МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Рентабельность предприятия

    Рентабельность предприятия

    Содержание

     

    Введение. 3

    Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки рентабельности. 6

    1.1. Показатели оценки рентабельности инвестиций и рентабельности капитала  6

    1.2. Показатели оценки рентабельности продаж.. 11

    1.3. Моделирование и факторный анализ прибыли и рентабельности. 17

    Глава 2. 28

    Заключение. 29

    Список использованной литературы.. 32


    Введение


    Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.

    Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

    Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации ставят перед предприятиями необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности.

    Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли (доходов).

    В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

    Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.

    Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

    Целью написания данной работы является изучение методики оценки и анализа показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

    -        охарактеризовать показатели оценки рентабельности инвестиций;

    -        рассмотреть систему показателей рентабельности продаж;

    -       показать моделирование и факторный анализ прибыли и рентабельности;

    Литература

    Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки рентабельности

     

    1.1. Показатели оценки рентабельности инвестиций и рентабельности капитала

     

    Масштаб величины доходов (прибыли) и инвестиций является главной целью любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях. Абсолютная величина годовой прибыли не слишком убедительна. Только в случае, если прибыль сопоставляется со средним общим вложенным или оборотным капиталом, можно получить сведения о том, окупились ли инвестиции. Рентабельность, т.е. отношение прибыли к собственному, общему или оборотному капиталу, является важ­нейшим масштабом оценки величины (силы) доходов предпри­ятия. Следует поэтому различать:

    -                                           рентабельность собственного инвестируемого капитала;

    -                                           рентабельность общего капитала, т.е. рентабельность всего инвестируемого капитала;

    -                                           рентабельность заемного капитала.[[1]]

    Рентабельность собственного, рабочего и общего капитала рассчитывается по прибыли от реализации, чистой и валовой прибыли отчетного года.

    Во всех случаях прибыль от реализации продукции (това­ров, работ, услуг) берется за вычетом налогов из реализации. В международной практике различают доход на чистую номи­нальную стоимость активов (ЧНСА), имеющий два альтерна­тивных варианта, основанных на различных интерпретациях но­минальной стоимости активов. Существует чистая номинальная стоимость активов:

    ЧНСА = Основной капитал по остаточной стоимости + Текущие активы – Краткосрочные обязательства или Внеоборотные активы + Оборотный капитал (Оборотные активы – Краткосрочные обязательства) (1)

    Доход = Реализация /ЧНСА                                                          (2)

    Доход = Реализация / Осн. капитал по ост. стоимости + Оборотный капитал (Оборотные активы – Текущие обязательства)          (3)

    Коэффициент ЧНСА определяет темп, с которым номи­нальная стоимость активов превращается в доходы от продаж. Они показывают способность активов создавать прибыль.

     
    Оценить эффективность использования основных и оборотных средств позволяет расчет коэффициента рентабельности активов, который показывает, сколько рублей прибыли приносит рубль всех вложенных в предприятие средств, но этот показатель не может дать ответ, на сколько эффективно предприятие использует собственные и привлеченные источники финансирования.
















    Рис. 1. Модель формирования рентабельности фирмы


    По этому для ответа на вопрос эффективно ли предприятие использует свои собственные средства, необходимо ли ей привлекать дополнительные займы и кредиты позволяет расчет коэффициента рентабельности собственных средств.

    Таким образом, расчет и сопоставление между собой коэффициентов этих трех групп позволит достаточно полно осветить эффективность основной деятельности предприятия, использования активов и пассивов, выявить сложившиеся тенденции, принять решения о необходимых мероприятиях по повышению рентабельности предприятия.

