МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Совершенствование бухгалтерского учета материалов (на предприятии «МОДУС-ВЭЛИ»)

    p> Оба изложенных варианта аналитического учета материалов с применением
    ЭВМ имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово-сличительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверка с карточками складского учета производится вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.

    При составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского учета и ведением складского хозяйства. В связи с этим целесообразно использовать комбинированный метол аналитического учета материалов, сочетающий прогрессивность сальдового метода и меньшую трудоемкость разработки регистров и поиска ошибок при втором варианте.

    При комбинированном методе осуществляется постоянный контроль за складским учетом и составляются сортовые оборотные (оборотно-сличительные) ведомости. Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.

    1.4. Синтетический и аналитический учет материалов

    Синтетический учет материалов ведется на синтетических счете
    Материалов. Заготовления и приобретения материалов, Отклонения в стоимости материалов, на забалансовых счетах Товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, и Материалов, принятых в переработку.

    К счету Материалов могут быть открыты субсчета: "Сырье и материалы",

    "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали", "Топливо", "Тара и тарные материалы", "Запасные части", "Прочие материалы", "Материалы, переданные в переработку на сторону", "Строительные материалы".

    Сельскохозяйственные предприятия могут открывать к счету Материалов отдельные субсчета для учета: семян; посадочного материала и кормов
    (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов, используемых для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных, и др.

    На предприятиях малого бизнеса все материалы можно учитывать на одном синтетическом счете Материалов.

    Как было отмечено выше, учет материальных ценностей ведется по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относятся все расходы по их приобретению.

    При этом способе учета поступление материалов отражают по дебету счета
    Материалов и кредиту счетов:

    Расчетов с поставщиками и подрядчиками - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков (без налога на добавленную стоимость) со всеми наценками снабженческих и внешнеторговых организаций и транспортно- заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, в том числе по оплате таможенных пошлин, процентов за кредит, предоставленный поставщиком; на стоимость услуг (также без НДС) транспортных (железнодорожных и водных) организаций, стоимость услуг товарных бирж и др.;

    Расчетов с подотчетными лицами - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

    Вспомогательных производств - на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

    Основного производства и/или Вспомогательных производств - на стоимость возвратных отходов; других счетов (например. Краткосрочных кредитов банков - при начислении процентов за кредит).

    В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (молоко, скот, птицу, свеклу и др.), а также в строительных организациях, заготавливающих материалы и конструкции, расходы по их заготовке и доставке в организацию (на стройку) до включения в фактическую себестоимость приобретения (заготовления) сырья и материалов учитывают на активном счете Издержек обращения (при наличии специального заготовительного аппарата). Накопленные суммы списываются с кредита этого счета в дебет счетов:

    Заготовления и приобретения материалов - на расходы по заготовке сырья в перерабатывающих организациях;

    Материалов в строительных организациях, где присоединяются к другим расходам.

    Со счета Заготовления и приобретения материалов фактическая себестоимость сырья в перерабатывающих организациях списывается в дебет счета Материалов.

    Сельскохозяйственные предприятия продукцию собственного производства текущего года отражают на счете Материалов в течение года по планово- расчетной себестоимости (дебет счета Материалов, кредит счета Основного производства). После составления головой отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической себестоимости способом "красное сторно" (если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой) или способом дополнительных проводок (если фактическая себестоимость выше плановой).

    Прибывшие от поставщиков материалы, по которым не поступили платежно- расчетные документы (неотфактурованные поставки), принимаются по приемному акту, составляемому на складе. Оприходование ценностей осуществляется по учетным ценам либо по пенам договора или предыдущих поставок. Если до конца меся-п;1 расчетный документ не поступил, указанные поставки остаются и приемной оценке. В следующем месяце при поступлении расчетною документа стоимость неотфактурованных поставок в приемной оценке сторнируется и составляется новая запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.

