МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ затрат на производство

    p> Наибольший удельный вес в общих затратах занимают материальные затраты, что говорит о материальном характере производства.

    Повышение общей суммы затрат было вызвано повышением суммы каждого элемента затрат.

    Для выявления причин изменения общих затрат рассматривают структуру затрат на производство, а затем влияние ее изменения на изменение общих затрат.

    Расчет производится по формулам:

    Оз (N) = Зp0 * In - З p0

    Оз (структура затрат) = Зp1 – Зp0 * In

    Где
    Оз – общая сумма затрат;
    Зp – затраты каждого вида (по элементам затрат);
    N – выпуск продукции;
    I – индекс выпуска продукции.

    Таблица 2.3.

    Анализ структуры затрат на производство.
    |Показатели |1998 |1999 |Отклонение |
    |1. Материалоемкость |53 |84 |31 |
    |(таб.2.2.;ст.1:ст.7*100) | | | |
    |2. Фондоемкость (таб.2.2.;ст.4:ст.7*100) |5 |13 |8 |
    |3. Зарплатаемкость (таб. 2.2. |29 |53 |24 |
    |[ст.2+ст.3]:ст.7*100) | | | |
    |4. Прочие затраты на 1руб. Продукции |8 |19 |11 |
    |(таб.2.2.;ст.5:ст.7*100) | | | |

    Таблица 2.4.

    Расчет влияния изменения структуры затрат на изменение общих затрат.
    |Показатели |1998 |1999 |Баз.год, | | |
    | | | |пе- |Влияние | |
    | | | | |на общие| |
    | | | |ресчитанны| | |
    | | | |й |затраты | |
    | | | |на In |Изменени|Изменени|
    | | | | |е |е |
    | | | | |V пр-ва |эл-в |
    | | | | | |затрат |
    |A |1 |2 |3=1*IN |4=3-1 |5=2-3 |
    |1. Затраты на производство|27508,|37775,|21456,4 |- |- |
    | |2 |3 | | | |
    |2. Материальные затраты |15344,|18758 |11968,7 |-3375,8 |6789,3 |
    | |5 | | | | |
    |3. Заработная плата с |8362,4|11829 |6522,7 |-1839,7 |5306,3 |
    |отчислениями | | | | | |
    |4. Амортизация |1464,9|2912 |1142,6 |-322,3 |1769,4 |
    |5. Прочие затраты |2336,4|4276,3|1822,4 |-514 |2453,9 |

    In = 22428,5 = 0,78

    28764,6

    О з = (-3375,8 + 6789,3) + (-1839,7 + 5306,3) + (-322,3 + 1769,4) + (-514
    + 2453,9) = 10267,1 руб.

    Таким образом, увеличение общих затрат было вызвано увеличением затрат по всем экономическим элементам. Если бы объем производства остался на уровне 1998г. увеличение себестоимости составило бы 16318,9 тыс.руб., но снижение объема производства сократило данный рост себестоимости до 10267,1 тыс. руб.

    3. Анализ затрат по статьям калькуляции.

    Более широкое распространение как показатель получила себестоимость продукции по калькуляционным статьям затрат. Учет по калькуляционным статьям позволяет определить целевое направление затрат и исчислить себестоимость отдельных видов и единицы продукции. При этом определяются такие показатели, как заводская себестоимость и полная себестоимость.

    Таблица 2.5.

    Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции.
    |Статьи затрат | | | | | | |
    | |1998 | |1999 | |Измен| |
    | |год | |год | |ения | |
    | |т.руб. |у.в. |т.руб.|у.в. |т.руб|у.в. |
    | | |(%) | |(%) |. |(%) |
    |1. Материалы (за минусом |8529,2 |32,9 |9014,4|25,3 |485,2|-7,6 |
    |возвратных отходов) | | | | | | |
    |2.Комплектующие |1805,2 |7,0 |2160,4|6,0 |354,6|-1,0 |
    |3. Заработная плата основных |1935,6 |7,4 |1989,4|5,6 |53,8 |-1,8 |
    |работников | | | | | | |
    |4. Отчисления |700,6 |2,7 |747,6 |2,1 |47,0 |-0,6 |
    |5. Цеховые расходы |7059,7 |27,2 |14894,|41,74 |7835,|14,54|
    | | | |9 | |2 | |
    |6. Потери от брака |129,7 |0,5 |245,1 |0,7 |115,4|0,2 |
    |7. Общезаводские расходы |5775,7 |22,26 |6618,2|18,52 |842,5|-3,7 |
    |Заводская себестоимость |25936,3|99,96 |35670,|99,96 |9733,|- |
    | | | |0 | |7 | |
    |Внепроизводственные расоды |10,4 |0,04 |15,9 |0,04 |5,5 |- |
    |Полная себестоимость |25946,7|100,0 |35685,|100,0 |9739,|- |
    | | | |9 | |2 | |

