МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль бухгалтерского учета в управлении предприятием

    Роль бухгалтерского учета в управлении предприятием

    Финансовая академия при Правительстве РФ

    Кафедра бухгалтерского учета

    Курсовая работа

    Роль бухгалтерского учета

    в управлении предприятием

    Студентка группы ВН4-1
    Научный руководитель асс. Осташков В.А.

    Москва, 1999 г.

    Содержание

    | | |Стр.|
    | |Введение……………………………………………………………………………………... |3 |
    |1.|Планирование производственной деятельности ……………………………………… |4 |
    | |1.1|Финансовые планы предприятия ……………………………………………..….. |6 |
    | |. | | |
    |2.|Информация бухгалтерского учета – база для финансового анализа | |
    | |деятельности предприятия ….…………………………………………………………… |11 |
    | |2.1|Источники информации, необходимой для финансового |11 |
    | |. |анализа….…………. | |
    | | |2.1|Бухгалтерский баланс предприятия …………………………………………. | |
    | | |.1.| | |
    | | |2.1|Отчет о прибылях и убытках …………………………………………………. | |
    | | |.2.| | |
    | | |2.1|Пояснения к бухгалтерскому балансу и | |
    | | |.3.|отчету о финансовых результатах (формы 3, 4, 5) | |
    | | | |………………………….. | |
    | |2.2|Методы анализа бухгалтерской отчетности и формирование | |
    | |. |аналитического баланса …………………………………………………………… | |
    | | |2.2|Методы анализа бухгалтерской отчетности ………………………………… | |
    | | |.1.| | |
    | | |2.2|Формирование аналитического баланса …………………………………….. | |
    | | |.2.| | |
    | |2.3|Финансовый анализ …………………………………………………………………. | |
    | |. | | |
    | | |2.3|Основные направления оценки финансовой деятельности | |
    | | |.1.|………………… | |
    | | |2.3|Система относительных показателей | |
    | | |.2.|финансовой устойчивости предприятия …………………………………….. | |
    | | |2.3|Анализ финансовых результатов …………………………………………….. | |
    | | |.3.| | |
    | | |2.3|Оценка динамики показателей финансовых результатов | |
    | | |.4.|деятельности предприятия …………………………………………………… | |
    | | |2.3|Анализ уровней рентабельности ……………………………………………... | |
    | | |.5.| | |
    |3.|Прогнозирование показателей финансово-хозяйственной деятельности| |
    | |фирмы ... | |
    | |3.1|Методы прогнозирования ………………………………...……….……………….. | |
    | |. | | |
    | |3.2|Прогнозный баланс. Принципы разработки …………...………………………… | |
    | |. | | |
    | |Заключение ………………………………………………………………………………… |33 |
    | |Список литературы ………………………………………………………………………. |35 |
    | |Приложения ………………………………………………………………………………... |36 |

    Введение

    Роль бухгалтерского учета, существовавшего в условиях плановой экономики, обуславливалась общественным характером собственности, потребностями централизованного управления экономикой и сводилась, главным образом, к выявлению отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения предприятий. Главными пользователями бухгалтерской информации выступали отраслевые министерства и ведомства, а также другие государственные органы (статистические, планирующие и т.д.).

    В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.

    Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решения принимает не только администрация организации, но и другие – внешние – пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данного предприятия). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние – данными финансовой отчетности организации. И те, и другие данные формируются в процессе бухгалтерского учета предприятия. В соответствии с этим можно разделить задачи и применение бухгалтерского учета на две группы (в настоящее время этот принцип широко применяется на Западе):
    V финансовый учет (для внешних пользователей) реализуется в форме финансовой отчетности. Международные стандарты бухгалтерского учета имеют отношение именно к системе финансового учета. В РФ принципиальный состав бухгалтерской отчетности определен в ФЗ «О бухгалтерском учете» от

    21.11.96 г. № 129-ФЗ (глава III) и в ПБУ 4/96 «Бухгалтерская отчетность организации».
    V управленческий учет (для внутренних пользователей), информация которого является коммерческой тайной предприятия. Состав, сроки и другие параметры предоставления определяются ее администрацией, т.е. четких стандартов не существует.

