МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретические, нормативные и практические аспекты учетной политики на предприятии

    Теоретические, нормативные и практические аспекты учетной политики на предприятии

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ  .........................................................................................................3

    1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  ...................................................................................5

    1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета  ................................5

    1.2. Профессиональные организации бухгалтеров  ........................................7

    1.3. Влияние нормативного регулирования бухгалтерского учета

    на учетную политику предприятия  .................................................................8

    1.4. Допущения в системе регулирования бухгалтерского учета

    в Российской Федерации  ...............................................................................10

    1.5. Хозяйственный учет, его виды в отечественной практике  .................12

    1.6. Требования к содержанию приказа по учетной политике  ..................12

    1.7. Технические вопросы организации бухгалтерского учета

    на предприятии  .............................................................................................16

    2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ  ........................22

    3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА НА ПРИМЕРЕ

    ОАО «НОВГОРОДЭНЕРГО»  ...................................................................26

    ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ...............................................................35

    ЛИТЕРАТУРА  ............................................................................................38

     





    ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность выбранной темы заключается в том, что при постоянном изменении налогового законодательства, учетная политика является первейшим средством защиты интересов предприятии перед налоговыми органами.

    Целью курсовой работы является изложение теоретических, нормативных и практических аспектов учетной политики на предприятии. Данная цель может быть достигнута посредством выполнения последовательно поставленных следующих промежуточных задач:

    1.    Характеристика нормативного регулирования бухгалтерского учета;

    2.    Изложение сущности и явления профессиональных организаций бухгалтеров;

    3.    Описание влияния нормативного регулирования бухгалтерского учета

    4.    на учетную политику предприятия;

    5.    Раскрытие допущений в системе регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;

    6.    Характеристика хозяйственного учета, его видов в отечественной практике;

    7.    Описание требований к содержанию приказа по учетной политике;

    8.    Изложение технических вопросов организации бухгалтерского учета на предприятии;

    9.    Краткая характеристика предприятия;

    10.                       Продемонстрировать пример учетной политики на примере ОАО «Новгородэнерго».

    При написании работы были использованы следующие нормативные акты:

    1.     ПРИКАЗ МИНФИНА РФ ОТ 09.12.1998 N 60Н (РЕД. ОТ 30.12.1999) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 1/98" (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 31.12.1998 N 1673)

    2.     ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 20.06.2006 N 07-05-06/148 <ОБ ИЗМЕНЕНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ>

    3.     ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 02.06.2006 N 07-05-06/133 <ОБ ИЗМЕНЕНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ> 

    4.     ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 26.04.2006 N 07-05-06/97 <ОБ ИЗМЕНЕНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ>

    5.     ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 11.04.2006 N 07-05-06/86 <ОБ ИЗМЕНЕНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ>

    6.     ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 23.03.2006 N 07-05-06/70 <ОБ ИЗМЕНЕНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ>

    7.     ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 22.03.2006 N 07-05-06/64 <О ПОРЯДКЕ ИЗМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ>

    8.     ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 20.03.2006 N 07-05-06/60 <О ПОРЯДКЕ ИЗМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ>

    9.     ПИСЬМО ГОСКОМЭКОЛОГИИ РФ ОТ 26.07.1999 N 04-14/24-204 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИРОДООХРАННОМУ ОРГАНУ, БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    В работе были использованы ряд методов: аналитический, синтетический, логический, описательный и т.д.


    1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета


    По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета относится к компетенции правительства, которое по традиции делегировало эту функцию Минфину. Поэтому Минфин разрабатывает обязательные для всех субъектов (предприятий) нормативные документы о методике, методологии, организации бухгалтерского и финансового учета и составлении отчетности. Государство, в лице законодательной и исполнительной власти, в соответствующих законах и иных актах устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения БУ в РФ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении хозяйствующих субъектов, их доходах и расходах: информация для пользователей бухотчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям.

    Органы, которые имеют право регулировать бухгалтерский учет: Минфин России, ЦБ, Федеральная служба страхового надзора. В пределах своей компетенции они регламентируют единообразный подход к отражению в бухгалтерском учете хозяйственных процессов, принципов оценки, обязанности, права и ответственность бухгалтеров, разрабатывают план счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.

    Принятая Концепция развития российского бухгалтерского учета предполагает постепенный переход основных регулирующих учет функций от государственных органов саморегулирующимся организациям бухгалтеров.

    В настоящее время российский бухгалтерский учет характеризуется следующими особенностями.

    1. Сочетание государственного регулирования с инициативой предприятия по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самими предприятиями исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Руководитель предприятия несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, выполнение законодательства и регистрацию хозяйственных операций.

    2. Последовательное повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении информационной заинтересованности пользователей для принятия правильных экономических решений: информация о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности и т.д.

    3. Обеспечение информативности, оперативности и аналитичности, что позволяет выявить влияние различных факторов, способствовать эффективности производства.

