МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Государственная служба Приказной системы управления

    Государственная служба Приказной системы управления

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ




    Факультет государственного и муниципального образования

    Специальность 061000 «Государственное и муниципальное управление»

    Кафедра государственного управления





    Курсовая работа

    по дисциплине: «История государственного управления в России»


    на тему: «Государственная служба Приказной системы управления»

     




    студент ______ курса ……………………..

    подпись

    группа

    «_____»_______________ 2005 г.



    Научный руководитель:


    профессор …. …. . .. . ……………….... 

    подпись

    «_____»_______________ 2005 г.






    Хабаровск

    2005


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение. 3

    1.    Бюрократический аппарат России во второй половине XVII в. 6

    2.    Внутренняя структура государственных учреждений. 10

    3.    Государственная служба Приказной системы. 13

    3.1.    “Государева служба”. 16

    3.2.    Назначение и оклады. 17

    3.3.    Приказное делопроизводство. 21

    3.4.    Приказная система по Соборному Уложению. 24

    Заключение. 31

    Список литературы: 34

     

    Введение

     

    Середина и вторая половина XVII в. характеризуются коренными изменениями в социально-экономической жизни России, ее внутриполитическом развитии и международном положении. Это время, с одной стороны, окончательного укрепления и оформления крепостничества, а с другой – развития буржуазных связей внутри феодальной формации, нашедших свое выражение в складывании всероссийского рынка, возникновении мануфактурного производства, углублении социального расслоения деревни. Противоречивость этих процессов обусловила крайнее обострение классовой борьбы и в городе, и в деревне. На этот период приходится волна городских восстаний в центре и на местах, вспышка национальных движений в Поволжье и Сибири и, наконец, мощная Крестьянская война.

    В результате успешных войн удалось вернуть в состав России основную часть утраченных в начале века земель. Одновременно шло дальнейшее освоение Сибири и продвижение линии оборонительных крепостей на Юг, Юго-Восток и Юго-Запад, что обезопасило Центр от набегов крымских татар и позволило приступить к хозяйственному освоению плодородных южных земель, к созданию новых городских центров.

    Все это требовало от правительства крайней мобилизации внутренних сил и не могло не оказать влияния на надстроечные институты. К этому времени сословно-представительная монархия изживает себя, так как не соответствует новым, стоящим перед правительством задачам. В литературе уже отмечалось, что Уложение 1649г., удовлетворив основные пожелания дворянства и верхушки посада, ослабило их политическую активность. Более того, изменились и сами эти требования.

    Дворянство стремилось осуществить на деле законодательные нормы Уложения и обеспечить “крепость” крестьян владельцам, а также подавить их сопротивление. Но старый государственный аппарат не мог в полной мере обеспечить выполнение этих задач. Отсюда изменение формы правления путём усиления абсолютистских начал и перестройки организации армии.

    Изменения коснулись всех ступеней в системе государственных учреждений и институтов. В области верховного управления наблюдается усиление бюрократических элементов. Так, падает значение земских соборов, существенно сужается поле их деятельности. Уменьшается и значение Боярской думы. К концу века она превращается в своеобразный совещательный орган приказных судей. К тому же разрастается её неродовая часть, т.е. думные дьяки.

    Происходят серьёзные изменения в приказах, как центральных учреждениях, причём они почти не касаются системы приказов. Не последовало существенных перемен и в их количестве. Нельзя согласиться с господствующим в литературе мнением, что к концу века число приказов сильно возросло. Основное ядро остаётся прежним. Если можно говорить о, некотором увеличении, то оно относится к 60-70 гг., когда их число временно достигает 43. Однако, если исследователь, занимавшийся непосредственно изучением бюрократического аппарата России XVII в., называет такую цифру, то откуда “господствующее” мнение об увеличении числа приказов во второй половине века ?

    Разные авторы называют разные цифры, говоря о количестве приказов в России XVII в. Число их колеблется от 40 до 250. Можно предположить, что исследователи рассматривают разные территории, одни говорят, например, только о территории Европейской России, другие – о всём государстве, одни только о постоянных приказах, другие учитывают и временные. Некоторые, возможно, анализируют имеющиеся материалы не слишком придирчиво.

    В данной работе названы те учреждения, которые существовали во второй половине XVII в. (не обязательно на протяжении всего этого периода, есть и временные приказы, и те, которые закончили своё существование в 50-х гг.). Если посмотреть на даты работы приказов можно увидеть, что, действительно, основные функционировали постоянно, а остальные появлялись и исчезали.

