МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Бухгалтерский учёт и аудит в банках (курс лекций)

    2.           Текущий – необходим для текущей оценки деятельности кредитной организации (в процессе текущего контроля надзорные органы проверяют выполнение кредитной организацией обязательных экономических нормативов, анализируют динамику и тенденцию развития банка и наличие проблемных ситуаций на раннем этапе их возникновения);

    3.           Заключительный – ставит целью предотвращения ошибок в будущем (данный вид не позволяет отреагировать на проблемы в момент их возникновения, но даёт информацию надзорному подразделению о том, какие недостатки характерны для кредитной организации и какие нарушения могут быть совершены ею при выполнении тех или иных операций).

    Основные методы банковского надзора:

    1.           Пруденциальный (камеральный) надзор – это текущий контроль на регулярной основе, механизмом реализации которого является предоставление кредитной организацией различных видов регулируемой отчётности Банком России.

    Основные черты пруденциального надзора:

    ü    дистанционный;

    ü    документарная основа.

    Основные направления пруденциального банковского надзора:

    ü    проведение анализа деятельности кредитной организации и выявление проблемных банков;

    ü    установление и проверка соблюдения экономических норм;

    ü    анализ документов, предоставляемый кредитной организацией для регистрации и получения лицензии;

    ü    контроль за качеством руководящего состава кредитной организации;

    ü    применение мер воздействия к кредитной организации.

    2.           Инспектирование на местах – представляет собой комплекс взаимосвязанных, целенаправленных мероприятий, реализацию уполномоченных подразделений ЦБРФ непосредственно к кредитной организации для определения соответствия выполняемых операций действующему законодательству и нормативно-правовым актам Банка России, а также для проверки достоверности предоставляемой отчётности и оценки реального финансового состояния кредитной организации.


    3. Сфера регулирования и надзора.


    Соблюдение экономических нормативов проверяется работниками отдела надзора на основании ежемесячной оборотной ведомости, справок с расчётом фактических экономических нормативов и расшифровки отдельных балансовых счетов, которые ежемесячно предоставляют кредитные организации в Банк России. Все предоставляемые документы в обязательном порядке должны быть подписаны руководителями и главными бухгалтерами кредитной организации, которые отвечают за достоверность предоставляемой информации.

    В органах надзора в течение 10 дней предоставленные документы рассматриваются на предмет их достоверности и затем принимается соответствующее решение.

    В случае нарушения нормативов в кредитной организации применяются меры воздействия, предусмотренные инструкцией ЦБРФ №59 от 31.03.1997г. «О применении мер воздействия к кредитным организациям за нарушение пруденциальных норм деятельности».


    а). Лицензирование и регистрация кредитных организаций.


    Семинар


    б). Установление и соблюдение экономических нормативов.


    Семинар



    в). Инспектирование кредитных организаций.


    В соответствии с инструкцией ЦБРФ №34 от 19.02.1996г. « порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченного представителя ЦБРФ» проверки кредитных организаций осуществляются на основании поручения начальника Территориального Управления ЦБРФ.

    Данные проверки делят на:

    ü           функциональные – это комплекс мероприятий, проводимых подразделениями ЦБРФ не являющиеся подразделениями инспектирования с целью изучения работоспособности конкретного процесса (вида операций) и соответствие его определённым нормативным документам (определение финансового состояния кредитной организации в задачи функциональной проверки не входит);

    ü           инспекционная – проводится специальными подразделениями инспектирования и включает, как правило, комплексную проверку деятельности кредитной организации по всем направлениям с определением финансового состояния банка.

    Классификация инспекционных проверок:

    1.           По полноте охвата:

    ü    комплексные – осуществляются по всем направлениям деятельности кредитной организации подразделениями банковского инспектирования не реже 1 раза в 2 года;

    ü    тематические – охватывают ограниченный круг банковских операций, при этом отдельные вопросы могут стоять в определении финансового состояния банка;

    ü    целевые – осуществляются по конкретным вопросам или операциям банка, а также по запросам и поручениям правоохранительных органов.

    2.           По отношению к плану проверки:

    ü    плановые – проводятся в соответствии со сводным планом инспекционных проверок кредитных организаций, утверждённых руководством Банка России;

    ü    внеплановые – проводятся на основании распоряжений в связи с ухудшением финансового положения банка, а также проводятся на основании запросов правоохранительных органов, по заявлениям Банка России.