    Заводская себестоимость составила 99,96% полной себестоимости, что говорит о незначительном размере внепроизводственных расходов.

    Как видно, себестоимость продукции возросла на 37,5% (35685,9 /
    25946,7 * 100); за счет повышения затрат по всем статьям калькуляции.
    Однако наибольшее влияние имело повышение цеховых расходов:
    -80,5% (7835,2 / 9739,2 * 100) от общего увеличения себестоимости. Удельный вес цеховых расходов в полной себестоимости продукции возрос в 1,5 раза
    (41,74 / 27,2).

    Увеличение удельного веса потерь от брака на 0,2% вызвало снижение объема производства на 44,9 тыс.руб. (22428,2 * 0,2%).

    На себестоимость продукции оказывают влияние различные факторы, расчет степени влияния которых предтавлен в таблице 2.6.

    Таблица 2.6.

    Расчет влияния изменения различных факторов на изменение полной себестоимости.

    |Статьи затрат | | | | | | | |
    | |Сумма | | |Отклон| | | |
    | |затрат | | |ение | | | |
    | | | | |от | | | |
    | | | | |1998г.| | | |
    | | | | |(+;-) | | | |
    | |1998г. | На | |Всего:|в т.ч.| | |
    | | |объем | | |за | | |
    | | |пр-ва | | |счет | | |
    | | | | | |измене| | |
    | | | | | |ния | | |
    | | | | | |Vпр-ци|Структ|У |
    | | |в | | |и |уры |затрат|
    | | |1999г.| | | | |на |
    | | |1998г.|1999г.| | |продук|издели|
    | | | | | | |ции |е |
    |A |1 |2 |3 |4=3-1 |5 |6=2-1-|7=3-2 |
    | | | | | | |5 | |
    |Матер-лы (за минусом |8529,2 |8964,2|9014,4|485,2 |-1876,|2311,4|50,2 |
    |возв.отходов) | | | | |4 | | |
    |Комплектующие |1805,2 |1897,9|2160,4|354,6 |-397,3|489,4 |262,5 |
    |Заработная плата |1935,6 |2034,3|1989,4|53,8 |-425,8|524,5 |-44,9 |
    |Отчисления |700,6 |736,3 |747,6 |47,0 |-154,1|189,8 |11,3 |
    |Цеховые расходы |7059,7 |7419,7|14894,|7835,2|-1153,|1513,1|7475,2|
    | | | |9 |0 |1 | | |
    |Потери от брака |129,7 |136,3 |245,1 |115,4 |-28,5 |35,1 |108,8 |
    |Общезаводские расходы |5775,7 |6070,3|6618,2|842,5 |-1270,|1565,3|547,9 |
    | | |0 | | |7 | | |
    |Внепроизводственные |10,4 |10,9 |15,9 |5,5 |-2,3 |2,8 |5 |
    |расходы | | | | | | | |
    |Полная себестоимость |25946,7|27269,|35685,|9739,2|-5708,|7031,5|8416 |
    | | |9 |9 | |3 | | |

    In = 100 –78 = 22% - невыполнение плана.

    Уровень затрат на изделие снизился только по заработной плате, остальные же статьи затрат вызвали рост полной себестоимости.

    4. Анализ себестоимости продукции.

    Себестоимость всей продукции представляет собой слагаемое себестоимостей отдельных видов продукции. Путем сопоставления себестоимости единицы продукции каждого вида выявляются направления и темп изменения себестоимости, определяется неравномерность снижения по видам продукции.

    Таблица 2.7.

