Наблюдение за медоносной пчелой
По мере наступления осенних холодов (температура наружного
воздуха около 12 0С и ниже) активная жизнедеятельность особей
пчелиной семьи прекращается. Пчёлы-работницы из улья почти не выходят,
собираются в гнезде на подготовленное ранее ложе в виде плотного скопления,
называемого зимним клубом. Осенью клуб зимующего сообщества пчёл собирается
обычно ближе к лету, так как на расположенных здесь соторамках ещё имеется не
вышедший из ячеек расплод.
2.4 Формирование зимнего клуба
В зимнем клубе пчёлы-работницы располагаются вначале в
улочках между сотами, а при наступлении холодов забираются в пустые ячейки
ложа, и клуб обязательно касается запечатанного в ячейках кормового мёда,
который и потребляется пчёлами при медленном перемещении клуба вдоль улочек
снизу вверх.
Формирование зимнего клуба – одна из важнейших биологических
особенностей медоносной пчелы, способствующих выживанию семей в неблагоприятных
условиях зимнего времени продолжительностью до 6 месяцев. Только путём
образования клуба пчелиная семья может осуществлять терморегуляцию в пределах
температур, обеспечивающих экономное расходование энергии, кормовых запасов и
необходимый газообмен.
При температуре воздуха внутри зимовника от 0 0С
до 4 0С и относительной влажности, равной 85%, температура внутри
пчелиного клуба на протяжении всей зимы поддерживается в пределах 20 0С
(обычно колеблется около 20-30 0С). Максимальная же температура
внутри зимнего клуба не превышает 32,4 0С, а минимальная - достигает
10,7 0С. При температуре наружного воздуха минус 20 0С
температура в нутрии клуба пчёл колеблется от 10 до 36 0С.
Уплотнение клуба ведёт к уменьшению его диаметра и
поверхности, а значит и к снижению скорости отдачи тепла.
Чем ниже температура наружного воздуха, тем заметнее
уплотняются пчёлы в клубе, тем меньше становится его объём, тем больше
расходуется пчёлами корма на образование тепла.
При повышении температуры наружного воздуха или воздуха в
зимовнике зимний клуб пчёл увеличивается в объёме, становится более рыхлым. При
чрезмерном повышении температуры воздуха вокруг жилья пчёл клуб может
преждевременно распасться, что приводит обычно к излишнему потреблению корма,
возбуждению, вынужденной дефекации пчёл и даже гибели семей.
В условиях оптимального температурно-влажностного режима
зимовки пчёл концентрация углекислого газа внутри клуба обычно достигает 3-4%,
а концентрация кислорода - около 18%. Приспособленность зимующего сообщества
медоносных пчёл к высокой концентрации углекислого газа создаёт условия для
снижения скорости обменных процессов в организме, уменьшения расхода
потенциальной энергии и кормовых запасов, предупреждения переполнения заднего
отдела кишечника экскрементами.
Слабые по численности пчёл-работниц, или массе, пчелиные
семьи (5000 пчёл-работниц или 0,5 килограмм, занимающих в гнезде 2-4 улочки) и
в оптимальных условиях зимовки (или ранней весной после выставки из зимовника)
часто погибают.
3. Медоносная база для пчёл
3.1 Карта направлений полётов пчёл-спорщиц
- Место
расположения пасеки.
- Направление полётов.
3.2 Природные, климатические и медоносные условия
Учитывая природные ресурсы местности (д. Мостовка) где
сохранились естественные медоносные угодия, позволяют заниматься пчеловодством.
Не перевозя пасеку, так как везде произрастает одна и та же медоносная
растительность, а кочёвка требует времени и сил на организацию точков, что не
может себе позволить не освобождённый от основной работы на пасеке
пчеловод-любитель.
Климат: Среди провинций Тавдинского района лесоболотной
зоны подуральские равнины выделяются наименее континентальным и наиболее теплым
климатом. Разница среднемесячных температур здесь не превышает 34-38°. Средние
температуры января не опускаются ниже -17 -20°, хотя наиболее сильные морозы
достигают -50 -53°. Средние температуры июля — от 17 до 18,5°, а сумма
температур выше 10° составляет 1200-1750°. Располагаясь в дождевой тени Урала,
провинция получает от 370 до 500 мм осадков в год; 300-400 мм из них
приходится на теплый период. Поэтому мощность снежного покрова тут всего
45-60 см — наименьшая среди провинций лесоболотной зоны.
