МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Эволюция российской государственности в период правления Петра I

    Эволюция российской государственности в период правления Петра I

    1.     Введение………………………………………………………………….2

    2.Реформы Петра……………………………………………………………3

        2.1.Сословные реформы……………………………………………………4

    2.2.Административные реформы………………………………………….11

        2.3.Военная реформа………………………………………………………16

        2.4 реформа народного хозяйства………………………………………...18

        2.5 Денежная реформа……………………………………………………..20

        2.6.Церковные реформы…………………………………………………...23

        2.7 Реформы в области культуры и просвещения……………………….29

    3.Заключение……………………………………………………………….30





















    1.Введение

       В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.

    Именно в XVII столетии начался новый период русской истории - это было переходное время, характеризуемое, прежде всего постепенным формированием нового общественного познания, время, тогда стало очевидным экономическое и культурное отставание русского государства от передовых стран Западной Европы и возникла острая необходимость преобразований. Петр I и многие передовые русские люди, его сподвижники, правильно поняли и оценили сложившиеся условия, осознали назревшие задачи своего времени.

    В результате энергичной и целеустремленной деятельности Петра I и его ближайших помощников было построено много промышленных предприятий, возникли новые отрасли производства (отметим особенно рост металлургической промышленности), расширилась внутренняя и внешняя торговля. Развитию производственных сил для России был мощный толчок, и тем самым создавались условия, способствовавшие утверждению элементов капиталистических производственных отношений.

    Преобразования в социально-экономической и идейно-политической жизни выступают одной из важнейших характеристик переживаемого ныне периода-периода реформ, ведущих к рынку, и правовым, конституционным формам общественной жизни и государства. В нынешней России, провозгласившей задачу возрождения, ориентированной на демократические и гуманистические ценности мирового общества, особенно актуально обращение к петровскому наследию. Рассмотрим эволюцию Российской государственности в петровских реформах.

    2.Реформы Петра I

    Внутренняя деятельность Петра с 1700 года выразилась в ряде общественных ре­форм, значительно изменивших древнерусский общест­венный быт, но не изменив­ших главнейших оснований государственного строя, созданного до Петра. Хотя в целом русские историки положительно оценивают деятельность Петра его реформы "вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития". Петр реформировал общественное устройство и управление не по строгому, заранее составленному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, от­дельными мерами, между походами и военными заботами. Лишь в последние годы царствования, когда война уже не требовала чрезмерных усилий и средств, Петр пристальнее взглянул на внутреннее устройство и стремился привести в систему ряд разновременных отдельных мероприятий.

    Таким образом, Петр вел свои реформы без заранее со­ставленного плана и сообразуясь с военными потребностя­ми в своей деятельности. Идея общего народного блага обусловливала всю деятельность преобразователя. Войну со Швецией он предпринял с глубоким пониманием наци­ональных интересов и в победах искал не личной славы, а лучших условий для культурного и экономического преуспевания Руси, - и внутреннюю деятельность свою Петр направлял к достижению народного блага. Но когда шведская война стала главным делом Петра и потребовала огромных усилий, тогда и внутренняя деятельность его сама собой стала в зависимостью военных потребностей. Война требовала войск: Петр искал средств для лучшей организации военных сил, и это повело к реформе военной и к реформе дворянских служб.

    Война требовала средств: Петр искал путей, которыми бы можно было поднять платежные силы (иначе говоря, экономи­ческое состояние) государства, и это повело к податной ре­форме, к поощрению промышленности и торговли, в кото­рых Петр всегда видел могущественный источник народ­ного благосостояния. Так, под влиянием военных нужд Петр совершил ряд нововведений; одни нововведения вы­звали необходимость других, и уже тогда, когда война ста­ла менее тяжела, Петр мог все совершенное им внутри го­сударства привести, в одну систему, закончить новое адми­нистративное устройство и дать своему делу стройный вид. Таков был ход внутренней деятельности Петра.


    2.1.Сословные реформы ( Табель о рангах)

    Проведенные Петром Великим меры относительно сословий многим кажутся полной реформой всего общественного строя; на самом же деле Петр не изменил основного положения сословий в го­сударстве и не снял с них прежних сословных повинностей. Он дал только новую организацию государственным по­винностям разных сословий, почему несколько изменилась и организация самих сословий, получив большую опреде­ленность.

