МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учет нематериальных активов на примере ОАО Вымпел г. Омск

    p> - гудвилл

    Гудвилл. С точки зрения бухгалтерского учета гудвилл представляет собой возникающую при слияниях и поглощениях компаний разницу между ценой, выплачиваемой за приобретаемую компанию, и оценочной рыночной стоимостью ее активов, выделяемые в самостоятельные учетные единицы.
    Гудвилл может быть установлен только при купле-продаже компании в целом, поскольку он не может быть выделен в самостоятельную учетную единицу и существует только в сочетании с другими материальными и нематериальными активами компании. Причины возникновения этого объекта разнообразны, например, эффективная рекламная политика, особо действенная система сбыта, наличие превосходящей конкурентов команды управляющих, высокий кредитный рейтинг, наличие устойчивых, эффективных связей с поставщиками, и др. То есть гудвилл существует на протяжении всей деятельности компании, но отражается в отчетности только при продаже, поскольку в этом случае появляется его оценка на основе объективной информации - цены, по которой покупается фирма. Оценка гудвилла осуществляется в несколько этапов.

    Этап 1. Определение прибылей будущих периодов. В простейшем случае для этого берется отчетность компании за последние 3-5 лет и выводится средняя арифметическая из суммы прибылей за эти периоды.

    Этап 2. Определение уровня прибыльности, нормального для данной отрасли. Прибыльность определяется как отношение прибыли к балансовой стоимости активов в среднем по компаниям отрасли.

    Этап 3. Определение гипотетической покупаемой фирмы при нормальном уровне прибыльности . Это осуществляется путем умножения балансовой стоимости активов на среднеотраслевой уровень прибыльности.

    Этап 4. Определение превышения расчетной прибыли данной фирмы над расчетным гипотетическим уровнем ее прибыли в следующем учетном периоде. Исходя из знаний определенной на основе данных прошлых периодов доходности фирмы и стоимости ее активов, устанавливается оценочный показатель ее прибыли в следующем учетном периоде (посредством их умножения). Из этой величины вычитается гипотетический доход, полученный на этапе 3.

    Этап 5. Расчет гудвилла. По сути, это является количественным отражением того обстоятельства, что определяется превышением прибыли компании наднормальным уровнем, размер которого был выявлен на этапе 4.

    Данный показатель определяется длительностью действия факторов, определяющих наличие гудвилла. Зная размер превышения прибылей компании над нормальным уровнем, оценочное число лет, в течении которых оно будет сохраняться, можно рассчитать и сам гудвилл как нынешнюю стоимость превышения прибылей над нормальным уровнем в течении нескольких периодов.

    При определенных обстоятельствах гудвилл может иметь не только положительную, но и отрицательную величину. Это происходит, когда стоимость активов приобретенной фирмы превышает цену, за которую она была куплена.
    Учет отрицательного гудвилла осуществляется следующим образом. Его сумма распределяется пропорционально на стоимость основных средств фирмы, за исключением долгосрочных инвестиций в ценные бумаги. Если после этого стоимость основных средств снижается до нуля, а часть отрицательного гудвилла сохраняется, то эта часть должна рассматриваться в качестве кредита, перенесенного на будущие периоды, и амортизируется в течении периода его полезного использования.

    В зарубежной практике учета существует четыре способа списания гудвилла:

    1. Учитывается как актив и амортизируется в течении полезного срока использования. Период списания ограничен сроком 40 лет (США) и пять лет
    (ЕС).

    2. Немедленно списывается при приобретении за счет собственного капитала и прибыли. Считается, что, согласно принципу осмотрительности, гудвилл не может считаться активом, так как находится вне контроля менеджмента, при ликвидации компании она ничего не стоит, а период полезной жизни определить практически не возможно.

    3. Учитывается как “постоянный актив”, не амортизируется, списывается лишь при очевидной и существенной потере стоимости . Считается , что приобретенный гудвилл не теряет стоимости, поскольку при нормальном управлении деятельность предприятия должна поддерживаться на соответствующем уровне. Ликвидационная стоимость гудвилла (при следующей продаже) соответственно будет равна ее первоначальной стоимости, а следовательно, база для расчета амортизации отсутствует.
    Кроме того, расходы по поддержанию бизнеса в хорошем состоянии уже отнесены на издержки, а если будут амортизироваться, то это приведет к двойному счету.

    4. Учитывается как “висящий” дебет (контрсчет) к собственному капиталу

    Считается, что гудвилл не является активом в обычном смысле, не имеет объективной стоимости, и такой подход позволяет, с одной стороны, отразить ее специфику, а с другой - дает возможность пользователю самостоятельно трактовать понятие “гудвилл”.

    Таким образом, единообразного подхода к учету и списанию стоимости гудвилла не выработано. Каждый из выше перечисленных методов имеет свои плюсы и минусы, и применение того или иного метода регламентируется национальными стандартами учета.

