МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Аудит с подотчетными лицами

    p> На многих предприятиях независимо от того, у какой организации приобретены материальные ценности, только на основании того, что они приобретены за наличный расчет, НДС не выделяется и вместе со стоимостью материальных ценностей списывается на издержки производства, что приводит к их завышению и соответственно занижению налогооблагаемой прибыли.
    Процедура 4.1.1 — проверка соответствия фактических размеров представительских расходов сметам. Представительские расходы — это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.

    Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) производится в пределах смет, утвержденных руководителем предприятия, которые не должны превышать нормативно утвержденных норм (0,5
    % от объема реализации (при реализации до 2 млн. руб. в год), и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата, место, программа проведения деловой встречи (приема), список приглашенных с обоих сторон (ПИСЬМО Минфина РФ от 06.10.92 N 94 (ред. от
    19.10.95) "НОРМЫ И НОРМАТИВЫ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА
    РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С
    УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА
    СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ").
    Процедура 4.1.2 — проверка правильности ведения аналитического учета представительских расходов в пределах и сверх норм.
    Процедура 5.1.1 — проверка правильности выведения остатков на конец отчетного периода по расчетам с подотчетными лицами. Задолженность подотчетных лиц предприятию и предприятия подотчетным лицам должна быть показана в регистрах учета развернуто.
    Процедура 6.1.1 — проверка соответствия записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7.

    3.1.3. Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме

    Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме осуществляется аудитором с использованием специальной карточки, приведенной в Приложении 3.

    При тестировании документов на наличие ошибок аудитору достаточно выявить пять одинаковых нарушений чтобы сделать вывод о значительном распространении данной ошибки. Дальнейший поиск таких несоответствий можно опустить.

    Для проверки правильности отражения операций по расчетам с подотчетными лицами аудитор контролирует арифметическую точность и отслеживает взаимоувязку данных аналитического и синтетического учета.
    Схема такого анализа приведена ниже в Приложении 4.

    Взаимоувязка аналитический и синтетический данных учета будет зависеть от формы ведения учета на предприятии. Допустим применяется компьютеризованная форма учета, следовательно необходимость в блоках № 4 и
    5 схемы исчезает, поскольку расчет данных по синтетическим счетам и формирование оборотно-сальдовой ведомости производится автоматически бухгалтерской программой. В данном случае надо сосредоточить внимание на правильности занесения проводок по расчетам с подотчетными лицами в ЭВМ, а также правильность составления формы № 1 «Бухгалтерский баланс» на основе машинограммы «Оборотно-сальдовая ведомость» за отчетный период.
    (Бухгалтерская программа «1С:Бухгалтерия» позволяет автоматически по данным журнала хозяйственных операций формировать готовую форму № 1, однако в этом случае лучше с удвоенной внимательностью сверить данные Баланса с данными оборотной ведомости, поскольку Баланс будет формироваться верно лишь после тщательной отладки алгоритма этой процедуры и соблюдения определенных правил отражения операций.)

    3.1.4. Проверка расчетов с подотчетными лицами по содержанию

    При проверке расчетов по содержанию аудитору следует помнить следующие ключевые моменты.

    Предельные сроки командировки. В соответствии с п.1 ИНСТРУКЦИИ Минфина
    СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О СЛУЖЕБНЫХ КОМАНДИРОВКАХ
    В ПРЕДЕЛАХ СССР" служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы (кроме служебных поездок работников, работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер). Максимальные сроки командировки работников устанавливаются п.4 Инструкции — 40 дней (не считая времени нахождения в пути), а минимальные сроки не установлены.

    При загранкомандировках таких ограничений нет, однако начиная 61 дня нахождения работника в командировке суточные ему будут начисляться по ставкам, установленным для работников загранучреждений РФ при командировках в пределах государства, где находится загранучреждение (ПИСЬМО Минфина РФ от 16.12.93 N 11-02-49 (ред. от 29.03.96) "О РАЗМЕРАХ И ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ
    СУТОЧНЫХ ПРИ КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННЫХ
    ГОСУДАРСТВ").

    Отнесение командировочных расходов на затраты производства. Для того, чтобы командировка была правильно оформлена необходимы документы: внутренний приказ директора о направлении в командировку; авансовый отчет с приложением документального подтверждения расходов; утвержденный директором отчет о командировке, закрытое командировочное удостоверение.

