, один из
последних представителей античного естествознания)
В
античной науке познавательный элемент был больше, чем ценностный ( П › ц ).
4.Естествознание
средних веков.
В
Европе - усиление влияния Церкви. Философия – «служанка» богословия. (Ц >
п), Бог – высшая ценность.
Упадок
европейской науки до XIII вв. На Востоке – прогресс науки. На арабский язык
были переведены основные труды древнегреческих ученых – в VIII-IX вв. Мухаммад
аль–Баттани (астрономические таблицы), Ибн - Юнас (тригонометрия, лунные и
солнечные затмения),Ибн аль-Хайсам (оптика), Ибн-Рушд (виднейший философ и
естествоиспытатель, считавший своим учителем Аристотеля).
В
XIII в начался подъем европейской науки. Оксфордский университет.
Лекция
3. Научные революции
Естествознание
эпохи Возрождения. Первая научная революция
Конец
XV-XVI веков – переход от Средневековья к Новому времени – эпоха Возрождения
(возрождение культурных ценностей античности).
1) Первая
научная революция связана с появлением гелиоцентрического учения польского астронома
Николая Коперника (1473 – 1543). Труд «Об обращениях небесных сфер». Объяснение
движения планет без эпициклов. Земля – одна из планет Солнечной системы. Учение
было запрещено церковью.
Однако
на основе гелиоцентрической системы в 1582 г. была проведена церковная реформа
календаря: на смену юлианскому пришел григорианский.
2) Итальянский
мыслитель Джордано Бруно (1548-1600) пошел дальше Коперника – бесконечность
Вселенной, множественность миров. Сожжен на Площади Цветов в Риме в 1600 г. как
нераскаявшийся еретик.
3) Появление
методологии – Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт (Картезий). Главная ценность –
объективное познание мира.
4) Галилео
Галилей (1564 – 1642). Новое механистическое естествознание. Блестящий
экспериментатор. Естественнонаучное обоснование гелиоцентрической системы в
труде «Диалог о двух системах мира – Птолемеевской и Коперниковой». Суд
инквизиции, отречение от взглядов.
5) Первые
теоретические концепции, объясняющие фундаментальные характеристики живого.
6) Научная
революция XVII в. завершилась творчеством Исаака Ньютона (1643-1727)
6. Естествознание
Нового времени (XVII – XIX вв.)
Исаак
Ньютон – дифференциальное и интегральное исчисления, важные астрономические
наблюдения, завершение дела Галилея по созданию классической механики. Три
закона механики, закон всемирного тяготения. Основной труд – «Математические
начала натуральной философии» – 1687 г. Предложил научно-исследовательскую
программу, которую он назвал «экспериментальной философией» – механистическую.
Проблема
философского метода.
Истоки
противоположности двух методов – в древности. Гераклит: «Все течет, все
изменяется», Ксенофан, Парменид,Зенон – мир неподвижен, неизменен, так как
всякое изменение – это противоречие, что невозможно.
На
определенном этапе научного познания природы метафизический метод был
неизбежен, так как облегчал процесс познания. В рамках метафизического подхода
проводилась классификация явлений природы. Карл Линней «Система природы»-
предложен принцип такой классификации для живой природы. Градация: класс,
отряд, род, вид, вариация. 6 классов животного мира (млекопитающие, птицы,
амфибии, рыбы, черви, насекомые) и 24 класса растительного. Однако Линней не усмотрел
в этой классификации развития.
Дальнейшее
развитие естествознания требовало его диалектизации.
7.Научная
революция 18-19 веков. Крушение механистической картины мира
Сутью
научной революции 18-19 вв. является диалектизация естествознания.
1) Немецкий
философ Иммануил Кант (1724-1804) «Всеобщая естественная история и теория неба»-
попытка исторического объяснения происхождения Солнечной системы.
2) Пьер
Симон Лаплас «Изложение системы мира» – независимо от Канта пришел к тем же
выводам. Космогоническая гипотеза Канта-Лапласа.
3) в
XIX в идеи развития распространились на все естествознание. Английский
естествоиспытатель Чарльз Лайель (1797-1875) «Основы геологии» - идеи
геологического эволюционизма.
4) Чарльз
Роберт Дарвин (1809-1882) «Происхождение видов в результате естественного
отбора». Развитие- это условие существования вида, условие его приспособления к
окружающей среде.
5) Ботаник
Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), биолог Теодор Шванн (1810-1882)- создатели
клеточной теории (все растения и животные состоят из клеток).
6) Широкомасштабное
единство, взаимосвязь в материальном мире продемонстрирована с открытием закона
сохранения и превращения энергии. Первооткрывателями его считаются немецкий
врач Юлиус Роберт Майер (1814-1878) и английский исследователь Джеймс Прескотт
Джоуль (1818-1889). Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894) увязал этот
закон с принципом невозможности вечного двигателя.
7) Немецкий
химик Фридрих Вёлер (1800-1882) – синтезировал первое искусственное
органическое вещество – мочевину.
