МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История бухгалтерского финансового учета

    В завершении обзора развития учета в древнем мире необходимо дать его общую характеристику. Учет древнего мира—это учет фактов, и в целом он статичен. Инвентаризация и прямая регистрация имущества лежат в его основе. Прямая регистрация означала указание на конкретный объект: «Смотри­те,—говорил человек древнего мира,—вот стол, вот дом, вот корова, вот... и т. п.». Это и были факты, прямая их констатация. Со временем появится реги­страция косвенная. Счетный работник вместо конкрет­ного учетного объекта будет фиксировать данные из так называемых первичных документов. И с этого мо­мента учетные сведения и фактическое положение дел перестанут быть адекватны. Бухгалтерия станет только вероятной, а инвентаризации только будут указывать на репрезентативность информации. Чем больше будут совпадать результаты проверки нали­чия ценностей с данными текущего учета, тем полез­нее для практики учет и бесполезнее инвентаризация, и наоборот.


    В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий, усиливается роль и значение бухгалтерского учета. Основным становится не обеспечение контроля со стороны государства, а сбор полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, как для внутренних нужд его собственников, так и для внешних пользователей (инвесторов, поставщиков, налоговых, финансовых и банковских органов).

    Бухгалтерский учет постоянно совершенствуется, становится важным звеном формирования рыночной экономики, языком бизнеса и предпринимательства.

    Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

    Основными задачами бухгалтерского учета являются:

    формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

    обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

    предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

    Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

    Закон по бухгалтерскому учету и отчетности определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.


              Принципы бухгалтерского учета.

    Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации определяют основные правила ведения бухгалтерского учета:

    1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Министерством финансов РФ.

    2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

    3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

    4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

    5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Министерством финансов РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

    6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; оценка имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; оценка имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

    7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.

    8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

    Понятия "допущения" и "требования" также являются правилами ведения бухгалтерского учета. Они установлены ПБУ 1/98 "Учетная политика организации".


    Принцип существенности. Информация считается существенной, если ее значение важно в процессе выработки и принятия решения; каждая существенная величина актива или обязательства должна представляться в бухгалтерской отчетности отдельной строкой.

      Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5%.

    Принцип полноты. Данный принцип заключается в требовании, согласно которому бухгалтерская информация не должна содержать пропуски и изъятия. В противном случае такая информация может привести к неверному управленческому решению и нанести финансовый ущерб организации.

    Принцип своевременности. Этот принцип означает, что данные в бухгалтерском учете должны быть представлены без задержки для того, чтобы пользователь мог принять необходимое решение.

    Принцип непротиворечивости. Он обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам о остаткам по синтетическим счетам

    Принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

    В современном бухгалтерском учете применяются следующие фор­мы: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная (диалоговая) и упрощенная.

    Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета


    Мемориально-ордерная форма в настоящее время имеет ограниченное применение. Ее суть: каждый сводный первичный учетный документ (например, ведомость начисления заработной платы за отчетный ме­сяц) сопровождается выпиской отдельной справки — мемориального ордера с указанием в нем корреспонденции счетов. Мемориальный ор­дер записывается в контрольно-шахматный журнал, заменяющий Глав­ную книгу.

    Применяется вариант, при котором вначале мемориальные, ордера записываются в регистрационный журнал. Контрольное значение его состоит в сверке итогов в конце месяца с итогами оборотов по дебету и кредиту всех синтетических счетов, исчисленных в оборотной ведомос­ти по синтетическим счетам. Данные регистрационного журнала в даль­нейшем служат основанием для заполнения Главной книги. В ней для каждого счета по дебету и кредиту предусмотрены графы для заполне­ния итогов мемориальных ордеров в разрезе каждого корреспондирую­щего счета. По данным Главной книги составляется оборотная ведо­мость по синтетическим счетам. Ее итоги используются при составлении баланса. Аналитический учет осуществляется в карточках по данным первичных документов[11, с.70].

    Журнал-Главная и журнал-ордерная формы учета


    Разновидностью мемориально-ордерной формы учета является «Жур­нал-Главная» (табл. 1, в приложении 1). Здесь аналитический учет ведется в книгах. Изменена структура учетного регистра синтетического учета. В нем на отдельном развороте листа в хронологическом порядке по каждому ме­мориальному ордеру приведена общая сумма с разбивкой по дебету и кредиту корреспондирующих счетов. Данный регистр принято называть книгой главных счетов — «Журнал-Главная». Сходство с мемориально-ордерной формой учета состоит в том, что первые три колонки книги (порядковый номер мемориальных ордеров, дата ордеров и сумма по мемориальным ордерам) полностью соответствуют строению регистра­ционного журнала. Следующие колонки книги предназначены для сис­тематической записи по синтетическим счетам.

