МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование организации учета отпуска материалов в производство и анализ их использования

    Д-т сч. 20 “Основное производство”  - при расходе на выработку продукции (работ, услуг) цехами основного производства;  

    К-т сч. 10 “Материалы”          473909586;

    Д-т сч. 23 “Вспомогательные производства” - при расходе на выработку продукции, работ, услуг во вспомогательных производствах, заказов по освоению новых видов изделий, изготовление экспериментальных образцов технологической оснастки

     К-т сч. 10 “Материалы”                     85455106;

    Д-т сч. 25 “Общепроизводственные расходы” - при расходе на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, производственных цехов и хозяйств, их хозяйственные и другие нужды;

     К-т сч. 10 “Материалы”                      137126103;

    Д-т сч. 26 “Общехозяйственные расходы” - при расходе на общехозяйственные нужды;

     К-т сч. 10 “Материалы”                      2352210;

    Д-т  сч. 28 “Брак в производстве” - при расходе на исправление производственного брака; 

     К-т сч. 10 “Материалы”                     939192; [ПРИЛОЖЕНИЕ 11]

    Д-т сч. 29 “Обслуживающие производства и хозяйства” - при расходе непромышленными хозяйствами (ЖКХ, детские учреждения, подсобное сельское хозяйство, научно-исследовательские и конструкторские подразделения и т.п.);

      К-т сч. 10 “Материалы”                     145200 [ПРИЛОЖЕНИЕ  12]

    Д-т сч. 31 “Расходы будущих периодов” – на освоение новых производств, установок и агрегатов; неравномерно производимый в течение года ремонт или на непредвиденные ремонты основных средств (если не создается ремонтный фонд), когда работы выполнялись неремонтными цехами; 

     К-т сч. 10 “Материалы”                      34600  (сумма условная, так как за отчетный период данные расходы не производились);

    Д-т сч. 43 “Коммерческие расходы” - на расход, связанный с упаковкой готовой продукции за счет поставщика и др.

    К-т сч. 10 “Материалы”                     12000 (сумма условная, так как за отчетный период данные расходы не производились).

    В бухгалтерии РУП “Минский завод шестерен”, ведется аналитический и синтетический учет расхода материалов в производство. Существуют разные варианты аналитического учета материалов: сортовой, партионный, оперативно-бухгалтерский и др. [29, с.74-76]

    На предприятии используется сортовой способ учета. Сортовой способ учета материалов предусматривает ведение учета в натурально-стоимостном выражении по видам и сортам материалов.

    На каждый вид и сорт материалов в бухгалтерии открывают карточки аналитического учета, в которых на основании первичных документов записывают операции поступления и расхода материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета материалов, тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек по каждому складу составляют сортовые количественно-суммовые ведомости расхода материалов по шифрам затрат, в которых указывается код затрат, номер документа, номенклатурный номер материала, количество отпущенного материала, его цена и сумма [ПРИЛОЖЕНИЕ 13].

     На основании этой ведомости и “Ведомости прихода материальных ценностей” составляется “Оборотная ведомость движения материальных ценностей”. В ней указывается остаток на начало месяца по каждому наименованию материала (это остаток на конец месяца за предыдущий отчетный период), приход данного материала за месяц и его расход и остаток на конец месяца в количественном и суммовом выражении. Она так же составляется по каждому складу в отдельности. Например, на начало месяца на складе 82 имелось 5,5 тонн стали 40 ф80 на сумму 2194824,5 тыс. руб. За месяц приход данной стали составил 19,095 тонн на сумму 7772428,8 тыс. руб., а расход 5,5 тонн на сумму 2194824,5 тыс. руб. Таким образом на конец месяца на складе №82 осталось 19,095 тонн данного материала на сумму 7772428,8 тыс. руб. В целом за месяц расход материалов со склада №82 составил сумму 452281191,26 тыс. руб. [ПРИЛОЖЕНИЕ 6].

    Эти данные сверяют с оборотами и остатками синтетического счета 10 “Материалы” и данными карточек складского учета.

    Затем составляется “Расход материала по шифрам затрат” [ПРИЛОЖЕНИЕ 14]. Данный документ также составляется по каждому складу в отдельности. Данные в “Расход материалов по шифрам затрат” заносятся в разрезе цехов. Итоговые данные “Расхода материалов по шифрам затрат” сверяются с итоговыми данными по расходу в оборотной ведомости.

