МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Бюджетирование в системе финансового менеджмента

    Бюджетирование в системе финансового менеджмента

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

    МИД РФ

    Кафедра статистики, учета и аудита

    Информационно-аналитическая справка на тему:

    «Бюджетирование в системе финансового менеджмента»

    Выполнила: студентка 5 курса факультета МЭО 3 ак. гр. Симонян Алина

    Научный руководитель: проф. Пучкова С.И.

    Москва, 2001

    Содержание

    §1. Понятие бюджетирования 3


    §2. Процесс бюджетирования 3


    §3. Виды бюджетов 6


    Задание 1. 9


    Задание 2. 13

    §1. Понятие бюджетирования

    Бюджет – это план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года.

    Главные цели бюджетирования:
    1. Планирование и контроль.
    Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде.
    Контроль за результатами деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления бюджетируемых и фактических результатов деятельности и последующим детальным анализом причин отклонений.
    2. Распределение ответственности – делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.
    3. Оптимизация.
    Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.
    4. Мотивация персонала.
    Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы.

    §2. Процесс бюджетирования

    I. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность предприятия в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности предприятия, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строится с учетом выбранного главного фактора.

    II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам продукции.

    III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовой продукции, который предприятие поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой. Итак, для каждого вида продукции и для каждого периода (месяца, квартала): планируемый объем производства = планируемый объем продаж +

    + требуемые запасы на конец периода – запасы на начало периода.
    Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного).

    На основе бюджета производства разрабатываются:
    - бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (чел.-часы) и стоимостном выражении;
    - бюджет расходования материалов (materials usage budget) – в количественном выражении.

    Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов.

    После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом:
    - производственные – на основе данных об объеме производства;
    - коммерческие – на основе данных об объеме продаж.
    Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов.

    Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность предприятия в краткосрочном финансировании.

    IV. Построение генерального бюджета (master budget), который включает:

    - планируемый Отчет о Прибылях и Убытках;

    - планируемый Баланс;

    - планируемый Отчет о Движении Денежных Средств.

    Для построения планируемого Отчета о Прибылях и Убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат.

    Ниже приведена проформа данного отчета, которая учитывает изменения и запасов готовой продукции, и запасов материалов.

    Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках.
    Выручка х
    Производственные издержки

    Запасы сырья и материалов на начало периода х

    Закупленное сырье и материалы х

    Запасы сырья и материалов на конец периода _(х)_

    Себестоимость израсходованных сырья и материалов х

    Прямые затраты труда х

    Производственные накладные расходы

    [постоянные и переменные] _х_
    Себестоимость произведенной продукции х

    Запасы готовой продукции на начало периода х
    Запасы готовой продукции на конец периода _(х)_
    Себестоимость проданной продукции _(х)
    Валовая прибыль х
    Непроизводственные (коммерческие и управленческие) расходы

    [постоянные и переменные]
    (х)
    Операцонная прибыль х

    Прогнозный вариант Отчета о Движении Денежных Средств строится тем же способом, что и описанный выше бюджет по определению обеспеченности текущей деятельности денежными средствами.

    Прогнозный Баланс формируется на основе планируемых Отчета о Прибылях и Убытках и Отчета о Движении Денежных Средств.

    Принцип определения суммы по отдельным статьям баланса следующий (в качестве примера – для активных счетов):
    Конечное сальдо по счету = начальное сальдо +

    + оборот по дебету (прогнозируемый) –оборот по кредиту (прогнозируемый).
    Например, прогнозируемая дебиторская задолженность на конец периода =

    = дебиторская задолженность на начало периода +

    + прогнозируемая выручка (по отгрузке) –

    – прогнозируемые поступления денежных средств от продаж.

    §3. Виды бюджетов

    3.1

    В зависимости от того, как перед проведением вариационного анализа корректируется бюджет в случае отклонения фактического объема производства от запланированного, бюджеты бывают:

    1) фиксированные для любого уровня производства(fixed budgets);

    2) фиксированные для каждого отдельного уровня производства (Flexible budgets);

    3) гибкие (Flexed budgets).

    В первом случае бюджет разрабатывается для прогнозируемого уровня производства; в конце периода данные этого бюджета о затратах сопоставляются с фактическими данными о затратах без каких – либо корректировок на фактический уровень производства. Область применения: сфера услуг, где большая часть издержек постоянны, в отличие от промышленного производства, где многие издержки являются переменными.

