МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы антропологии

    Готфрид фон Гердер в книге "Происхождение языка" (1772 г.) обратился к проблеме рождения языков: по его мнению, в основе появления речи у человека лежал инстинкт. Когда европейцы открыли для себя санскрит, язык праиндийцев, и узнали о его близости к европейским языкам, в науке возникла новая лингвистическая школа (вместо признанной со времен Римской империи) - сравнительно-историческая.

    Англичанин Вильям Джонс, первым исследовавший санскрит, предположил, что у готского, индийского, древнегреческого, латыни и, возможно, древнеперсидского языков - есть общий предок (1770 г.). Вслед за ним эту идею развил немец Фридрих Шлегель в книге "О языке и мудрости индийцев", 1880. Вскоре языковед Клафорт ввел термин "индоевропейская группа языков". Повлияли на развитие новой лингвистики и датские языковеды, занимавшиеся тевтонскими языками скандинавских эпосов, в частности - древнеисландским языком.

    Новый вклад внес в лингвистику той эпохи Якоб Гримм, зачинатель германской языковедческой школы, романтик, изучавший как фольклор, так и древнюю немецкую литературу; он обнаружил древнейшие выражения в сохранившихся народных диалектах. Вместе с братом Вильгельмом ("братья Гримм") он создал новую немецкую грамматику (1819 г.) и важнейший словарь (1852 г.).

    В 20-х годах 19-го века исследователи индоевропейских языков начинают употреблять новый профессиональный термин - "ариец". В санскритских легендах этим словом обозначали древних завоевателей Индостана, и дословное его значение, по-видимому, - "хозяин", "аристократ" или "чистый", т.е. отличающийся от аборигенов.

    Эти исследование были использованы расистами в своих целях. В частности, было сделано предположение, что все племена, говорящие на индоевропейских языках, состоят в кровном родстве (возможность кровного родства без родства языков, как и родства языков без кровного родства, представлялась невероятной). Так и возникли термины "арийский народ" и "потомки арийцев", хотя существовали многочисленные разногласия о том, какие именно народы должны входить в "арийскую группу". Одним из главных сочинений подобного рода стала книга швейцарца Адольфа Пише "Индоевропейские источники или примитивные арийцы". В предисловии он утверждал, что именно санскритские корни помогут понять историю человечества: в среде индоевропейцев живет "раса, которая с помощью Высших сил будет властвовать над миром". Она "выделяется красотой своей крови и интеллекта", доказательством чему служит "богатство гармоний и совершенство структуры ее языка".

    19-й век дал толчок изучению еще одного пласта лингвистики - восточных языков. Катализатором этого процесса послужило открытие и расшифровка аккадского языка, сыгравшего в истории роль, подобную роли санскрита для индоевропейских. Среди лингвистов-востоковедов, в особенности тех, кто изучал иврит, выделялся в середине века француз Эрнест Ренан. Он и дал группе языков Ближнего Востока название "семитские языки", использовав библейское сказание о происхождение человечества от Шема (Сима), Яфета и Хама, сыновей Ноаха (Ноя).

    В 1855 году, опубликовав "Общую историю и сравнительную систему семитских языков", он обосновал в ней общность группы этих языков и народов, использовав для их обозначения термин "семитские народы" (более подробно он развил те же идеи в "Новых мыслях об общности характера семитских народов" Сказанное выше кратко обрисовывает как истоки расизма, так и методологию расистской аргументации.

    Истоки расизма

    Итак, в 19 веке сложился подходящий общественный климат для внедрения расизма в духовную жизнь общества. Все его составляющие оказались объединены в книге французского аристократа-дипломата графа Артура де Гобино "О неравенстве человеческих рас" (1853-55 гг., т.е. еще до "Происхождения видов" Дарвина - это доказывает, что идеи витали в воздухе). Во Франции, на родине автора, его книга не пользовалась популярностью, но в Германии, благодаря его близкой дружбе с великим композитором Рихардом Вагнером, на сочинение Гобино откликнулись многие. Кроме вышеупомянутых постулатов ("ключ к пониманию истории таится в расовых особенностях ее субъектов", "критерии величия белой расы", похвала арийцам и проч.), творение Гобино отличалось также крайним историческим пессимизмом. Из-за недооценки миром важности расового фактора все расы, мол, перемешались, и потому в будущем нельзя будет отыскать силу, которая поведет человечество к прогрессу:

    "Счастливая случайность помогла выполнить главную задачу... но мало шансов на счастливое будущее". Гобино считал, что явно поздно исправлять испорченную историю человечества.

    Другие расисты с ним не соглашались: дарвиновские идеи о возможности повлиять на "природу", т.е. "улучшить расу", их явно ободряли. Кроме того, эту группу идеологов объединяло трагическое ощущение необходимости и срочности каких-то действий для "спасения мира", "гонки наперегонки со временем".

