Годовая бухгалтерская отчетность организации, порядок составления и анализ ее основных показателей
• принять решение о
целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером;
• избежать выдачи кредитов
ненадежным клиентам;
• оценить целесообразность
приобретения активов того или иного предприятия;
• правильно построить
отношения с имеющимися заказчиками;
• оценить финансовое
положение потенциальных партнеров;
• принять в расчет возможные
риски предпринимательства.
При составлении годового отчета предприятия руководствуются
следующими принципами ведения бухгалтерского учета:
• соблюдение в течение отчетного года принятой
учетной политики исходя из порядка, установленного законодательством.
• Изменение в учетной
политике по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено объяснительной
запиской к годовому отчету;
• полнота отражения за отчетный год всех хозяйственных
операций в отчетном году;
• правильность отнесения
доходов и расходов к отчетному периоду;
в разграничение в отчете текущих затрат на производство
и капитальных вложений;
• тождество данных
аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
В бухгалтерских отчетах не допускается никаких подчисток
и помарок. В случае исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые
заверяются лицами, подписавшими отчет, с указанием даты исправления.
Надежность выводов, полученных внешними пользователями
на основе публичной бухгалтерской отчетности, предопределяется требованиями,
предъявляемыми к качеству содержащихся в ней данных деловым миром. Во
избежание неправильного информирования публикуемые в отчетах сведения
предварительно проходят проверку на соответствие действующим требованиям
национальных стандартов. Эта работа выполняется бухгалтерами-аудиторами,
имеющими лицензии, на проведение бухгалтерских проверок. В аудиторском заключении
дается общая оценка публикуемых отчетных данных и финансового положения
предприятия, степени близости предприятия к банкротству.
В Международных стандартах по бухгалтерскому учету говорится,
что финансовые отчеты должны быть доступны для понимания. Качественными
признаками отчетной информации, которые отделяют «хорошую» информацию от
«плохой», являются уместность и достоверность. Отчетная информация считается
уместной, если она способна повлиять на стоимостную оценку или на решение,
принимаемое в настоящее время. На уместность информации, представленной в
бухгалтерской отчетности, оказывают влияние следующие основные факторы: своевременность,
значимость и ценность для прогнозирования.
Для пользователей более ценной является своевременная
информация, которую они имеют в нужный момент. Запоздалая информация имеет
небольшое практическое значение.
Значимость данных отчетов имеет существенное влияние на
оценки или решения. Значимость того или иного элемента информации определяется
не только его величиной, но и той мыслью, которую этот элемент может играть.
Элемент информации является значимым, если его исключение оказывает влияние
на решение, принимаемое пользователем на основании отчетов.
Достоверность является другим
важнейшим признаком качества учетной информации, гарантирующим ее
пользователям. только объективное
описание деятельности предприятия, но и отсутствие существенных ошибок и
отклонений. Она означает, что сведения, приводимые в отчетности, должны быть
обоснованы и подтверждены результатами инвентаризации и заключением
независимой аудиторской организации. На достоверность оказывают влияние
следующие факторы:
• правдивость представляемых
данных. Для обеспечения достоверности требуется, чтобы информация отражала
именно те явления, для которых она предназначена;
• преобладание содержания
над формой. Иногда операции, представленные в бухгалтерских отчетах, допускают
различное толкование. Предприятиям в своих отчетах следует особо выделять
экономическое содержание операций;
• нейтральность. Информация
должна быть объективной по отношению к различным пользователям;
• осмотрительность. В момент
подготовки отчетов точно определить последствия невозможно, поэтому
составителям отчетов при оценке последствий необходимо проявлять
осмотрительность;
• сопоставимость. Позволяет
пользователям проводить анализ хозяйственной деятельности предприятия. Кроме
требования достоверности, отчетность должна отвечать следующим основным
требованиям.
• Своевременность —
предполагает представление отчетности в соответствующие инстанции в
установленный срок. Все организации (за исключением бюджетных) обязаны
представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по
окончании истекшего квартала, годовую — в течение 90 дней по окончании
отчетного года.
• Полнота —
отчетность должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как
самой организации, так и филиалов, представительств и иных структурных подразделений.
• Доступность —
отчетность должна быть доступна всем заинтересованным юридическим и физическим
лицам.
• Тождественность
данных синтетического и аналитического учета — подтверждается первичной
документацией, на основе которой составляется бухгалтерская отчетность.
• Сопоставимость
отчетных и плановых показателей, отражаемых в отчетности. В целях обеспечения
сопоставимости данных изменения учетной политики должны вводиться с начала
финансового года. При отсутствии сопоставимости данные за период,
предшествовавший отчетному, подлежат корректировке.