    Дворянство в XVII в. являлось высшим общественным классом; оно было повинно государству личной, преимущественно военной службой и в воздаяние за нее пользовалось правом лично­го землевладения (вотчинного и поместного); с вымирани­ем старого боярства дворянство получало все большее и большее административное значение; из него выходила почти вся московская администрация. Таким образом, военная повинность дворянства уже до Петра ну­ждалась в переустройстве. В качестве администраторов до­петровские дворяне не обладали никакой специальной подготовкой и не оставались постоянно в гражданских должностях, потому что не существовало тогда и разделе­ния должностей военных и гражданских. Дворянское землевладение, напротив, чем далее, тем более развивалось. Дворяне в конце XVII в. (1676г.) достигли права наследовать поместья по закону, как прежде наследовали их по обычаю; с другой стороны, власть помещиков над крестьянами росла более и более, - дворяне совершенно сравняли своих кре­стьян с холопами, посаженными на пашню («задворные люди»).

    Петр задался мыслью дать лучшую организацию службе дворян и достиг этого таким образом: он со страшной стро­гостью привлекал дворян к отбыванию государственной службы и требовал бессрочной службы, пока хватало сил. Дворяне должны были служить в армии и фло­те; не более одной трети от каждой «фамилии» допускалось к гражданской службе, которая при Петре обособилась от военной. Подраставших дворян требовали на смотры, ко­торые производил часто сам государь в Москве или Петер­бурге. На смотрах или определяли в тот или другой род службы, или посылали учиться в русские и заграничные школы. Первоначальное образование сделано было обязательным для всех молодых дворян (по указам 1714 и 1723 гг.). Они должны были до 15 лет обучиться грамоте, цифири и геометрии в нарочно для того устроенных шко­лах при монастырях и архиерейских домах. Уклонявшийся от обязательного обучения терял право жениться. Посту­пая на службу, дворянин делался солдатом гвардии или да­же армии. Он служил вместе с людьми из низших классов общества, которые поступали по рекрутским наборам. От его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры; личная заслуга выдвигала в офицеры и простого крестьянина-солдата. Ни один дворянин не мог стать офи­цером, если не был солдатом; но всякий офицер, кто бы он ни был по происхождению, становился дворянином. Так вполне сознательно Петр поставил основанием службы личную выслугу вместо старого основания - родовитости. Но это не было новостью, личная выслуга признавалась уже и в XVII в.; Петр дал ей только окончательный перевес, и это пополнило ряды дворянства новыми дворянскими родами. Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат ведал дворянство через особого чиновни­ка «герольдмейстера». Прежние дворянские «чины» были уничтожены (прежде они были сословными группами: дворяне московские, городовые, дети боярские); вместо них появилась лестница служебных чинов (собственно, должностей), определенная известной «Табелью о рангах» 1722 г. Прежде принадлежность к известному чину обусло­вливалась происхождением человека, при Петре стала обу­словливаться личными заслугами. Вне служебных должно­стей все дворяне слились в одну сплошную массу и получи­ли общее название шляхетства (1712г.).

    Таким образом, служба дворян стала правильнее и тя­желее; поступая в полки, они отрывались от местности, были регулярным войском, служили без перерывов, с ред­кими отпусками домой, и не могли укрываться легко от службы. Изменилась, словом, организация государствен­ной повинности дворян, но существо повинности (воен­ной и административной) осталось прежним.

    Зато прочнее стало вознаграждение за службу. Мало того, законодательство Петра превратило и старые поместья в вотчины, расширив право распоряжения ими. При Петре закон уже не знает различия между поместным и вотчинным владением: оно разли­чается только по происхождению. Кто может доказать пра­во собственности на землю, тот вотчинник; кто помнит, что его наследственная земля принадлежит государству и отдана его предкам во владение, тот помещик. Но, превра­тив законом поместья в вотчины, Петр на вотчины смотрел как на поместья, считая их владениями, существующими в интересах государства. Прежде для государственной поль­зы не дозволялось дробить поместья при передаче их в по­томство. Теперь Петр в тех же видах распространил это правило и на вотчины. Указом 1714 г. (марта 23-го) он за­претил дворянам дробить земельные владения при завеща­нии сыновьям. «Кто имеет несколько сыновей, может от­дать недвижимое одному из них, кому хочет», - говорил указ. Лишь тогда, когда не было завещания, наследовал старший сын. Этот закон, соблюдавшийся дворян­ством относительно поместий, вызвал сильное противо­действие, когда был перенесен на вотчины. Начались зло­употребления, обход закона, «ненависти и ссоры» в дво­рянских семьях, - и в 1731 г. императрица Анна отменила закон Петра и вместе уничтожила всякое различие вотчин и поместий. Но этим последним распоряжением она до­кончила лишь то, что признал Петр, за трудности службы давший дворянству больше прав на поместья.

