Роль бизнес-плана в совершенствовании управления хозяйственной деятельностью предприятия
Роль бизнес-плана в совершенствовании управления хозяйственной деятельностью предприятия
Министерство образования Российской Федерации
ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА
Факультет управления
Кафедра менеджмента
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Роль бизнес-плана в
совершенствовании управления хозяйственной деятельностью предприятия
Научный
руководитель:
доцент,к.ф.н.
Окунев Юрий Павлович
Рецензент:
Допустить
к защите в ГАК
Зав.
кафедрой менеджмента
___________
(Ф.И.О.)
"____"
Архангельск
Содержание
Стр.
Введение
3
1.
Бизнес-план
как инструмент совершенствования управления хозяйственной деятельности
предприятия 7
1.1.Функции
бизнес-плана и его роль в совершенствовании
хозяйственной
деятельности предприятия 7
1.2. Структура
бизнес- плана
11
Бизнес-план ООО
"Льдинка": "Модернизация
компрессорного
оборудования"
51
Заключение
66
Список использованной литературы
67
Приложение 1. Бухгалтерский баланс
ООО"Льдинка" 69
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере
частного
предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес – это
совершенно особая сфера деятельности, предполагающая готовность человека
принимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом,
предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о
бизнес-плане, с которого целесообразно начинать любую деятельность. В условиях
рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам,
сотрудникам фирм, желающих оценить свои перспективы и задачи, предпринимателю,
который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их
реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана вообще нельзя браться за
коммерческую деятельность, так как возможность неудач слишком велика.
Каждая фирма, начиная свою работу, обязана четко представлять
перспективные потребности в финансовых, материальных, трудовых и
интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно
рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы
фирмы. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного
успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность,
постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков,
положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм. Многие
бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего
бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на
будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как
развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить
каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия.
Овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне
актуальным в условиях перехода к рыночной экономике. Это обусловлено тем, что в
России и других государствах, переживающих рыночные трансформации, формируется
новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства
предприятием, и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их
проблемы. Опытных руководителей изменяющаяся хозяйствующая среда ставит перед
необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к
такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкуренцией. Наконец,
рассчитывая получить иностранные инвестиции предприниматели должны уметь
обосновывать свои заявки и доказывать, что они способны оценить все аспекты
использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь
бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегическое
развитие фирмы.
В сегодняшней России одной из первоочередных задач бизнес-
планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных
инвесторов и партнеров. [1]
Кроме того, важной задачей для любого бизнеса
следует считать разработку стратегии и тактики производственно- хозяйственной
деятельности фирмы.
Указанные выше и некоторые другие аспекты предопределили
выбор темы настоящей дипломной работы, которая посвящена роли бизнес-плана в
совершенствовании управления хозяйственной деятельностью предприятия.
Цель работы: на примере ООО “Льдинка”, занимающегося
производством прохладительных напитков рассмотреть основные аспекты
бизнес-планирования и определить способы и методы совершенствования его
деятельности, основываясь на разработке бизнес-плана.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить ряд задач:
1.
Анализ
внешней экономической среды:
·
Изучение
конкурентов
·
Изучение
экономической ситуации на рынке прохладительных напитков г.Архангельска.
2.
Изучение
внутренней среды предприятия
·
Техническое
оснащение ООО "Льдинка"
·
Персонал
предприятия
·
Мотивация
труда
·
Финансовое
состояние
3.
SWOT – анализ
·
Конкурентные
преимущества
·
Слабые и
сильные стороны предприятия
4.
Экономическое
обоснование бизнес-плана
5.
Сделать
выводы о проведенной работе
Теоретическо-методологическая основа дипломной работы:
исследования российских и зарубежных авторов, относящиеся к изучаемой теме. При
подготовки диплома также учитывались сосновные нормативно-правовые акты
Российской Федерации, регламентирующие хозяйственную деятельность предприятий.
Теоретическая база: Областная научная библиотека им.
Добролюбова, Центральная городская библиотека им. Ломоносова, библиотека ИУППК.
Эмпирическая база исследования представлена данными об
изучаемом предприятии, которые были собраны автором во время преддипломной
практики и ранее.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам
бизнес-планирования.. Во второй главе на основе всесторонней оценки ООО
"Льдинка", автором предпринята попытка посредством подготовки
бизнес-плана выявить пути совершенствования его хозяйственной деятельности.
В заключении приводятся основные выводы, сделанные в
ходе настоящего дипломного исследования.
1. БИЗНЕС-ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.Функции бизнес-плана и его роль в совершенствовании хозяйственной
деятельности предприятия
Бизнес-план –это комплексный
документ, отражающий важнейшие аспекты и показатели, дающие объективное и
целостное представление о будущем или начинаемом деловом предприятии. Это план
разумной организации конкретного дела.