    Нельзя считать командировочными расходы лиц, работающих на предприятии по договору подряда. Договор подряда относится к числу гражданско-правовых договоров, и его действие регулируется нормами гражданского права.
    Следовательно, на лиц, заключивших договор подряда, не распространяется законодательство о труде. В связи с этим командировочные расходы граждан, работающих по договору подряда, не относятся к числу компенсационных выплат, предусмотренных ст.116 КЗоТ РФ, а являются доходом, подлежащим налогообложению в общепринятом порядке.

    Отнесение на затраты транспортных расходов, связанных с командировкой.
    В соответствии с Порядком ведения кассовых операций работнику компенсируются только транспортные расходы по проезду до места командировки и обратно. Транспортные расходы, производимые работником в процессе нахождения в командировке могут быть компенсированы только по приказу руководителя с отнесением за счет чистой прибыли предприятия.

    Пересчет расходов по загранкомандировкам в рубли. В соответствии с
    ПОЛОЖЕНИЕМ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
    ОРГАНИЗАЦИИ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" (утверждено
    ПРИКАЗОМ Минфина РФ от 13.06.95 N 50) расходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ, установленному на дату составления авансового отчета, а не на дату фактического расходования средств подотчетным лицом.

    3.2. Типичные нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами

    Нередко в организациях допускаются ошибки в расчетах с подотчетными лицами вследствие небрежного ведения бухгалтерского учета и отсутствия контроля за расчетами с работниками. Основные нарушения (злоупотребления, хищения, ошибки, несоответствия установленному порядку) в области расчетов с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом:

    1. Нарушение порядка выдачи подотчетных сумм

    1.1. Отсутствует приказ руководителя, устанавливающий порядок выдачи работникам подотчетным средств;

    1.2. В приказе о порядке выдачи подотчетных средств не установлен круг лиц, имеющих право на получение денег под отчет, или не указаны размеры подотчетных сумм, а также сроки их возращения;

    1.3. Выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги и хозяйственно-операционные расходы;

    1.4. Выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия;

    1.5. Выдача денег под отчет лицам, не рассчитавшимся по ранее выданным авансам;

    1.6. Списание подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия;

    1.7. Несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;

    1.8. Допускается передача полученных под отчет наличных денег одним работником другому;

    2. Нарушения при оформлении командировочных расходов

    2.1. Отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;

    2.2. Отсутствие командировочных удостоверений с отметкой в месте пребывания в командировке;

    2.3. Несоблюдение установленных норм командировочных расходов;

    2.4. Отсутствие приказов (распоряжений) об оплате суточных сверх установленных норм;

    2.5. Отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм;

    3. Нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов

    3.1. Нарушение порядка удержания подоходного налога и начисления фондов социального страхования и обеспечения с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм;

    3.2. Некорректное выделение налога на добавочную стоимость в суммах командировочных расходов;

    4. Нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами

    4.1. Выделение сумм налога на добавленную стоимость расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети;

    4.2. Списание на затраты сумм налога на добавленную стоимость от стоимости материальных ценностей, приобретенный через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле;

    5. Нарушения порядка учета представительских расходов

    5.1. Несоответствие фактического размера представительский расходов утвержденной смете (или ее отсутствие);

    5.2. Отсутствие учета представительский расходов в пределах норм и сверх норм;

    6. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами

    6.1. Некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами;

    6.2. Неправильное выведение остатков на конец отчетного периода;

    6.3. Журнал-ордер № 7 ведется не по каждому подотчетному лицу и выданной сумме одновременно;

    6.4. Несоответствие записей в авансовых отчетах и журнале-ордере

    № 7 или других регистрах;

    7. Нарушения в форме и реквизитах первичных документов

    Рассмотрим подробнее ряд допускаемых организациями ошибок при выдаче денег под отчет и контроле за их использованием.

    Нарушение: неправильный порядок выдачи денег под отчет.

    Нарушения данного вида возникают вследствие несоблюдения основных принципов, установленных пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций.

    Выдача наличных денег под отчет должна осуществляться на основании приказа руководителя организации, в котором должен быть зафиксирован круг лиц, имеющих право на получение подотчетных сумм, указаны размеры подотчетных сумм и сроки, на которые они выданы. Запрещается выдача наличных денег под отчет работнику, не отчитавшемуся по ранее полученным подотчетным средствам, а также не допускается передача выданных под отчет денег одним работником другому.