Таким образом, требования, предъявляемые к составлению
бухгалтерской отчетности, в целом соответствуют требованиям, предъявляемым к
формированию текущего бухгалтерского учета.
Таким образом бухгалтерская отчетность организации
является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются нарастающим
итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты
хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).
Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о
порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Минфином РФ.
Министерства и ведомства РФ, республик, входящих в
состав РФ, дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные
формы бухгалтерской отчетности для организаций системы по согласованию
соответственно с министерствами финансов РФ и республик, входящих в состав РФ.
Организация составляет бухгалтерскую отчетность,
отражающую состав имущества и источники его формирования, включая имущество
производств, хозяйств, иных структурных подразделений, а также филиалов и
представительств, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими
лицами.
В случае наличия у организации дочерних и зависимых
обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная
бухгалтерская отчетность, включающая показатели
отчетов таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами, в
порядке, устанавливаемом Минфином РФ.
Централизованная бухгалтерия, обслуживающая организации,
составляет бухгалтерскую отчетность, в которой отражаются состав имущества
этих организаций и источники его формирования.
Министерства, ведомства и другие федеральные органы
исполнительной власти составляют сводную бухгалтерскую отчетность по организациям,
по которым на них возложены координация и регулирование деятельности.
Объединения юридических лиц, созданные на добровольных
началах организациями (союзы, ассоциации), составляют сводную бухгалтерскую
отчетность в порядке, установленном в учредительных документах этих
объединений.
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1
января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для создаваемых организаций
считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно.
Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым
отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря
следующего года включительно.
Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности,
основывается на данных синтетического и аналитического учета.
Данные вступительного баланса должны соответствовать
данным утвержденного заключительного баланса за
период, предшествующий отчетному. В случае изменения
вступительного баланса
на 1 января отчетного года причины следует объяснить.
Изменения в бухгалтерской
отчетности, относящиеся как к текущему, так и к
прошлому году (после ее утверждения), производятся
в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены
искажения ее данных.
Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности
подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с
указанием даты исправления.
Для того чтобы бухгалтерская отчетность
соответствовала перечисленным требованиям, при составлении бухгалтерских
отчетов и балансов должно быть обеспечено соблюдение
следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное
совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным
синтетического и аналитического учета; осуществление записей хозяйственных
операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных
оправдательных документов или приравненных к ним
технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.
Отчетность — система взаимосвязанных показателей
бухгалтерского учета, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия
за отчетный период времени.
Отчетность составляется на основании данных всех видов
текущего учета — бухгалтерского, статистического и оперативного и потому
обеспечивает возможность всестороннего отражения хозяйственной деятельности
предприятия. Она является завершающим этапом учетной работы. Данные отчетности
используются внешними пользователями для оценки эффективности работы
предприятия, а также для проведения экономического анализа на самом
предприятии. Кроме того, отчетность необходима для руководства хозяйственной
деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.
Отчетность может содержать как количественные, так и качественные
характеристики, стоимостные и натуральные показатели. При этом отчетные
данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут содержать таких оборотов,
которых не было
Схема 1. Виды и назначение отчетности
в текущих отчетных записях. Между бухгалтерским учетом и
отчетностью необходима такая связь, при которой получаемые в учете итоговые
данные входят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных
показателей.
Предприятия составляют
отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ по
единой форме. Единая система показателей отчетности предприятий позволяет
составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам и в
целом по народному хозяйству. Состав, содержание. требования и методологию
составления бухгалтерской отчетности предприятия регламентирует ПБУ 4/99
«Бухгалтерская отчетность организации».
Отчеты предприятий подразделяются по трем основным признакам:
по объему сведений, включаемых в отчеты; целям, для которых составляются
отчеты; периодам, охватываемым отчетностью.
По объему содержащихся в отчетах сведений различают
частную и общую отчетность.
Частная отчетность включает
информацию о работе предприятия на одном участке его деятельности.
Общая характеризует
хозяйственную деятельность предприятия в целом.
По назначению отчетность подразделяется на внешнюю и
внутреннюю.
Внешняя отчетность
служит средством информирования внешних пользователей — заинтересованных
юридических и физических лиц о характере деятельности, доходности и имущественном
положении предприятия. В соответствии с международной практикой она
обязательно подлежит опубликованию, по этому ее называют «публичной».
Внутренняя вызывается
потребностью самого предприятия. В зависимости от периода отчетность подразделяется
на текущую и годовую.
Периодическая (текущая)
отчетность составляется на внутригодовую дату.
Периодические отчеты составляются регулярно через определенные промежутки
времени. Эту отчетность подразделяют на ежедневную, еженедельную, месячную,
квартальную, полугодовую и за 9 месяцев.