    Во втором случае разрабатывается несколько вариантов бюджета при различных уровнях производства или продаж.

    Пример. Разрабатываются следующие бюджеты:

    А. бюджет для уровня производства 1000 – 1500 единиц;

    Б. бюджет для уровня производства 1500 – 3500 единиц;

    В. бюджет для уровня производства свыше 3500 единиц.

    Данный способ применяется, когда
    ? значительная часть затрат является полупостоянной, т.е. они реагируют на изменение объема производства следующим образом:

    |Затраты | | |
    | | | |
    | | |

    Объем производства
    ?наблюдается эффект экономии на масштабе производства;
    ?закупочная цена сырья и материалов зависит от покупаемого количества и т.п.

    «Гибкие» бюджеты полностью учитывают изменение объемов производства по сравнению с прогнозируемыми.
    Пример.
    Планируется произвести 10000 единиц продукции. Затраты сырья – 3 кг на 1 единицу. Всего планируемые затраты сырья – 30000 кг.
    Фактически было произведено 15000 единиц продукции и израсходовано 42000 кг сырья.

    Если мы применяем фиксированное бюджетирование, то будет отмечен перерасход сырья 42000 кг – 30000 кг = 12000 кг.

    Если применяется гибкое бюджетирование, то планируемыми затратами будет считаться: 3 кг * 15000 = 45000, и будет отмечена экономия сырья 3000 кг 45000 кг – 42000 кг = 3000 кг.
    Процесс составления «гибкого» бюджета:

    - изначально он разрабатывается для ожидаемого уровня производства;

    - в конце периода бюджетированные затраты пересчитываются пропорционально фактическому объему производства, прежде чем происходит сопоставление плановых и фактических объемов затрат.

    Данный вид бюджетов активно применяется для осуществления вариационного анализа, т.е. детального анализа отклонений фактических данных от запланированных.

    3.2
    В зависимости от того, как меняются бюджеты в результате изменения ожиданий, бюджеты бывают:

    1)периодические (periodioc budgets);

    2)скользящие (rolling budgets).

    Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как был принят бюджет, его не корректируют. Используется в стабильных отраслях, в которых несложно сделать прогноз и в которых не требуется очень тщательного контроля за всеми изменениями.

    Скользящий бюджет – это бюджет, который постоянно обновляется путем добавления к нему следующего финансового периода (например, месяца или квартала) по мере того, как завершается очередной финансовый период. Цель данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью предприятия и всегда предоставлять максимально точную плановую информацию на ближайшие 12 месяцев.
    Пример (скользящий бюджет)
    1 января 2001 г составляется бюджет на 12 мес. до 31 декабря 2001 г.
    1 февраля 2001 г:
    ? сравниваются фактические и плановые показатели за январь;
    ? если бюджет на январь оказался нереалистичным, проводится корректировка бюджета на оставшиеся 11 мес.;
    ?разработывается бюджет еще на 1 мес. вперед до января 2002 г.

    Задание 1.

    Предприятие производит офисную мебель. Имеется следующая информация:

    Запасы на начало Планируемые продажи Продажная периода, шт. в июне, шт. цена
    Стулья 63 290 120
    Столы 36 120 208
    Кресла 90 230 51

    Запасы на конец месяца должны составлять 30% от объема продаж за соответствующий месяц.
    Для производства мебели требуются следующие ресурсы:

    Дерево, Пластик, Неквалифиц.
    Квалифиц. кубометры кубометры труд, часы труд, часы
    Стулья 4 2 3
    2
    Столы 5 3 5 8
    Кресла 2 1 2
    -

    Стоимость ед. 12 7 4
    6 затрат, руб

    Запасы материалов на начало периода: дерево – 142 м пластик –81 м
    Планируется, что запасы материалов на конец периода должны быть достаточными для производства 50 ед. каждого вида продукции.
    Накладные расходы составляют 1 рубль на каждый час затраченного труда.