    В ка­честве показателей эффективности использования капитала, ак­тивов применяются коэффициенты, которые выражают отноше­ние реализации к общему капиталу, реализации к собственному и рабочему капиталу, прибыли к общему, собственному капита­лу и рабочему капиталу:

    1) Показатели эффективности хозяйственной деятельности:

    коэффициент рентабельности капитала:

     (4)

    При этом актив – величина капитала – усредняется за период; коэффициент рентабельности капитала по чистой прибыли:


     (5)

    Данные показатели отражают, какая прибыль получается с единицы капитала предприятия (общая или чистая);

    2) Финансовые коэффициенты рентабельности:

    Рентабельность собственного капитала – данный показатель отражает, сколько чистой прибыли приносят вложения в собственный капитал (т.е. доход собственника):

     (6)

    Похожий показатель – рентабельность акционерного капитала - показывает, сколько чистой прибыли предполагается на рубль акционерных средств (или средств пайщиков):

     (7)


    Можно также рассчитать коэффициент чистой прибыли на одну акцию:

     (8)

    Таким образом, эффективность хозяйственной деятельности в плане использования капитала характеризует, какую отдачу дают активы предприятия (приносят прибавочную стоимость с рубля вложений). Эффективность вложений же обозначает доходность авансированного капитала собственника (уставный или весь собственный капитал).


    1.2. Показатели оценки рентабельности продаж

     

    В зависимости целей, которые ставятся при анализе рентабельности реализованной продукции, могут быль использованы различные виды прибыли на основание которых рассчитываются показатели R1 – R4.

                        (9)

                  (10)

                               (11)

                   (12)

    В качестве знаменателя формулы также может быть использован показатель всей выпущенной продукции.

    Сопоставление показателей рентабельности, рассчитанных по объему реализованной и всей выпущенной продукции позволяет выявить на сколько активно идет процесс реализации продукции на предприятии.

    Динамика показателя R1 отражает изменения в политике ценообразования предприятия и способность контролировать себестоимость реализованной продукции. С помощью методов факторного анализа определяется изменение рентабельности продукции за счет изменения цены продукции и ее себестоимости по следующим формулам[1]:

    -                     общее изменение рентабельности за период

                                                             (13)

    -                     изменение рентабельности за счет изменения цен

                                       (14)

    -                     изменение рентабельности за счет изменения себестоимости

                                          (15)

    где z0,1 – выручка от реализации на начало и на конец года соответственно;

             s0,1 – себестоимость реализованной продукции на начало и на конец года соответственно.

    Различие показателей R3 и R4 выявляет влияние налогообложения на рентабельность реализованной продукции.

    Показатели R1 – R4 рассчитываются на основание отчета о финансовых результатах (форма №2) и не дают представления о структуре и рентабельности отдельного вида реализованной продукции, т.к. в практике на предприятие обычно производится (реализуется) несколько видов продукции (работ, услуг), при этом уровень рентабельности продукции в целом зависит от уровня рентабельности отдельного вида продукции, по этому целесообразно рассчитывать уровень рентабельности по каждому виду продукции.

    Рентабельность отдельного вида продукции определяется отношением прибыли от выпуска (реализации) данной продукции к полной себестоимости данного вида продукции

                                                (16 )

    где Rизд – рентабельность отдельного изделия;

    Пизд – прибыль от выпуска (реализации) данного изделия;

    Сизд – полная себестоимость выпуска данного изделия,

    Формула (1.8) часто используется при расчете цены реализации продукции, т.е. предприятие определяет желаемый уровень рентабельности и, исходя из этого формирует цену по формуле:

                                      (17)

    где Z – цена продукции.

    Однако в экономическом анализе рентабельность продукции чаще исчисляют как отношение прибыли по данному виду продукции и выручки от его реализации:

                                                (18)

    где Rед. – рентабельность единицы отдельного вида продукции;

    z – цена единицы изделия;

     s – себестоимость единицы изделия.

    Это обусловлено тем, что при анализе рентабельности продукции на основание коэффициента Rизд в следствие обратной зависимости между прибылью и себестоимостью изменение себестоимости изделия отразится на этом показателе дважды, т.е. и через числитель и через знаменатель.

    Кроме того, если предприятие имеет длительный производственный цикл или действует в условиях быстро увеличивающейся инфляции, то себестоимость и прибыль продукции могут оказаться выраженными в денежных единицах разной покупательной способности, а рентабельность окажется завышенной.

    По этому, в экономическом анализе чаще используют показатель Rед., где в знаменателе формулы вместо себестоимости продукции применяются оптовые (розничные) цены предприятия. В этом случае показатель рентабельности Rед. и абсолютная сумма прибыли будут изменятся равными темпами под влиянием одних и тех же факторов, что устраняет повторный счет1.