Условия
предоставления средств инвесторам или кредиторам во многом зависит от того, как
подготовлен бизнес- план. Поэтому сверхзадачей разработчиков бизнес-плана
является не только получение средств от инвестора, но и получение их на
приемлемых условиях.1
Целью
разработки бизнес-плана является планировние хозяйственной деятельности фирмы
на ближайший и отдальнные периоды в соответствие с потребностями рынка и
возможности получения необходимых ресурсов.
Бизнес-
план помогает предпринимателю решить следующие задачи:
-
определить конкретные
направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
-
сформулировать
долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;
-
выбрать состав и определить
показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
-
выявить соответствие
имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда требованиям, предъявляемым
для достижения поставленных целей.
-
определить состав
маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию
продаж, ценообразованию, каналам сбыта;
-
оценить финансовое
положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов
возможностям достижения поставленных целей;
-
предусмотреть трудности,
которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод:
- заставляет
руководителей фундаментально изучить перспективы фирмы;
-
позволяет осуществить
наиболее четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных
целей;
-
определяет показатели
деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
-
побуждает руководителей
конкретнее определить свои идеи и пути их достижения;
-
делает фирму более
подготовленной к внезапным изменениям рыночной ситуации;
-
четко формализует
обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.
Как правило,
потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как:
-
подготовка заявок
существующих и вновь созданных фирм на получение кредитов;
-
обоснование предложений
по приватизации государственных предприятий;
-
открытие нового дела,
определение профиля будущей фирмы, основных направлений ее коммерческой
деятельности;
-
перепрофилирование
существующей фирмы, выбор новых видов, направлений, способов осуществления
коммерческих операций;
-
выход на внешний рынок и
привлечение иностранных инвестиций.
Основные
рекомендации к составлению бизнес-плана можно сформулировать следующим образом:
- краткость,
то есть изложение только самого главного по каждому разделу;
-доступность
в изучении и понимании – он должен быть понятен широкому кругу людей;
-
не изобиловать
техническими подробностями;
-
лаконичность,
убедительность;
-
должен побуждать интерес
у партнеров.
Бизнес-план
выполняет следующие функции:
-
визитная карточка
предприятия;
-
средство для привлечения
финансовых ресурсов;
-
плановый документ при
оценке предпринимательских действий, который можно использовать для разработки
стратегии бизнеса. Эта функция необходима в период создания предприятия, а
также при выборе нового направления деятельности;
-
служит “лакмусовой
бумажкой” при определении проблем развития фирмы.
Бизнес- план, как правило, систематически обновляется, в него вносятся
изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с
изменениями на рынке, где действует фирма. Бизнес- план помогает
предпринимателю оценивать прогресс своего дела на основе внутрифирменного и
макроэкономического анализа и контролировать текущие операции.
Таким образом, бизнес-план является неотъемлемой частью любого
предприятия, независимо от его размера он обобщает анализ возможностей для
начала и расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о
том, каким образом менеджмент компании намерен использовать этот потенциал.
Велико его значение и для привлечения партнеров, создания совместных
предприятий, а также для получения финансирования.
Существует два основных подхода к разработке бизнес- плана. Первый
заключается в том, что бизнес- план составляется наемной группой специалистов,
а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных.
Другой подход - когда инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а
методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных
инвесторов. Для российской практики второй вариант является наиболее
подходящим. Инициаторы проекта являются специалистами в производственных
вопросах, но, как правило, слабо разбираются в тонкостях финансового
обеспечения проекта и сбыта продукции. Эти вопросы разрабатывают наемные
специалисты. Важное значение имеет структура бизнес-плана, который представляет
собой сложный документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала,
оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы.
Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов
остается почти неизменным. Он включает: резюме, характеристику отрасли,
описание компании и производимых ее продуктов и услуг, план–маркетинг,
организационный план, финансовый план; оценку рисков, страхование. Оформление
бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа. Здесь указывается где, когда,
кем составлен данный документ, также четко формулируется идея, заложенная в
бизнес-плане.
Вторая страница плана содержит оглавление, которое должно отражать его
структуру. Это номенклатура разделов, параграфов. Затем идет введение, в
котором указана задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он
адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в
создании данного проекта или инвестиционного замысла.
Раздел “Возможности фирмы (резюме)” - информация, дающая представление
о фирме и обеспечивающая все необходимые данные, характеризующие ее
коммерческую деятельность. В приоритетном порядке указывается направление
деятельности компании, по каждому направлению указываются целевые рынки и
ответственные лица. Должны быть сформированы цели и задачи проекта, освещены
стратегии, мероприятия для их достижения.
1.2. Структура бизнес- плана
Первым
шагом в составлении бизнес- плана является определение целей фирмы. Если
фирма ориентируется на рост, то ее целями будут:
-
повышение
общего объема продаж до … или в … раз;
-
повышение
доли фирмы на сложившихся рынках ;
-
освоение
новых рынков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|