Растительность: Пасека располагается в выгодной
южной части населённого пункта (д. Мостовка) на окраине. В северном направлении
от пасеки располагаются болота и хвойные леса, разнотравные луга ( василек
луговой, клевер белый, клевер разовый, кипрей или он же иван-чай).
К югу пашни и поля, заросшие кипреем,
за полями располагается березняк разнотравный (это примерно в километре от пасеки).
С запада так же располагаются поля с кипреем и осотом (которого нектар пчёлы
берут, когда основная масса медоносов уже отцвела, т. е. в осенний период). С
востока в 200 метрах протекает бурным течением река Карабашка, а за рекой
липняк и поля, заросшие донником белым и кипреем. Вдоль реки ива ушастая
(кустарник).
Территория пасеки: Сад, где посажены яблони, вишня,
слива, смородина чёрная. Почвенный покров – клевер белый. Учитывая выгодное
расположение пасеки даёт возможность пчёлам – сборщицам находить источники
медоносных растений, да же не улетая с пасеки. Что сказывается на улучшении
сбора нектара, а так же пчела затрачивает меньше энергии и физиологически не
изнашивает свой организм.
Расстояние, на которое перелетают
пчёлы-сборщицы в поисках медоносных растений составляет в радиусе до 5
километров. Но интенсивное опыление растений от 1,5 до 2-х километров. Чем
ближе источник нектара, тем больше продуктивность пчёл и увеличивается
яйценоскость матки, а значит, развитие семью идет в лучшем направлении,
увеличивается масса пчелы тем быстрее пчёлы перейдут в роевое состояние. Сколько времени тратят пчелы
на отыскивание цветущего массива, видно из следующих данных:
Таблица№3
расстояние до улья, м
|
время,затрачиваемое пчелами, мин
|
80
|
20
|
150
|
60
|
300
|
120
|
400
|
165
|
1000
|
240
|
Из приведенных данных видно, что необходимо подвозить
пчел как можно ближе к цветущим массивам.
4. Суточная активность пчелиной семьи
Раннему вылету пчёл способствует солнечный свет. Первые
вылеты после выставки пчёл из зимовника. Пчёл выставляют в середине или конце
апреля, иногда в начале мая. С этого периода и начинается активность пчелиной
семьи, ведь в зимний период пчёлы не активны и лучше их не тревожить. Если
зимний клуб распался, то неизбежна гибель пчелиной семьи. Пчёл выносят в тихий
солнечный день при температуре от 0 0С до +10С. В это
время на солнечном припёке часть пчёл облетается. Вынос пчёл надо закончить к
10-11 часам т. к. основная масса пчёл начинает облёт с 12 часов 30 минут до 16
часов 30 минут.
В летнее время активность пчелы начинается с восхода солнца,
рабочее состояние активизируется с вылетом пчелы-сборщицы, в поисках нектара. С
её прилёта в улей начинается активизация для вылетов, оставшихся пчёл-сборщиц
из улья за нектаром и пергой. Особенно интенсивно собирают нектар в
безветренную, солнечную погоду, при оптимальной температуре воздуха 20-32 0С.
При температуре превышающую 32 0С пчёла переходят в пассивное
состояние, оп причине переутомления от летнего зноя. В день пчела-сборщица
совершает от 6 до 8 полётов за нектаром или пергой. Количество её вылетов
зависит от удалённости медоносов. С повышением или понижением температуры
окружающей среда, летняя активность пчёл заметно снижается. Но если в гнезде
корма мало, то пчёлы-сборщицы начинают вылетать за нектаром и пыльцой даже на
отдельные цветки рано зацветающих растений. Такие вылеты обычно связаны с
потерями лётных пчёл.
В дождливую погоду, как в летний, так и осенний периоды
интенсивность вылетов сокращается или вообще не наблюдается. В такую погоду и каждый
вечер, осуществляется другой вид работы по созреванию мёда в ячейках. Этот вид
работы занимает много времени: до захода солнца. Для выгона влаги из мёда пчёлы
выстраиваются в замысловатые фигуры возле летков и интенсивно машут крыльями.
