Анализ формирования и распределения прибыли (на примере ЗАО ИнфоЛинк97)
Анализ формирования и распределения прибыли (на примере ЗАО ИнфоЛинк97)
Содержание
|Введение |5 |
|1 Теоретические проблемы повышения прибыли в рыночной экономике|8 |
|1.1 Необходимость увеличения прибыли в современных условиях |8 |
|1.2 Порядок формирования и распределения прибыли |13 |
|1.3 Влияние налоговой политики на прибыль предприятия |23 |
|2 Анализ показателей формирования и распределения прибыли ЗАО |29 |
|«ИнфоЛинк97» | |
|2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности | |
|ЗАО «ИнфоЛинк97» |29 |
|2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО |32 |
|«ИнфоЛинк97» | |
|2.3 Действующая система распределения прибыли в ЗАО |39 |
|«ИнфоЛинк97» | |
|2.4 Анализ формирования, распределения и использования прибыли|43 |
|ЗАО «ИнфоЛинк97» | |
|2.4.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли ЗАО |44 |
|«ИнфоЛинк97» | |
|2.4.2 Анализ распределения и использования чистой прибыли ЗАО |50 |
|«ИнфоЛинк97» | |
|2.4.3 Анализ влияния распределения прибыли на финансовое |53 |
|положение ЗАО «ИнфоЛинк97» | |
|2.4.4 Факторный анализ рентабельности ЗАО «ИнфоЛинк97» |56 |
|3 Практические рекомендации по совершенствованию формирования и|61 |
|распределения прибыли ЗАО «ИнфоЛинк97» | |
|3.1 Предлагаемый механизм совершенствования формирования |61 |
|прибыли ЗАО «ИнфоЛинк97» | |
|3.1.1 Проект системы наблюдения за движимыми объектами для |62 |
|корпоративных клиентов ЗАО «ИнфоЛинк97» | |
|3.1.2 Проект системы наблюдения за движимыми объектами для |65 |
|отдельных клиентов ЗАО «ИнфоЛинк97» | |
|3.2 Рекомендации по совершенствованию распределения прибыли ЗАО|69 |
|«ИнфоЛинк97» | |
|Заключение |75 |
|Список использованных источников |79 | |Приложение А Бухгалтерский баланс за 2001 год |82 |
|Приложение Б Бухгалтерский баланс за 2002 год |86 |
|Приложение В Бухгалтерский баланс за 2003 год |90 |
|Приложение Г Отчет о прибылях и убытках за 2001 год |94 |
|Приложение Д Отчет о прибылях и убытках за 2002 год |96 |
|Приложение Е Отчет о прибылях и убытках за 2003 год |98 |
| | |
| | |
| | | Введение Прибыль – это многозначный термин. Примерно пятьдесят лет назад
американский экономист Фрэнк Найт, выдающийся исследователь данной
проблемы, в своей энциклопедической статье сделал следующее высказывание:
«Возможно, не один экономический термин или понятие не используется в таком
невообразимом количестве общеупотребительных значений, как прибыль»/1/. Это
высказывание не потеряло своей актуальности и сегодня. До сих пор люди,
включая и экономистов, используют слово «прибыль» в самых различных
значениях. Экономисты по-разному определяют прибыль, ее источники, факторы роста. Первой попыткой объяснения источника прибыли была теория
меркантилистов XVI-XVII веков, которые утверждали, что прибыль возникает во
внешней торговле в результате того, что люди продают товары за границей по
более высоким ценам, чем они их купили. А. Смит и Д. Рикардо увидели источник прибыли в производстве. А. Смит
указывал на то, что «стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости
материалов, распадается сама на две части, из которых одна идет на оплату
их заработной платы, а другая – на оплату прибыли их предпринимателя»/2/;
таким образом, прибыль рассматривалась как вычет предпринимателя из
продукта труда наемных рабочих. Д. Риккардо сформулировал закон, согласно
которому величины заработной платы и прибыли находятся в обратном отношении
друг к другу. Он писал: «…Прибыль будет высока или низка в соответствии с
тем, низка или высока заработная плата»/3/. Марксизм считает источником прибыли неоплаченный труд наемных рабочих.