    Следует отметить попутно, что лично Гобино относился к евреям с определенной симпатией, хотя и считал их расой ниже арийцев. Он ценил их, как он выражался, за "мудрость народа", понявшего еще во времена Эзры и Нехемии, т.е. в 5-ом веке до нашей эры, важность принципа чистоты расы и воспринявшего объявленный запрет на смешанные браки.

    Расизм и его социальные корни

    С расистской точки зрения, человечество делится на "высшие" и "низшие" расы, причем различия между ними наследственны и не могут изменяться под влиянием внешних условий, вследствие чего никакие социальные преобразования не могут превратить "низшую" расу в "высшую" или даже сгладить их различия. "Низшие" расы, по утверждению расистов, всегда подчинялись "высшим", а в тех случаях, когда по каким-либо случайным обстоятельствам этого не происходило, культура деградировала, и средством для ее возрождения могло служить только приведение "низшей" расы к покорности или полное ее уничтожение.

    Антропология была использована для "доказательства" того, что все те явления, которые в действительности, неизбежно вытекают из определенной системы производственных отношений на современном историческом этапе.

    Для этой цели была создана особая отрасль тенденциозной публицистики, имеющая некоторое внешнее сходство с антропологией, но в действительности менее всего заинтересованная в фактах и их научном освещении <...> (с. 511—512).

    Антропосоциология, социальный дарвинизм и их реакционная сущность

    Расизм становится системой, пытающейся объяснить основные закономерности общественной жизни, исходя из антропологических фактов. Вырастает так называемая антропосоциология, которая сводит проблему развития общества к конкуренции различных расовых типов. <...> Важнейшим из всех направлений, близких к антропосоциологии, был социалдарвинизм. Число авторов конца XIX в., развивавших "концепции" о том, что европейские расы являются высшим продуктом естественного отбора и что руководящие классы — это победители в борьбе за существование, чрезвычайно велико. <...> Дарвину принадлежат важнейшие доказательства огромного сходства между расами.

    Таким образом, социалдарвинисты в расовой проблеме развивали концепции, глубоко враждебные и идеям, и чувствам самого Дарвина. <...> Основателем современного евгенического движения был Гальтон.

    Защитники наиболее реакционных вариантов евгенической теории вскоре выступили с проектами принудительной стерилизации "наследственно неполноценных" людей. В ряде стран эти проекты получили юридическое оформление и частично практически осуществлялись.

    Невиданные размеры приняла расистская фальсификация науки на службе германского фашизма. Приход гитлеровцев к власти ознаменовался превращением расизма в основу государственной идеологии Германии.

    Научная несостоятельность расистских теорий

    Необоснованность расистских теорий можно показать на примере одного из самых распространенных положений расизма, а именно на утверждении, что североевропейская раса — это наиболее духовно одаренная раса человечества, которой мир якобы обязан созданием всех индоевропейских языков, а также культур тех народов, которые говорят на этих языках.

    Прежде всего следует обратить внимание на полное несоответствие этой "теории" картине распространения индоевропейских народов. Исчисляющееся многими десятками миллионов темноволосое и темноглазое население Южной Европы, исключая небольшой народ — басков, говорит только на индоевропейских языках; к этой же семье языков относится язык иранцев и северных индийцев, в подавляющей массе весьма темноволосых и темноглазых.

    Положение об "исключительной одаренности" северной расы расисты "основывают" в значительной степени на современном развитии техники и цивилизации у тех европейских народов, антропологический тип которых относится к северной расе.

    Однако и это положение не выдерживает критики.

    Творчество человеческого гения уже горело ярким пламенем в Месопотамии, в Египте, в долине Инда (Мохенджо-Даро), на Крите, в то время как север Европы еще был объят глубоким мраком. Более поздние цивилизации — Карфагена, Греции, Ирана, Бактрии, Согдианы, Хорезма, Рима, Аксума (в Абиссинии) — также возникли задолго до расцвета культуры у северных европейцев. Для развития античной культуры исключительное значение имела древнеегипетская культура. Здесь уместно напомнить, что цвет кожи древних египтян был очень смуглым, близким к коричневому и общий их тип довольно близок к эфиопской восточноафриканской расе.

    Совершенно неверно представление, что негрская Африка была всегда "страной хижин". Большие и многочисленные древние города имеются в области иорубов, далее — между Тимбукту и Ниамини, где они особенно часты, и, наконец, у гауссов. Город Ибадан в прошлом веке имел свыше 150 тысяч жителей.