    Но помимо расширения землевладельческих прав, сде­лавших более прочным обладание поместьями, дворянство при Петре крепче завладело и крестьянами.

    Мы уже видели, что созданное в XVII в. прикрепление крестьян к земле на практике в конце века перешло в лич­ную зависимость крестьян от землевладельцев. Крестьяне, как холопы, продавались без земли.

    Смешение крестьян и холопов произошло не на осно­вании прямого об этом закона, а как следствие податной реформы Петра. До Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Петр вместо поземель­ной и подворной подати ввел подушную. С 1718 по 1722 г. производилась перепись податного населения и ее поверка - «ревизия»; сперва писали кре­стьян и холопей пахотных, потом стали писать и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать гулящих» (не приписанных к сословиям) людей. Эта пе­репись получила официально название ревизии, а перепи­санные люди носили название «ревизских душ». Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответст­венность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Таким образом землевладелец получал со­вершенно равную власть и над крестьянином, и над холопом. Здесь и заключалось основание последовавшего за этим фактического уравнения крестьян с холопами. Но по зако­ну крестьянин рабом не становился; владельческие кресть­яне сохраняли гражданские права: за ними закон призна­вал гражданскую правоспособность и дееспособность, они могли даже вступать с казной в подряды и договоры. В гла­зах законодателя и холопы уравнивались с крестьянами. Но на практике податная ответственность землевладельца за крестьян и право суда над крестьянами, оба эти явления, существовавшие помимо закона, по обычаю, давали поме­щикам такую власть над крестьянином, что в их глазах кре­стьянин становился равным холопу. Уже при Петре нача­лась продажа крестьян без земли не только семьями, но и в розницу, и Петр напрасно прилагал старания прекратить этот обычай.

    Таким образом, при Петре, как и ранее, закон понимал крестьян как граждан и в то же время холопов стремился привести в одно положение с крестьянами под общим тер­мином «подданных!» шляхетства. Но шляхетство, получая от правительства власть над «подданными», смотрело на крестьян, как на холопов, и на практике обращалось со всеми своими «подданными», как с холопами. Стало быть, новых начал в положение крестьян владельческих при Пе­тре внесено не было. Новостью являлась при Петре лишь система подушной подати, заменявшая древнее прикреп­ление к земле началом личной (податной) зависимости крестьянина от землевладельца.

    Не одни владельческие крестьяне составляли крестьян­ское сословие. Кроме них в качестве податного класса гра­ждан при Петре существовали:

    1) крестьяне черные или черносошные, жившие на государственных черных землях и оставшиеся при Петре в том же свободном состоянии, в каком были ранее;

    2) крестьяне монастырские, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казен­ное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии);

    3) крестьяне дворцовые, обязанные различными повинностями ведомству двора го­сударева;  

    4) крестьяне, приписанные к фабрикам и заво­дам; этот разряд крестьян создан был указом Петра в1721г.; владельцам фабрик (и дворянам, и недворянам) разрешалось покупать деревни и людей к фабрикам;

    5) однодворцы - класс измельчавших служилых землевладельцев, когда-то поселенных по южным, преимуще­ственно, границам Московского государства для их защи­ты. При Петре они были записаны в ревизские «сказки», платили подушные подати, но сохраняли право личного землевладения и владения крестьянами.

    Городское сословие, состоявшее в XVII в. из торговых людей (купечества) и посадских (городских податных обы­вателей), было замкнуто лишь в половине XVII в. и было ничтожно своей численностью и промышленной деятельностью. Петр же в городском торгово-промышленном классе видел глав­ный фактор народного богатства. В глазах Петра к такому поднятию должна была вести и правильная организация городского сосло­вия, которая позволила бы городам преуспевать в торговле и промышленности.