С точки зрения марксизма, прибыль «представляет собой лишь вторичную,
производную и трансформированную форму прибавочной стоимости, буржуазную
форму, в которой стерлись следы ее происхождения»/4/. По мнению К. Маркса,
эта объективно обусловленная форма искажает сущность капиталистических
отношений, маскируя истинный источник прибыли – неоплаченный труд наемных
рабочих. Ряд исследователей рассматривают прибыль как сочетание различных
элементов: вознаграждения за труд, доходов от инвестиций, платы за
предоставление факторов производства, ренты от использования природных
ресурсов или земли и т.д., то есть многое из того, что называется прибылью,
есть на самом деле процент, рента, заработная плата, или доходы от факторов
производства. В теориях риска прибыль определяется как плата за риск и
неопределенность в условиях несовершенной рыночной структуры. Экономисты
выделяют три вида риска, которые дают возможность получить прибыль. Во-
первых, риск неуплаты дивиденда. Во-вторых, чистый риск, или
«собственно» риск, связанный с объективными производственными процессами. В
третьих, риск, возникающий с нововведениями, реализация которых поможет
новаторам получить прибыль как дополнительный доход за свои идеи. Ряд авторов рассматривают прибыль как вознаграждение предпринимателя
за преодоление неопределенности, т.е. за обладание способностью
ориентироваться в экономической обстановке. Многие люди хотели бы получить
прибыль, но не знают, как это сделать. Кроме того, некоторые даже не
подозревают о существовании прибыли в тех или иных сферах. Однако прибыли
существуют, несмотря на конкуренцию. Причина – неопределенность, при
отсутствии которой все относящееся к получению прибыли, было бы широко
известно, возможности ее получения были бы полностью исчерпаны, прибыли
везде бы равнялись нулю. Трактовка прибыли как дохода новатора связана с концепцией прибыли как
монополистического дохода, поскольку нововведения делают предпринимателя-
новатора своего рода временным монополистом. Монопольная прибыль может принимать также форму ренты за
правительственную лицензию, выданную одной фирме (или немногим) и
задерживающую других потенциальных конкурентов, или ренты на
запатентованный продукт, который другие фирмы не могут скопировать. Таким
образом, прибыль может быть результатом проявления фирмой власти на рынке –
на патенты, особые привилегии или другие виды монополий. Талант предпринимателя тоже делает прибыль. Получение прибыли можно
объяснить природой субъекта, его особым даром предвидения, умением
ориентироваться в неопределенной ситуации. М. Коннел специально
подчеркивает, что прибыль представляет собой доход особого
производственного фактора – предпринимательских способностей,
предпринимательского таланта/5/. Выбранная тема является актуальной на сегодняшний день, т.к.
функционирование всей организации в целом зависит от того, насколько
правильно на предприятии формируется и используется прибыль. Правильное
распределение и использование прибыли отчасти влияет на экономическую
ситуацию в стране. Проблема формирования и использования прибыли достаточно полно
рассмотрены в литературных источниках. В частности широко известны работы
таких специалистов, как Пол Хейне, В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар, Г.В.