    Человечество, включая все его расы принадлежат к одной единой стадии развития человеческого рода. Выделившись из среды своих предков, новый вид человека вступил в мир, уже обладая комплексом свойств, необходимым для речевой и мыслительной деятельности. Это наследие было получено от общего предка всеми ныне живущими расами. Опираясь на это последнее, люди любых рас, независимо от различий в "темпераменте", обладают способностью к бесконечному продолжению своего культурного роста" (с. 512—516).

    Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. "Народы, расы, культуры", 1985:

    "В сентябре 1967 г. в Париже состоялось совещание экспертов ЮНЕСКО, принявшее "Декларацию о расе и расовых предрассудках", в которой подчеркивается, что "все современные люди относятся к одному виду и происходят от одного корня", что "современная биологическая наука не позволяет относить различия в культурных достижениях народов за счет различий в их наследственных свойствах", что "расизм грубо фальсифицирует данные биологии человека... препятствует развитию тех, кто от него страдает, развращает тех, кто его исповедует, разделяет нации между собой, усиливает международную напряженность и угрожает миру во всем мире". "Основные средства борьбы с расизмом, — читаем мы в "Декларации", — заключаются в изменении общественных условий, порождающих предрассудки: в противодействии поступкам лиц, убеждения которых заражены предрассудками, в борьбе с самыми ложными убеждениями" (с. 166).

    Несостоятельность расизма

    Расселение популяций неоантропов в Европу, Азию и Австралию, по Берингийскому мосту на Американский континент, их дальнейшая изоляция, привели к морфологическим адаптациям, приспособлениям к раз-личным климатическим условиям. Сформировались большие и малые человеческие расы - систематические подразделения внутри вида Homo sapiens, к которому относится все население Земли. Различают три большие расы: евразийскую - европеоидную, экваториальную - австрало-негроидную, и азиатско-американскую - монголоидную. Внутри каждой расы выделяют малые расы и расовые группы. Все расы относятся к одному виду, об этом свидетельствует плодовитость межрасовых браков. Кроме того, все расы равноценны в биологическом и психологическом отношениях. Для негроидной расы характера темная кожа, курчавые волосы, широкий и плоский нос. Темная кожа нег-роидной расы за счет пигмента меланина предохраняет организм от избытка ультрафиолетовых лучей и избыточного образования витамина D. Противорахитный витамин D образуется в коже под действием ультрафио-летовых лучей и необходим для поддержания баланса кальция в организме. Если слишком много витамина D, кальция в костях больше нормы, они становятся хрупкими. У европейцев, живущих в широтах с меньшим ко-личеством солнечной радиации, кожа светлее, в ней меньше меланина, соответственно образуется достаточное количество витамина D. Монголоидная раса характеризуется кожей с желтоватым оттенком, плоским лицом с широкими скулами, прямыми черными волосами, разрезом глаз и развитым эпикантусом - припухшим верхним веком. Эти особенности являются адаптациями к жизни в определенных условиях освещенности на открытых пространствах. В каждой расе есть люди, считающие свою расу особенной, высшей. Расисты придерживаются гипотезы полицентризма, считают, что расы имеют различное происхождение, что есть "высшие" и "низшие" расы. Какие-то расы якобы произошли от кроманьонцев, какие-то от неандертальцев, какие-то вообще от питекантропов. Экономическую и культурную отсталость некоторых народов они объясняют расовой неравноценностью, а не общественно-экономическими факторами. Но никаких научных доказательств в пользу расовой неравноценности нет. Морфологические особенности рас - результат адаптаций к конкретным условиям жизни.


    14. Экология дифференциации человека


    Экология человека

    Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Экология человека изучает закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды.

    Биосоциальная природа человека

    Человек - биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но отделившееся от них благодаря способности производить орудия труда; обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием; высшая ступень развития живых организмов на Земле.

    Биосоциальная природа человека находит отражение в том, что его жизнь определяется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы.

    Биологические элементы

    1. Наследственность

    2. Изменчивость

    3. Естественный отбор

    Социальные элементы

    1. Труд.

    2. Речь

    3. Организация совместной жизни

    Эволюция биосферы и ее основные составляющие

    Биосфера (с греч. bios - "жизнь", sphaira - "шар, сфера") - оболочка Земли, населенная организмами, составляющими в совокупности живое вещество планеты. Биосфера - это сфера жизни, расположенная в земной коре, воде и воздухе, простирающаяся примерно от 10 км вглубь Земли до 30 км над Землей. Жизнь, по В.И.Вернадскому, не только зависит от среды, но и сама производит колоссальную геохимическую работу. Идеи В.И.Вернадского об эволюции биосферы могут быть сформулированы следующим образом:

    1. Вначале сформировалась литосфера — предвестник окружающей среды, а после появления жизни на суше - биосфера.

    2. В течение всей геологической истории Земли никогда не существовало периодов, лишенных жизни. Поэтому современное живое вещество генетически связано с прошлыми геологическими эпохами.