Годовой отчет составляется по
окончании года. Он представляется собственникам, налоговой инспекции, органам
государственного управления. Срок представления годового отчета — до 1 апреля
следующего за отчетным года, квартального — не позднее 30 дней по окончании
отчетного периода.
Квартальная бухгалтерская отчетность состоит из баланса
организации (ф. № 1) и отчета о финансовых
результатах и их использовании (ф. № 2).
Начиная с отчета за 9 месяцев 1995 г. отчет ф. № 2
дополнен разделом 3 "Движение денежных средств", в котором
показываются остатки денежных средств на начало года, поступление (от
реализации товаров, работ, услуг, прочего имущества, от внереализационных
операций, безвозмездно, из банка), выбытие (на приобретение товаров, оплату
работ, услуг, оплату труда, выплату дивидендов, процентов, финансовые вложения,
сдано в банк) и остаток денежных средств на конец отчетного периода.
Особое внимание уделяется в отчете наличному обороту,
для которого введена дополнительная графа. Справочно требуется приведение
данных о поступлении наличных с применением контрольно-кассовых аппаратов и
бланков строгой отчетности.
Сведения в отчете представляются в валюте РФ. В случае
наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется
расчет в иностранной валюте по каждому виду, а затем производится перерасчет
по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. В настоящее
время ф. № 2 отчета включает разделы:
1. Финансовые результаты.
2. Использование прибыли.
3. Движение денежных средств.
Годовая бухгалтерская отчетность включает: а) типовые формы: бухгалтерский
баланс (ф. № 1);
отчет о финансовых результатах и их использовании (ф. №
2); справка к отчету о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2);
приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5); б)
специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами
Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с
министерствами финансов Российской Федерации и республик;
в) пояснительную записку к годовому отчету (за
исключением субъектов малого предпринимательства);
г)
аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности
организации, если в соответствии с законодательством она подлежит аудиту.
Содержание типовых форм бухгалтерской отчетности и
порядок их заполнения изложены в Приложениях 1 и 2 приказа Минфина РФ от 19 октября
1995 г. №115, а рекомендации по составлению пояснительной записки к годовому
отчету - в Приложении 3 того же приказа (4).
В соответствии с данными рекомендациями в поснительной записке приводятся краткая
характеристика деятельности организации, основные ее показатели, факторы,
повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты, а также решения по итогам
рассмотрения годового бухгалтерского отчета и распределения прибыли,
оставшейся в распоряжении организации.
При изменении вступительного баланса на начало года в
пояснительной записке объясняются причины изменений.
В пояснительной записке должны быть раскрыты избранные
при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, а
также изменения в учетной политике и их последствия в стоимостном выражении.
Головная организация, имеющая дочерние и зависимые
общества, в пояснительной записке приводит сведения об их наличии, месте нахождения,
наименовании и виде деятельности.
В основных показателях
деятельности организации могут быть приведены характеристика отдельных видов
имущества, динамика и причины их изменений, влияние этих изменений на
финансовые показатели.
При оценке финансового состояния организации на
краткосрочную перспективу приводятся показатели оценки структуры баланса и платежеспособности (текущей платежеспособности,
восстановления и утраты платежеспособности, обеспеченности собственными
оборотными средствами), а на длительную перспективу - характеристика структуры
источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и
кредиторов и т.п.
Целесообразно в пояснительной записке привести также
показатели деловой активности организации (широта рынков сбыта продукции,
репутация организации, показатели эффективности использования ресурсов, степень
выполнения плановых заданий и др.), ближайшую и отдаленную перспективу.
Малые предприятия вправе представлять бухгалтерскую
отчетность по упрощенной процедуре и формам отчетности.
В состав годового бухгалтерского отчета малого
предприятия разрешается включать только ф. № 1
"Бухгалтерский баланс" и ф. № 2
"Отчет о финансовых результатах и их использовании". Пояснительная
записка в составе годового бухгалтерского отчета не представляется.
Типовые формы бухгалтерской отчетности, правила составления, сроки представления, порядок рассмотрения и
утверждения бухгалтерских отчетов регламентированы Положением ( 1 ) и инструкциями и указаниями
Минфина РФ о составлении годовой и квартальной отчетности (3 и 4).
Составлению отчетности должна предшествовать
значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному
специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления
отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных
счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих,
финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все
бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты
инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что
современные
предприятия являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости
продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные
услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные
производства. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех
случаях отнести на все объекты калькуляции (фактические
затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции предприятия
вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет
обоснование последовательности закрытия счетов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|