    Руководясь западноевропейскими формами городского устройства, Петр в начале 1720г. учредил в Петербурге Главный Магистрат, которому поручил ведать городское сословие повсеместно, и дал Магистрату в следующем году регламент, в котором изложены были основания городско­го устройства. Города разделялись по числу жителей на 5 классов; граждане каждого города - на два основных клас­са: граждан регулярных и нерегулярных.

    Регулярные граждане делились на две гильдии: к пер­вой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Вторую гильдию составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи.

    Нерегулярными гражданами были «подлые», т. е. низ­кого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, по­денщики).

    Лица иных сословий (духовные, дворяне, крестьяне), живущие постоянно в городе, в число граждан не входили, только «числились в гражданстве!» и не участвовали в го­родском самоуправлении.

    Городом управляла выборная коллегия - магистрат. Ее избирали из своей среды только регулярные, граждане. Подлые же люди избирали своих старост, представлявших их интересы в магистрате. Магистрат, подчиненный Глав­ному Магистрату, ведал хозяйство города, смотрел за по­рядком. Главной его целью было развитие торговли и про­мыслов; в его руках находилась большая власть. Под веде­нием магистрата было цеховое управление: во главе каждо­го ремесленного цеха стоял старшина (альдерман), вы­бранный из мастеров; на его руках было управление цехо­выми делами. Название мастера-ремесленника нужно было сдавать экзамен; без экзамена нельзя было открыть ни­какого производства.

    Дав городскому сословию стройную организацию, Петр не только оставил ему все старые льготы, какими пользовались горожане до него, подал и новые. Регуляр­ные граждане хотя и сохранили характер тяглого сословия, но были избавлены от обязательной рекрутской повинно­сти; в 1722 г. Петр снял с горожан и личную службу по ка­зенным надобностям; наконец, горожане получили право владеть крепост­ными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами или заводчиками. Таким образом, Петр со­здал городскому сословию довольно привилегированное положение. Он внес в городской быт совершенно новую организацию. Но новы были и здесь только формы; благо­склонное же отношение правительства к горожанам замет­но и в XVII в., особенно во второй его половине.

    Итак, обзор сословных реформ показывает нам, что Петр многое изменил в сословной жизни и отношениях. Шляхетство стало правильнее служить и получило лучшее обеспечение за свою службу; крестьянство слилось с холоп­ством в одну податную категорию и, не теряя гражданской личности, стало под личную власть помещика; горожане получили организацию, право самоуправления и некото­рые привилегии. Внешние формы общественных отноше­ний очень изменились; но в существе общественный строй остался старым; государство сохранило свой земледельче­ский и военный характер, дворянство - свое высокое ад­министративное и экономическое положение, крестьяне по-прежнему относились к государству через землевладель­ца, а городскому сословию по-прежнему принадлежала да­леко не главная роль в развитии народного хозяйства.

    2.2.Административные реформы

    Административные реформы Петра развивались так же, как и сословные меры, без строгой системы, путем частных нововведений в цент­ральном и местном управлении. Внимание Петра было занято преимущест­венно переустройством областных учреждений, а затем пе­решло на организацию центрального управления. В 1702г. про­изошло уничтожение старых губных старост и замена их воеводами, управлявшими совместно с присутствием из выборных т уезда) дворян; в 1708 г. последовало разделение России на губернии (губернии делились на уезды), во главе которых были поставлены губернаторы. При них в качестве советников и помощников были учреждены с 1713 г. ландраты (выборные от дворян); кроме ландратов дворяне в каждом уезде для управления уездом избирали земского комиссара. В 1719 г. ландраты были уничтожены, но земские комиссары остались; государство было поделе­но вновь на 12 губерний, губернии - на провинции, а про­винции - на уезды. Таким образом, если мы вспомним знакомые нам бурмистерские палаты 1699 г. ч городские магистраты 1720 г., то скажем, что Петр во все время своей деятельности трудился над переустройством местного уп­равления. Крупные же реформы в центральном управлении начались лишь с 1711 г. В этом году был учрежден Се­нат. В 1718 г. устроены коллегии; в 1721 г. окончательно ус­тановлена должность генерал-прокурора. Так, заботы о местной администрации шли впереди забот центральной администрации.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.