    Каждая колонка отводится на один счет и в свою очередь разби­вается на две графы: «дебет» и «кредит». Если разворот листа формы «Журнал-Главная» недостаточен для регистрации всех мемориальных ордеров, используются вкладные листы.

    Содержание формы «Журнал-Главная»  позволяет ис­ключить составление оборотной ведомости по синтетическим счетам. Данная форма учета применяется на небольших предприятиях.

    Наряду с такими достоинствами, как простота, наглядность учет­ных регистров, форма «Журнал-Главная» имеет значительные недостат­ки: наличие мемориальных ордеров, выступающих как промежуточное звено между первичными документами и учетными регистрами; гро­моздкость аналитического учета; дублирование учетных записей в раз­личных регистрах; трудности во внедрении машинного способа обра­ботки учетных данных и, как следствие, постоянное отставание анали­тического учета от синтетического.

    Отмеченные недостатки в значительной мере устраняются при использовании журнально-ордерной форты учета, которая является продолжением журнальных форм учета.

    Отличительными признаками ее являются:

    1.  Принцип накопления учетных данных первичных документов и их систематизация путем составления накопительных и группировочных ведомостей.

    2.  Основные учетные регистры — журналы-ордера и ведомости. Жур­налы-ордера ведутся по кредитовому признаку, т. е. экономическое событие регистрируется в данном учетном регистре по кредиту одного счета по вертикали с дебетом другого по горизонтали. Кре­дитовый признак раскрывает большие возможности в установле­нии причины экономических событий. Дебетовые обороты счета, который кредитуется, отражаются в тех журналах-ордерах, где будут записаны данные, корреспондирующие с дебетом этого счета.

    В ведомостях записи осуществляются по дебетовому признаку од­ного счета в корреспонденции с кредитом другого счета. Тем самым раскрывается причинно-следственная связь конкретной хозяйственной операции. Поэтому записи как в журнале-ордере, так и в ведомости про­изводятся по шахматному принципу, т. е. в один рабочий прием сумма операции записывается по дебету и кредиту корреспондирующих сче­тов. Исключением является регистрация записей по счетам денежных средств «Касса», «Расчетный счет» и «Валютный счет», по которым од­новременно с журналами-ордерами по кредиту этих счетов составляют­ся ведомости по их дебету. Такая методология обусловлена целесооб­разностью отражения в одном месте кассовых и банковских операций, достаточно специфичных по своему содержанию (поскольку они относят­ся к наиболее ликвидным оборотным активам организации) и потому требующих надлежащего контроля за их движением. Не зря в странах с развитой рыночной экономикой эта часть имущества фирмы рассматри­вается как рабочий капитал, т. е. по своей природе характеризующийся наибольшей степенью ликвидности.

    3. В журналах-ордерах заранее указывается корреспонденция счетов, а в некоторых из них и номенклатура статей аналитического учета.

    4. Появляется новый учетный регистр — листок-расшифровка (разработочная таблица). Его назначение — расшифровывать (группиро­вать) по счетам и статьям аналитического учета суммы, относимые в дебет или кредит соответствующих счетов. Записи в листок-рас­шифровку осуществляются по дебетовому признаку на основании однородных документов итогами за день или несколько дней. На каждый дебетуемый счет открывается отдельный листок-расшиф­ровка на месяц. Итоги его в конце месяца отражаются в соответству­ющих ведомостях или журналах-ордерах.

    5. В одном журнале-ордере, как правило, объединяются несколько эко­номически взаимосвязанных синтетических счетов. Например, жур­нал-ордер № 3 ведется по кредиту двух счетов: «Специальные счета в банках» и «Переводы в пути».

    6.  Строение отдельных журналов-ордеров по ряду счетов обеспечивает совмещение синтетического и аналитического учета при помощи линейной (позиционной) записи, что способствует составлению от­четности в более сжатые сроки.

    7. Итоги учетных регистров по окончании месяца записывают в Глав­ную книгу в порядке, обратном составлению журналов-ордеров, т. е. Главная книга ведется по дебетовому признаку. Поэтому итог по дебету каждого счета, для которого предусмотрен отдельный раз­вернутый лист, набирается с кредита нескольких счетов различных журналов-ордеров. Итог по кредиту данного счета записывается од­ной суммой из соответствующего журнала-ордера за отчетный ме­сяц. Это дает возможность по окончании месяца уточнить полноту и правильность разноски хозяйственных операций. Обороты за ме­сяц по дебету всех счетов, занесенных в Главную книгу, исходя из сущности двойной записи должны быть равны итогу оборота по кре­диту этих счетов. Очевидно, что такое строение Главной книги по­зволяет отказаться от ежемесячного составления оборотной ведомо­сти по синтетическим счетам, характерной для мемориально-ордер­ной формы учета.