    В своей работе я рассмотрю некоторые возможности использования именно бухгалтерской информации для принятия управленческих решений, т.к. в настоящее время управленческий учет в России еще недостаточно развит. Так, по оценкам западных бухгалтерских и аудиторских фирм, их западные клиенты
    90% времени и ресурсов тратят на постановку и ведение управленческого учета
    (management accounting, controlling— англ., Betriebsabrechnung — нем., буквально — «производственный учет»), и только 10% — на финансовую бухгалтерию, или счетоводство (accounting— англ., Finanzbuchhaltung— нем.).
    По оценкам российских консультантов, в отечественных компаниях это соотношение выглядит с точностью до наоборот[1].

    Как я уже сказала выше, принятие управленческих решений можно разделить на несколько этапов: планирование (бюджетирование), анализ результатов производственной деятельности и оценка выполнения планов организации, прогнозирование показателей финансово-хозяйственной деятельности фирмы на основе данных анализа результатов.

    Поэтому в первой главе «Планирование производственной деятельности» я рассмотрю необходимость составления финансовых планов предприятия и их виды.

    Во второй главе «Информация бухгалтерского учета – база для финансового анализа деятельности предприятия» я представлю следующие вопросы:
    V источники информации (финансовая отчетность) (§ 2.1.);
    V методы анализа бухгалтерской отчетности и формирование аналитического баланса (§ 2.2.);
    V основные направления оценки финансовой деятельности и финансовый анализ производственно-хозяйственной деятельности организации (§ 2.3.).

    В третьей главе «Прогнозирование показателей финансово-хозяйственной деятельности фирмы» я рассмотрю методы прогнозирования (§ 3.1.) и принципы разработки прогнозного баланса (§ 3.2.).

    В приложении представлены основные формы финансовой (бухгалтерской) отчетности (Приложения 1, 2, 3, 4, 5). На основе данных, приведенных в бухгалтерском балансе (Приложение 1), в Приложении 12 представлен расчет показателей для уплотненного аналитического баланса. Остальные приложения
    (6–11) иллюстрируют методы финансового анализа.

    1. Планирование производственной деятельности

    Переход от централизованной системы управления к рыночным отношениям привел к необходимости финансового управления фирмы, т.е. (как я уже сказала выше) разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Но, чтобы управлять финансами, по меньшей мере, нужно точно знать, откуда они взялись на предприятии (например, какой вид деятельности обеспечивает положительный денежный поток), где уходят сквозь пальцы или лежат под ногами, не участвуя в обеспечении жизнедеятельности предприятия. В конце концов, руководитель всегда должен быть в состоянии ответить на вопрос, сколько денег у него будет завтра, через месяц, через полгода. А для этого необходимо планирование. Конечно, нужно четко осознавать разницу между бюджетом как инструментом планирования в узком (советском) смысле и бюджетом как инструментом управления (то есть планирования, учета и контроля).

    Бюджетирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает условия укрепления финансового состояния предприятия.

    Финансовое планирование на предприятии взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе показателей производственного плана (объема производства, реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление бюджета не является простым арифметическим перерасчетом показателей производственного плана в финансовые показатели. В процессе планирования осуществляется критический подход к показателям производственного плана, выявляются и используются неучтенные в них внутрихозяйственные резервы и пути более эффективного использования производственной мощности предприятия, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения качества продукции, расширения ассортимента и др.

    В процессе разработки бюджета определяются: затраты на реализуемую продукцию, выручка от реализации продукции, денежные накопления, амортизационный фонд; объем и источники финансирования намечаемых на планируемый год инвестиций; потребность в оборотных средствах и источники ее покрытия; распределение и использование прибыли; взаимоотношения с бюджетами и банками; платежи в федеральный и территориальный дорожные фонды и др.

    Бюджетирование на предприятии призвано решить следующие задачи[2]:
    V обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами производственно- хозяйственной деятельности;
    V увеличение прибыли за счет снижения себестоимости, повышения качества продукции и роста рентабельности производства;
    V определение финансовых взаимоотношений с бюджетами и банками;
    V обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия;
    V контроль финансового состояния и платежеспособности предприятия.