    Нарушение: в организации не проводится инвентаризация расчетов с подотчетными лицами.

    В соответствии с пунктом 15 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от
    26 декабря 1994 г. № 170, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности необходимо регулярно проводить инвентаризацию имущества и денежных обязательств организации, в том числе расчетов с подотчетными лицами. В частности, инвентаризация обязательна перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

    Пунктом 3.47 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня
    1995 г. № 49, определено, что при инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого расходования, а также правильность использования и отчета по суммам выданных авансов каждому подотчетному лицу.

    При большом количестве подотчетных лиц и соответственно при выдаче подотчетных сумм в крупных размерах несоблюдение юридическими лицами порядка и сроков проведения инвентаризации данного вида расчетов может привести к ряду нарушений бухгалтерского учета и налогообложения.

    Так, несвоевременная сдача неизрасходованной части подотчетных сумм влечет за собой нарушение пункта 11 Порядка ведения кассовых операций.
    Согласно этому пункту, работники, получившие деньги под отчет, обязаны представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выдан, или со дня возвращения из командировки.

    В случае несвоевременной сдачи неизрасходованных подотчетных сумм при проведении проверки налоговым инспектором может быть исчислена материальная выгода от использования работником денежных средства организации и включена в налогооблагаемый доход этого работника.

    Причем сумма материальной выгоды в этом случае определяется за все время нахождения денежных средств у работника, начиная с установленной даты представления отчета об израсходованных суммах.

    Иногда в организациях бывают случаи, когда задолженность по подотчетным суммам списывается с работника за счет собственных средств организации по окончании отчетного периода без представления им авансового отчета.

    Необходимо учитывать, что невозвращенные в установленные сроки неизрасходованные подотчетные суммы должны быть отражены в бухгалтерском учете следующими проводками:

    |ДЕБЕТ 84|КРЕДИТ 71 |— списание подотчетных сумм, не возвращенных |
    | | |работниками в установленные сроки (или по |
    | | |которым не представлены авансовые отчеты); |
    |ДЕБЕТ 70|КРЕДИТ 84 |— удержание подотчетных сумм из заработной |
    | | |платы; |
    |ДЕБЕТ 73|КРЕДИТ 84 |— если нет возможности удержать эти суммы из |
    | | |заработной платы работника |

    Невозвращенные в кассу организации неизрасходованные суммы считаются доходом работника и облагаются подоходным налогом.

    Поскольку такие суммы являются доходом физических, полученным от работодателя, то организация также обязана начислить и уплатить взносы в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ, фонд обязательного медицинского страхования.

    Однако, если подотчетные средства были выданы работнику организации под отчет без установления срока их возврата и на момент налоговой проверки, такие суммы отражены по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», оснований для включения в облагаемый доход работника этих сумм не имеется.

    В дальнейшем, если по окончании отчетного года со счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» списывается задолженность подотчетного лица без оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, то необоснованно списанные подотчетные средства должны быть включены в совокупный облагаемый доход данного работника. При этом на главного бухгалтера может быть наложен штраф от 2 до 5 размеров минимальной месячной оплаты труда за ведение бухгалтерского учета с нарушениями действующего порядка.

    Нарушение: к авансовым отчетам не прилагаются либо прилагаются не имеющие всех обязательных реквизитов первичные оправдательные документы, подтверждающие произведенные за счет подотчетных сумм расходы.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября
    1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также пунктом 7 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации все хозяйственные операции, проводимые юридическими лицами, должны оформляться оправдательными документами, которые служат основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета.

    Первичными оправдательными документами, подтверждающими расходование подотчетны средств, являются товарные чеки (накладные), кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, акты выполненных работ, оказанных услуг, счета, счета-фактуры, проездные документы, акты закупки материальных ценностей у физических лиц.

