Бухгалтерская проверка предприятия
• составления и своевременности представления
в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;
• ведения аналитического и синтетического
учета по счету 68 «Расчеты с бюджетом».
Для проверок необходимо иметь в распоряжении
нормативную базу (инструкции, положения, ставки налогов и др.) либо в
компьютере (информационно-справочные системы типа "Гарант",
"Консультант-плюс" и др.), либо в виде справочников и специальных
таблиц. Это значительно сокращает трудоемкость проверок.
Синтетический учет по счету 68 «Расчеты с
бюджетом» ведется в журнале-ордере № 8, а аналитический (по видам налогов и
платежей) — в ведомости № 7 или на карточках (при журналъно-ордерной форме
учета).
Аудитору также следует проверить отражение
расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (ф. № 1), отчете о
финансовых результатах (ф. № 2). Так, в балансе (ф. № 1) дебиторская
задолженность показывается по стр. 236 (прочие дебиторы), а кредиторская
задолженность — по стр. 626 (задолженность перед бюджетом). В отчете о
финансовых результатах (ф. № 2) по стр. 150 проверяется, как отражен налог на
прибыль.
Проверяя правильность налоговых выплат в
бюджет, аудитору должен убедиться в достоверности показателя по объекту
налогооблажения , точности расчетов налогооблагаемой базы и соблюдению ставок
налога с учетом различных видов бюджета, а так же по источнику, за счет
которого осуществляется выплата налога.
Налог на прибыль - один из основных источников
поступления средств в бюджет путем государственного изъятия части чистого
дохода у предприятий, объединений, организаций, учреждений, которые
самостоятельно, либо через входящие в их структуру коммерческие хозрасчетные
единицы, либо в порядке договора с иными предприятиями осуществляют
хозяйственную или любую другую коммерческую деятельность. Аудитору необходимо
четко знать статус налогоплательщика налога на прибыль, характер и виды его
основной деятельности , наличие внутренних и обособленных подразделений и
деловых партнеров.
При аудиторской проверке правильности
исчисления и уплаты налога на прибыль следует вначале убедиться в том, что
налогооблагаемая сумма прибыли исчислена правильно, т.е. себестоимость
реализованного продукта не искажена и тем самым не внесены искажения в прибыль
от реализации, а также в том, что правильно определены результаты от прочей
реализации и доходы и расходы от внереализационных операций.
Аудитор при проверке базы налогообложения
обязан прежде всего убедиться в правильности учета валовой прибыли, а затем той
ее части, которая непосредственно облагается налогом. Следовательно первая
операция которую необходимо провести аудитору, в этой связи, заключается в
сопоставлении идентичности балансовых данных о прибыли с ее учетом в главной
книге, журналах - орденах, машинограмах по счету 99 (прибыль и убытки) и по
отчету о финансовых результатах и их использовании.
При анализе фактической прибыли необходимо
иметь доказательства достоверности всех бухгалтерских записей как по кредиту
счетов раздела IV «Готовая продукция», так и по дебету
этих счетов. От правильности отражения в учете выручки от реализации , затрат
производства и издержек обращения зависит точность определения валовой прибыли,
которая слагается из прибыли от реализации продукции , основных средств , иного
имущества плюс доходы от внереализационных операций за вычетом расходов по
последним операциям. По налогу на прибыль установлен ряд льгот, которые
применяются только в зависимости от фактических произведенных затрат и
расходов.
Аудитору следует проверить правильность
льгот. Основные из них связаны с использованием труда инвалидов и пенсионеров;
с осуществлением капитальных затрат на природноохранные мероприятия с
затратами на содержание объектов здравохранения, дошкольных учреждений,
объектов культуры и спорта, образования , с благотворительностью; проведение
научно - технических работ ; с развитием малого бизнеса и др.
Однако все льготы имеют определенные
ограничения как по порядку их представления , так и по общей сумме. Поэтому
аудитор должен внимательно проверить, соответствует ли действующему
законодательству составляемый предприятием для налоговой полиции специальный
расчет по всем случаям уменьшения налогооблагаемой прибыли.