8) Дмитрий
Иванович Менделеев (1834-1907) - периодическая таблица элементов.
9) Французский
биолог Жан Батист Пьер Ламарк (1744-1829)- гипотеза эволюции живой природы.
Принципы:
а)
градации (стремление к совершенству),
б)
прямого приспособления к условиям внешней среды.
Законы:
а)
изменения органов под действием упражнений,
б)
наследования признаков новыми поколениями.
Механистические
взгляды на материальный мир господствовали до XIX века. Все закономерности
материального мира сводились к законам механики. С открытием электрического
заряда пришлось пересматривать взгляды.
1) Француз
Шарль Огюст Кулон (1736-1806) – закон взаимодействия электрических зарядов.
2) Англичанин
Майкл Фарадей (1791-1867) ввел в науку понятие электромагнитного поля. Кроме
вещества, в природе существует еще и поле.
3) Англичанин
Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879) «Трактат об электричестве и магнетизме»-
математическая теория электромагнитного поля.
4) Немец
Генрих Рудольф Герц (1857-1894) экспериментально подтвердил теоретические
выводы Максвелла.
Естественнонаучная
революция 20 века.
В
конце XIX - начале XX века был сделан каскад научных открытий, которые привели
к коренному пересмотру физической картины мира.
1) Французский
физик Антуан Анри Беккерель (1852-1908) открыл явление спонтанного излучения
солей урана.
2) Французские
физики Пьер Кюри (1859-1906) и Мария Склодовская-Кюри (1867-1934) открыли новые
радиоактивные элементы.
3) Английский
физик Джозеф Джон Томсон (1856-1940) открыл первую элементарную частицу –
электрон и предложил первую модель атома.
4) Английский
физик Эрнест Резерфорд (1871-1937) предложил новую, планетарную модель атома.
Она основывалась на экспериментах Ганса Гейгера (1882-1945) и Эрнста Марсдена
(1889-1970).
5) Датский
физик Нильс Бор (1885-1962) разработал квантовую теорию строения атома.
Постулаты: в атоме существуют дискретные (стационарные) состояния, в которых
атом не излучает. При переходе из одного состояния в другое атом излучает или
поглощает квант энергии.
6) Немецкий
физик Макс Планк (1858-1947) положил начало квантовой теории, выдвинув гипотезу
о дискретном испускании электромагнитного излучения.
7) Альберт
Эйнштейн (1879-1955) дополнил гипотезу Планка положениями, что электромагнитное
излучение распространяется и поглощается порциями (квантами). Создал теорию
относительности, основанную на том, что пространство и время не абсолютны.
8) Французский
ученый Луи де Бройль (1892-1987) выдвинул идею о волновых свойствах материи.
Корпускулярно-волновой дуализм.
9) Появилась
электроника - наука о взаимодействии электронов с электромагнитными полями и о
методах создания электронных приборов, используемых для передачи, обработки и
хранения информации. В 1940 г американский математик Норберт Виннер предложил
использовать в вычислительных машинах не десятичную, а двоичную систему
счисления, разработанную Джоржем Булем в 19 в. На основе идей Виннера была
создана общая теория информации и связи.
10) Этапы
развития электронно-вычислительной техники. 1-е поколение – ламповые
вычислительные машины. Второе поколение – полупроводниковые ЭВМ. В середине 60х
годов появились интегральные схемы. На них основано третье поколение ЭВМ. В
начале 80х годов стали выпускать микросхемы, содержащие до 100 тыс. элементов в
кубическом сантиметре. Сейчас выпускают большие и сверхбольшие интегральные
микросхемы (более млн. элементов). Один из путей развития электроники –
создание микросхем на основе белковых структур.
Лекция
4. Современное естествознание
Панорама
современного естествознания. Тенденции развития.
Новые
явления и процессы, имевшие место в развитии естествознания и техники в первой
половине XX века (открытие цепной ядерной реакции - О. Ган, Ф. Штрассман, Л. Мейтнер
и О. Фриш), подготовили уникальное событие, получившее наименование
научно-технической революции (НТР), которая началась во второй половине XX
века, когда совпали по времени и научная и техническая революции.
Первый
этап НТР начался в 50х годах ХХ в.
1) В
1953 году была раскрыта структура дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), что
послужило началом интенсивных исследований в химии и биологии.
2) В
1954 году была построена первая в мире атомная электростанция в Обнинске.
3) Появилась
кибернетика. Электронно-вычислительная техника.
4) Космические
исследования. Ракетно-космическая техника.
Второй
этап НТР начался со второй половины 70х годов и продолжается до сих пор.
1)
В последние десятилетия биология достигла грандиозных успехов, когда сумела
заглянуть внутрь живой клетки и понять биологические механизмы на уровне
молекулярных взаимодействий. Генная инженерия. Расшифровка генома человека.
2) Новые
технологии: гибкие автоматизированные производства, лазерная технология,
биотехнология и др.