    При этом пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные документы принимаются для отражения имеющихся в них данных в бухгалтерском учете, если содержат реквизиты, дающие полную информацию о хозяйственной операции. К обязательным для первичных бухгалтерских документов реквизитам относятся:

    . наименование документа;

    . дата составления документа;

    . наименование организации, составившей документ;

    . содержание хозяйственной операции;

    . денежные и натуральные измерители хозяйственной операции;

    . наименование должностей ответственных лиц и их подписи, заверенные печатью организации, продавшей материальные ценности, оказавшей услуги, выполнившей работы;

    Кроме того, в акте закупки материальных ценностей у физического лица должны быть приведены дополнительные сведения о продавце, такие как адрес его постоянного местожительства и паспортные данные.

    При отсутствии первичных оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы за счет наличных денежных средства, выданных под отчет, либо при наличии документов с незаполненными в них обязательными реквизитами нет оснований для отражения операций по счетам бухгалтерского учета и, следовательно, эти суммы организация имеет право включать в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг).

    Кроме того, такие подотчетные суммы подлежат включению в совокупный облагаемый доход работника.

    Особое внимание организациям следует обратить на представление подотчетными лицами чеков контрольно-кассовых машин при покупке материальных ценностей у юридических лиц в розничной торговле.

    Подотчетные лица должны предъявлять не только товарные, но и кассовые чеки в качестве первичных документов, подтверждающих расходование полученных сумм в розничной торговле.

    Во-первых, ни Законом РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», ни принятыми позже нормативными документами, например,
    Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Правительства
    РФ от 30 июля 1993 г. № 745, не установлена обязательность расчетов торговых организаций с юридическим лицами за приобретаемые товары с применением контрольно-кассовых машин.

    Во-вторых, статьей 492 Гражданского кодекса РФ содержание договора розничной купли-продажи определяется как приобретение покупателем в розничной торговле товаров, предназначенных для личного, семейного или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

    Подотчетное лицо приобретает материальные ценности в розничной торговле по поручению и для нужд предприятия, то есть в целях предпринимательской деятельности. Следовательно, такие расчеты можно производить без применения контрольно-кассовых машин, а в качестве документа, подтверждающего расходование подотчетных сумм принимать товарный чек.

    Ошибка: расчет с другими юридическими лицами выданными под отчет наличными деньгами в размерах, превышающих установленные лимиты.

    Расчеты между юридическими лицами за приобретенные для производственных целей товары (работы, услуги) наличным деньгами, в том числе и выданными из кассы организации под отчет, необходимо производить с соблюдением установленных нормативными актами пределов.

    Нарушение установленного порядка расчетов наличными деньгами на основании пункта 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» приводит к наложению штрафов на юридическое лицо — плательщика в двукратном размере суммы произведенного платежа.

    Ошибка: внесение на расчетный счет в банк другого юридического лица наличных денежных средств, полученных под отчет на приобретение материальных ценностей для хозяйственных нужд.

    Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. №1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» запрещены расчеты наличными деньгами между организациями, в том числе посредством полученных под отчет денежных средств путем их прямого внесения на расчетный счет путем их прямого внесения на расчетный счет другого юридического лица — контрагента, минуя свой расчетный счет.

    Наличные денежные средства в оплату за товары (работы, услуги) можно вносить только в кассу организации, реализующей продукцию (товары), выполняющей работы, оказывающей услуги.

    За несоблюдение установленного порядка, согласно пункту 9 вышеназванного Указа Президента РФ, на организации налоговыми органами налагается штраф в двукратном размере внесенной на расчетный счет суммы.

    Ошибка: бухгалтерия организации неправомерно принимает авансовые отчеты, дата составления которых противоречит датам, указанным на первичных оправдательных документах, подтверждающих расходование подотчетных средств.

    Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, изложенный в пункте 6 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в
    Российской Федерации, устанавливает порядок отражения финансово- хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета в том отчетном периоде, в котором данные операции имели место.

    На основании этого Положения даты, проставленные на первичных оправдательных документах (товарных чеках, кассовых чеках, счетах, проездных документах, актах выполненных работ, квитанциях к приходным кассовыми ордерам и т.п.), подтверждающих расходование наличных денежных средств, полученных под отчет, должны быть более ранними, чем дата составления авансового отчета, и более поздними, чем на расходном кассовом ордере на выдачу подотчетных сумм.

    Противоречие в указанных датах свидетельствует о следующих фактах: в первом случае — об отсутствии (недостоверности) первичных документов, подтверждающих расходование подотчетных сумм; во втором — о возмещении организацией затрат своих работников.