ООО «Регионтралснаб» занимается изготовлением
и реализацией продукции и прочих источников дохода за проверяемый период не
имеет. В ходе проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом проверено
начисление налога на прибыль. Сумма объекта налогообложения указана верно
(проверено путём сверки данных на счетах 90 «Продажи» и 99 «Прибыль и убытки» и
бухгалтерских проводках). Ставка налога применяется правильная. Сумма налога
пересчитана аудитором и верна. Выявлено нарушение в корреспонденции счетов. Так
вместо отнесения суммы налога в дебет счёта 99/1 «Расчеты с бюджетом по налогу
на прибыль», это было сделано в дебет счёта 99 «Прибыли и убытки», и сумма
начисленного налога записана в кредит счёта 68 «Расчеты с бюджетом» без
указания субсчёта.
Налог на добавленную стоимость - является
косвенным и включается в цену приобретаемых товаров, работ , услуг. НДС заменил
действовавшие у нас прежде налоги с оборота и с продаж, и охватывает
практически все виды товаров и услуг, занимая важное место в расчетах с
бюджетом. Его плательщиками являются все предприятия, организации, учреждения, имеющие
статус юридического лица, если их выручка от реализации товаров превышает
сумму, установленную Законом о налоге на добавленную стоимость.
НДС взимается с оборота всех товаров и
материальных ценностей, причем в облагаемый оборот включаются авансы под поставку
товаров, указания услуг.
НДС взимается с движимого и недвижимого
имущества, здания, сооружений , газа.
Уплата налога производится независимо от того,
как произошла реализация ( за деньги, путем прямого товарообмена, с частичной
оплатой или безвозмездно ) - исходя из рыночных или государственных средств.
Поэтому аудитор при проверке правильности уплаты НДС должен проконтролировать
все счета, отражающие движение материальных ценностей, платежные поручения и
другие расчетные поручения.
Сложность создает заинтересованность
налоговой службы в незамедлительном взимании максимальной суммы этого налога.
Стремление собрать как можно скорее налог — и не только с объема реализованной
продукции (работ, услуг), но и с сумм полученных авансов и предоплаты за будущую
поставку — заметно усложнило учетные записи по удержанию налога на добавленную
стоимость с перегонкой удержанных сумм со счета на счет. вначале по дебету 64
"Расчеты по авансам полученным" и кредиту счета 68, субсчет
"Расчеты по налогу на добавленную стоимость". Затем при отгрузке
продукции, выполнении работ или оказании услуг делается обратная проводка: по
дебету счета 68 и кредиту счета 64 на сумму ранее удержанного налога с
полученного аванса или предварительной оплаты. И хотя в конечном счете
делается запись по дебету счета 64 и кредиту счета 90 "Продажи", с
тем чтобы на кредите счета 90 была собрана вся выручка от реализации, с которой
удерживается также сумма налога, мы приходим к тому же конечному результату.
Особенно это важно в условиях инфляции, когда лучше скорее получить в доход
бюджета более или менее полноценные деньги, нежели позже, уже значительно
подвергшиеся инфляции.
В интересах действующей налоговой политики
усложнены также расчеты налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ресурсам. Если первое время НДС по поступившим ресурсам
списывался в уменьшение задолженности по НДС на реализованные товары, работы и
услуги, то затем налоговая служба пришла к выводу о том, что такой способ
учета НДС может сократить поступление налога в будущем. И было принято решение,
согласно которому налог на добавленную стоимость по приобретенным ресурсам
должен вначале аккумулироваться на дебете субсчета 68, который был
впоследствии заменен синтетическим счетом 19 "Налог на добавленную
стоимость по приобретенным ценностям". Суммы НДС по оприходованным материальным
ресурсам и работам (услугам) производственного характера, выполняемым
сторонними организациями, списываются с кредита соответствующих субсчетов счета
19 "НДС по приобретенным материальным ресурсам" в дебет счета 68
"Расчеты с бюджетом" (субсчет "Расчеты по налогу на добавленную
стоимость") по мере проведения расчетов с поставщиками. Суммы НДС,
уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в
полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент
принятия на учет основных средств и нематериальных активов. Такой же порядок
действует и в отношении субъектов малого предпринимательства, не перешедших на
упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплачивающих в бюджет
НДС.
Аудитор в процессе проверки достоверности
налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость вначале должен
удостовериться в правильности исчисления предприятием оборота по реализации
товаров (работ, услуг). Убедится в правильности расчета НДС. Расчет
составляется по специально разработанной форме и состоит по сути в том , что
сумма налога , подлежащая уплате в бюджет, предстает как разность между суммами
налога, полученными от покупателей за приобретенные ими товары, и суммами
налога, которые уплачены поставщиками за материальные ресурсы, топливо, услуги,
чья стоимость фактически отнесена в данном отчетном периоде на издержки
производства и обращения.