    Стоимость акцептованных и оплаченных материалов, не поступивших в течение отчетного периода (материалы в пути), по окончании месяца отражается по дебету счета Материалов и кредиту счета Расчетов с поставщиками и подрядчиками (без оприходования ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а на поступление ценностей составляется обычная бухгалтерская запись.

    При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи по сравнению с документальными данными, оформляемые актом.
    Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам или по отпускным ценам. Затем служба снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное поручение на стоимость излишков.

    Если при приемке обнаружена недостача или порча материалов, их стоимость отражают по дебету счета Расчетов по претензиям и кредиту счета
    Расчетов с поставщиками и подрядчиками. На материальных счетах стоимость недостач или порчи материалов не показывают.

    Аналитический учет поступления материалов зависит в значительной мере от выбора учетной цены. Если в качестве учетных цен применяют средние цены поставщика, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по этим ценам. Наценки снабженческих организаций, комиссионные, таможенные пошлины, транспортно-заготовительные расходы и другие составляющие расходов по заготовлению по всем поступившим материалам учитывают на аналитическом счете Транспортно-заготовительных расходов и наценок снабженческо-сбытовых организаций.

    Если материалы оценивают по средней покупной цене или по плановой
    (нормативной) себестоимости, то поступившие материалы отражаются на каждом аналитическом счете по этим ценам, а разницу между фактической и средней покупной ценой либо плановой (нормативной) себестоимостью материалов показывают на аналитическом счете Отклонения в стоимости материалов.

    Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита счета Материалов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом делают бухгалтерскую запись

    Д-т сч. Основного производства - материалы отпущены основному производству

    Д-т сч. Вспомогательных производств — материалы отпущены вспомогательным производствам

    Д-т сч. Общепроизводственных расходов. Общехозяйственных расходов и др. - в зависимости от направления расходов материалов

    К-т сч. Материалов или других счетов по учету материалов.

    Здесь рассмотрим вариант учета отпуска материалов в производство по учетным ценам с применением счета Отклонения в стоимости материалов. Об учете же отпуска материалов с применением методов ФИФО и ЛИФО расскажем позднее.

    Стоимость материалов по учетным ценам распределяют между различными счетами издержек производства на основании ведомости распределения материалов. Ее составляют по данным первичных документов о расходе материалов.

    По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и их стоимостью по учетным ценам.
    Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам (Основного производства, Вспомогательных производств и др.). При этом, если фактическая себестоимость выше учетной цены, разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, а обратную разницу (что возможно при использовании в качестве учетной цены плановой себестоимости материалов) - способом "красное сторно", т. е. отрицательными числами.

    Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам распределяют между израсходованными материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены и найденное отношение умножают на стоимость отпущенных материалов по учетным ценам. Оставшиеся на складе материалы, оценены но средней покупной или плановой (нормативной) себестоимости.

    Учет налога на добавленную стоимость. В расчетных документах поставщиков по поступившим материалам отдельно выделяются суммы налога на добавленную стоимость

    (НДС), сумма которого отражается по дебету счета Налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (субсчет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам") с кредита счетов
    Расчетов с поставщиками и подрядчиками, Расчетов с подотчетными лицами и др.

    После оплаты материалов поставщикам сумма налога на добавленную стоимость списывается с кредита счета по учету НДС в дебет счета Расчетов с бюджетом, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

    При потреблении материальных ресурсов на непроизводственные сферы, имеющие специальные источники финансирования, на суммы НДС, приходящиеся на эти материальные ресурсы, делается восстановительная бухгалтерская запись
    (сторно) по кредит|у счетов Расчетов с бюджетом (по указанному выше субсчету) и Налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.
    Затем НДС, относящийся к этим использованным ресурсам, относят с кредита счета Налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям в дебет счетов, на которых учтены использованные ресурсы: счетов обслуживающих производств и хозяйств, некапитальных работ и др.

    Особенности аналитического учета материалов по средним ценам поставщиков (т. е. без применения счета Отклонения в стоимости материалов) рассмотрены на примере операций, приведенных в табл. 1, и следующих дополнительных данных.