Поздней осенью интенсивность вылетов сокращается. Основные
медоносы отцвели и непостоянство температуры окружающей среды влияет на
количество полётов пчёл-сборщиц. Вылеты осуществляются с 6 часов до 20 часов
летом, а осень первые облёты начинаются позже, температура окружающей среда
должна быть не ниже + 10 0С в тени и на солнце +19 0С.
Вывод
Пчеловодство издавна приносило людям пользу, придавая особый
оттенок укладу наблюдательного земледельца, когда ремесло перерастало в некое
искусство. Пчёлы становятся радостью лишь той земле. На которой цветут сады и
поля, принося людям в дар терпкий аромат янтарного мёда. Всю свою недолговечную
жизнь пчёлы-труженицы проводят в неутомимой и исключительно полезной для
человека работе. Невозможно переоценить ту пользу, которую приносят пчёлы
опылением растений. Опыляя цветки, повышают урожай и качество семян,
способствуя тем самым развитию растениеводству и животноводству.
Список литературы
1)
Затолокин О.А. «
Пчеловодство-Практическое руководство М:. «АСТ-СТАЛКЕР», 2003г.-351 с.
2)
Комаров А. Современный
справочник. «Пчеловодство» М:. 2005г.-77с.
3)
Кашковский «Уход
за пчёлами в Сибири» Новосибирск 1984г.-108с.
4)
Мазурек Я. «Моя
пасека» М:. 1988г.-129с.
5)
Цебро В. П. «День
за днём на пасеке» П:. 1991г. 158с.
Приложения
«Я пчеловод»
Программа элективного курса
для учеников 5-9 классов по естествознанию.
Пояснительная записка:
Пчеловод или пасечник – одна из древнейших сельских
профессий. Раскопки одной из египетских пирамид свидетельствуют: египтяне свыше
5 тысяч лет назад занимались в обширных масштабах медовым промыслом, который уже
тогда считался не только высокодоходным, но и очень почетным: фараонам даже
присваивался титул «повелителя пчел». В одном из музеев хранится монета из
древнего города Эфес, основанного во 2-м тысячелетии до нашей эры. На её
лицевой стороне – пчела. В древней мифологии это насекомое – перевоплощенная
богиня Артемида. По другому преданию нимфы научили Аристона – сына Аполлона
мастерству пчеловождению.
Пчеловодством всю свою жизнь занимались такие великие люди, как
Лев Николаевич Толстой, основатель органической химии и теории структурного
строения вещества Александр Михайлович Бутлеров. Они имели обширные пасеки, на которых
не только с увлечением проводили время за любимым занятием, но и постоянно
внедряли что – то новое, передовое. Разведение пчел, кстати, немногих из
одомашненных человеком насекомых, это не, только, одно из интереснейших занятий,
но и высокодоходное дело.
Пчелы дают мёд, воск, прополис, пчелиный яд, пергу (смешанную
с медом и потому надолго законсервированную пыльцу растений). Эти продукты
пчеловодства весьма полезны для здоровья человека, а потому они всегда в хорошей
цене. Да и само пчеловождение – это ежедневное общение с природой, пребывание на
чистом воздухе, насыщенном в период медосбора неповторимым ароматом зелени и
цветов, наблюдения и уход за насекомыми – этими извечными тружениками, с
которых не плохо бы было нам , людям, брать пример. Поэтому, видимо, неспроста многие
пчеловоды славятся отменным здоровьем уравновешенным, характером и как
следствие – долголетием.
Предлагаемый элективный курс « Я – пчеловод» разработан исходя
из современных потребностей сельской школы и по причине отсутствия в обращении
подобных программ. В настоящей программе элективного курса ставятся следующие ЗАДАЧИ:
1. В условиях предстоящего профильного обучения в 5-9 классах
ориентировать учащихся на изучение естественно – научного цикла предметов, в частности
биологии.
2. Через практические работы (лабораторные работы, экскурсии),
опираясь на предшествующие знания по ботанике, зоологии, анатомии и гигиене человека,
развить у учащихся интерес к биологическим знаниям.
3. В плане профессиональной ориентации помочь будущим выпускникам
в выборе профессии и самоопределении во взрослой жизни.