    Требуется:
    1) составить на июнь бюджет (а) продаж;

    (б) производства;

    (в) расходования материалов;

    (г) трудовых затрат;

    (д) закупки материалов.
    2) составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за июнь.
    (1) Операционные бюджеты
    (а) Бюджет продаж

    | |Стулья |Столы |Кресла |Всего |
    |Количество, ед |290 |120 |230 | |
    |Стоимость, руб |34 800 |24 960 |11 730 |71 490 |

    (б) Бюджет производства, в ед продукции

    | |Стулья |Столы |Кресла |
    |Продажи |290 |120 |230 |
    |Запасы на конец |87 |36 |69 |
    | |377 |156 |299 |
    |Запасы на начало |(63) |(36) |(90) |
    |Объем производства |314 |120 |209 |

    (в) Бюджет расходования материалов

    | |Дерево, кубометры |Пластик, кубометры |
    |Стулья |314*4=1256 |314*2=628 |
    |Столы |120*5=600 |120*3=360 |
    |Кресла |209*2=418 |209*1=209 |
    |Итого |2274 |1197 |

    (г) Бюджет трудовых затрат

    | |Неквалифиц. труд, |Квалифиц. труд, |
    | |часы |часы |
    |Стулья |314*3=942 |314*2=628 |
    |Столы |120*5=600 |120*8=960 |
    |Кресла |209*2=418 |- |
    |Итого, часов |1960 |1588 |
    |Итого, руб |1960*4=7840 |1588*6=9528 |

    (д) Бюджет закупки материалов

    | |Дерево, кубометры |Пластик, кубометры |
    |Расход в производство |2274 |1197 |
    |Запасы на конец пер. | | |
    |50*(4+5+2) |550 | |
    |50*(2+3+1) | |300 |
    | |2824 |1497 |
    |Запасы на начало пер. |(142) |(81) |
    |Закупки, кубометры |2682 |1416 |
    |Закупки, руб |2682*12=32184 |1416*7=9912 |

    2) Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках (руб)

    Выручка 71490

    Производственные затраты

    Дерево 27288

    Пластик 8379

    Неквалифицированный труд 7840

    Квалифицированный труд 9528

    Накладные расходы (1960+1588) 3548
    |56583 |

    Запасы готовой продукции на начало пер.* 15255
    |71838 |


    Запасы готовой продукции на конец пер.* (16578)
    | |


    Себестоимость готовой продукции (55260)
    | |


    Валовая прибыль 16230


    *Расчет себестоимости запасов

    (руб)

    | |Стулья |Столы |Кресла |Всего |
    |Себестоимость ед | | | | |
    |Дерево |12*4=48 |*5=60 |*2=24 | |
    |Пластик |7*2=14 |*3=21 |*1=7 | |
    |Неквалифиц. труд |4*3=12 |*5=20 |*2=8 | |
    |Квалифиц. труд |6*2=12 |*8=48 |- | |
    |Накладные расходы |1*5=5 |*13=13 |*2=2 | |
    |Всего |91 |162 |41 | |
    |Запасы на начало пер. |5733 |5832 |3690 |15255 |
    |Запасы на конец пер. |7917 |5832 |2829 |16578 |


    Проверка:
    Валовая прибыль

    Стулья 290*(120 – 91) = 8410

    Столы 120*(208 – 162) = 5520

    Кресла 230*(51 – 41) = 2300
    |16230 |

    Задание 2.

    Недавно созданное предприятие планирует начать деятельность с 1 марта
    2002 г. Будут производиться продукт А и продукт Б. Имеется следующая информация:
    1) Политика компании в отношении запасов:

    -запасы готовой продукции на конец месяца должны равняться прогнозируемому на следующий месяц объему продаж;

    -на конец месяца не должно быть остатков незавершенного производства;

    -запасы материалов на конец месяца должны равняться производственной потребности в материалах следующего месяца.

    2) Ожидаемые издержки на ед продукции (руб):
    | |А |Б |
    |Материалы | | |
    |Х (1,4 руб за кг) |56 |112 |
    |У (7 руб за кг) |21 |28 |
    |Труд | | |
    |квалифицированный (28 руб в час) |28 |56 |
    |неквалифицированный (8 руб в час) |8 |24 |
    |Накладные расходы |35 |70 |

    3) Ценовая политика компании: цены устанавливаются с 20%-й наценкой на полную производственную себестоимость (с соответствующим округлением цены до рубля).

    4) В соответствии с маркетинговым исследованием прогнозируются следующие объемы продаж:

    -А: 2000 ед в марте, с последующим увеличением на 200 ед в месяц, до максимального объема продаж 2800 ед в месяц;

    -Б: 1000 ед в марте, с увеличением на 10% в последующие 3 месяца и неизменным объемом продаж в дальнейшем.

