Бухгалтерская отчетность (на примере предприятия)
Целью создания артели
является получение прибыли от ведения уставной деятельности:
- разработки недр с целью
добычи золота, других полезных ископаемых на основании полученных
лицензий и в соответствии с едиными правилами охраны недр;
- организации собственного
производства ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных
камней;
- оптовой и розничной продажи
ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Артель старателей,
наряду с добычей полезных ископаемых, вправе:
- производить разведку полезных
ископаемых;
- осуществлять общестроительные,
лесозаготовительные, дорожные, транспортные, иные виды работ, связанные
с перспективой развития уставной деятельности артели;
- выполнять работы и услуги для
других предприятий, организаций и учреждений;
- создавать совместные
предприятия, в том числе, и с привлечением иностранного капитала,
открывать филиалы;
- заниматься коммерческой,
торгово-закупочной, посреднической и внешнеэкономической деятельностью;
- заниматься иной деятельностью,
не противоречащей действующему законодательству.
Артель арендует,
обменивает, берет взаймы и приобретает необходимое ей сырье,
инструменты, оборудование и иное имущество, в порядке оптовой
торговли или по договору у государственных, кооперативных
предприятий и организаций, на рынках, у населения, использует
материальные ресурсы, полученные от заказчиков по заключенным с ними
договорам, а также приобретает товары в государственной розничной и
торговой сети как за безналичный, так и за наличный расчет.
Артель осуществляет
свою производственно-хозяйственную и финансовую деятельность на принципах
полной хозяйственной самостоятельности, самоуправления и
самофинансирования, определяет направления своей деятельности, объем и
структуру производства, самостоятельно планирует свою деятельность
исходя из конъектуры и спроса на рынке. Она реализует свою продукцию,
работы и услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно
или на договорной основе, а в случаях, установленных
законодательством, по государственным расценкам.
Производственно-хозяйственные связи и финансовые взаимоотношения артели
с государственными, кооперативными и иными предприятиями, организациями,
поставщиками материально-технических ресурсов и гражданами
осуществляются только на договорных началах.
Артель является
юридическим лицом, имеет обособленное имущество, учитываемое на
самостоятельном балансе, может открывать расчетные счета в любых
финансово-кредитных учреждениях, как в рублях, так и в иностранной
валюте, иметь свою печать, свой торговый знак. Артель может от своего
имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, быть
истцом и ответчиком в суде, арбитраже, третейском суде, вправе от
своего имени совершать на территории Российской Федерации и за
рубежом любые сделки, не запрещенные законом и не противоречащие
Уставу артели.
В соответствии с
учредительными документами, в артели могут создаваться структурные
подразделения (в том числе, и территориально обособленные), отделения,
цеха, подсобные хозяйства, фермы, мастерские и т.д. Структурными
подразделениями предприятия в настоящее время являются: отдел
снабжения, отдел производственных запасов, бухгалтерская служба,
лесоучасток, производственные участки (Могоча и Амазар). Производственные
участки территориально удалены от местонахождения правления артели.
Предприятие несет
ответственность по принятым обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом, включая основные средства. Оно отвечает также за
рациональное использование и охрану предоставленных ей в пользование
недр, лесов, вод и других природных ресурсов.
Руководство текущей
деятельностью артели осуществляет ее председатель. Помимо иной
финансово-хозяйственной деятельности, на него, согласно п.1 ст.6
“Организация бухгалтерского учета в организациях” Закона “О
бухгалтерском учете”, возложена ответственность за правильную постановку
бухгалтерского учета на предприятии и отражение его результатов в
отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных
операций.
Бухгалтерская служба
ООО “Артели старателей “Амазар” является самостоятельным структурным
подразделением предприятия, подчиняется непосредственно председателю
артели; главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от
работы руководителем организации.
Штат бухгалтерской
службы, включая главного бухгалтера, состоит из четырех человек:
одного старшего бухгалтера и двух бухгалтеров. Для работников
бухгалтерии разработаны должностные инструкции, в соответствии с которыми
старший бухгалтер отвечает за учет материалов, основных средств и
малоценных и быстроизнашивающихся предметов, начисляет амортизацию,
составляет расчет налога на имущество; один из бухгалтеров занят
вопросами учета готовой продукции и калькуляцией себестоимости; второй
производит расчет зарплаты, составляет отчетность во внебюджетные
фонды, контролирует возврат подотчетных сумм. Формирование финансового
результата деятельности, составление остальной статистической и
бухгалтерской отчетности осуществляет главный бухгалтер. Кроме того, он
отвечает за формирование учетной политики, своевременное представление
полной и достоверной бухгалтерской отчетности, контролирует деятельность
остальных бухгалтеров, обеспечивает соответствие хозяйственных операций
действующему законодательству.
