МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Нормативная база бухгалтерского учета

    p> Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 16 положений по бухгалтерскому учету и отчетности (см. п.2.4).

    На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ.

    Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

    Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.

    5. Закон о бухгалтерском учете

    21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный
    Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

    Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку: а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; б) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет; в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

    Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.

    В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете
    (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

    Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения
    (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

    Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

    Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

    В третьем разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

    6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

    Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 1992 г.
    Приказом N 10, 26 декабря 1994 г. Приказом N 170 и 29 июля 1998 г. Приказом
    N 34н.

    В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения Приказами
    Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N
    31н.

    Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.

    Положение включает шесть разделов.

    В разд. I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

    В разд. II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).

    В разд. III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).

    В разд. IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

    В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

    В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

    7. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)

    В системе нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете по каждому объекту учета.

    К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 19 положений по бухгалтерскому учету:

    I. ПБУ 1/98: Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря

    1998 г. N 60н)

    II. ПБУ 2/94: Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров

    (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94 (утв. приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167)

    III. ПБУ 3/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"

    ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. N 2н)

    IV. ПБУ 4/99: Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н)

    V. ПБУ 5/01: Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина РФ 9 июня 2001 г.)(введено в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2002 г.)

    VI. ПБУ 6/01: Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г.

    N 26н)

    VII. ПБУ 7/98: Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98 (утв. приказом Минфина РФ от 25 ноября

    1998 г. N 56н)

    VIII. ПБУ 8/01: Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 (утв. приказом Минфина РФ от 28 ноября 2001 года N 96н)

    IX. ПБУ 9/99: Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации"

    ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н)

    X. ПБУ 10/99: Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н)

    XI. ПБУ 11/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000 (утв. приказом Минфина РФ от

    13 января 2000 г. N 5н)

    XII. ПБУ 12/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 27 января

    2000 г. N 11н)

    XIII. ПБУ 13/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от

    16 октября 2000 г. N 92н)

    XIV. ПБУ 14/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (утв. приказом Минфина РФ от

    16 октября 2000 г. N 91н)

    . Письмо Минфина РФ от 23 августа 2001 г. N 16-00-12/15 "О применении ПБУ 14/01 "Учет нематериальных активов"

    XV. ПБУ 15/01: Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 (утв. приказом

    Минфина РФ от 2 августа 2001 г. N 60)

    XVI. ПБУ 16/02: Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02 (утв. приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. N 66н)

    XVII. ПБУ 17/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы" (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября

    2002 г. N 115н)

    XVIII. ПБУ 18/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н)

    XIX. ПБУ 19/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" (утв. приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. N

    126н)

    Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе
    Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.

    Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

    - название и номер ПБУ;

    - общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);

    - определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);

    - оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

    - порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);

    - раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащей раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).

    Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

    Дополнительно к утвержденным Министерством финансов РФ ПБУ Письмом
    Правительства РФ от 13 апреля 2001 г. N КА-П-13-06573 "Меры по реализации в
    2001 - 2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета" предусмотрено разработать в ближайшие годы следующие ПБУ: "Расчеты по налогам", "Реорганизация организаций", "Аренда основных средств",
    "Промежуточная бухгалтерская отчетность".

    8. Основные нормативные предписания, предусмотренные

    ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"

    ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" утверждено Приказом
    Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Положение включает четыре раздела:

    I. Общие положения;

    II. Формирование учетной политики;

    III. Раскрытие учетной политики;

    IV. Изменение учетной политики.

    В разд. I "Общие положения" дано определение учетной политики и указана сфера его применения.

    Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

    Раздел II "Формирование учетной политики". Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.

    Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

    Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год.
    Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности.

    Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности.

    Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

    Учетная политика организации формируется главным бухгалтером
    (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

    При этом утверждаются:

    - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

    - методы оценки активов и обязательств;

    - правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    - порядок контроля за хозяйственными операциями;

    - другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

    Раздел III "Раскрытие учетной политики". Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

    К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся следующие способы: амортизация основных средств, нематериальных и иных активов; оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

    Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

    Раздел IV "Изменение учетной политики". Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

    - изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

    - разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

    - существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

    Не считается изменением учетной политики утверждение способов ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

    Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики. Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

    Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

    Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативного акта по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

    Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному. Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности, при этом никакие учетные записи не производятся.

    9. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 4/99

    "Бухгалтерская отчетность организаций"

    Данное ПБУ утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 6 июня 1999 г. N 43н. Положение состоит из 11 разделов.

    В разд. I "Общие положения" указываются назначение и сфера применения данного ПБУ, устанавливаются состав, содержание и методические основы бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами РФ, кроме кредитных и бюджетных организаций. Положение не применяется при формировании отчетности для внутренних целей, государственного статистического наблюдения, отчетности для кредитных организаций и для иных специальных целей.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.