    К НМА относят затраты на НИОКР, если результаты такой деятельности планируется использовать в деятельности самой организации. МСФО № 9 четко разделяет затраты по НИОКР на две группы :

    - затраты на научные исследования;

    - затраты на опытно-конструкторские работы.

    Причем затраты на научные исследования относят на расходы отчетного периода, а затраты на опытно-конструкторские работы учитывают в составе
    НМА.

    Что касается оценки, то первоначальная стоимость нематериальных активов равна стоимости их приобретения. Расходы компаний на разработку не материальных активов списываются как расходы текущего периода. Стоимость приобретения включает все затраты на приобретение нематериального актива и приведение его в состояние, готовое к использованию, а именно: покупную цену, юридические сборы и другие необходимые расходы.

    Нематериальные активы амортизируются путем периодического отнесения на расходы периода части их стоимости в течение срока полезного использования.

    Срок полезного использования нематериальных активов определяется предприятием самостоятельно, однако, согласно американским стандартам, он не должен превышать 40 лет. В России, срок списания нематериальных активов при невозможности четкого определения срока их полезного использования составляет 20 лет, хотя максимального верхнего предела не существует.

    Амортизация нематериальных активов обычно производится методом прямолинейного списания : равными долями в течение срока полезного использования. Этот же метод используется и при расчете прибыли для целей налогообложения, поэтому его применение удобно для компаний. Метод и период амортизации должны быть раскрыты в финансовой отчетности.

    Существует два варианта начисления амортизационных отчислений :

    1. прямое списание со счета нематериальных активов:

    Д Расходы на амортизацию (Amortization expense)

    К Нематериальный актив (Intangible assent);

    2. использование корректирующего счета :

    Д Расходы на амортизацию

    К Накопленная амортизация (Accumulated amortization).

    На Западе первый вариант наиболее распространен.

    Основные различия в организации учета нематериальных активов в России и за рубежом заключаются в следующем :

    1. В применяемых критериях признания НМА в учете. В России, согласно

    ПБУ 14/2000, ограничений для принятия объекта на учет как нематериального актива больше. Но самое главное, что в составе НМА учитываются только исключительные права. Таким образом, арендуемые объекты, а также объекты, по которым приобретены неисключительные права, не относятся к НМА.

    2. Расходы по НИОКР не подразделяются на две группы, как за рубежом.

    3. Не столь широко применяется в российской практике учета термин
    “отложенные затраты”. Не рассматриваются как НМА расходы по “долгосрочной переплате”, например, страховка, выплаченная авансом, отложенные налоги и т. д.

    4. Срок амортизации НМА в России, по которым нельзя определить период полезного использования, установлен в 20 лет.

    5. При организации учета поступления НМА в России затраты на приобретение и доведение до состояния пригодности к эксплуатации предварительно собираются на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы”.
    За рубежом практика относит аналогичные затраты непосредственно на счет “Нематериальные активы”.

    Таким образом, несмотря на ориентацию российской системы учета на международные стандарты финансовой отчетности и использование зарубежного опыта, национальная методология российского учета сохраняет и присущие ей специфические черты, хотя она имеет и много схожего с соответствующими зарубежными стандартами и практикой учета.

    3. особенности организации нематериальных активов в современных условиях на

    ОАО «Вымпел»

    3.1 Оценка нематериальных активов и раскрытие информации бухгалтерской отчетности

    3.1.1 Характеристика предприятия

    ОАО “Вымпел” г. Омск является акционерным обществом открытого типа.
    Уставный капитал предприятия разделен на определенное число акций.

    Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. ОАО “Вымпел” занимается продажей компьютеров, комплектующих к ним, оргтехники и расходных материалов к ней, кондиционеров, телефонов и мини АТС, а также осуществляет техническое обслуживание, сборку, установку и гарантирует ремонт данной техники.

    Численность работников предприятия составляет 100 человек.

    ОАО “Вымпел” является автоматизированным дилером московской фирмы “Партия”.

    Организация ОАО “Вымпел” состоит из отделов: отдела продаж техники, отдела технического обслуживания сервиса, отдела маркетинга и финансово- аналитического отдела. Каждый отдел имеет своего руководителя, которые являются партнерами по бизнесу, а также бухгалтера.

    Организационная структура ОАО “Вымпел” представлена на рис. 3

    Генеральный директор

    Технический директор Коммерческий директор Финансовый директор

    Отдел Отдел

    Финансово- комплектации продаж
    -аналитический отдел

    Технический Отдел

    Бухгалтер отдел маркетинга

    Рис. 3 Организационная структура ОАО “Вымпел”

    Нематериальные активы на рассматриваемом предприятии принимаются к учету по первоначальной стоимости.

    Оценка нематериальных активов - это денежное выражение стоимости нематериальных активов, в которой они находят отражение в бухгалтерском учете.