    Затем данные по каждому коду затрат суммируются по всем складам. Полученные результаты отражаются в ведомости 12 (в разрезе цехов) [ПРИЛОЖЕНИЕ 15], 13а [ПРИЛОЖЕНИЕ 12], 15 [ПРИЛОЖЕНИЕ 16] и журналах ордерах 10 [ПРИЛОЖЕНИЕ 11] и 10/1 [ПРИЛОЖЕНИЕ 17]. В конце месяца добавляют (вычитают) транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к израсходованным материалам. Следовательно, в конечном счете расход материалов показывают по фактической себестоимости.

    Для выявления фактической себестоимости материалов, отклонений от стоимости их по учетным ценам, контроля за сохранностью материалов, а также увязки синтетического и аналитического учета в бухгалтерии РУП “Минский завод шестерен” составляют по истечении каждого месяца Ведомость №10 “Движение материальных ценностей” [ПРИЛОЖЕНИЕ 18].

     Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в группировках, обеспечивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения - 1 раздел; поступление и остатки материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов - по учетным ценам и по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и процентов транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по группам материалов - 2 раздел; расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости - 3 раздел.

    Основанием для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов. В ведомости № 10 приводятся две справки:

    - № 1 “Слагаемые фактической себестоимости поступивших материальных ценностей”, заполняется по показателям журналов-ордеров № 1, 6, 7, 8, 10/1, 13 и других, т. е. всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для заполнения 2 раздела ведомости № 10.

    - № 2 “Стоимость поступивших материалов по учетным ценам”, заполняется аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета расходов, связанных с заготовлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом 1 ведомости № 10 и для расчета результатов процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц.

    Таким образом, ведомость № 10 “Движение товарно-материальных ценностей” обеспечивает решение большинства задач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов



    2.3 Контроль за сохранностью и использованием материалов в производстве

     

    Бухгалтерский учет в современных условиях является одной из универсальных функций управления производством, призванной осуществлять повседневный и действенный контроль за соблюдением установленных норм и нормативов, сохранностью собственности, а также обеспечивать получение достоверной и в то же время оперативной информации, необходимой для контроля за выполнением плана и принятия управленческих решений.

    Следовательно, повышение роли учета материалов, объективность его информации зависят в первую очередь от форм и методов контроля, которые давали бы возможность оперативно, своевременно подводить итоги работы по экономии во всех звеньях производства, выявлять внутрицеховые резервы, своевременно искоренять факты бесхозяйственности и расточительства.

    Организация контроля за сохранностью и использованием материалов в производстве зависит от особенностей сырья и материалов, технологического процесса их обработки, характера возникающих потерь и отходов, организации материально-технического снабжения и складского хозяйства, наличия весоизмерительных приборов и мерной тары, применения современных вычислительных машин и других факторов.

    Усиление контроля за состоянием сырья и материалов и рациональным их использованием на РУП “Минский завод шестерен” оказывает существенное влияние на рентабельность предприятия и в целом на его финансовое положение. Так как сырье и материалы составляют значительную часть имущества и затраты на их составляют до 80% в себестоимости продукции.

    На РУП “Минский завод шестерен” на производственные участки материалы выдаются под ответственность мастеров или бригадиров (отдельных рабочих). Материалы, оставшиеся в цехах (на участках) на конец месяца неиспользованными, подлежат инвентаризации и списываются со счетов производства на соответствующие субсчета счета материалов. Первого числа нового месяца остатки этих ценностей обратной бухгалтерской проводкой снова списываются на производственные счета.

    Методы контроля за использованием материалов в производстве предусматриваются отраслевыми инструкциями по учету материалов и по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

    В практике работы предприятия имеют место предварительный и последующий контроль за использованием материалов.

    Предварительный контроль заключается в организации отпуска материалов на производство в пределах нормативных потребностей.

    Последующий контроль осуществляется следующими основными методами: документального оформления отклонений от норм,  учета раскроя по партиям и последующих расчетов с использованием результатов инвентаризации.