    1.1. Финансовые планы предприятия

    Финансовое планирование заключается в планировании финансовых потребностей фирмы и источников их обеспечения. Финансовые потребности фирмы включают потребности текущие, связанные с разновременностью поступлений и расходов, и капитальные (инвестиционные), в том числе на прирост оборотных активов, на обновление и прирост основного капитала.
    Источниками обеспечения потребностей служат собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, взносы в уставный капитал) и заемные средства
    (займы, кредиты, кредиторская задолженность). Финансовые планы обеспечивают согласование, сбалансированность потребностей и источников, способствующую достижению следующих целей:
    V обеспечение интересов акционеров и др. инвесторов;
    V взаимоувязка планов производственно-хозяйственного развития с финансовыми ресурсами и их источниками;
    V снижение риска невыполнения обязательств предприятия перед бюджетом и партнерами по бизнесу;
    V выявление и реализация резервов роста доходности предприятия и направлений его эффективного развития;
    V контроль за финансовым положением фирмы (за уровнем ликвидности, финансовой устойчивости и др.)

    Основным объектом финансового планирования является поток денежных средств. Для действующего предприятия не существует начальной и конечной точек потока: его движение непрерывно и замкнуто. Конечным продуктом можно считать оплату сырья, основных средств, труда или выплату дивидендов акционерам. Готовая продукция оплачивается либо при отгрузке, либо покупается в кредит. В последнем случае формируется дебиторская задолженность, инкассируемая в дальнейшем в наличность (в средства на расчетном счете). Предприятие использует коммерческий кредит и банковские ссуды. Центральный элемент потока – денежные средства. Величина денежных средств предприятия меняется во времени в связи с изменчивостью отдельных элементов денежного потока (объемов продаж, инкассации дебиторской задолженности, оплаты задолженности по коммерческому кредиту и др.)

    На предприятиях могут разрабатываться стратегические, текущие и оперативные финансовые планы. Стратегический финансовый план содержит показатели финансового обеспечения стратегии развития фирмы (стратегия обновления продукции, принципы дивидендной политики, инвестиций и т.п.).
    Стратегический план может представляться в виде концепции финансового развития, составляющей, как правило, коммерческую тайну фирмы.

    Текущие финансовые планы конкретизируют и детализируют стратегические планы на текущий год. Их основой являются также прогнозы показателей финансово-хозяйственной деятельности

    В разработке годовых финансовых планов российских предприятий и западных фирм существуют определенные различия. Последние более адаптированы к устойчивой рыночной системе. Эволюция российских норм бухгалтерского учета к западным стандартам уменьшает эти различия, но они остаются еще значительными.

    План сбыта – отправная точка всех финансовых расчетов, так как он определяет основную часть денежных потоков. Он определяет сроки и суммы средств, поступающих от продаж. План производства должен обеспечивать план сбыта. (На многих российских предприятиях план производства до сих пор остается первичным). При планировании производства учитываются изменения готовой продукции на складе.

    Сметы прямых затрат (на материалы и на оплату труда) составляются по плану производства. При расчете затрат на материалы учитывается изменение запасов материалов на начало и на конец периода.

    При расчете сметы общезаводских расходов рекомендуется делить их на переменные накладные и постоянные накладные. Первые рассчитываются по коэффициенту пропорционально прямым затратам на оплату труда (аналог отечественного коэффициента заводских затрат). Вторые от объема производства не зависят. Из общей сметы общезаводских накладных расходов вычитаются амортизационные отчисления, которые не требуют затрат денежных средств и не учитываются в кассовом плане.

    Смета запасов на конец периода составляется для оценки изменения активов и обязательств предприятия. Она включает:
    V стоимость готовой продукции на складе;
    V стоимость материалов, сырья и др.;
    V задолженность по зарплате;
    V переменные накладные расходы.

    Себестоимость реализованной продукции включает сумму затрат по трем сметам (включая амортизационные отчисления) плюс стоимость запасов на начало года минус смету запасов на конец периода.

    Смета торговых и административных расходов включает:
    V переменные расходы на единицу продукции, в том числе транспортные расходы, комиссионные агентов по сбыту;
    V постоянные расходы (реклама, страхование, оплата административного персонала, аренда, налоги).

    Сумма затрат по смете себестоимости реализованной продукции и по смете торговых и административных расходов составляет полные издержки предприятия
    (аналог сметы затрат, составляемой на российских предприятиях).

    Прогноз (план) по прибыли и убыткам сводит воедино различные составляющие доходов и убытков. План по прибыли и убыткам компаний США и
    Западной Европы аналогичен по форме отечественному отчету о финансовых результатах (форма №2).