Тщательного анализа требует два обстоятельства:
обоснованность применения льгот по НДС как по предприятиям , так и по товарам и
услугам и точность расчета на возмещения из бюджета сумм, которые уплаченные
поставщиками налоги на НДС превышают аналогичный собственный налог предприятия.
Также проверяют своевременность перечисления налога, включая и уплату авансовых
платежей.
В ООО «Регионтралснаб» проверке подвергнуто
начисление НДС за проданную продукцию. Объект налогообложения проверен и указан
верно. Ставка налога, применявшаяся для исчисления суммы налога соответствует
действующей. Сумма налога рассчитана верно. Корреспонденция счетов установлена
правильно.
Налог на имущество - этот налог введен для
того, чтобы стимулировать эффективное использование имеющихся активов, чтобы
предприятия своевременно освобождались от ненужного имущества. Его уплачивают,
за исключением льготируемых, все предприятия, организации, учреждения,
являющиеся юридическими лицами, а также их структурные подразделения, имеющие
свой расчетный счет и отдельный баланс.
Налогом на имущество, независимо из какого
источника оно получено, облагается среднегодовая стоимость имущества,
находящегося на балансе предприятия.
Аудитор должен проверить правильность общей
суммы объекта налогообложения и величину налога, исчисляемую поквартально
нарастающим итогом с начала года.
Аудитору следует иметь в виду, что по налогу
на имущество установлено значительное число льгот, как в зависимости от статуса
налогоплательщика, вида его деятельности, так и от вида облагаемого налогом
имущества. Размер конкретной налоговой ставки регионы Российской Федерации
определяют самостоятельно. Стоимость имущества на первое число берется по
Главной книге. Сумма налога рассчитывается из предполагаемой ( плановой )
среднегодовой стоимости имущества , а конце года делается перерасчет на
фактическую стоимость. За занижение (сокрытие) последней налогоплательщик несет
ответственность.
Далее в ООО «Регионтралснаб» проверялся
применяемый предприятием порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по
налогу на имущество, который должен быть тождествен порядку, установленному Инструкцией
Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
имущество предприятий". В соответствии с инструкцией учет расчетов
предприятий с бюджетом (кроме банков) по налогу на имущество предприятий
ведется на балансовом счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдельном
субсчете "Расчеты по налогу на имущество".
Сумма налога, рассчитанная в установленном
порядке, отражается по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" и
дебету счета 99 "Прибыли и убытки". Перечисление суммы налога на
имущество в бюджет отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Расчеты
с бюджетом" и кредиту счета 51 "Расчетный счет". Таким образом
установлено, что ошибок в учете и исчислении налога на имущество на данном
предприятии не существует.
Аудитору следует провести выборочную проверку
правильности удержания налога как со штатного персонала, так и с лиц ,
привлекаемых к работе на основании договора подряда и по трудовым соглашениям.
Базой для исчисления налога является совокупный доход физического лица с начала
и до конца календарного года.
Из совокупного дохода исключаются следующие
доходы :
·минимальная величина заработной платы;
·государственные пособия по социальному
страхованию;
·суммы , получаемые работниками в возмещение
ущерба , связанного с трудовой деятельностью;
·выходные пособия, выплачиваемые при увольнении;
·алименты у граждан , их получаемых;
·материальная помощь;
·ряд других доходов.
Совокупный доход граждан , может также
уменьшаться на суммы :
·доходов , перечисляемых по заявлению граждан на
благотворительные цели;
·расходов на содержание детей и иждивенцев в
пределах, установленных Законом размера минимальной месячной платы.
Аудитору следует выборочно проверить
правильность записей по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и
обеспечению». На нем отражают информацию по начислениям и выплатам за счет
средств социального и медицинского страхования, а также по расчетам с
Пенсионным фондом России. Эти начисления должны производиться с сумм оплаты
труда по всем основаниям, включая трудовые соглашения, договоры подряда и другие
разовые документы. Однако некоторые виды платежей в расчет не принимаются, а
именно:
·компенсации за использованный отпуск;
·выходное пособие по увольнению;
·компенсационные выплаты;
·стоимость путевок в санатории;
·поощрительные выплаты;
·денежные награды;
·стипендии, выплачиваемы предприятиям учащимся и
аспирантам;
·стоимость выданной спецодежды;
·дотации на обеды;
·возмещение расходов на проезд;
·и другие виды выплат.