    На ОАО “Вымпел” нематериальные активы приобретаются за плату.
    Поэтому их первоначальная стоимость определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

    Фактическими расходами на приобретение нематериальных активов являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки
    (приобретения) прав правообладателю (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов; регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой
    (приобретением) исключительных прав правообладателя; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта нематериальных активов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов.

    При оплате приобретаемых нематериальных активов, если условиями договора предусмотрена отсрочка или рассрочка платежа, фактические расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности. При приобретении нематериальных активов могут возникать дополнительные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Такими расходами являются суммы оплаты занятых этим работников, соответствующие отчисления на социальное страхование и обеспечение, материальные и иные расходы.
    Дополнительные расходы увеличивают первоначальную стоимость нематериальных активов.

    Оценка нематериальных активов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату приобретения организацией объектов по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

    Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежат изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

    В бухгалтерской отчетности ОАО “Вымпел” отражаются первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по видам нематериальных активов на начало и конец отчетного года, стоимость списания и прироста, иные случаи движения нематериальных активов.

    В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация: о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства; о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам); о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов; о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

    При составлении годовой отчетности на ОАО “Вымпел” данные о нематериальных активах отражаются в следующих документах:

    1. В балансе предприятия (форма № 1) наличие нематериальных активов показывается в подразделе “Нематериальные активы” (строки 110-112).
    Данные по соответствующим строкам подраздела приводятся по остаточной стоимости нематериальных активов (за исключением объектов жилого фонда и нематериальных активов, по которым в соответствии с установленным порядком погашении стоимости не производится).

    Расшифровка состава нематериальных активов приводится в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

    2. В подразделе “Нематериальные активы” справки № 3 “Амортизируемое имущество” показываются по первоначальной стоимости: по статье “права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности” (стр. 310) показывается стоимость прав, возникающих из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы ЭВМ, базы данных и др.
    (стр. 311); из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения; из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование (стр. 312); из прав на “ноу-хау” и др. (стр.313); по статье “права на пользование обособленными природными объектами” показывается стоимость прав на использование земельных участков, природных ресурсов (воды, недр и др.) (стр. 320); по статье “организационные расходы” показывается сумма расходов, связанны с образованием юридического лица, признанная в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный капитал (стр. 330);

    Расходы организации, связанные с возникающей в ходе ее функционирования необходимостью переоформления учредительных и других документов (расширение организации, изменение видов деятельности, представление образцов подписей должностных лиц и пр.), изготовления новых штампов, печатей и т. п., подлежат учету по дебету счета 26
    “Общехозяйственные расходы”.

    Стоимость перечисленных прав (кроме расходов по созданию организации, признанных в соответствии с учредительными документами вкладов участников в уставный капитал, товарных знаков и знаков обслуживания) переносится на издержки производства или обращения по нормам, определенным в организации в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации; по статье “деловая репутация организации” показывается превышение покупной цены приватизированного имущества над его оценочной (начальной) стоимостью, отраженное в бухгалтерском учете по дебету счета
    04”Нематериальные активы”, субсчет “Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью” (стр. 340).

    3. Начисленная сумма износа по нематериальным активам, справочно приводится в строке 391 справки к разделу № 3.

    4. В справке 4 “Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений” в строке 412 показываются нарастающим итогом с начала года начисленная амортизация нематериальных активов.

    3.2 Механизм амортизации нематериальных активов для целей налогообложения

    3.2.1 Амортизация нематериальных активов, как объект налогообложения в свете изменений к главе 25 НК РФ

    Нематериальные активы, как составляющая часть внеоборотных активов ОАО
    “Вымпел”, учитывается в течении всего срока их полезного использования или обычного операционного цикла в оценки первоначальной стоимости.

    В соответствии с ПБУ 14/2000, активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных при единовременном выполнении следую- щих условий: а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры; б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества; в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; г) использование в течении длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев; д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества; е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем; ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).

    Отсюда, исходя из длительного периода обращения стоимость нематериальных активов организации погашается путем равномерного или ускоренного начисления амортизации в течении всего их полезного использования.

    Этот объект бухгалтерского учета, входящий в состав затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, перетерпел значительные изменения с введением в действие 25 главы НК РФ в целях разделения бухгалтерского и налогового учета.

    Рассмотрим понятия амортизируемого имущества на ОАО “Вымпел”.

    Согласно статье 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, находящиеся у организации на праве собственности, которые используются для извлечения дохода и стоимость имущества которых погашается путем начисления амортизации.

    Рассмотрим объекты, по которым не начисляется амортизация для целей налогообложения:

    - имущество бюджетных организаций;

    - имущество некоммерческих организаций приобретенных за счет целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности, за исключением того имущества, которое приобретено для предпринимательской деятельности;

    - имущество стоимость до десяти тысяч рублей включительно, и сроком полезного использования не менее 12 месяцев. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

    - имущество, приобретенное с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств целевого финансирования после вступления в силу главы 25 НК РФ;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.