    3. Живые организмы — главный фактор миграции химических элементов в земной коре.

    4. Геологический эффект деятельности организмов обусловлен тем, что их количество очень велико и действуют они в течение большого промежутка времени.

    5. Основным движущим фактором развития процессов в биосфере является биохимическая энергия живого вещества. В учении о биосфере В.И.Вернадского заложены основы современных представлений о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы.

    Наследственность человека

    Генетическая программа homo sapiens определяет его как биологический вид. Элементарной единицей наследственности является ген, характеризующийся рядом признаков. Гены располагаются в ядрах клеток. По своему уровню ген - внутриклеточная молекулярная структура. По химическому составу это нуклеиновые кислоты, в составе которых основную роль играют азот и фосфор. Гены - это "мозговой центр" клеток. Генетическая программа записана в молекулах ДНК и является достаточно консервативной.

    Генетические процессы

    От поколения к поколению ДНК человека вовлекается в разнообразные генетические процессы:

    1. Мутационный процесс, непосредственно изменяющий структуру ДНК.

    2. Миграция генов - их отток или приток из других популяций.

    3. Дрейф генов - случайные колебания частот генов.

    4. Естественный отбор — процесс, направленно изменяющий частоту генетических признаков.

    Мутационный процесс в условиях естественного радиационного фона Земли не может повлиять на жизнь популяций, но повышенный уровень радиации обладает исключительной мутационной активностью, как и химические мутагены.

    Случайный дрейф и миграция генов приводит к образованию эко-типов, которые, развиваясь изолированно, могут образовать в результате эволюции новую расу или популяцию.

    Естественный отбор сыграл решающую роль в эволюции всех видов, в том числе и homo sapiens. Человек современного типа возник в последнюю ледниковую эпоху — примерно 40-50 тыс. лет тому назад. В этот период он занимался охотой, собирательством, позже - скотоводством, земледелием и ремеслами. За последние 2-3 века получило бурное развитие промышленное производство, повлиявшее на величину и качественный характер давления естественного отбора. Человек, являясь биосоциальным существом, не освободился от действия общебиологических закономерностей, универсальных для всего живого. По данным научной литературы, 5 % эмбрионов человека погибает на ранних стадиях онтогенеза (спонтанные аборты), 3 % - смертность до наступления репродуктивного возраста, 20 % взрослых не вступают в брак и 10 % браков бесплодны.

    Таким образом, примерно 50 % первичного генофонда не воспроизводится в следующем поколении, значительная часть этих явлений генетически обусловлена.

    Влияние факторов окружающей среды на процессы роста и полового созревания человека

    Человек на протяжении всей постнатальной жизни постоянно взаимодействует со многими физическими факторами, к которым организму приходится непрерывно приспосабливаться.

    Факторы окружающей среды

    - Температура окружающей среды

    - Сила тяжести (гравитация)

    - Уровень инсоляции (солнечная радиация)

    - Влажность

    - Газовый состав окружающего воздуха

    - Геомагнитные поля

    - Биологические факторы, внутривидовые и межвидовые взаимодействия

    - Социальные факторы

    Реакция организма на факторы окружающей среды связана с массой, геометрическими размерами, пропорциями тела и определяет особенности экологии человека.

    В настоящее время экологические факторы все активнее воздействуют на людей. Поэтому современной тенденцией физического облика человека стали акселерация и секулярный тренд. Акселерация (от лат. acceleratio) - это ускорение роста людей и проявление их физиологических функций. Термин предложен в 1935 г. немецким врачом Е.Кохом.

    Так, в начале XX в. длина тела у мужчин достигала максимума к 25—26 годам, в настоящее время - к 17-19 годам. Начало менструального цикла за последние годы сократилось с 14,5 лет до 12,5 лет.

    В развитых странах вес при рождении увеличился на 100-300 гр. Половое созревание подростков происходит на 2 года раньше. Гипотезы причин акселерации весьма различны и противоречивы. Одни авторы считают, что основу акселерации составляют улучшение условий жизни и повышение уровня медицинского обслуживания населения. По мнению других, акселерации способствует появление новых сочетаний генов. Ряд авторов придерживается информационной гипотезы, согласно которой огромный объем информации, обрушившейся на детей с раннего возраста через средства коммуникации, стимулирует ростовые процессы и ускоряет созревание организма. Есть точка зрения, что акселерация - явление временное, связанное с экзогенными (например, зависящими от солнечной активности) или эндогенными (причины которых неизвестны) популяционными циклами, которые на протяжении веков приводили то к ускорению, то к замедлению, ретардации (от лат. retardo -"замедлять, тормозить"), физического развития человечества. Общепризнанной точки зрения на популяционные сдвиги нет до сих пор.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.