ЦЕЛЬ: По завершении элективного курса « Я пчеловод» приобрести
элементарные практические и теоретические знания в области пчеловодства,
разработать и защитить проект собственного фермерского хозяйства.
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 5- 9х
классов рассчитана на 10 часов.
Из них 4 часа – теоретический материал;
4 часа – практические работы;
1час – экскурсия;
1час – защита бизнес - проекта небольшого фермерского пчеловодного
хозяйства.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с замыслом программа данного элективного курса
скомпонована в 5 обширных тем – блоков.
1)
«Состав пчелиной
семьи». Здесь учащиеся углубляют знания по зоологии, подробно знакомясь с
биологией медоносной пчелы и с историей мирового пчеловодства. Однако жизнь
пчел неразрывно связана с медоносными растениями – кормовой базой для этих
животных.
2)
«Медоносные
растения района» как раз и предусмотрено изучение этих вопросов, на основе расширения
ранее полученных знаний по ботаники. Расширив и укрепив, таким образом, теоретическую
базу для изучения пчеловодства.
3)
«Пчеловодный
инвентарь и пасечные работы». Учащиеся приступают к овладению элементарными практическими
навыками работы с пчелами, а также знакомятся посредством экскурсий с пасечными
постройками (омшаник, сотохранилище), изучают пчеловодный инвентарь и приемы работы
с ним, правила техники безопасности при работе с пчелами. По мере реализации программы
элективного курса.
4)
Изучают полезные продукты
пчеловодства, даются основы экономического проектирования с целью разработки бизнес-проекта
фермерского хозяйства пчеловодного направления.
5)
«Подведение
итогов курса» подводятся результаты работы по программе элективного курса
посредством конференции, презентации и защиты проектов.
В программе элективного курса предусмотрены различные формы
организации работы с учащимися: традиционная классно- урочная, групповая и
индивидуальная через уроки, лекции, экскурсии лабораторные и практические работы,
итоговую конференцию. Ученики ведут конспекты занятий, готовят доклады и сообщения,
рефераты, гербарии медоносных растений.
Исходя из особенностей программы элективного курса, а именно тесной
логической связи материала с ранее полученными знаниями по ботанике, зоологии,
гигиене человека, думается, что будет более целесообразна линейная структура
изложения содержания, то есть, последовательное и целесообразное продвижение по
мере изучения курса к конечной поставленной цели. Это соответствует культур
сообразности изложения данного рода материалов.
Учебно-тематический план.
Название темы
|
Кол-во часов
|
Форма проведения
|
Образовательный продукт
|
всего
|
лекции
|
практика
|
1. Состав пчелиной семьи
|
2
|
1
|
1
|
Урок, лабораторная работа
|
Письменное сообщения учащихся, конспекты.
|
2.медоносные растения района
|
2
|
1
|
1
|
Работа в группах
|
Гербарий медоносных растений.
|
3. пчеловодный инвентарь и пасечные работы
|
3
|
1
|
2
|
Групповая экскурсия.
|
Изготовление простейших пасечных приспособлений.
|
4. полезные продукты пчеловодства; основы экономического
проектирования пасеки.
|
2
|
1
|
1
|
Урок, учебная лекция.
|
Доклад по теме, защита реферата.
|
5. подведение итогов элективного курса.
|
1
|
|
1
|
Итоговая конференция.
|
Презентация, защита. Бизнес-проект.
|
Кол-во часов
|
10
|
4
|
6
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Практическая работа №1 по теме «Состав пчелиной семьи».
Название работы: «Морфологические особенности особей,
входящих в состав пчелиной семьи».
Цель работы: Изучить морфологию пчёл, научиться распознавать
матку, трутней, рабочих особей.
Оборудование:
1. Ручная лупа.
2. Пинцет.
3. Препаровальные иглы.
4. Линейка.
5. Пчелиные особи (матка, трутень, рабочая пчела).
Ход работы:
1. Рассмотреть под ручной лупой пчелиных особей.
2. Выявить согласно таблице морфологические особенности.
Морфологические особенности особей пчелиной семьи.
