Финансовое планирование на предприятии и его усовершенствование
1.
Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны:
а)
показатели макроэкономического развития;
б)
показатели отраслевого развития.
2.
Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:
а)
показатели рынка фондовых инструментов;
б)
показатели конъюнктуры рынка денежных инструментов.
3.
Показатели, деятельность контрагентов и конкурентов:
а) банков;
б) страховых компаний;
в) поставщиков продукции;
г) покупателей продукции;
д) конкурентов.
4. Показатели, деятельность
контрагентов и конкурентов
а) по финансовой деятельности
предприятий;
б) по функционированию отдельных сегментов
финансового рынка.
Система
показателей формируемых из внутренних источников информации, делится на три
основные группы (см. рис. 1.7).
1.
Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой
деятельности:
а) показатели, характеризующие состав
активов и структуру используемого капитала;
б) показатели, характеризующие
основные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;
в) показатели, характеризующие
движение денежных средств и отдельных финансовых фондов.
2. Показатели,
характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных
подразделений предприятия:
Система
плановых показателей финансового развитие предприятия
|
|
Система
внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия
|
|
Нормативно-плановые показатели,
связанные с финансовым развитием предприятия
|
|
Показатели,
характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных центров
ответственности
|
|
Показатели,
характеризующие финансовые результаты деятельности в региональном разрезе
|
|
Показатели,
характеризующие движение денежных средств и отдельных финансовых фондов
|
|
Показатели,
характеризующие основные финансовые результаты хозяйственной деятельности
предприятия
|
|
Показатели,
характеризующие финансовые результаты деятельности по основным сферам
финансовой деятельности
|
|
Показатели, характеризующие финансовые
результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия
|
|
Показатели,
характеризующие состав активов и структуру используемого капитала
|
|
Показатели, характеризующие
финансовое состояние и результаты финансовой деятельности
|
|
Показатели, формируемые из внутренних
источников информации
|
|
Рисунок.
1.7 - Система показателей информационного обеспечения финансового планирования,
формируемых из внутренних источников.
а) показатели, характеризующие
финансовые результаты деятельности по основным сферам финансовой деятельности;
б) показатели, характеризующие
финансовые результаты деятельности в региональном разрезе;
в) показатели,
характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных центров
ответственности.
3. Показатели,
характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных
подразделений предприятия:
а) система внутренних нормативов,
регулирующих финансовое развитие предприятия;
б)
система плановых показателей финансового развитие предприятия.
Использование
всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних
источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему
информационного обеспечения финансового планирования, ориентированную как на
принятие стратегических финансовых решений, так и на эффективное текущее управление
финансовой деятельностью.
Если
посмотреть на фазы процесса планирования и управления выполнением плана, то
можно увидеть|узреть|, что все они, кроме
частичной|отчасти| фазы реализации, являются
собственно говоря процессами переработки информации. Первые четыре фазы
планирования можно интерпретировать как процесс переработки информации
(input-output). Информация на входе (input) переделывается|перерабатывается| на нескольких степенях обработки
с помощью|посредством| определенных
технических приемов и информации, которая получается на выходе (output), то
есть исходя из альтернативы плана. В этом случае планирования является
процессом превращения|преобразования,претворения|
входящей информации в исходящую|выходную|.
Четкая ориентация этого процесса достигается систематической|систематичной| координацией всех фаз процесса
планирования на основании широкого согласования первичной информации (feed
forward) и информации обратной связи (feed back) [6, с.624].
Процесс
планирования, предусматривает применение различных видов информации.
По
стадиями управления различают прогнозную, плановую, учетную, нормативную информацию,
информацию для анализа хозяйственной деятельности и оперативного управления.
Прогнозная
информация связана|повязана| с функцией прогнозирования, плановая - с
планированием (стратегическим, текущим); учетная - с управленческим, финансовым
учетом; информация для анализа хозяйственной деятельности - с функцией
экономического|экономичного| анализа; для
оперативного управления и регуляции - с соответствующими функциями.
Нормативная
информация возникает
и используется на стадиях технической подготовки производства, а также в других
случаях, например, для формирования цен, тарификации. Она содержит нормы и
нормативы, цены, расценки, тарифы, а также некоторые|некие|
другие данные, например, предварительно|загодя,заранее|
обусловленные табличные величины (ставки подоходного налога из|с| граждан и т.п.).