3) Информатизация
общества на основе персональных компьютеров. Интернет.
4) Нанотехнологии,
оптоэлектроника, электроника высоких скоростей.
Корпускулярная
и континуальная концепции описания природы. Корпускулярно-волновой дуализм.
Поле
– сплошная среда, имеющая различные параметры (поле скоростей, температур и
т.д.)
Дискретность
– «зернистость» – означает делимость пространства- времени, строения и форм
движения (скачки). (Например, множество целых чисел).
Континуальность
– непрерывность, целостность объекта. (Например, множество действительных
чисел).
Луи
де-Бройль: все микрообъекты обладают корпускулярными и волновыми свойствами. E
= h?, E=mc2, ?=h/mv.
Порядок
и беспорядок в природе. Хаос.
Существует
различие между обратимыми и необратимыми процессами. Законы классической
механики являются обратимыми.
Характер
протекания процессов в природе определяется II началом термодинамики, согласно
которому в природе возможны процессы, протекающие только в одном направлении –
в направлении передачи тепла только от более горячих тел к менее горячим.
В
обратимых процессах сохраняется некоторая физическая величина, названная
Клаузиусом энтропией. В необратимых процессах энтропия возрастает. Людвиг
Больцман связал энтропию S с натуральным логарифмом статистического веса W (или
термодинамической вероятности макросостояния, то есть числом микросостояний,
которыми может быть осуществлено каждое макросостояние). S = k lnW (k –
постоянная Больцмана).
Энтропия
– мера неупорядоченности системы (хаоса). Энтропия возрастает по мере
увеличения беспорядка в системе. Любая изолированная физическая система
обнаруживает с течением времени тенденцию к переходу от порядка к беспорядку.
По
Эддингтону возрастание энтропии, определяющее необратимые процессы, есть
«стрела времени».
Лекция
5. Структурные уровни организации материи
Концепции
описания природы.
Сложился
культурно-исторический подход к анализу развития естествознания.
парадигма
(гр.пример, образец) – признанные всеми научные достижения, система
теоретических представлений и философских обобщений.
В
основе «жесткого ядра» физической исследовательской программы лежит базисная
теория. Например, квантовая теория поля, как базисная, формирует целый ряд
фундаментальных теорий: атомная физика, ядерная физика, физика элементарных
частиц и т.д.
Типы
физических исследовательских программ: механистическая (Ньютон), релятивистская
(Эйнштейн), квантово-полевая (Планк), в настоящее время строится теория
Суперобъединения (единая теория поля).
Структурные
уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры. Пространство и время.
Взаимодействие
Частицы Максимальн. радиус действ. Относит. интенсивн. Кванты
сильное адроны 10-15 м 1 глюоны
электромагнитное
все заряж. ч-цы ? 10-3 фотоны слабое все ч-цы, кроме фотона
10-18 м 10-14 бозоны (W+,W-,Z) гравитац. все ч-цы ?
10-36 гравитоны
Элементарные
частицы: 36 кварков и антикварков, 8 глюонов, 12 лептонов, фотон – всего 57
элементарных частиц.
Микромир
– объекты, меньшие 10-6м, наблюдаемые с помощью приборов.
Макромир
- доступный наблюдению человека – от 10-6м до порядка 1 астрономической единицы
(150 млн.км -большая полуось земной орбиты).
Мегамир
– все за пределами солнечной системы (границы наблюдаемой Вселенной –10 26м).
Ньютон
ввел понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, которые не связаны
с материей, однородны и изотропны. (Это субстанциональная концепция) Р.Декарт –
ввел систему координат евклидовой геометрии. (В реляционной концепции
пространство и время рассматриваются как системы отношений между
взаимодействующими объектами).
Н.И.
Лобачевский и Георг Риман – предложили неевклидовы геометрии. Пространство и
время составляют континуум, свойства которого зависят от материи.
В
настоящее время пространство и время трактуются как формы существования
материи. Они неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении
и развитии материи.
Наше
пространство трехмерно. (Но в принципе возможны Вселенные с другим числом
пространственных измерений). Свойства пространства зависят от скорости движения
системы отсчета, от наличия гравитационных полей.
l
= lo v (1-v2/c2)
Время
течет в одном направлении – от прошлого к будущему. Ход времени зависит от
скорости протекания процессов (химическое, биологическое, геологическое время –
1 секунда геологического времени = 100 тыс. лет исторического), зависит от
скорости движения инерциальной системы отсчета
(
СТО):
t
=to/v 1-v2/c2
Современная
физика связывает необратимость времени с необратимыми тепловыми процессами.
Некоторые
принципы современной физики.
Современная
физика, как и классическая, признает объективное существование физического
мира, однако отказывается от наглядности.
1. 1.Близкодействия
– взаимодействие распространяется с конечной скоростью, через поле (ранее
Р.Декарт ввел принцип дальнодействия - мгновенно на любом расстоянии).
Максимальная скорость – скорость света в вакууме.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|