    Метод документального оформления отклонений от норм используется для выявления отклонений, возникающих вследствие замены материалов и при отпуске сверх норм штучных материалов. Сущность этого метода заключается в том, что отклонения от норм оформляются специальными документами. В качестве такого документа на РУП “Минский завод шестерен” используется форма М-10 “Акт-требование на замену (дополнительный) отпуск материалов”.

    В большинстве случаев при замене материалов удорожается их себестоимость и увеличивается трудоемкость их обработки. Поэтому в документе так же отмечаются причины замены, размер отклонений по количеству и стоимости из расчета отпущенного материала.

    На РУП “Минский завод шестерен” продукция получается главным образом путем обработки полученных заготовок и изготовления их них отдельных деталей, частей и узлов. Поэтому здесь важен контроль за использованием материалов на первой операции превращения их в детали и заготовки.

    В кузнечном цехе, где материалы подлежат раскрою, для выявления отклонений по каждой партии раскраиваемого материала пользуются методом учета раскроя по партиям. Сущность этого метода заключается в следующем. На расскраиваемую партию металла открывается лист (ведомость) раскроя. В ней указывают количество выданного материала, сколько и каких заготовок должно быть получено из данной партии, а также выход отходов по норме. После раскроя в карте делают отметки о фактически полученных заготовках и отходах, возврате неиспользованных материалов и выводятся результаты раскроя (экономия или перерасход) путем сопоставления израсходованного материала с его нормативным расходом на фактический выпуск заготовок. При замене одного материала другим в раскройном листе указываются номера актов замены, количество деталей и норма расхода материала, которым был заменен необходимый материал [ПРИЛОЖЕНИЕ 9]. Аналогичный контроль осуществляется и в отношении отходов производства.

    В части контроля за сохранностью материалов на местах хранения и производственных участках используют инвентарный способ, так как он является наиболее обоснованным в рамках рассматриваемого предприятия. Инвентаризация имущества имеет целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета. Рассматриваемый метод основан на балансе материальных ценностей.

    Периодичность проведения подобных проверок указана в учетной политике предприятия [ПРИЛОЖЕНИЕ 8]. Инвентаризация также может проводиться за менее короткий период по усмотрению самого предприятия.

    При всех методах учета цехи представляют в соответствующие службы предприятия рапорты об отклонениях от норм и отчеты об использовании материалов в производстве, которые тщательно и всесторонне анализируются, и намечаются мероприятия по устранению недостатков и более экономному расходу сырья и материалов.

    Таким образом, в основе эффективного контроля за использованием материалов в производстве лежат следующие важнейшие принципы: сопоставление фактического расхода материалов с нормативным (на единицу изделия и на весь выпуск); такое же сопоставление не только по изделию, но и по цеху, участку и отдельному рабочему месту; оперативный и точный учет отклонений от норм.

    Выявленные отклонения от норм включаются в себестоимость изделий по-разному. Так, в условиях инвентарного метода часть отклонений, учтенных по документам на замену и сверхлимитный отпуск, списывается непосредственно прямым путем на определенные изделия, а остальные отклонения — пропорционально нормативному весу. В условиях нормативного метода учета производства наиболее целесообразным является использование метода партионного раскроя, при котором определяются отклонения от норм по каждой раскраиваемой партии (по рабочим, бригадам, участкам либо по цеху в целом) с установлением причин и виновников отклонений. Такой метод позволяет отнести расход материала на то изделие, на которое он фактически был расходован.

    Однако и при этом методе учета использования, например металла, имеют место недостатки из-за невозможности правильного учета отклонений, не зависящих от исполнителей. Эти недостатки обусловливаются плюсовыми или минусовыми допусками проката согласно стандартам, которые отдельно учесть затруднительно, а на общую величину отклонений они влияют значительно. В целях исключения влияния их на общую величину отклонений целесообразно применять систему учета использования металла по теоретическому весу. При этом металл от поставщиков поступает на склад по фактическому весу, а со склада в цех - тоже по фактическому весу с определением одновременно и теоретического веса. Он определяется путем измерения длины прутков либо площади листа металла, а затем эти данные по справочникам переводятся в теоретический вес. На рабочих местах использование металла в этом случае учитывается только по теоретическому весу и в метраже (погонных или квадратных метрах). Такой вариант позволяет выявлять разницы в допусках проката при отпуске металла со склада в цехи. Указанные разницы на заготовительный цех не относятся, а включаются в затраты производства путем распределения их пропорционально стоимости теоретического веса металла.