Савицкая. Целью выполнения данной работы является теоретическое и практическое
изучение формирования и использования прибыли предприятия и выработка
мероприятий по совершенствованию данного процесса. Исходя из цели выполненной работы, в ней решались следующие задачи: - изучение понятия категории «прибыль»; - рассмотрение факторов, влияющих на величину прибыли; - рассмотрение прибыли, как показатель деятельности предприятия, а также методов планирования прибыли; - анализ формирования и использования прибыли; - рассмотрение действующей системы использования прибыли на объекте исследования; - разработка практических рекомендаций по усовершенствованию формирования и распределения прибыли. Объектом исследования является ЗАО «ИнфоЛинк97», созданное 17 июня
1996 года и зарегистрированное комитетом по поддержке предпринимательской
деятельности Администрации г. Энск2004. Организация занимается созданием и
эксплуатацией сетей всех видов связи на территории Энск2004ской области. В
настоящее время на предприятии занято 59 человек. Предметом исследований является формирование и использование прибыли. При написании работы, применялись такие методы исследования, как
статистический метод анализа и синтеза, метод группировок, факторный
анализ. 1 Теоретические проблемы повышения прибыли в рыночной экономике 1.1 Необходимость увеличения прибыли в современных условиях Основой рыночного механизма являются экономические показатели,
необходимые для планирования и объективной оценки производственно-
хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования
специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях
воспроизводственного процесса/6/. В условиях рыночной экономики главную
роль в системе экономических показателей играет прибыль. Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития
производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе
(невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов,
регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может
понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого
свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом
состоянии. Финансовое состояние предприятий - это характеристика его
конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности),
использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед
государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую
основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и
удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и
работников/7/. Базой порядка формирования прибыли служит принятая для всех
предприятий, независимо от форм собственности, единая модель,
представленная на рисунке 1.1. Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-
хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она
включает, - прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от
прочей реализации, доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на
сумму расходов по этим операциям. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не
облагаемую налогом. После формирования прибыли предприятие производит
уплату налогов, а оставшаяся часть прибыли в распоряжении предприятия,
т.е. после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью. Чистая
прибыль, представляет собой разность между балансовой прибылью и
налоговыми платежами за счет нее. Этой прибылью предприятие может
распоряжаться по собственному усмотрению, на производственное развитие,
социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям, остальная
нераспределенная прибыль, оставаясь в распоряжении предприятия
направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть
перераспределена в резервный фонд - фонд непредвиденных потерь, убытков,
накопительный фонд - формирование средств для производственного развития,
фонд потребления - средства для премирования сотрудников, оказание
материальной помощи, фонд социального развития - на различные праздничные
мероприятия. Рисунок 1.1 - Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и
финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в
системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные
показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в
отчете о прибылях и убытках. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат,
характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего
предприятия, то есть составляет основу экономического развития
предприятия/8/. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и
другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для
оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она
характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие. За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть
финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и
от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития
страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в
конечном счете повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет
собой разность между суммой доходов и расходов, полученных от разных
хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный
финансовый результат деятельности предприятий. Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-
хозяйственной деятельности, выступает: балансовая прибыль, прибыль от
реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая
прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая
прибыль/9/. Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации
выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием
многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества,
структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных
изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов. Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных
обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из
прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по
кредитам банка. Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования
– отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности
предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить
отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с
производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме
себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых
должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности
оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на
производство и реализацию продукции/8/. В современных условиях повышается значение прибыли как объекта
распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода
между предприятиями и государством, различными отраслями народного
хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального
производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его
работниками. Работа предприятия в условиях рыночной экономики связана с повышением
стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного
оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации
продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся
производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также
действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается
заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли,
но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и
используется в качестве главного источника средств, направляемых на
производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение
работников в соответствии с качеством затраченного труда. Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании
дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной
заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности
своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей
роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения/10/. Однако прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и
универсального показателя эффективности производства. Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста
производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет
место снижение эффективности использования производственных ресурсов в
расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в
повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и,
в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в
натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно
полно отражается изменение объема и эффективности использования основных
фондов и оборотных средств. Изменение экономических показателей за любой временной период
происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие
факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же
время имеет важное значение для определения основных направлений поиска
резервов повышения эффективности хозяйствования. Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным
признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним
относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и
характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним
факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого
предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на
темпы роста прибыли и рентабельности производства/11/. В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и
внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с
коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами
деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и
использование основных элементов производственного процесса, участвующих в
формировании прибыли - это средства труда, предметы труда и сам труд. По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и
интенсивных факторов. К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем
производственных ресурсов (например, изменения численности работников,
стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение
продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и
др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов
на брак, потери из-за отходов). К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность
использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение
квалификации работников, производительности оборудования, внедрение
прогрессивных технологий). В процессе осуществления производственной деятельности предприятия,
связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти
факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости. Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему
обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели
отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их
потребленной части, участвующей в формировании себестоимости. Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса
производства, именно средства труда, предметы труда и труд,
рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения
объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы,
определяющие издержки производства. Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом
произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста
зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые
воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной
продукции и издержек производства. 1.2 Порядок формирования и распределения прибыли Финансовый результат представляет собой прирост (или уменьшение)
стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее
предпринимательской деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|