    Последствия, возникающие в первом случае уже подробно рассмотрены.

    Остановимся на втором случае, когда даты, указанные на первичных оправдательных документах, более ранние, чем на расходном кассовом ордере на получение подотчетных средств. Такой случай может быть расценен как возмещение за счет подотчетных сумм расходов работников, произведенных на хозяйственные нужды организации, в том числе на приобретение горюче- смазочных материалов.

    Приобретенные физическим лицом за свой счет материальные ценности являются собственностью этого физического лица. Поэтому оплата организацией работнику приобретения товаров (работ, услуг) для производственных целей в этом случае должна оформляться договором купли-продажи.

    При этом в соответствии с подпунктом «т» пункта 8 Инструкции
    Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению закона
    Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"» (в редакции последующих изменений и дополнений) с суммы, получаемой физическим лицом от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности, в части, превышающей тысячекратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, организация должна удержать подоходный налог.

    Заключение

    В результате проделанной работы была раскрыта тема аудита расчетов с подотчетными лицами. Аудит расчетов с подотчетными лицами проводится на основе первичных документов по расчетам с подотчетными лицами. Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотчетными лицами, являются: авансовые отчет; приказы о направлении сотрудников в командировки; командировочные удостоверения; копии загранпаспортов с отметками о пересечении границы; список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы; сметы представительских расходов; приказы об утверждении смет представительских расходов; оправдательные первичные документы.

    В работе также были проанализированы различные методы получения аудиторских доказательств при аудиторской проверке расчетов с подотчетными лицами для выявления типичных ошибок, допускаемых в данной области бухгалтерского учета. К таким методам относятся: наблюдение или участие в инвентаризации; наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций; устный опрос; получение письменных подтверждений; проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц; проверка документов, подготовленных на предприятии клиента; проверка арифметических расчетов; анализ.

    Была изучена методика проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами, предлагаемая таким автором, как В.И. Подольский.
    Применение данной методики имеет целью выявление допускаемых в организациях нарушений бухгалтерского учета расчетов с подотчеными лицами, в результате чего аудитор может дать руководству организации соответствующие советы и разъяснения по исправлению и предупреждению в будущем допущенных нарушений.

    Изучение типичных ошибок, допускаемых на предприятих при расчетах с подотчетными лицами позволяет утверждать, что большниство таких ошибок происходит не из-за сложности в их бухгалтерском учете, а в результате небрежного его ведения и отсутствия контроля за расчетами с работниками.
    Основными ошибками, допускаемыми организациями являются несоблюдение порядка выдачи денег под отчет; отсутствие инвентаризаций расчетов с подотчетными лицами; приложение к авансовым отчетам не имеющих всех обязательных реквизитов первичных документов; расчет с другими юридическим лицами выданными под отчет наличными деньгами в размерах, превышающих установелнные лимиты и другие.

    список литературы


    1. "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения". Письмо Минфина РФ от

    06.10.92 N 94 (ред. от 19.10.95)
    2. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ
    3. "О нормах возмещения расходов при краткосрочных загранкомандировках".

    Письмо Минфина РФ от 26.04.93 N 52 (ред. от 01.08.94)
    4. "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории

    Российской Федерации". Постановление Минтруда РФ от 29.06.94 N 51 (ред. от 15.06.95)
    5. "О порядке возмещения командированным работникам затрат за пользование постельными принадлежностями в поездах". Письмо Минфина РФ от 12.05.92 N

    30
    6. "О порядке выплаты суточных работникам, направляемым в краткосрочные командировки за границу". Письмо Минтруда РФ, Минфина РФ от 17.05.96 N

    1037-ИХ
    7. "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

    Инструкция Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 (ред. от 29.12.97)
    8. “О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов”. Положение ЦБР от 25.06.97 № 62
    9. "О предельных нормах возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории ряда зарубежных стран". Письмо

    Минфина РФ от 13 февраля 1997 г. N 14
    10. "О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории ряда зарубежных стран". Письмо Минфина РФ от 27.12.96 N 110
    11. "О размерах и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств". Письмо Минфина РФ от 16.12.93 N 11-

    02/49 (ред. от 29.03.96)
    12. "О служебных командировках в пределах СССР". Инструкция Минфина СССР,

    Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62
    13. "Об изменении норм возмещения командировочных расходов с учетом изменения индекса цен". Письмо Минфина РФ от 27.07.92 N 61 (ред. от

    27.05.96)
    14. "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в

    Российской Федерации между юридическими лицами". Указание ЦБ РФ от

    07.10.98 N 375-У
    15. "Об утверждении правил об условиях труда советских работников за границей". Постановление Госкомтруда СССР от 25.12.74 N 365 (ред. от

    20.08.92)
    16. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержден ПРИКАЗОМ Минфина

    СССР от 01.11.91 N 56 (ред. от 17.02.97)
    17. "По применению закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Инструкция Госналогслужбы РФ от 29.06.95 N 35 (ред. от

    08.12.97)
    18. Налоговый кодекс РФ. Часть 2.
    19. Порядок ведения кассовых операций в российской федерации. Утвержден

    Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40
    20. «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Положение по бухгалтерскому учету (утверждено приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 50)
    21. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК:

    Учебно-практическое пособие. — М.: Дело и сервис, 1999. — 464 с.
    22. Аудит: Учебник/ Под ред. Подольского В.И. — М.: Аудит, 1997. — 432 с.
    23. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. — 4 изд., перераб. и доп. — М.: ФИЛИНЪ, 2001. — 528 с.
    24. Бухгалтеру и аудитору: Справочное пособие, Т.1,2 — СПб, 1997
    25. Воронов В.В. и др. Общий аудит. Законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществлени — М.: Международная школа управления «Интенсив» РАГС, Издательство «ДИС», 1999 г. — 544 с.
    26. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту — 2-е изд. М.: ИНФРА,

    1998
    27. Кирилишин И.М. Расчеты по командировкам. Анализ типичных ошибок и нестандартных ситуаций// Главбух — 1998 — № 9
    28. Клонотовская С.Г., Чепуренко А.В. Актуальные вопросы учета и налогообложения расходов по загранкомандировкам// Главбух -–1999 — № 8
    29. Максимова Л.Н. Типичные нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами// Главбух — 2002 — № 9
    30. Сотникова Л. Аудит хозяйственных операций: методы и процедуры// Аудит и налогоообложение — 2001 — № 8
    31. Талье И.К и др. Операции по счетам 71 и 73 — М.: Информационно- издательский дом «ФИЛИНЪ», 1998. — 112 с.

    Приложение 1

    Таблица 1.

    Методы контроля для выявления типичных нарушений расчетов с подотчетными лицами

    | |Основные виды нарушений, допускаемых при |Метод сбора аудиторских |
    | |ведении кассовых операций |доказательств |
    |1 |Имеется ли на предприятии|Нет | | |1 |
    | |список лиц, которым | | | | |
    | |разрешено выдавать деньги| | | | |
    | |на хозяйственные нужды | | | | |
    | | | | | | |
    | | |Да |Список лиц, |Проц. 1.1.1 | |
    | | | |которым | | |
    | | | |разрешено | | |
    | | | |выдавать деньги| | |
    | | | |на | | |
    | | | |хозяйственные | | |
    | | | |нужды | | |
    |2 |Выдаются ли новые авансы |Нет | | | |
    | |лицам, не отчитавшимся по| | | | |
    | |ранее полученным под | | | | |
    | |отчет суммам | | | | |
    | | | | | | |
    | | |Да |Журнал-ордер № |Проц. 1.1.2 |2 |
    | | | |7 | | |
    |3 |Оформляются ли письменные|Нет | | |3 |
    | |распоряжения руководителя| | | | |
    | |предприятия по | | | | |
    | |направлении работников в | | | | |
    | |командировки | | | | |
    | | | | | | |
    | | |Да |Письменные |Проц. 2.1.2 | |
    | | | |распоряжения | | |
    | | | |руководителя | | |
    |4 |Облагаются ли подоходным |Нет | | |4 |
    | |налогом суточные сверх | | | | |
    | |норм, возмещаемые по | | | | |
    | |решению руководителя | | | | |
    | |предприятия | | | | |
    | | | | | | |
    | | |Да |Приказ |Проц. 2.2.1 | |
    | | | |руководителя о | | |
    | | | |возмещении | | |
    |5 |Организован ли |Нет | | |5 |
    | |аналитический учет | | | | |
    | |командировочных расходы в| | | | |
    | |пределах норм и сверх | | | | |
    | |норм для целей | | | | |
    | |налогообложения | | | | |
    | | | | | | |
    | | |Да | |Проц. 2.1.4 | |
    |6 |Имеются ли утвержденные |Нет | | |6 |
    | |руководителем предприятия| | | | |
    | |сметы представительский | | | | |
    | |расходов | | | | |
    | | | | | | |
    | | |Да |Письменное |Проц. 4.1.1 | |
    | | | |распоряжение | | |
    | | | |руководителя | | |
    |7 |Организован ли |Нет | | |7 |
    | |аналитический учет | | | | |
    | |представительских | | | | |
    | |расходов в пределах норм | | | | |
    | |и сверх норм для целей | | | | |
    | |налогообложения | | | | |
    | | | | | | |
    | | |Да | |Проц. 4.1.2 | |
    |8 |Производится ли расчет |Нет | | |8 |
    | |сумм, причитающихся | | | | |
    | |работнику на командировки| | | | |
    | | | | | | |
    | | | | | | |
    | | |Да | | | |