    Анализ себестоимости единицы отдельных видов продукции.
    |Вид продукции | | |Измене |ние |
    | |Себестои| | | |
    | |мость | | | |
    | | | | | |
    | |единицы,| |себестои| |
    | |руб. | |мости | |
    | |1998 |1999 |руб. |Темп роста (%) |
    |Элдвигатели |9937 |18394,2 |8457 |85,1 |
    |Элчайники |51,1 |91,3 |40,2 |78,7 |
    |Элкипятильники |18,3 |21,1 |2,8 |15,3 |
    |Тэн |42,6 |34,6 |-8 |-18,8 |
    |Ротор ЛВРЗ |649,8 |1367,8 |718 |210,5 |
    |Предохранит. устр-ва |59,5 |113,6 |54,1 |90,9 |

    Таким образом, повыщение общей себестоиости вызвао повышением себестоимтью единицы продукции, за исключением тынов. При этом объемы производства по большинству видов продукции снизились.

    Повышение полной себестоимости единицы продукции определенного вида было вызвано повышением затрат по всем статьям калькуляции (приложение №1).

    2.4.1. Организация учета затрат себестоимости по переменным расходам.

    Формирование себестоимости на заводе "Электромашина" осуществляется на основе калькуляционного варианта, традиционного для отечественных предприятий.

    В условиях рыночной экономики особую актуальность приобретает внедрение в отечественную практику система "директ-костинг".

    При калькулировании себестоимости продукции по системе "директ- костинг" постоянные затраты не распределяются между носителями, то есть видами продукции. Прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и переменные общепроизводственные расходы (ОПР) являются основными элементами себестоимости, которые участвуют при расчете себестоимости продукции.

    Калькуляция себестоимости по переменным расходам.

    Себестоимость

    Затраты производства Непроизводственные расходы

    Материалы Трудозатраты Накладные расходы

    Пер.нак.расходы Пост.нак.расходы

    Запасы НЗП Запасы готовой продукции Счет прибылей и убытков

    Такой вариант калькулирования без специальных дополнительных расчетов представляет нужную, в условиях рынка, информацию о тенденциях изменения затрат в условиях изменения объема.

    Проблема учета косвенных затрат с позиций "директ-кистинг" рассматривается следующим образом: косвенные расходы подразделяются на общехозяйственные расходы, носящие постоянный характер, и общепроизводственные, включающие в себя как постоянные расходы, так и переменные.

    Такой подход вызывает необходимость ведения аналитического учета по счету 25.

    При этом бы снизилась трудоемкость учетных работ, связанных с расчетами по распределению накладных расхоров.

    Таким образом реализуется двухступенчатый принцип учета маржинального дохода. Схема двухступенчатого учета маржинального дохода выглядит следующим образом:

    Выручка от реализации

    33692,2 т.руб.
    -

    Переменные прямые производственные расходы
    19691,4 т.руб.
    =

    Маржинальный доход (сумма покрытия I)
    14000,8 т.руб.
    -

    Постоянные производственные нак.расходы подразделений 7745,3 т.руб.
    =

    Маржинальный доход (сумма покрытия II)
    6255,5 т.руб.
    -

    Пост.расходы: общехозяйственные и коммерческие 15,9+6618,2=6634,1 т.р.
    ----------------------------------------------------------------------------
    ----------------

    Результат от реализации

    - 378,6 тыс.руб.

    Данный учет позволяет определить, на какой ступени выручка от реализации продукции перестает покрывать затраты предприятия.

    В данном случае, при неполной реализации готовой продукции выручка не покрыла постоянных расходов предприятия в целом. Так как постоянные расходы не распределялись между реализованной продукцией и остатками готовой продукции, а были списаны общей суммой на реализацию, предприятие получило убыток в размере 378,6 тыс.руб. А при исчислении полной себестоимости продукции, когда часть постоянных расходов заключена в остатках готовой продукции и не учавствует в расчете результата от реализации, предприятие имело прибыль от реализации в размере 328,2 тыс.руб.

    Внедрение системы "директ-костинг" обеспечило бы более точное определение себестоимости, при котором различные распределения косвенных затрат не искажает бы данный показатель. При этом лучше вид на окупаемость изделия, что позволяет установить контроль за их рентабельностью.