В своей работе
бухгалтерская служба артели придерживается общих правил ведения и
организации бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности
на предприятии, а именно:
- бухгалтерский учет имущества и
обязательств, других хозяйственных операций осуществляется способом
двойной записи в соответствии с разработанным рабочим Планом счетов
бухгалтерского учета;
- основанием для записи в
первичных учетных регистрах являются первичные учетные документы,
которые составляются в момент совершения хозяйственных операций или
непосредственно после их окончания, и содержат обязательные реквизиты;
- имущество, обязательства и
хозяйственные операции для отражения в учете и отчетности принимаются
в денежной оценке;
- регулярно проводятся
инвентаризации, результаты которых отражаются в учете;
- разграничен учет текущих
затрат на производство (издержки обращения) и капитальных вложений;
- сформирована учетная политика
артели;
- на отчетные даты осуществляется
сверка показателей синтетического и аналитического учета;
- при ведении учета применяется
допущение имущественной обособленности, непрерывности деятельности,
последовательности применения учетной политики и временной определенности
фактов хозяйственной деятельности;
- на балансе предприятия не
числится имущество, ему не принадлежащее.
Учетная политика
артели старателей принята в 1998 году, утверждена приказом № 120 от
26.12.1998 г. на 1999 год и последующие годы. На основе утвержденного
Минфином России Плана счетов бухгалтерского учета предприятие разработало
свой собственный рабочий план счетов с учетом специфики работы
золотодобывающего предприятия и особенностей его структуры.
Артель старателей
применяет журнально-ордерную форму бухгалтерского учета, при которой
основными учетными регистрами являются книги (Главная книга, Книга
остатков материалов на складах), карточки (инвентарные, складского учета
материалов), журналы-ордера, вспомогательные ведомости.
Формы первичных учетных
документов, применяемых при оформлении хозяйственных операций,
соответствуют типовым унифицированных формам первичных документов,
содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной
документации.
Все хозяйственные
операции артели старателей подтверждаются оправдательными документами.
Они содержат следующие обязательные реквизиты: наименование документа;
код формы; дату составления; наименование организации; содержание
операции; измерители хозяйственных операций в натуральном и денежном
выражении; наименование должности лиц, подписавших документ; расшифровку
личной подписи. Первичные учетные документы, поступающие в бухгалтерию,
подлежат обязательной проверке. Они принимаются к учету только в том
случае, если соответствуют типовой форме, содержащейся в альбомах
унифицированной документации.
Учитывая специфику
производственно-хозяйственной деятельности золотодобывающего предприятия,
оно вправе согласно принятой учетной политике самостоятельно
разрабатывать и утверждать для оформления отдельных хозяйственных операций
первичную документацию, которая должна содержать все обязательные
реквизиты. Однако пока в практической деятельности такой необходимости
не возникало.
Проверка поступающих в
бухгалтерию артели документов осуществляется по форме (полнота и
правильность оформления документов, заполнение реквизитов) и содержанию
(законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
В Положении об учетной
политике артели старателей определен перечень лиц, которые вправе
подписывать следующие учетные документы:
- документы, которыми оформлены
хозяйственные операции с денежными средствами и движением иного имущества,
подписывают председатель артели и главный бухгалтер;
- первичные документы складского
учета, накладные, фактуры, материальные отчеты, акты приемки, списания,
выбытия товарно-материальных ценностей, инвентаризационные ведомости могут
подписывать руководители соответствующих структурных подразделений и
материально-ответственные лица.
Требования главного
бухгалтера артели по документальному оформлению хозяйственных операций и
срокам предоставления необходимой документации в бухгалтерию являются
обязательными для всех сотрудников предприятия.
Принятая учетная
политика артели определяет методы оценки отдельных видов имущества и
обязательств. Имущество, обязательства и другие факты хозяйственной
деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской
отчетности подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества,
приобретенного за плату, осуществляется путем отражения затрат на его
покупку; имущества, полученного безвозмездно - по рыночной стоимости
на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации -
по стоимости его изготовления или по фактическим затратам, связанным
с его производством. В состав затрат могут быть включены затраты на
приобретение самого объекта имущества, проценты по коммерческому
кредиту, наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим
и сбытовым организациям, таможенные пошлины, затраты на транспортировку,
хранение и доставку. Рыночная стоимость имущества, полученного
безвозмездно, может определяться на основе цены, действующей на дату
оприходования имущества на аналогичный вид продукции. Данные о
действующей цене должны быть подтверждены документально или путем
проведения экспертной оценки.
В учетной политике
артели оговорены правила документооборота и технология обработки учетной
информации, порядок контроля за хозяйственными операциями.
В учетной политике
артели обозначен общий порядок проведения инвентаризации на данном
предприятии. Порядок и сроки проведения инвентаризаций в отчетном году,
даты их проведения, перечень инвентаризуемых объектов определяет председатель
артели.
Инвентаризация обязательна:
- при передаче имущества в
аренду, его выкупе и продаже;
- перед составлением годовой
бухгалтерской отчетности ( при этом, согласно утвержденной учетной
политике, она не может быть проведена раньше 1 октября отчетного года);
- при смене материально-
ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения,
злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийных бедствий;
- при реорганизации и ликвидации
предприятия;
- в остальных случаях,
предусмотренных законодательством.