    4. Динамичность организации и совершенствование бухгалтерского учета, методологии и техники на основе научной организации труда; оптимизация затрат на ведение учета.

    Постепенный переход на Международные стандарты финансовой отчетности к 2010 г. предполагает отмену обязательного ведения учета для предприятий, кроме тех, акции которых котируются на фондовых биржах. Большинство малых предприятий будет переведено на упрощенную систему учета и налогообложения. Остальные предприятия будут разрабатывать собственные стандарты ведения бухгалтерского учета на основе МСФО и российских стандартов, которые будут носить рекомендательный характер.

    В этих условиях будет происходить повышение значения внутрифирменного приказа по учетной политике, который станет основным документом, регулирующим порядок ведения учета предприятием.





    1.2. Профессиональные организации бухгалтеров


    При разработке нормативных актов Минфин взаимодействует с заинтересованными ведомствами через специально созданный при нем Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Этот совет формируется из представителей государственных органов, академических институтов, представителей различных хозяйствующих субъектов, общественных организаций и ассоциаций бухгалтеров и других специалистов по бухгалтерскому учету.

    В законодательном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в РФ важная роль отводится и Государственной Думе Российской Федерации, которая разрабатывает и принимает законодательные акты по бухгалтерскому учету. В 1994 г. в составе Думы был создан экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике. Экспертный совет был создан при комитете Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам и формировался из специалистов, экспертов по бухгалтерскому учету и др.

    В 1997 г. в РФ создают Институт профессиональных бухгалтеров, целями которого являются:

    - объединение профессиональных бухгалтеров и обеспечение с их помощью реформирования бухгалтерского учета на предприятиях с использованием новых нормативных актов, повышение престижа профессии;

    - защита интересов бухгалтеров в органах законодательной и исполнительной власти;

    - оказание квалифицированной помощи и консультационных услуг по организации бухгалтерского учета, формированию налогооблагаемой базы, новых форм бухгалтерского учета и др.



    Согласно Концепции развития бухгалтерского учета начиная с 2004 г. Институту профессиональных бухгалтеров начали постепенно передаваться функции Минфина России по основным вопросам регулирования бухгалтерского учета.


    1.3. Влияние нормативного регулирования бухгалтерского учета

    на учетную политику предприятия


    Российский бухучет в настоящее время регламентируется нормативными документами на нескольких уровнях.

    Первый уровень. Законодательное регулирование: законы, указы президента, постановления Правительства, в которых устанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

    Второй уровень. Нормативные акты органов, которые на основе законодательных актов регулируют постановку бухгалтерского учета (Министерство финансов, Центробанк, Росстрахнадзор), положения по бухгалтерскому учету (стандарты бухгалтерского учета), инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.

    Третий уровень. Планы счетов, инструкции по их применению, отраслевые инструкции и положения, регулирующие постановку бухгалтерского учета в соответствии с отраслевыми технологическими и организационными особенностями.

    Четвертый уровень. Регулирование на уровне предприятия: разработка учетной политики, должностных инструкций и т.д.

    Правовое регулирование бухгалтерского учета в нашей стране можно представить в следующем порядке.

    Закон о бухгалтерском учете призван определить единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета в стране, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности, составление отчетности и состав хозяйствующих субъектов, обязанность вести бухгалтерский учет и составлять отчетность.

    Положения по бухгалтерскому учету (национальные стандарты) - свод основных правил, устанавливающих принципы учета определенного объекта (совокупности объектов).

    Методические указания и рекомендации по бухгалтерскому учету должны представлять собой свод правил и рекомендаций по порядку учета объектов. Должны наиболее полно определять правила, в том числе отдельные элементы техники ведения учета соответствующих объектов (эти инструкции составляются в дополнение к положениям о бухгалтерском учете).

    При общей методологической основе бухгалтерского учета формирование приказа по учетной политике на каждом отдельном предприятии учитывает различные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета на данном предприятии:

    - формы собственности на средства производства и другое имущество предприятия;

    - разнообразие видов предпринимательской деятельности;

    - отраслевая специфика;

    - структура предприятия и др.


    При разработке приказа по учетной политике в целях бухгалтерского учета необходимо, прежде всего, ориентироваться на требования Закона по бухгалтерскому учету, Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, Положения по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ, отдельных Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету (к концу 2004 г. принято и введено 20 ПБУ).

    Многие положения, зафиксированные в учетной политике, должны быть разъяснены и отражены в годовой отчетности.



    1.4. Допущения в системе регулирования бухгалтерского учета

    в Российской Федерации


    Положение ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" определило основные допущения, которые должны иметь в виду организации при формировании учетной политики.

    1. Допущение имущественной обособленности, которое означает, что имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников предприятия и других организаций.