Нормативную
информацию можно условно разделить на нормативно-правовую и
нормативно-справочную. К|до| нормативно-правовой
принадлежат распоряжения органов законодательной и исполнительной власти
(законы, постановления, акты), которые|какие|
регулируют экономическую|экономичную|
деятельность предприятия.
Нормативно-справочная
информация - это
нормы и нормативы, которые|какие|
определяются руководством предприятия (например, нормы расходов материалов). К|до| справочной принадлежит информация, одинаковая
для всех функциональных разновидностей: название предприятия, министерства,
ведомства, штатное расписание, список поставщиков и покупателей и тому
подобное.
Поскольку
планирование является процессом переработки информации, то степень
определенности и вероятности прогнозной информации, что переделывается|перерабатывается|, влияет на степень надежности
планирования. То есть планирование проводится в условиях полной информации
(определенности), неполной информации ли (неопределенность).
При
наличии полной информации (детерминированый| случай) планы
разрабатываются, исходя из того, что знание о содержании плана (цель,
постановку, проблемы, инструменты, изменения|смены|,
данные, сроки|термины|) является полным,
надежным и определенным.
Первый
случай неполной информации встречается при наличии определенных рисков. О
планировании с учетом определенных рисков можно говорить тогда, когда тот, кто
разрабатывает план, должен считаться с тем, что, например, при каждой
реализованной альтернативе могут быть разные|различные|
следствия в каждом частном случае. Это касается и инструментальных переменных,
данных, сроков|терминов| т.д.
Одним
из случаев неполной информации |приведем| является
планирование в условиях неопределенного риска. Разработчик в этой ситуации
должен выходить с того, что каждая из|с|
реализованных альтернатив может привести до нескольких следствий, вероятность наступления
которых|каких| неизвестна. О вероятности
поведения|обхождения| факторов внешней среды,
что влияет на выбор альтернативы, нельзя не сделать|совершить|
никаких предположений.
Невзирая
на|несмотря на| то, что в практике
планирования ситуации неопределенного риска встречаются чаще, чем ситуация
определенности, именно ей, а тем самым и системам планирования, которые
функционируют в условиях полной информации, уделяется большое|великое| значение. Причины этого стоит искать в
том, что практике планирования свойственные:
-
мышление по упрощенным образцам (моделях);
-
сводка|возведение,сведение,свод|
неопределенных ожиданий при получении информации путем приведения или учета
неучета рисков к|до| определенным ожиданиям;
-
расчет плановых альтернатив для разных|различных|
вариантов ожиданий в будущем;
-
общее предположение, что детальный учет всей неполной информации о будущем
развитии событий очень незначительно влияет на результаты, рассчитанные при
планировании в условиях полной информации.
Независимо
от сформированного состояния|стана| в
практике планирования, новейшие теории принятия решений, а также теории
планирования направлены на более широкий и детальный учет влияния неполной
информации.
В
организационных процессах средство и продукт труда является информацией: планы,
отчеты, нормативы, организационные регламенты и т.п. Эти процессы можно назвать
информационными. Они всегда заканчиваются информационными ресурсами.
Информационные
ресурсы по своему назначению также обслуживают материальные (технические)
процессы путем разработки их информационных моделей, как производственного
процесса, так и его конечных|концевых|
результатов. Организационные процессы обеспечивают взаимосвязь технических
процессов. Эта взаимосвязь может быть технологической и организационной. В
технологии производства объединяются модели и конструкции изделий, материалов,
режим обработки, оборудование и т.д.
Перед
тем как начать поиск информации, предприятие должно определить круг|окружность| запросов по каждому из|с| элементов внутренней и внешней среды.
Как
правило, наибольшая часть информации поступает из внутренних источников|родников,истоков|, используются данные
оперативного и бухгалтерского учета, планирования и тому подобное. Сбор|сборка,собирание| информации происходит постоянно
(в сроки бухгалтерской и статистической отчетности), или эпизодически (в случае
необходимости). Сбор|сборка,собирание|
эпизодической информации нуждается в разработке специальных процедур проведения
обследований, получения индивидуальных и групповых оценок.
К|до| источникам|родникам,истокам|
внутренних информационных данных принадлежат [36, с.20]:
-
бухгалтерский учет и отчетность;
-
статистический учет и отчетность;
-
оперативный учет и отчетность.