    На начало месяца фактическая себестоимость складских запасов основных материалов составила 101 000 руб. Стоимость всех видов материалов по средним покупным ценам — 100 000 руб., в том числе сахара-песка — 3500 руб.,| соли — 1500 руб., прочих основных материалов - 95 000 руб.; транспортно-заготовительные расходы по основным материалам - 1000 руб. Для определения транспортно-заготовительных расходов, списываемых на основное и вспомогательные производства (пятая операция), находят отношение этих расходов к стоимости материалов по средним покупным ценам и найденное отношение умножают на стоимоть израсходованных материалов" по средним покупным ценам (ценам поставщиков без транспортно-заготовительных расходов):

    (1000 + 5000) 100;

    100 000 + 200 000

    2 % 180 000 = 3600 руб.;

    2 % • 10 000 = 200 руб.

    Т а б л и ц а 1.

    Бухгалтерские записи по учету материалов

    |№ | | Сумма, |Корреспонди |
    |опе- |Операция |тыс. руб. |рующие счета |
    |рации | | | |
    | | | | дебет| |
    | | | | |Кредит |
    |1 | | 3| | 5|
    | |2 | |4 | |
    |1 |Акцептованы расчетные документы | | | |
    | |поставщиков за поступившие основные | | | |
    | |материалы по средним покупным ценам (без | | | |
    | |НДС): | | | |
    | | Сахар-песок |7 000 | | |
    | | Соль |3 000 | | |
    | | Прочие основные материалы |190 000 | | |
    | | Итого |200 000 |10-1 |60 |
    | | Налог на добавленную стоимость по |40 000 |19 |60 |
    | |материалам составил | | | |
    |2 |Начислено автобазе за доставку (без НДС): | | | |
    | |Сахара |150 | | |
    | |Соли |2 000 | | |
    | |Прочих основных материалов |2 850 | | |
    | |Итого |5 000 |10-1 |60 |
    | |Налог на добавленную стоимость по |1 000 |19 |60 |
    | |транспортным услугам составил | | | |
    |3 |Списывается налог на добавленную стоимость|41 000 |68 |19 |
    | |по оплаченным материалам | | | |
    |4 |Списываются материалы по средним ценам, | | | |
    | |отпущенные со склада основному | | | |
    | |производству: | | | |
    | |Сахар |7 000 | | |
    | |Соль |1 500 | | |
    | |Прочие основные материалы |171 500 | | |
    | |Итого |180 000 |20 |10-1 |
    |5 |Списываются материалы по срредним ценам, | | | |
    | |отпущенные со склада вспомогательному | | | |
    | |производствам: | | | |
    | | | | | |
    | |Соль |1 500 | | |
    | |Прочие основные материалы |8 500 | | |
    | 1| 2| | | 5|
    | | |3 |4 | |
    | |Итого |10 000 |23 |10-1 |
    |6 |Списываются транспортно-заготовительные | | | |
    | |расходы, относящиеся к израсходованным | | | |
    | |материалам: | | | |
    | |На основное производство |3 600 |20 | |
    | |На вспомогательные производства |200 |23 | |
    | |Итого |3 800 | |10-2 |
    |7 |Оплачены счета поставщиков и автобазы |246 000 |60 |51 |

    Списание материалов. Если синтетический учет материальных ценностей ведется по учетным ценам, то помимо счета Материалов используется счет
    Заготовления и приобретения материалов, а также счет Отклонения в стоимости материалов.

    При синтетическом учете материалов по фактической себестоимости указанный счет используется лишь на предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, и в строительных организациях.

    Счет Заготовления и приобретения материалов предназначен! для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте. В дебет этого счета относятся покупная стоимость материальных ценностей, по которым поступили расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов Расчетов с поставщиками и подрядчиками. Вспомогательных производств. Расчетов с подотчетными лицами и т. п. — в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, от характера расходов по заготовке и доставке материальных ценностей.

    Материальные ценности, фактически поступившие в организацию, списывают по учетным ценам с кредита счета Заготовления и приобретения материалов в дебет счета Материалов и других счетов.