    Определить рентабельность каждого вида продукции, выпускаемой (реализуемой) на предприятие, по данным бухгалтерской отчетности невозможно.

    Анализ рентабельности отдельных видов продукции необходим при формирование ассортимента выпускаемой (реализуемой) продукции, при изыскание возможностей получения дополнительной прибыли за счет увеличения выпуска более рентабельной продукции.

    Важным показателем в процессе анализа рентабельности продукции является её динамика, т.к. формула рентабельности изделия зависит от двух показателей – цены и себестоимости изделия, то изменение рентабельности изделия необходимо рассматривать в зависимости от изменения этих двух показателей.

    Анализ рентабельности продукции на предприятие необходим, прежде всего, для принятия своевременных решений по изменению цены и себестоимости продукции.


    1.3. Моделирование и факторный анализ прибыли и рентабельности


    Рентабельность продаж и отдельного вида продукции подвержена влиянию факторов, изображенных на следующем рисунке, поэтому изменяя эти факторы, предприятие может управлять рентабельностью продукции.


    Рис.2 Факторы, влияющие на рентабельность деятельности предприятия[[2]]


    Например, снизить себестоимость продукции предприятие может перейти на использование новых материалов, использовать новые, более экономные способы обработки и производства продукции, сократить численность рабочих, если это не нарушит технологического процесса.

    Кроме изменения производственных факторов, предприятие может провести работу по изысканию новых поставщиков сырья и материалов и т.д. Так как на рентабельность реализованной продукции, кроме себестоимости продукции влияют еще и цены ее реализации предприятие, в целях повышения эффективности своей деятельности, может искать дополнительные рынке сбыта, где эту продукцию можно реализовать дороже, увеличивать в структуре реализованной продукции удельный вес продукции с большим коэффициентом рентабельности и т.д.

    Расчет этого показателя важен не только для внутренних пользователей предприятия, а, кроме того, и для покупателей и заказчиков при приобретении продукции предприятия, для налоговых органов при определение налоговых платежей из прибыли предприятия, для инвесторов и кредиторов, которым важно знать будут ли прибыльны инвестиции или сможет ли предприятие отдать полученные кредиты1.

    Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько рублей прибыли приносит рубль вложенных средств независимо от источника их привлечения. Для исчисления этого показателя различные показатели прибыли соотносят со средним итогом баланса, что позволяет оценить воздействие внешних факторов.

                                                (19)

                                    (20)

                                 (21)

                                            (22)

    Сопоставление показателей R5 (общая рентабельность предприятия) и R6 (чистая рентабельность предприятия) позволяет оценить влияние налогообложения на рентабельность предприятия.

    Сопоставление R5 и R7 показывает влияние на рентабельность таких операций, как поступление и выплата дивидендов, и других не имеющих прямого отношения к производству и реализации продукции операции, влияние на рентабельность операций по реализации на прямую не связанных с реализацией продукции R5 и R8.

    Если преобразовать коэффициент рентабельности R6 разделив и умножив его на объем продаж (выручка от реализации продукции плюс внереализационные доходы), то можно получить следующую факторную зависимость,

    (23)

    которая раскрывает связь между рентабельностью производственных активов, рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.

    В финансовом менеджменте формула (23) носит название формула Дюпона1, в которой отношение чистой прибыли к объему продаж называется коммерческой маржей (КМ), а отношение объема продаж к активам – коэффициент трансформации (КТ), который показывает, сколько раз за период оборачивается каждый рубль активов.

    Используя формулу (23) на практике предприятие может регулировать уровень рентабельности активов, изменяя ее составляющие – коммерческую маржу и коэффициент трансформации.

    На величину коммерческой маржи влияют такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат и т.д.

    На коэффициент трансформации – отрасль (например, в торговле оборачиваемость активов больше, чем в машиностроение) и экономическая стратегия предприятия.

    На практике невозможно обеспечить одновременный рост КМ и КТ, т.к. показатель оборота присутствует одновременно в знаменателе одного сомножителя и в числителе другого.

    По этому, важно решить вопрос, какой из показателей оказывает более сильное воздействие на изменение рентабельности активов. В зависимости от уровня показателей КМ и КТ можно выделить четыре варианта их комбинации (рис.3)

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.