    8.  Основные принципы журнально-ордерной формы учета в большой степени согласуются с возможностями вычислительной техники.

    9. Повышается уровень организации управления и расширяются гра­ницы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Форма Главной книги, применяемой в журнально-ордерной форме учета.

    Главная книга открывается на год и содержит только месячные обороты, а также начальные и конечные остатки по каждому счету.

    Общая схема журнально-ордерной формы учета предусматривает организацию документооборота.

    Как видим, входная информация с первичных учетных документов либо подвергается группировке в накопительных ведомостях, либо сра­зу записывается в соответствующие журналы-ордера. В первом случае такая процедура необходима, если в отчетном месяце было большое количество однородных хозяйственных операций. После необходимой группировки и подсчета итогов информация в таком виде переносится в журналы-ордера, где формируется вся информация по синтетическим счетам, а в некоторых из них, кроме того, и в аналитическом виде. В связи с этим карточки аналитического учета открываются в развитие только отдельных счетов, данные о которых не представлены в журна­лах-ордерах, поскольку в некоторых из них нет возможности совмес­тить аналитический и синтетический учет. В конце отчетного периода эта информация служит основанием для заполнения оборотных ведо­мостей по счетам аналитического учета. Итоги их сверяются с результа­тами Главной книги. С данными Главной книги сверяются также циф­ры Кассовой книги.

    Информация, содержащаяся в Главной книге и других учетных ре­гистрах, в дальнейшем используется для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

    Перечень типовых учетных регистров журнально-ордерной формы учета имеет два блока.

    Первый блок включает 16 журналов-ордеров, около 20 ведомостей и 15 разработочных таблиц. Он определяет состав единой журнально-ор­дерной формы учета и предназначен для больших предприятий. Облас­тью его применения являются предприятия и организации промышлен­ности, строительства, науки, снабжения и сбыта.

    Второй блок учетных регистров рекомендован к применению на не­больших предприятиях и организациях. Он включает 8 журналов-орде­ров и 6 ведомостей.

    Организации вправе приспосабливать применяемые регистры к сво­ей сложившейся практике постановки бухгалтерского учета, одновре­менно соблюдая отраслевую специфику и не нарушая при этом общие методологические принципы учета.

    Планом счетов называется систематизированный перечень счетов, который отражает экономическую группировку информации о хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. В настоящее время на всех предприятиях применяется единый план счетов бух. учета фин.-хоз. деятельности предприятия, утвержденный приказом министерства финансов РФ № 56 от 1 ноября 1991 года с учетом изменений и дополнений. Для банков и бюджетных организаций имеется свой план счетов.

    План счетов состоит из 9 разделов, где расположены балансовые счета и отдельный раздел забалансовых счетов.

    Группировка балансовых счетов осуществляется в соответствии с классификацией счетов по экономическому содержанию.

    1 раздел. Основные средства и другие долгосрочные вложения. В этот раздел включаются счета соответствующие группировке счетов по экономическому содержанию. Помимо счетов в плане счетов имеется шифр счетов, предназначенный для внедрения автоматизации БУ.

    2 раздел. Производственныые запасы.

    3 раздел. Запасы и затраты на пр-во.

    4 раздел. Готовая продукция, товары к реализации.

    5 раздел. Денежные средства.

    6 раздел. Расчеты.

    7 раздел. Фин. результаты и использование прибыли.

    8 раздел. Капитал и резервы.

    9 раздел. Кредиты и финансирование.

    Забалансовые счета: шифр трехзначный.

    001 Арендованные основные средства.

    002 Товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение.

    003 Материаы, принятые в переработку.

    004 Товары, принятые на комиссию.

    005 Оборудование, принятое для монтажа.

    006 Бланки строгой отчетности.

    007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов.

    008 Обеспечения обязательств и платежей полученные

    009 Обеспечения обязательств и платежей выданные.  и т.д.

     


    Руководствуясь централизованно установленным счетным планом, предприятие должно разработать свой собственный рабочий план сетов. При этом из всей совокупности синтетических счетов выбирают те, которые действительно необходимы на данном предприятии для отражения коммерческой и финансово – хозяйственной деятельности и формирования полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия. Выбор производят исходя из состава имеющегося на предприятии имущества, видов и особенностей совершаемых сделок, характера деятельности. При необходимости в рабочий план счетов могут вводиться дополнительные счета первого порядка. Основанием для введения таких синтетических позиций может служить появление нового вида имущества или хозяйственных операций. Для введения дополнительных счетов используются свободные коды.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.