    Для повышения контроля за уровнем себестоимости целесообразно было бы сочетать систему "директ-костинг" с элементами нормативного учета, аналогичного западной системе "стандарт-костинг". Реальные возможности интеграции в отечественном учете, нормативного учета и "директ-костинг" открывает счет 37 "Выпуск продукции (работ, услуг). При этом формировалась бы фактическая себестоимость с выделением нормативной себестоимости и отклонение от нее.

    Таблица 2.8.

    Отчет о прибылях и убытках.
    |Наименование показателя |Учет полных затрат |Учет переменных затрат |
    |Выручка (нетто) от реал-ции |33692 |33692 |
    |продукции | | |
    |Себестоимость реал-ции |33364 |16691 |
    |продукции | | |
    |Коммерческие расходы |- |16 |
    |Управленческие расходы |- |14364 |
    |Прибыль (убыток) от |328 |-379 |
    |реализации | | |

    При использовании метода учета переменных затрат отчет "О прибылях и убытка" не дает информации о маржинальном доходе, который является важнейшим показателем при использовании данного метода.

    Поэтому при внедрении элементов "директ-костинг" в отечественную практику учета затрат было бы целесообразно ввести новую форму отчета "О прибылях и убытках".

    Таблица 2.9.

    Отчет "О прибылях и убытках".

    Маржинальный подход.
    |Показатели |Сумма |
    | |тыс.руб. |
    |Выручка от реализации продукции |33692,2 |
    |Переменная часть себестоимости реализованной | |
    |продукции: | |
    |Переменная часть себестоимости готовой продукции |21179,0 |
    |Минус: конечные остатки готовой продукции |1487,6 |
    |Переменная часть себестоимости реализованной |19691,4 |
    |продукции: | |
    |Маржинальный доход |14000,8 |
    |Минус: постоянные затраты: |14379,4 |
    |общехозяйственные |6618,2 |
    |коммерческие |15,9 |
    |производственные |7745,3 |
    |Прибыль до налогооблажения |-378,6 |

    В таком отчете четко видна величина маржинального дохода. Сумма постоянных затрат разбита по составляющим элементам, что также важно для анализа затрат. Помимо себестоимости реализованной продукции здесь покзана себестоимость и готовой продукции, что устраняет необходимость привличения других форм отчетности для определения величины данного показателя.

    Таблица 2.10.

    Отчет "О прибылях и убытках"

    Маржинальный подход.
    |Показатели |Сумма |
    | |тыс.руб. |
    |Выручка от реализации продукции |33692,2 |
    |Переменная часть себестоимости реализованной | |
    |продукции: | |
    |Валовый доход |6142,1 |
    |Коммерческие расходы |15,9 |
    |Административные расходы |6618,2 |
    | |6634,1 |
    |Прибыль до налогооблажения |-492 |

    Финансовый результат от реализации продукции при определении полной себестоимости, рассчитанный по зарубежной методике, отличается от от финансового результата, рассчитанного по отечественным принципам. Причина заключается в следующем. В отечественной практике абсолютно все косвенные расходы распределяются между видами продукции и являются составляющими полной себестоимости продукции.

    В зарубежной их практике расходы, не связаны с производством продукции, рассматриваются как расходы за периоды. Они не распределяются между видами продукции, а показываются в отчете общей суммой.

    Таким образом, применение элементов "директ-костинг" в отечественном учете затрат, внедрение международного опыта по учету затрат и результатов координально меняет отечественную концепцию калькулирования, учета и расчета финансовых результатов, в частности основного финансового результата- от реализации продукции.

    2.4.2. Анализ себестоимости, исчисленной по переменным затратам.

    Применение различных методов учета затрат влияет на величину себестоимости продукции и тем самым на величину прибыли. При методе учета переменных затрат на продукт относят только переменную часть производственных расходов,и они распределяются между остатками готовой продукции и себестоимостью реализованной продукции, а все постоянные расходы рассматриваются как затраты, относимые на период времени.

    Таким образом, себестоимость продукции будет выглядить следующим образом:

    Таблица 2.11.

    Себестоимость продукции, исчисленная по переменным затратам.
    |Статьи затрат |1998г. |1999г. |Изменение |
    | | | |% |
    |Материалы |8529,2 |9014,4 |5,7 |
    |Комплектующие |1805,8 |2160,4 |19,6 |
    |Заработная плата основная |1935,6 |1989,4 |2,8 |
    |Отчисления |700,5 |747,6 |6,7 |
    |Переменная часть цеховых расходов |3450,9 |7267,2 |110,6 |
    |Итого себестоимость: |16422 |21179 |29 |

    На увеличение себестоимости, как и в случае исчисления полной себестоимости в большей степени повлияло увеличение цеховых расходов –
    80,2% общего увеличения.