    3.           По глубине проверяемых вопросов:

    ü    локальные – проверка документов в рамках осуществления одной банковской или хозяйственной операции без отслеживания всего процесса от начала до конца или проверка одного структурного подразделения;

    ü    сквозные – отслеживание операции от начала до момента завершения вне зависимости от того, какие структурные подразделения при этом задействованы (проверяется не только деятельность головной организации, но и филиалов).

    4.           По степени охвата проверяемых данных:

    ü    сплошные – охватывают все операции и данные за определенный период на конкретном участке деятельности кредитной организации;

    ü    выборочные – проверяется только часть документов, отобранных случайным путем и относящихся к разным периодам деятельности кредитной организации;

    ü    комбинированные – одновременное применение выборочного и сплошного методов проведения проверки. Период проверки охватывает чаще всего 1-2 года, при этом, например,  отчетность какого-либо квартала, месяца подвергается сплошной проверке, а остальная – выборочной.

    5.           По повторяемости проверки одних и тех же вопросов:

    ü    первичная – это проверка конкретного вида операций или деятельности кредитной организации за определенный период времени, осуществляемая впервые;

    ü    дополнительная – проверка по уже проверенным банковским операциям для получения дополнительных данных;

    ü    повторная – назначается, если в процессе предыдущей проверки не были полностью раскрыты поставленные вопросы, либо по требованию следственных органов.

    6.           По ожидаемости для кредитной организации:

    ü    ожидаемые – проверки, о которых кредитная организация извещается заранее информационным письмом Банка России;

    ü    внезапные – проверки, о которых кредитная организация заранее не предупреждается.

    Материалы проверки оформляются в форме акта, который составляется в трех экземплярах: 1) отдается в кредитную организацию; 2) остается в отделе инспектирования; 3) направляется в отдел надзора. Акт не должен разглашаться третьим лицам. Форма акта произвольная, однако ЦБРФ рекомендует включать в него разделы:

    1.          титульный лист;

    2.          содержание проверки;

    3.          состав рабочей группы;

    4.          формуляр банка;

    5.          разделы по каждому виду операций с инспекционным заключением;

    6.          итоговое заключение, где дается оценка всей деятельности банка.

    Акт проверки вместе с докладной запиской, в которой дается краткое описание выявленных нарушений, а так же оценка деятельности кредитной организации, направляются на рассмотрение начальнику ТУ ЦБРФ, назначившему эту проверку. После рассмотрения материалы проверки направляются в отдел по надзору за деятельностью кредитных организаций, где на его основании в адрес кредитной организации готовится информация, и определяются меры воздействия к кредитной организации.



    4. Меры воздействия к кредитной организации.


    В соответствии с Инструкцией № 59 к кредитным организациям и филиалам применяются меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные.

    Выбор мер воздействия определяется факторами:

    ü           характером выявленных нарушений;

    ü           причинами, обусловившими данное нарушение;

    ü           общим финансовым состоянием кредитной организации;

    ü           положением кредитной организации на региональном или федеральном уровне.

    Предупредительные меры – используются в том случае, когда недостатки в работе банка не угрожают интересам вкладчиков и кредиторов. Они включают:

    ü    доведение до кредитной организации информации о недостатках в работе;

    ü    изложение рекомендаций по устранению выявленных недостатков;

    ü    предложение кредитной организации разработать мероприятия по устранению выявленных недостатков;

    ü    установление дополнительного контроля.

    Принудительные меры используются  когда недостатки в работе угрожают интересам вкладчиков и кредиторов, когда применение предупредительных мер не привело к улучшению деятельности кредитной организации. К принудительным мерам относятся:

    ü    штрафы;

    ü    требования о финансовом оздоровлении кредитной организации;

    ü    ограничение на проведение отдельных видов операций на срок до 6 месяцев;

    ü    запрет на проведение отдельных видов операций на срок до 1 года;

    ü    требование по замене руководителя кредитной организации;

    ü    введение временной администрации;

    ü    отзыв лицензии.




















    Лекция №5

     

    Тема: «Проверка учредительных документов и внутренних положений кредитной организации».


    1.     Документы, необходимые для проверки.

    2.     Аудит учредительных документов.

    3.     Проверка внутренних положений кредитных организаций.

    4.     Анализ и оценка учетной политики кредитных организаций.

    ______________________________________________________


    1. Документы, необходимые для проверки.

     

    В качестве источника информации для выявления нарушений при проверке учредительных документов и внутренних положений кредитных организаций используются:

    1.     Учредительные документы.

    2.     Внутренние положения, регламентирующие деятельность кредитных организаций.

    3.     Протоколы собраний акционеров, заседаний Совета директоров, контрольно-ревизионной комиссии, Правления банка, кредитного комитета и других коллегиальных органов.

