Экономическая мысль средневековья
Экономическая мысль средневековья
Министерство образования и науки
Республики Казахстан Костанайский инженерно-экономический Университет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: История экономических учений на тему: Экономическая мысль средневековья выполнил: студент гр. Э-41 по специальности Бухучет и аудит Качеткова В.И. проверил:________________ ________________ ________________ Костанай 2002 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Экономическая мысль средневековья 4 Список используемой литературы 10 ВВЕДЕНИЕ История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда
люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности,
способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между
людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена
произведенными продуктами и услугами. Экономическая мысль – понятие чрезвычайно широкое. Это и
представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и
предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические
конструкции ученых, и экономические программы политических партий…
Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений,
выводов и практических решений: здесь и общие закономерности экономики, и
особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения
производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и
налоговая система, и методы ведения учета доходов и расходов, и история
экономики, и хозяйственное законодательство – всего не перечислить. Во всей этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями ее
отдельных элементов можно с определенной условностью выделить экономические
учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности
экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие
движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Современные представления об особенностях экономической мысли
средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,
базируются на материалах дошедших до нас литературных источников. Но
существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в
области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По
единой причине средневековым экономическим доктринам присуще многообразные
хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы
религиозно-этнического и авторитарного свойства, с помощью которых
предполагалось не допускать грядущего утверждения рыночных экономических
отношений демократических принципов общественного устройства. Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм,
зародился, как известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока и 5-9 вв. – в
странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и
экономического могущества была в них достоянием светских и церковных
феодалов, которые как явно, так и не явно осуждали тенденции расширения
масштабов товарности экономики и ростовщичества. В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей
средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается
видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер так
называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский. Ибн-Хальдун (1332-1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки,
где в духе азиатского способа производства государство сохраняло за собой
права владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для
нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор,
как в начале 7 в. На землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их
мекканский купец Мухаммед – первый проповедник Корана – возвестил
мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить
«всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы. Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что
«Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность
бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от
«примитивности» до «цивилизации» попытался укрепить в душах всех
правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой
«социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных
поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как
необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности
и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных
структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним
хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились
сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле. Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству
материальных благ, позволит, по мнению Ибн-Хальдуна,
многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый
человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при
этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не
исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и
принципу «предводительства». Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных
благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами
городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы: С ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном
необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и
свидетельствуя одновременно о процветании города; Малочисленность населения города является причиной дефицита и
дороговизны всех необходимых его населению материальных благ; Расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся
размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках. Фома Аквинский (Аквинат) (1226-1274). Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее
авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе
ее развития. Ее воззрения в области социально-экономического устройства
общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как
еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430). При
этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же
принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на
протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни,
установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и
пропорционального обмена. На самом же деле Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени,
изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в
условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления
общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не
единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в
день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим
могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов
прогрессирующий рост городского ремесленного производства, первых торговых
и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как
исключительно греховные явления и не требует их запрещения. С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы
теологии» почти нет расхождения с ранними канонистами. Однако если
последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов
священного писания и трудов церковных Аретиков, а также метода морально-
этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф.
Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно
использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий
средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки
хозяйственного явления или экономической категории. Вот почему «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками и
схоластическими суждениями, к которым прибегает ее автор в поисках путей
примирения и компромисса по многим, Азалось бы, взаимоисключающим
теоретическим положениям. Сказанное очевидно из следующих трактовок,
которые в современной экономической литературе относят к экономическим
воззрениям раннего либо позднего канонизма: Таблица
|Ранние канонисты |Поздние канонисты |
|(святой Августин) |(Аквинат) |
| |
|Разделение труда |
| | |
|Умственный и физический виды труда |Деление людей по профессиям и |
|равноценны и не должны влиять на |сословиям обусловлено божественным |
|положение человека в обществе. |провидением и склонностями людей. |
| |
|Богатство |
| | |
|Труд людей создает богатство в виде |Золото и серебро рассматриваются как|
|материальных благ, включая золото и |источник приумножения частной |
|серебро. Нетрудовое накопление |собственности и «умеренного |
|последних («искусственного |богатства». |
|богатство») является грехом | |
| |
|Обмен |
| | |
|Обмен осуществляется по принципу |Обмен как субъективный процесс не |
|пропорциональности и является актом |всегда обеспечивает равенство |
|свободного волеизъявления людей. |извлекаемой пользы, поскольку в |
| |результате этого акта случается, что|
| |вещь «поступает на пользу одному в |
| |ущерб другому». | Продолжение таблицы | |
|Справедливая цена |
| | |
|Ценность товара должна |Затратный принцип установления |
|устанавливаться в соответствии с |«справедливой цены» считается не |
|трудовыми и материальными затратами |точным, так как он может не |
|в процессе его производства по |доставить продавцу соответствующего |
|принципу «справедливой цены». |его положению в обществе количества |
| |денег и нанести ущерб. |
| |
|Деньги |
| | |
|Деньги являются искусственным |Ценность денег (монет) на внутреннем|
|изобретением людей и необходимым для|рынке должна устанавливаться не по |
|облегчения и ускорения меновых |весу содержащихся в нем металлов, а |
|операций на рынке благодаря |по усмотрению государства. |
|«внутренней ценности» монеты. | | Продолжение таблицы | |
|Торговая прибыль и ростовщический процент |
|Торговая прибыль и ростовщический |Крупные доходы купцов и ростовщиков |
|процент, извлекаемые из крупных |лишь тогда допустимы, когда они |
|торговых и ссудных операций, |извлекаются трудом, связаны с |
|превращаются в самоцель и потому |транспортными и прочими издержками, |
|должны расцениваться как не |а также риском, имеющим место в |
|богоугодные и грешные явления. |благопристойной деятельности. | СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Левита Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении. – М.:ИНФРА-М, 2001.-224 с. 2 Ядгаров Я.С. История экономических учений. М. Инфра-,1997. 3 История экономических учений. М.: Изд-во МГУ, 1994.
|