Для обеспечения
наибольшей достоверности учетных данных в Положение об учетной политики
артели старателей заложено условие о проведении инвентаризации не реже
одного раза в квартал.
Инвентаризации подлежат
все товарно-материальные ценности независимо от их местонахождения, а также
ценности, не принадлежащие артели на праве собственности, но числящиеся в
бухгалтерском учете. Она проводится по местонахождению товарно-материальных
ценностей и материально ответственного лица.
На момент проведения
проверки прекращаются все операции материально-ответственных лиц по
отпуску и приему товарно-материальных ценностей, закрываются и
опломбируются склады.
Материально-ответственные
лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные
и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, а
все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а
выбывшие списаны в расход.
Сроки проведения
инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии определяются
председателем артели, им же рассматриваются результаты инвентаризации.
Сведения о фактическом наличии материальных ценностей, полученные в результате
проведения инвентаризации, записываются в инвентаризационную опись или
акты инвентаризации, которые составляются не менее, чем в двух
экземплярах.
Инвентаризационная
опись передается в бухгалтерию, которая сравнивает фактические остатки
материальных ценностей с данными бухгалтерского учета. Результаты
инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором
была закончена инвентаризация, по годовой инвентаризации - в годовом
бухгалтерском отчете.
Если в ходе
проведения инвентаризации выявлены расхождения между показателями
бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей, то
бухгалтерия составляет сличительные ведомости, где стоимость излишков и
недостач товарно-материальных ценностей приводится в соответствие с их
оценкой в учетных регистрах.
Выявленные при
инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и
данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета
в соответствии с п.28 Положения по бухгалтерскому учету и
бухгалтерской отчетности:
а) излишки приходуются по
рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и относятся на
финансовые результаты деятельности;
б) недостача имущества, его порча
в пределах норм естественной убыли, относятся на издержки
производства, сверх норм естественной убыли - на счета виновных лиц.
Если виновные лица не установлены, или суд отказал во взыскании убытков
с них, то убытки относят на финансовые результаты деятельности
предприятия.
Инвентаризация проходит
путем осмотра каждого предмета. В описи МБП заносят по наименованиям в
соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
МБП, пришедшие в
негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а
составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности,
возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.
Тару заносят в описи
по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая
в употреблении, требующая ремонта). На тару, пришедшую в негодность,
инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием
причин порчи.
Взаимный зачет излишков
и недостач в результате пересортицы допускается в виде исключения при
условии, что они имелись за один и тот же проверяемый период, у
одного и того же проверяемого лица, по одним и тем же
товарно-материальным ценностям одного и того же наименования и в
тождественных количествах.
Производится
инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами, взаимная выверка
расчетов с соответствующими организациями. В настоящее время у артели
нет просроченной дебиторской задолженности за продукцию, работы и услуги.
2.2.
Бухгалтерская отчетность ООО “Артели старателей “Амазар”.
Для обеспечения
своевременного составления месячного, квартального и годового отчетов
бухгалтерская служба артели в учетной политике оговаривает сводный
график предоставления информации для всех остальных структурных
подразделений. Например, отделу снабжения, отделу производственных
запасов, лесоучастку установлен срок предоставления материальной
отчетности в бухгалтерскую службу до 25 числа каждого месяца. Составлен
график работ и в самой бухгалтерии. При ручной технике учета в
сроки, установленные графиком, подсчитываются итоги в журналах- ордерах,
осуществляется взаимная сверка встречных корреспонденций счетов.
Последовательность учетных работ при переносе сумм и закрытии учетных
регистров журнально-ордерной формы по окончании отчетного периода
определяется главным бухгалтером. На основании полученных данных он
заполняет строки форм отчетности предприятия.
Годовая бухгалтерская
отчетность артели состоит из следующих типовых форм:
1. Бухгалтерского баланса (ф.№1);
2. Отчета о прибылях и
убытках(ф.№2);
3. Отчета об изменении капитала
(ф.№3);
4. Отчета о движении денежных
средств (ф. №4);
5. Приложения к бухгалтерскому
балансу (ф.№5).
6. Пояснительной записки.
Промежуточная
бухгалтерская отчетность включает:
1. Бухгалтерский баланс (ф.№1);
2. Отчет о прибылях и
убытках(ф.№2);
3. Пояснительную записку.
Артель старателей не
подлежит обязательному аудиту. Специализированные формы отчетности для
артели не установлены. Внутренние формы отчетности не применяются, хотя,
в соответствии с учетной политикой, в случае необходимости они могут
быть самостоятельно разработаны.
При заполнении типовых
форм отчетности соблюдены действующие положения (стандарты) учета и
отчетности, требования законодательства и нормативных документов,
определяющих правила составления отчетности и ведения бухгалтерского
учета в сводных регистрах, обязательные к исполнению организациями на
территории Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|