    Приложение 3

    Таблица 3.

    Карточка проверка по форме расчетов с подотчетными лицами


    |№ |Нарушения |Основание |
    |п/п| |(документ №) |
    |1 |2 |3 |
    |1 |Авансовый отчет не утвержден руководителем |п.7 д-та [2] |
    |2 |Нет подписи подотчетных лиц на обратной |п.7 д-та [2] |
    | |стороне авансового отчета | |
    |3 |Нет даты утверждения авансового отчета |п.7 д-та [2] |
    |4 |Бухгалтерские проводки составлены в |п.12 д-та [2] |
    | |иностранной валюте без пересчета в рубли | |
    |5 |Бухгалтерские проводки составлены в тысячах |п.7 д-та [2] |
    | |рублей | |
    |6 |Вместо документов, подтверждающих выплату | |
    | |конкретной суммы, приложены другие (счета, | |
    | |накладные без отметки об оплате и т. д.) | |
    |7 |Отметки об оплате сделаны лишь штампом | |
    | |«ОПЛАЧЕНО» (отсутствуют подписи) | |
    |8 |В первичных документах отсутствуют оттиски | |
    | |печати | |
    |9 |Не все перечисленные в авансовом отчете | |
    | |документы приложены к этим отчетам | |
    |10 |В актах закупа не имеется данных, необходимых|п. 7 д-та [2] |
    | |при составлении договора купли-продажи |ГК РФ |
    | |(паспортных данных, прописки и др.) | |
    |11 |В первичных документах неуказанна (указана | |
    | |неразборчиво) цель платежа. | |
    |12 |Отсутствует штамп «ОПЛАЧЕНО» |п. 2.21 |
    | | |Положения |
    |13 |Не соблюдены сроки отчета по подотчетным |п.11 д-та [5] |
    | |суммам |приказ |
    | | |руководителя |
    |14 |На обратной стороне авансового отчета на | |
    | |указаны бухгалтерские проводки на каждый из | |
    | |документов | |
    |15 |В авансовом отчете заполнены не все графы | |
    | |(подотчетные суммы, даты их выдачи и др.) | |
    |16 |В авансовом отчете на указаны проводки | |
    |17 |На первичных документах отсутствует их | |
    | |номинал (не указана цена приобретения) | |
    |1 |2 |3 |
    |18 |Журнал-ордер № 7 составлен не в разрезе | |
    | |подотчетных лиц и каждого авансового отчета | |
    | |одновременно | |
    |Проверка документов по командировкам |
    |19 |В командировочных удостоверениях отсутствуют |п.9 д-та [2] |
    | |или исправлены даты убытия (прибытия) |п.6 д-та [11] |
    |20 |На счете гостиницы отсутствует ее печать | |
    |21 |В авансовом отчете отсутствуют первичные |документ [2] |
    | |документы, подтверждающие использование | |
    | |постельных принадлежностей | |
    |22 |Отсутствует копия загранпаспорта с отметками |п. 9 док-та [14]|
    | |о пересечении границы | |
    |23 |В первичных документах по загранкомандировкам| |
    | |на автомобиль (страховка и др.) в качестве | |
    | |владельца указано не предприятие, а водитель | |

    Приложение 4



    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.