    Кассовый план обеспечивает возможность поддержания необходимого условия ликвидности, избегать как дефицита, так и избытка временно свободных денежных средств. Кассовый план обычно состоит из четырех разделов:

    1) денежные поступления;

    2) денежные выплаты;

    3) сальдо поступлений и выплат (эти разделы кассового плана компаний
    США аналогичны введенному в 1996 г. отчету о движении денежных средств
    (форма №4, приложение);

    4) финансовый раздел, содержащий план получения кредитов, выплаты процентов и погашения долгов.

    Смета капиталовложений определяет источник и направления
    (инвестиционные проекты) инвестиций в производство. Она может рассматриваться как обобщение финансовых разделов бизнес-планов инвестиционных проектов.

    Прогнозный баланс позволяет финансовому менеджеру:
    V вскрыть отдельные финансовые проблемы, которые могут оказаться существенными для предприятия;
    V свести, оценить достоверность и обоснованность других элементов финансового плана;
    V выработать оптимальные решения по соотношению уровня риска и доходности производства и т.д.

    В практике финансового планирования российских фирм прогнозные
    (плановые) балансы используются еще редко.

    Финансовый план, разрабатываемый российскими фирмами, представляет собой баланс доходов и расходов. Схема финансового плана приведена в таблице 1. Он состоит из двух частей: доходной и расходной. Равенство доходной и расходной частей достигается регулированием расходов (отчислений в резервный фонд, фонд накоплений, выплат дивидендов и др. кроме платежей в бюджет, погашении ссуд и кредитов) и привлечением заемных средств.
    Руководство предприятия, разрабатывая финансовый план, имеет возможность регулировать финансовое состояние предприятия, негативные характеристики которого выявлены в процессе анализа. Одновременно оно реализует определенную финансовую стратегию.

    Таблица 1

    Финансовый план предприятия

    |Доходы и поступления средств |Расходы и отчисления средств |
    |Наименование показателя |Сумма,|Наименование показателя |Сумма,|
    | |млн. | |млн. |
    | |руб. | |руб. |
    |Прибыль от реализации | |Платежи в бюджет | |
    |готовой продукции | |Отчисления в резервные фонды| |
    |Прибыль от прочей реализации| | | |
    | | |Отчисления в фонд накопления| |
    |Доходы от внереализационных | | | |
    |операций | |Отчисления в фонд | |
    |Доходы от курсовых разниц по| |потребления | |
    |операциям в иностранной | |Отчисления на социальные | |
    |валюте | |нужды | |
    |Начисленная амортизация | |Отчисления на | |
    |Долгосрочные кредиты | |благотворительные цели | |
    |Долгосрочные займы | |Выплаченные дивиденды | |
    |Ссуды на пополнение | |Долгосрочные инвестиции | |
    |оборотных средств | |Долгосрочные финансовые | |
    |Арендная плата сверх | |вложения | |
    |стоимости имущества по | |Погашения долгосрочных ссуд | |
    |лизингу | |и уплата процентов | |
    |Целевое финансирование и | |Пополнение оборотных средств| |
    |поступления из бюджета и | | | |
    |внебюджетных фондов | |Погашение ссуды на | |
    |Прочие доходы и поступления | |пополнение оборотных средств| |
    | | | | |
    | | |Уценка товара | |
    | | |Резервы предстоящих расходов| |
    | | |и платежей | |
    | | |Резервы по сомнительным | |
    | | |долгам | |
    | | |Резервы под обесценивание | |
    | | |вложений в ценные бумаги | |
    | | |Прочие расходы и отчисления | |
    |ИТОГО ДОХОДОВ | |ИТОГО РАСХОДОВ | |

    При расчетах всех элементов доходов и расходов финансовый менеджер использует систему методов прогнозирования, описанную в предыдущем разделе.
    Наибольшую точность обеспечивает применение комплекса методов в составе:
    1) нормативного метода. (К этому методу могут быть отнесены расчеты доходов и расходов по той их части, которая регламентирована заключенными контрактами);
    2) экспертного метода (в особенности по отношению к оценкам маркетологов по сбыту);
    3) балансового метода;
    4) процентного метода, несмотря на отсутствие в большинстве случаев требуемых нормативов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.