    2. Допущение непрерывности деятельности предприятия, означающее, что предприятие будет продолжать свою деятельность в недалеком будущем и у него отсутствует необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства предприятия будут погашены в установленном порядке.

    3. Допущение последовательного применения учетной политики, означающее, что выработанная предприятием учетная политика применяется от одного отчетного периода к другому.

    4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предприятия, которое означает, что факты хозяйственной деятельности предприятия относятся и отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором они имели место, независимо от факта поступления или выплаты денежных средств.

    Последнее допущение имеет важное значение для построения системы бухгалтерского учета во всех странах с рыночной экономикой. Оно означает, что отражение операций в бухгалтерском учете должно производиться по системе начислений.

    При этой системе все доходы и расходы регистрируются немедленно, то есть доходы признаются в тех случаях, когда деньги еще не поступили, а в расходы включаются затраты, по которым денежные выплаты еще не произведены.

    В Российской практике это допущение ассоциируется с режимом налогообложения по методу отгрузки, то есть перехода права собственности на произведенную предприятием продукцию в момент ее отгрузки покупателю.

    До 1992 г. в России применялась только система кассового учета (признаются только те доходы, по которым были поступления денег, а расходы - те, по которым были произведены выплаты). Сейчас предприятиям разрешено работать по методу отгрузки. Эта система начисления позволяет увязывать во времени доходы и расходы.

    При формировании нормативной базы бухгалтерского учета Российской Федерации регулирующие органы исходят из зафиксированных в законодательстве основных требований, применяемых в международной практике как принципы учета:

    1) требование полноты. Оно предусматривает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

    2) требование осмотрительности, осторожности, консерватизма. Оно означает большую готовность к бухгалтерскому учету потерь, чем возможных доходов, недопущение создания скрытых резервов. В западной практике одним из конкретных примеров проявления этого требования является асимметричный учет прибылей и убытков, то есть прибыль отражается в бухгалтерском учете только после совершения хозяйственной операции, а убыток - с момента возникновения предположения его возможности, что пока не допускается в нашей учетной практике. Для покрытия таких убытков создаются резервы по сомнительным долгам - в западной практике в момент образования такой задолженности.

    В нашей практике - только по окончании отчетного года на основе инвентаризации, не погашенной в срок дебиторской задолженности. Такой порядок создания резервов по сомнительным долгам означает, что требование осмотрительности не используется в полной мере;

    3) требование приоритетности содержания над формой. Это требование означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности отражаются исходя из их правовой формы, экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителем предприятия крупных сумм ссуд не является незаконным, но если их выдача осуществляется при неустойчивом финансовом положении предприятия или при задолженности по выплате зарплаты сотрудникам, то такую операцию нельзя считать правомерной;

    4) требование непрерывности. Это требование обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по соответствующим синтетическим счетам на каждое первое число месяца, а также показателям бухгалтерской отчетности данных аналитического и синтетического учета;

    5) требование рациональности. Оно означает рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины предприятия.


    1.5. Хозяйственный учет, его виды в отечественной практике


    В настоящее время в практике бухгалтерский учет подразделяется на следующие виды:

    - управленческий учет;

    - финансовый учет;

    - налоговый учет.

    Резкое расширение функций бухгалтерского учета в условиях перехода к рыночной экономике, введение коммерческой тайны, статус открытости отчетности обуславливают необходимость выделения из бухгалтерского учета в качестве самостоятельных видов учета финансового и управленческого учета.

    Финансовый учет оперирует информацией, которая формируется в процессе финансовых отношений. Финансовый учет жестко регламентирован, так как влияет на расчет налогов и составление отчетных документов.

    Он ориентирован на получение информации, необходимой для составления финансовой отчетности (в соответствии с законодательством и т.д.).

    Управленческий учет охватывает те виды информации, которые необходимы для управления в пределах предприятия. Основная цель управленческого учета - информационное обеспечение и контроль в рамках предприятия, поэтому существуют модели управленческого учета, но нормы и правила разрабатывает само предприятие.

    Управленческий учет направлен на получение внутренней информации, необходимой для управления и принятия решения руководителем на перспективу, исчисление себестоимости, финансовых результатов и т.д.

    Взаимосвязь между финансовым и управленческим учетом осуществляется различными способами, главным образом, через использование системы планов счетов (единый план счетов с субсчетами или отдельные планы счетов и т.д.).

    Налоговый учет организации ведется в соответствии с требованиями гл. 25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса РФ. Этот учет характеризуется отсутствием двойной записи и четким регулированием порядка учета и вида дозволенных операций. Между тем НК РФ содержит возможности выбора предприятием тех или иных положений, поэтому возникла необходимость разработки отдельных разделов в приказе по учетной политике в целях налогового учета.





    1.6. Требования к содержанию приказа по учетной политике


    Приказ по учетной политике разрабатывается бухгалтером и утверждается руководителем предприятия не позднее 1 января нового финансового года.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.