    Сумма разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списывается со счета Заготовления и приобретения материалов в дебет счета
    Отклонения в стоимости материалов.

    Предъявленные претензии по недостачам, порче и другим причинам поставщикам, транспортным организациям и т. п. списывают с кредита счета
    Заготовления и приобретения материалов в дебет счета Расчетов по претензиям.

    Материальные ценности, переданные для оприходования внутренними подразделениями, находящимися на отдельных балансах, списываются со счета
    Заготовления и приобретения материалов в дебет счета Внутрихозяйственных расчетов.

    Остаток на счете Заготовления и приобретения материалов на конец месяца показывает наличие материалов в пути или не вывезенных со склада поставщиков.

    Возможен вариант учета заготовления материальных ценностей без сальдо по счету Заготовления и приобретения материалов. В этом случае в конце месяца по дебету счета Материалов и кредиту указанного счета отражается стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со склада поставщиков (без оприходования материалов на складе получателя).
    В начале следующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в учете по дебету счета Заготовления и приобретения материалов. Выявленный в конце месяца остаток на этом счете списывают на счет Отклонения в стоимости материалов, и счет Заготовления и приобретения материалов сальдо не имеет.

    Израсходованные или реализованные материальные ценности списываются на счета издержек производства (обращения) и реализации с кредита материальных счетов по учетным ценам.

    Счет Отклонения в стоимости материалов предназначен для отражения разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используется только в том случае, если на счете Материалов синтетический учет ведется по учетным ценам.

    Накопленные на счете Отклонения в стоимости материалов разницы между фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей и стоимостью их по учетным ценам списываются с кредита этого счета в дебет счетов издержек производства или обращения или других счетов пропорционально стоимости израсходованных материальных ценностей по учетным ценам.

    При использовании для учета материалов счетов Заготовления и приобретения материалов и Отклонения в стоимости материалов указанные ценности отражаются в балансе по подразделу "Запасы" по плановой
    (нормативной) стоимости.

    Аналитический учет по счету Отклонения в стоимости материалов ведется по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

    При реализации материалов на сторону составляют бухгалтерские записи

    Д-т сч. Реализация прочих активов ( на стоимость материалов

    К-т сч. Материалов по учетным ценам

    Д-т сч. Реализация прочих активов на разницу между фактической

    К-т сч. Отклонения в стоимости ( себестоимостью материалов и материалов стоимостью по учетным ценам

    Д-т сч. Расчетов с покупателями на продажную стоимость

    и заказчиками ( материалов

    К-т сч. Реализации прочих активов

    Д-т сч. Реализация прочих активов ( на сумму НДС

    К-т сч. Расчетов с бюджетом по реализуемым материалам

    Финансовый результат от реализации материалов списывается со счета
    Реализации прочих активов на счет Прибылей и убытков.

    При реализации материальных запасов, синтетический учет которых ведется по фактической себестоимости, они списываются со счета Материалов в дебет счета Реализации прочих активов| в течение месяца по плановой
    (нормативной) стоимости, а по окончании месяца такой же проводкой списываются отклонения фактической себестоимости материалов от их плановой
    (нормативной) стоимости (способом "красное сторно" или способом дополнительных проводок).

    Применение способов ФИФО и ЛИФО. Как уже отмечалось, определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить помимо средней стоимости способами
    ФИФО и ЛИФО. При использовании этих методов возникает необходимость оценки каждой партии расходуемых материалов, что на практике осуществить довольно сложно.

    Целесообразнее стоимость израсходованных материалов при их оценке по методам ФИФО и ЛИФО определять расчетным путем. В этом случае в течение месяца материалы списываются на производство по учетным ценам. По окончании месяца определяют стоимость израсходованных материалов по методу ФИФО или
    ЛИФО, находят отклонение исчисленной стоимости материалов от стоимости их по учетным ценам и списывают выявленное отклонение на соответствующие счета пропорционально стоимости ранее списанных материалов по учетным ценам.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.