Должны быть проанализированы также практика
составления Расчетной ведомости по страховым взносам .
В ООО «Регионтралснаб» проверенны отчисления в
Фонды Единого социального налога с заработной платы работников. Объект
налогообложения определен правильно (сверено с данными в книге хозяйственных
операций и с расчетно - платежной ведомостью). Ставки налогов, используемые при
вычислении определены правильно. Начисленные суммы налогов проверены и верны.
Корреспонденция счетов определена и записана верно.
Подробно рассмотрены расчеты с Пенсионным
фондом Российской Федерации (ПФР). Ставка налога указана верно. Начисленная
сумма налога правильная. Проверено отчисление в ПФ от заработной платы
работников предприятия (ПРФ). Ставка налога указана правильная (проверено
перерасчетом). Проверенны отчисления в Фонд Обязательного медицинского
страхования (ФОМС). Объект налогообложения указан верно. Ставка, применявшаяся
при расчетах соответствует действительной. Сумма (проверенная перерасчетом )
указана верно.
Проверен учет налога на доходы физических
лиц. Ставка определена правильно. Но есть ошибка : неправильно подсчитан налог
у рабочего Коваленко О.В. - 69456 руб., когда надо 69420 руб. По остальным
работникам - расчеты подоходного налога ( перепроверено аудитором ) верны.
Объект налогообложения и ставка применявшаяся
при отчислении определены правильно. Начисленная сумма налога правильная
Проверены сроки отчисления. Расхождений нет.
Заключение аудитора по расчетам с бюджетными
платежам ООО «Регинтралснаб» является приложением № 15.
Проверка расчетов с бюджетом является
для аудитора объектом повышенного внимания. Во - первых, потому, что за
неправильные расчеты налогов в бюджет, предприятие расплачивается ощутимым для
его финансового положения штрафами. Во - вторых, потому, что аудиторское
заключение, подтверждающие правильность расчетов и реальность задолженности
может быть принято налоговой инспекцией, а может быть поставлено под сомнение.
В этом случае налоговая инспекция имеет право перепроверить достоверность
представленного заключения , и если будет установлена недобросовестность и
недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов государственного
бюджета, вступают в силу санкции, предусмотренные действующим
законодательством. А значит для аудитора или аудиторской фирмы может создаться
угроза потери лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью.
Бюджет является главным звеном в
формировании государственных финансов. С помощью бюджета происходит
перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать
денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития
общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и
финансовую политику на всей территории страны.
В процессе разработки темы дипломной работы
были изучены теоретические аспекты, и на их основе проведено практическое
исследование выполнения Налогового Законодательства предприятием нашего города
- обществом с ограниченной ответственностью «Регионтралснаб».
Был проведен анализ расчетов ООО
«Регионтралснаб» с бюджетными фондами. В результате проведенного анализа
расчетов с бюджетом данного предприятия, обозначилась четкая зависимость
размера денежных средств, поступающих в бюджетные организации, от финансового
положения предприятия.
В ходе аудиторской проверки были выявлены
недостатки: при расчете суммы налогового обязательства и указания
корреспонденции счетов для данных видов налогов. Эти ошибки указаны в
аудиторских заключениях. После проделанной работы нетрудно понять, насколько
важен аудит. Поэтому своевременные ежемесячные аудиторские проверки нужно
обязательно проводить каждому предприятию, чтобы быть уверенным в правильности
ведения баланса, отчетах о прибылях, не допускать нарушений Налогового
Законодательства и не подвергаться ответственности за допустимые ошибки.
Очень важна единая система контроля за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей.
1.Налоговый Кодекс
Российской Федерации, 1ч ред. от 01.1999г.
2.Налоговый Кодекс
Российской Федерации, 1ч ред. от 03.2001г.
3.Налоговый Кодекс
Российской Федерации, 2ч.ред. от 08. 2001г.
4.Закон РФ «Об основах
налоговой системы в РФ» от 27.12.1991г.
5.Закон РФ «О
государственной налоговой службе РФ» 1999г
6.Указ Президента РФ «
Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет
налогов и других обязательных платежей» от 23.05.1994 №1006
7.Инструкция МНС «О
порядке расчетов организаций с местными бюджетами по налогу на прибыль»2001г
8.Инструкция МНС «О
налогах на пользователей автомобильных дорог» 04.2000г
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|