    На РУП “Минский завод шестерен” сохранности материалов уделяют немаловажное внимание. Для осуществлении такого контроля на предприятии прежде всего следят за сохранностью сырья и материалов на стадии их хранения и на стадии использования в заготовительном (кузнечном) цехе.

    На предприятии случаев перерасхода материалов в производстве не было уже давно, так как на предприятии организована достаточно жесткая система контроля как на стадии отпуска материалов в производство, так и за течением производственных процессов и эффективной наладкой оборудования.

    В противном случае информация об отклонениях имеет большое значение для экономичного и рационального использования материалов и более точного исчисления себестоимости отдельных видов продукции.








    2.4 . Направления усовершенствования учета использования материальных ресурсов

     

    В настоящее время РУП “Минский завод шестерен” находится в довольно сложном финансовом положении, что связано главным образом с инфляцией, дороговизной комплектующих и сырья в виду отсутствия белорусского металлургического производства, с недостатком рынков сбыта, наличием товарных запасов на складах из-за более высокой стоимости по сравнению с предприятиями-конкурентами из близкого и дальнего зарубежья. Поэтому основной целью деятельности завода РУП “МЗШ” на данном этапе хозяйствования является получение нормального уровня прибыли, достаточного для того, чтобы рассчитаться по своим обязательствам перед бюджетом, поставщиками, рабочим персоналом.

    Одним из направлений выхода из сложившейся ситуации является совершенствование форм и методов организации бухгалтерского учета на предприятии. В новых условиях бухгалтерский учет должен обеспечить более эффективное и рациональное использование материальных ресурсов, сокращение производственных запасов.

     С нашей точки зрения совершенствование учета и контроля наличия и движения материальных ресурсов на предприятии должно осуществляться по нескольким направлениям.

    Во-первых, при формировании учетной политики предприятие главным образом должно учитывать свои интересы, но в то же время не нарушать законодательство. При этом необходимо оперативно реагировать на изменения в нормативной базе с тем, чтобы обеспечить достоверность учетной работы, определить возможность и целесообразность использования новых нормативных актов и положений. Так, невозможно применение на РУП “Минский завод шестерен” новой системы учета поступления и списания материальных ресурсов “по фиксированным ценам”, разработанной руководством республики с целью оздоровления финансового положения промышленных предприятий [57, с.10-14]. Применение данного порядка требует множества дублирующих документов и записей в учетных регистрах, что довольно трудоемко для данного предприятия. Необходимо отметить, что выбор метода оценки ограничен в нашей республике тремя возможными к применению, достоинства и недостатки которых рассмотрены выше. Данные методы не отвечают потребностям исследуемого завода РУП “МЗШ”. Поэтому, как показала международная практика, целесообразно было бы применять в зависимости от ситуации тот или иной метод учета отпуска материальных ресурсов. В такой ситуации в учетной политике предприятия должно быть закреплено два метода учета материалов.

    Во-вторых, необходимо упрощать оформление операций по расходу товарно-материальных ценностей.

    Оформление отпуска материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичных документов. Поэтому важное значение имеет упрощение учета на этом участке. Упрощает учет и повышает контроль за использованием материалов отпуск их по раскройным листам и комплектовочным ведомостям. В связи с развитием специализации и кооперирования все большее применение находят комплектовочные ведомости. Комплектующие изделия, как правило, отпускаются через комплектовочные кладовые, в которых заранее подбирают эти изделия в количестве, соответствующем плану выпуска продукции. На каждый ее вид выписывается отдельно комплектовочная ведомость, по которой комплектующие изделия отпускаются на протяжении месяца. В ведомости указывается план производства продукции, наименование и номенклатурные номера комплектующих изделий, норма их расхода на единицу продукции и количество отпущенных комплектов. При этом бракованные детали заменяются этой кладовой без документального их оформления. На данном предприятии комплектовочные ведомости не применяются, но их внедрение могло бы стать шагом к упрощению и совершенствованию учета.

    В целях сокращения числа первичных документов там, где это целесообразно можно оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель цеха при получении материалов расписывается непосредственно в карточках складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.