    Требуется:
    1) составить на март, апрель и май следующие операционные бюджеты

    (а) производства;

    (б) закупки материалов;

    (в) трудовых затрат;

    (г) продаж;

    2) составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца.
    1) Операционные бюджеты

    (а) Бюджет производства (в ед)

    | |Март |Апрель |Май |Июнь |
    | |А |Б |А |Б |А |Б |А |Б |
    |Запасы на нач.|- |- |(2200) |(1100)|(2400)|(1210)|(2600) |(1331)|
    |Продажи |2000 |1000 |2200 |1100 |2400 |1210 |2600 |1331 |
    |Запасы на кон.|2200 |1100 |2400 |1210 |2600 |1331 |2800 |1331 |
    |Производство |4200 |2100 |2400 |1210 |2600 |1331 |2800 |1331 |

    (б) Бюджет закупки материалов

    Материал Х
    | |Март |Апрель |Май |Июнь |
    | |А |Б |А |Б |А |Б |А |Б |
    |Запасы на нач. |- |- |(96000|(96800|(104000|(106480| | |
    | | | |) |) |) |) | | |
    |Расход в пр-во |16800|168000|96000 |96800 |104000 |106480 |112000|106480|
    | |0 | | | | | | | |
    |Запасы на кон. |96000|96800 |104000|106480|112000 |106480 | | |
    | |26400|264800|104000|106480|112000 |106480 | | |
    | |0 | | | | | | | |
    |Всего в мес., | | | | |
    |кг |528 800 |210 480 |218 480 | |
    |Всего в месяц, | | | | |
    |руб (*1,4/кг) |740 320 |294 672 |305 872 | |

    Материал У
    | |Март |Апрель |Май |Июнь |
    | |А |Б |А |Б |А |Б |А |Б |
    |Запасы на нач. |- |- |(7200) |(4840)|(7800) |(5324)| | |
    |Расход в пр-во |12600 |8400 |7200 |4840 |7800 |5324 |8400 |5324 |
    |Запасы на кон. |7200 |4840 |7800 |5324 |8400 |5324 | | |
    | |19800 |13240 |7800 |5324 |8400 |5324 | | |
    |Всего в мес., | | | | |
    |кг |33 040 |13 124 |13 724 | |
    |Всего в месяц, | | | | |
    |руб (*7/кг) |231 280 |91 868 |96 068 | |

    (в) Бюджет трудовых затрат

    | |Март |Апрель |Май |Всего |
    |Вид трудовых |квалиф|неквал|квалиф|неквал|квалиф|неквал| |
    |затрат |, |, |, |, |, |, | |
    | |часы |часы |часы |часы |часы |часы | |
    |Продукт А |4200 |4200 |2400 |2400 |2600 |2600 | |
    |Продукт Б |4200 |6300 |2420 |3630 |2662 |3993 | |
    |Всего часов |8400 |10500 |4820 |6030 |5262 |6593 | |
    |Всего, в руб | | | | | | | |
    |*28 руб/час |235 | |134 | |147 | |517 496 |
    | |200 | |960 | |336 | | |
    |*8 руб/час | |84 000| |48 240| |52 774|184 984 |

    (г) Бюджет продаж

    | |Март |Апрель |Май |Всего, |
    | |ед |руб |ед |руб |ед |руб |руб |
    |Продукт А |2000 |356 |2200 |391 600|2400 |427 200| |
    | | |000 | | | | | |
    |Продукт Б |1000 |348 |1100 |382 800|1210 |421 080| |
    | | |000 | | | | | |
    |Всего | |704 | |774 400| |848 280|2326 680|
    | | |000 | | | | | |

    Расчет цен

    (руб)
    | |А |Б |
    |Полная себестоимость |148 |290 |
    |Плюс 20%-ная наценка |29,6 |58 |
    |Всего |177,6 |348 |
    |После округления |178 | |

    2) Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца

    (руб)

    Выручка 2 326
    680

    Производственные затраты

    Материал Х закупка 1 340 864 запасы на конец периода

    [(112000+106480)*1,4 ] (305 872)

    Материал У закупка 419 216 запасы на конец периода

    [ (8400+5324)*7 ] (96 068)

    Затраты неквалифицированного труда 184 984

    Затраты квалифицированного труда 517 496

    Накладные расходы 646 870

    |2 707 490 |

    Запасы готовой продукции на конец периода

    [2600*148+1331*290] (770 790)
    | |


    Себестоимость проданной продукции (1 936
    700)
    | |


    Валовая прибыль 389
    980




    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.