По
материалам французского журнала «Science et vie»
Как
работает мозг? Какие биохимические процессы формируют сознание? Чтобы ответить
на эти вопросы, нейробиологи в течение последних десятилетий изучали такие
стадии мыслительного процесса, как регистрация, сохранение и обновление
информации, поступающей в мозг, то есть механизмы формирования памяти. В отношении
забывчивости считалось, что она является лишь следствием нарушения этих
механизмов. Однако в 2003 году группа французских исследователей, работающих в Цюрихе
(Швейцария) под руководством Изабель Мансуй, открыла белковую молекулу,
обладающую способностью „стирать“ поступившую в мозг информацию, то есть
препятствовать формированию памяти. Биологическим носителем забывчивости
оказался хорошо знакомый учёным фермент, присутствующий в большом количестве во
всех клетках организма.
Наша
память — мост во времени. Она черпает информацию из прошлого и обогащает
настоящее, хранит факты и трансформирует их в идеи, позволяет нам снова и снова
приоткрывать дверь в минувшее. Память формирует нашу индивидуальность, связь с миром,
планы на будущее и интеллект.
Современная
нейробиология рисует завораживающую своей сложностью картину: сигнальные
молекулы запускают непрерывные каскады биохимических реакций, стимулирующих или
тормозящих активность нейронов. На сегодняшний день исследователями открыты
десятки сигнальных молекул — „молекул памяти“: γ-аминомасляная кислота
(ГАМК), дофамин, ацетилхолин и др. Во время обучения происходят молекулярные
изменения в синапсах — пространстве на стыке двух нейронов. Нервный импульс
поступает в отросток пресинаптического нейрона — аксон, где он стимулирует
выброс сигнальных молекул, которые затем связываются с рецепторами отростка
постсинаптического нейрона — дендритом. Это, в свою очередь, активизирует
ферменты — киназы подобно тому, как цифровая информация наносится на поверхность
компакт-диска.
Участки мозга человека, отвечающие за различные виды
забывчивости: „выветривание“ воспоминаний со временем, рассеянность,
заторможенность (например, человек забыл слово, вертящееся на языке),
нарушение причинно-следственных связей в воспоминаниях, придуманные
воспоминания, бессознательная реконструкция прошлого в зависимости от настоящего,
зацикливание (воспоминание, которое безуспешно стараются забыть, никогда не достигая
этого). Такую модель предложил психолог Гарвардского университета (США),
известный специалист в области исследования механизмов памяти Даниэль Шахтер.