Название особей
|
Длина крыльев (см)
|
Ширина тела (см)
|
длина тела (см)
|
Особенности строения глаз
|
матка
|
|
|
|
|
трутень
|
|
|
|
|
Рабочая пчела
|
|
|
|
|
3. Сделать вывод:
а) Какие из особей самые крупные по размерам?
б) По каким характерным признакам отличаются матки, трутни и
рабочие пчелы?
в) Почему пчеловоду необходимы знания по морфологии пчёл?
г) Какая связь существует между внешним строением пчелы и её
функциями в улье?
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПЧЁЛАМИ
1.Все работы в ульях, осмотр пчёл, производить ближе к вечеру
по завершении массового лёта насекомых.
2.Одежда должна быть чистой, без посторонних запахов (белый халат,
специальный комбинезон).
3.Не злоупотреблять дымом от дымаря, что приводит к
озлоблению пчел.
4.Перед предстоящими работами в ульях не употреблять в пищу лук,
чеснок, использовать одеколон и другие пахучие вещества. Употребление алкоголя также
недопустимо.
5.При нахождении на пасеке, всяких работах с пчёлами не
производить резких движений, не стукать по ульям, не стоять против летка.
6.Во избежание воровства, не открывать одновременно более 1-
2-х улочек, не капать свежий мёд с рамок, не ронять восковых крошек на землю.
7.Рамки с медом, а также сушь переносить в специальном плотно
закрываемом ящике.
8.Не беспокоить насекомых частыми , не продуманными, бесцельными
осмотрами. Всё это очень раздражает и злит пчёл, отвлекает во время взятка от
приноса нектара, приводит к снижению медосбора.
9.При возвращении осмотренных рамок в улей не допускать раздавливания
пчёл: запах раздавленных насекомых также приводит остальных обитателей к
озлоблению.
10.Жала от пчелиных укусов удалять скребущим движением ногтя,
так как запах пчелиного яда способствует мобилизации остальных пчёл на защиту
жилища и медовых запасов.
11.Не производить осмотры ульев без лицевой сетки: ужаления в
глаза, слизистые оболочки чреваты крайне тяжелыми последствиями для здоровья.
12. Не производить никаких работ с пчёлами в пасмурную и особенно
дождливую, а также ветреную погоду.
13.Территория пасеки возле дома должна быть огорожена плотным
забором из досок не менее 2-х метровой высоты, чтобы пчёлы, покидающие свои жилища,
взмывали вверх и не беспокоили прохожих.
Среди обывателей существует мнение, что якобы пчелы знают
своего хозяина и поэтому не жалят его. К сожалению, это совершенно не верно: сколько
бы вы не общались с ними (да и вообще с любыми насекомыми) в силу их низко развитой
нервной системы не вырабатываются подобные условные рефлексы, как, скажем, у
собак. За подобные действия, как известно учащимся из курса школьной биологии, согласно
учению И.П.Павлова отвечает кора больших полушарий головного мозга, которая у
насекомых ещё попросту эволюционно отсутствует. Поэтому только знание и
неукоснительное соблюдение основных правил техники безопасности остаются важнейшим
условием успешного человождения, залогом приятного времяпровождения за любимым
и полезным занятием .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Концепция модернизации российского образования на период
до 2010г. Вестник образования 2002г. №6, с.11-40.
2. Кузнецов А. Профильное обучение: проблемы, перспективы
развития. Народное образование 2003г.№1, с.101-108.
3. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Утверждена
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года, №
751.
4. Сиденко А. Как создать авторскую педагогическую
разработку. М. Ассоциация учителей физики.2001 год.
5. Пьянкова Н. Проектирование и экспертиза учебных курсов по
выбору учащихся. Пособие для учителя. М.: АПКРО. 2004год.
6. Шиянов Е., Котова И. Развитие личности в обучении: Учебн. пос.
М.: Новая школа.1997год.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Буренин Н., Котова Г. Справочник по пчеловодству. М.,
«Колос», 1984г.
2. Журналы «Пчеловодство»., 1982- 2005г.г.
3. Максимов П., «Пчеловодство», М. «Просвещение»., 1965 г.
4. «Пчеловодство» под редакцией Кондратьева Н., – Учебное пособие
для учащихся 9–11 классов профшкол., М. «Учпедгиз», 1979 г.
Страницы: 1, 2
|