    Рассчитав себестоимость по переменным затратам единицы каждого вида продукции, заметим, что и в том случае произошло снижение себестоимости единицы продукции, такой как тэны (табл.2.12.).

    Таблица 2.12.

    Переменная себестоимость единицы продукции.
    |Вид продукции |Себестоимос| |Изменения | |
    | |ть еди- | | | |
    | | ницы | | | |
    | |продукции | | | |
    | |1998г. |1999г. |абс. |относит. |
    |Элдвигатели |6347 |10981 |4634 |73,0 |
    |Элчайники |29 |52 |23 |79,3 |
    |Элкипятильники |11 |12 |1 |9,1 |
    |Ротор |355 |710 |355 |100,0 |
    |Деревообработка |31 |63 |32 |103,2 |
    |Предохр.устройства |27 |49 |22 |81,5 |
    |Тэны |39 |30 |-9 |-23,1 |

    Лежащая в основе "директ-костинг" классификация затрат на постоянные и переменные обуславливает особенности экономического анализа и управления.

    Одной из этих особенностей организации анализа является анализ взаимосвязи объема производства себестоимости и прибыли на базе данной классификации. Такое деление затрат помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Оно также позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить "запас финансовой прочности" предприятия на случай осложнения коньюктуры и других затруднений.

    Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли проводится с помощью графика (рис.1.2.) и различных арифметических расчетов. Основным моментом является определение точки безубыточности или порога рентабельности.

    Порог рентабельности- это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

    Попробуем определить значение порога рентабельности для завода
    "Электромашина". При этом сделаем допущение, что объем производства продукции равен объему ее реализации.

    Таблица 2.13.

    Исходные данные для определения порога рентабельности.
    |Показатели |тыс.руб. |В % и в относит.выражении |
    | | |(к выручке от реализации) |
    |1.Выручка от реализации |35527 |100% или 1 |
    |2. Пременные затраты |21179 |59,6% или 0,596 |
    |3. Рез-тат от реал-ции после | | |
    |возмещения перем.затрат | | |
    |(маржинальный доход) | | |
    | |14348 |40,4% или 0,404 |
    |4. Постоянные затраты |14507 | |
    |5. Прибыль (ст.3-ст.4) |-159 | |

    Прибыль = результат от реализации - постоянные = 0 после возмещения пере- затраты менныз затрат

    или:
    Прибыль = порог * результат от - постоянные = 0 рентабельности реал-ции после затраты возмещения пер.затрат в относительном выражении

    Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:
    Порог рентабельности = Постоянные : Результат от реализации затраты после возмещения перемен-

    ных затрат в относительном

    выражении

    В данном случае порог рентабельности равен:

    14507 тыс.руб. = 35908 тыс.руб.

    0,404

    Порог рентабельности также можно определить графическим способом, который основан на равенстве результата от реализации после возмещения переменных затрат и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации.

    Затраты, Результаты от реализации после тыс.руб. возмещения переменных затрат

    15000

    К
    Постоянные затраты

    14507

    13000 Порог рентабельности

    0

    15000 35908 Выручка от реализации, тыс.руб.

    Рис. 2.1. Определение порога рентабельности.

    В точке К результат реализации после возмещения переменных затрат и постоянных затраты равны.

    Итак при достижении выручки от реализации в 35908 тыс.руб. предприятие достигнет окупаемости и постоянных, и переменных затрат.

    Фактическая выручка на предприятии меньше ее порогового значения на
    381 тыс.руб. или 1,1%. Постоянные затраты не окупаются полностью за счет выручки, что приводит к возникновению убытка в размере 159 тыс.руб.

    Исходя из показателя порога рентабельности найдем пороговое
    (критическое) значение объема производства в натуральном выражении.

    Обычно для этого используются формулы: q = R или q = C ; p p – v где: q – пороговое количество товаров;
    R – порог рентабельности данного товара;
    P – цена реализации;
    С – постоянные затраты, необходимые для деятельности реализации;
    V - переменные затраты на единицу товара.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.