    4.     Планы работы кредитной организации.

    5.     Приказы и распоряжения руководителя кредитной организации.

    6.     Акты проверок.

    7.     Учетная политика.

    8.     Данные бухгалтерского учета и отчётности кредитной организации.


    2. Аудит учредительных документов.


    Проверка учредительных документов включает следующие этапы:

    1.     Выявление наличия следующих документов:

    ·        в головной организации: лицензии, устав, учредительный договор, дополнительные соглашения, изменения к уставу и составу учредителей, новый устав и лицензии при изменении организационно-правовой формы банка.

    ·        в филиале: наличие положения о филиале, учрежденного в соответствие с требованиями устава, наличие доверенности на совершение операций и юридических действий управляющим филиалом (на заместителя управляющего выдается доверенность на передоверие).

    2.     Исследуются протоколы Собраний участников банка, Заседаний совета директоров, правления банка, приказы и другие внутренние документы.

    3.     Соответствие проводимых банком операций полученной им лицензии (на основании данных бухгалтерского учета – баланса или оборотной ведомости).

    4.     Проверяется соответствие проводимых банком операций и юридических действий требованиям Устава в том числе:

    ü     полномочия и действия управляющего и контролирующих органов (Совета директоров, Собрания акционеров, контрольно-ревизионной комиссии);

    ü     полномочия и действия правления банка и других исполнительных органов;

    ü     применение на практике утвержденной системы стимулирования;

    ü     распределение и использование прибыли;

    ü     изменение уставного капитала, состава учредителей, их долей, выпуска акций и т. д.;

    Возможные нарушения выявленные в ходе аудиторской проверки:

    1.     Превышение полномочий правления банка.

    2.     Единоличное принятие председателем правления банка решений отнесенных к компетенции коллегиальных органов.

    3.     Нарушение порядка распределения прибыли и формирования резервного фонда.

    4.     Формальные действия отдельных коллегиальных органов.

    5.     Неправильное оформление протокола.


    3. Проверка внутренних положений кредитных организаций.

     

    В каждой кредитной организации должны быть разработаны внутренние  правила реализации требований законов и учредительных документов. Внутренние положения должны быть утверждены в порядке, установленном уставом кредитной организации.

    Проверка внутренних положений включает:

    1.     Проверку их наличия.

    2.     Проверку соответствия внутренних положений действующим законам, нормативно-правовых актов Банка России, Уставу кредитной организации.

    Принятый перечень внутренних положений, рекомендуемых Банком России к разработке в кредитных организациях:

    1.     Положение о работе структурных подразделений банка.

    2.     Положение о совете директоров банка.

    3.     Положение о правлении банка.

    4.     Положение о контрольно-ревизионной комиссии.

    5.     Положение об учетно-операционной работе.

    6.     Положение о порядке распределения прибыли.

    7.     Положение об образовании и расходовании фондов экономического стимулирования.

    8.     Положение о проведении кассовых операций.

    9.     Положение о кредитном комитете.

    10.  Положение о пролонгации ссуд.

    11.  Положение о проведении операций с ценными бумагами по каждому виду ценных бумаг.

    12.  Положение о филиалах банка (доп. офисах, кассах вне кассового узла).

    13.  Должностные инструкции.

    14.  Другие положения с учетом направления деятельности банка.

    Возможные нарушения выявленные при проверке внутренних положений:

    1.     Отсутствие ряда необходимых внутренних положений.

    2.     Наличие формально подготовленных положений (срок давности, несоответствие ГОСТу, не утверждены руководителями).

    3.     Несоответствие положения требованиям федерального законодательства и нормативным документам Банка России.

    4.     Невыполнение внутренних положений по отдельным пунктам или в целом.

    Указанные нарушения приводят к злоупотреблением руководителем кредитной организации или филиала своим служебным положением.


    4. Анализ и оценка учётной политики кредитных организаций.

     

    Все аспекты построения и функционирования системы бухгалтерского учета в их информационной и методической взаимосвязи представлены в учетной политике.

    Каждая кредитная организация разрабатывает и утверждает в обязательном порядке учетную политику.

    Учетная политика представляет собой совокупность способов организации бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов банковской деятельности.

    Учетная политика способствует созданию механизма реализации методов бухгалтерского учета в соответствии со структурой и спецификой деятельности банка.

    При аудиторской проверке правильности ведения учетной политики рассматриваются следующие вопросы:

    1.     Соответствие учетной политики плану счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ и правилам бухгалтерского учета изложенным в инструкциях ЦБРФ.

    2.     Наличие и качество содержания внутреннего приказа об учетной политике.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.