Данные
бухгалтерского учета дают объективную количественную характеристику
многообразных|разнообразных| хозяйственных
операций, обобщенную характеристику всей совокупности средств производства по
составу|слогом,складом| и размещению, по
источникам образования и целевому назначению|добавление|.
Для этого используются методы сквозного и непрерывного наблюдения, суровое|строгое| документирование, систематизация на
счетах, группировка|группировка| в балансе и
других отчетных таблицах.
Учетно-аналитическая
информация является основой|основанием| для
принятия решений по|с| организации,
планирования и регулирования хозяйственной деятельности предприятия.
Особенности учетной информации зависят от видов учета (оперативного,
бухгалтерского, статистического); форм бухгалтерского учета
(таблично-автоматизированной, диалоговой, безбумажной); от источников|родников,истоков| и методов формирования
переменной|изменяемой,меняющейся,обменной,сменной|
и условно-постоянной информации и алгоритма их машинной обработки.
Учетные
данные отображают фактическое состояние|стан|
производственно-хозяйственной деятельности предприятия и являются
информационной моделью производства. Кроме отображения действительного
состояния|стана| объекта, на учетную
информацию полагается и ретроспективная функция, которая нуждается в длительном
хранении|сбережении,сохранении| этой
информации (в виде форм бухгалтерской отчетности).
Конечные|концевые| данные являются результатом решения
учетных заданий|задач| с нахождением сводно-итоговых
величин по установленным группировочным| признакам, для чего
реализуются арифметические и логические|логичные|
операции, операции сортировки информации. Качества учетной информации зависят
от использованной методологии ее восприятия, систематизации и обобщения, а
также от специфических особенностей учетных заданий|задач|:
решение (всегда расчетным или логическим|логичным|
способами); алгоритмичности|; документальности входных и исходных|выходных| данных; использование|употребление|
тех же данных для формирования различных|различных|
показателей; информационной связи учетных заданий|задач|;
необходимости накопления данных; регламентации сроков|терминов|
развязывания|решения| задач.
Кроме
данных бухгалтерского учета, для оценки выполнения планов (ежемесячных,
квартальных, годовых) используются и статистические данные, благодаря которым|каким| выясняются|проявляются|
определенные экономические|экономичные|
закономерности.
Текущее
планирование использует сведения|ведомости|
оперативного учета и отчетов, обеспечивая быстрое|скорое|
получение соответствующей информации.
Результативная
информация подается|дается| в виде данных о
недостатках в работе и соответствующих виновников, или о неиспользованных
резервах и способах их мобилизации. В отличие от текущего планирования,
оперативное использует ежедневную информацию о деятельности предприятия, данные
первичных бухгалтерских и других документов, материалов контроля, наблюдения,
направлений и тому подобное. Для него характерная определенная
приблизительность результативной информации.
Выборочные|избирательные| учетные данные необходимы для
детализации показателей отчетности. Используются эпизодические выборки,
наблюдения, углубленные проверки. Источником|родником,истоком|
выборочных|избирательных| данных является
текущий бухгалтерский учет и первичная документация.
К|до| внеучетным| данным относятся, например,
материалы сборов трудовых коллективов, бесед с работниками предприятия. При
этом значительное количество информации можно получить по вопросам организации
труда и производства, финансового состояния|стана|.
На практике руководители различных|различных|
уровней выполняют|исполняют| собственный
оперативный анализ, ведут регистрацию важнейших процессов и операций,
приблизительные расчеты, планируют соответствующие мероприятия. Таким образом каждое
лицо|личность|, которое|какое| отвечает за принятие решений, одновременно
становится|стает| и пользователем
(информантом), и источником|родником,истоком|
информации (информатором).
Перечень|перечисление| информационных характеристик
внутренней среды можно объединить по таким признакам (табл. 1.1).
Внешней
информацией для планирования является информация о поставщиках, конкурентной
среде, покупателях и тому подобное. Источниками|родниками,истоками|
такой информации могут быть: законодательная база, официальная бухгалтерская и
статистическая отчетность, публикации, другие предприятия, информационная
индустрия и самостоятельные маркетинговые исследования.
Таблица
1.1. Информационная характеристика внутренней среды предприятия
|