    Вопрос о приказах довольно широко представлен в историографии. Главными источниками для изучения приказов являются приходно-расходные книги, списки служащих, дела приказов и особенно интересно сочинение “О России в царствование Алексея Михайловича”. Его автор, Григорий Карпович Котошихин, был подьячим Посольского приказа. В 1664 г. он бежал из Московии в Польшу. Сам Котошихин объяснял свой поступок тем, что невольно оказался вовлеченным в боряские распри и попал в очень сложную ситуацию. Проведя некоторое время в Польше, он давал консультации по вопросам обороноспособности Московии, а затем перебрался в Пруссию и далее в Любек и в Швецию. В 1666-1667 гг. он жил в Стокгольме под именем Ивана Александра Селицкого, где "при ободрении" государственного канцлера графа Магнуса Делагарди и составил свое описание быта, нравов и политического устройства России. В 1667 г. Котошихин был обвинен в убийстве своего домохозяина и казнен. Первоначально было обнаружено несколько копий шведского перевода текста сочинения Г.К.Котошихина, а в 1838г. в библиотеке Уппсальского унверситета нашелся и собственноручно написанный автором оригинал. Сочинение Г.К.Котошихина было опубликовано несколько раз, наиболее полным считается издание 1906 г.

    В чём точно сходятся все исследователи, так это в описании структуры приказной системы. Схематически её можно выразить примерно так: царь, Боярская дума, Приказы (судья, дьяки, старшие подьячие (“с приписью”, “со справой”), средние подьячие, младшие подьячие, невёрстанные подьячие, остальные служащие (объезжие и кабацкие головы, сторожа, приставы и т.д., воеводы, местное самоуправление, приказные избы)

    Приказы делятся на государственные, дворцовые и патриаршие. Первые, в свою очередь, подразделяются на внутригосударственные и внешнеполитические. Внутригосударственные включают в себя областные, общегосударственные и военные. Приказы, направленные на внешнюю политику, тоже имеют свои подразделения: учреждения, выполняющие в основном дипломатические функции и военные. Так как военные приказы обычно используются и для внешнеполитических, и для внутригосударственных целей, то их можно отнести и туда, и туда, но при этом они останутся отдельной ячейкой схемы.

    1.     Бюрократический аппарат России во второй половине XVII в.

    Важным моментом в развитии приказов было резкое возрастание количества занятых в них людей, что вытекало из указанного расширения сферы их деятельности. В 60-х гг. число приказных людей достигло 842 чел. При этом количество дьяков в системе центральных учреждений осталось почти прежним : при общем возрастании их числа до 117 в приказах было занято 67 дьяков. Восстановилось и старое соотношение групп приказных людей 1: 12,5, т.е. прослеживается тенденция возрастания главным образом подьяческой части, которая достигает 771 чел. Наибольший рост всего разряда московских приказных людей приходится на 70-е гг. Возрастание подьяческих штатов не было санкционировано сверху, а происходило по инициативе судей и дьяков и диктовалось внутренними потребностями учреждений. Но оплата труда бюрократического аппарата происходила в основном из казны, поэтому рост кадров не приветствовался правительством. К тому же организуются специальные школы, которые готовили квалифицированных подьячих, а это тоже требует расходов. Стали приниматься меры. Но в 80-90 гг. несмотря ни на что, продолжался рост всей приказной группы : к 1682г. она достигла 1785 чел., а в 1698г. – 2739 чел., т.е. с 70-х гг. она увеличилась почти в два раза.

    Основная масса подьячих была сконцентрирована в приказах общегосударственного значения, особенно в крупных (Поместный, Большой казны, Большого дворца).

    При создании такой огромной армии московских подьячих в её основу была положена большая мобильность этой группы, непрерывно находившейся в движении – переводившейся во временные приказы, посылавшейся с административными заданиями в города, в полки и посольства. Именно резкое возрастание с 70-х гг. XVII в. этой служилой группы, которая заполнила разрастающиеся московские приказы и охватила своей деятельностью всю страну, и послужило базой для формирования государственного аппарата русской абсолютной монархии, основные черты которой проступают уже в последние десятилетия века.

    Существенные изменения происходят и в области местного управления, хотя оно в своем развитии продолжает отставать от центрального. Наиболее важным было резкое возрастание с середины века количества приказных изб, что было результатом происходившего в это время расширения и укрепления государственных границ, опорными пунктами которых стали вновь построенные города-крепости. К концу века количество городских поселений превысило 300, и в большинстве новых возникало воеводское управление с избами при нём. Завершается окончательное становление местных учреждений. К середине 70-х гг. повсеместно утверждается термин “приказная изба”, хотя продолжает бытовать и старое название “съезжая”. Реорганизация вооружённых сил с переносом центра тяжести на постоянные войсковые соединения на местах привела к созданию военных округов-разрядов, территориально превышавших рамки прежних уездов. В центрах образовались разряды, т.е. промежуточное звено управления, т.к. разрядный центр превратился и в административный центр для ряда подчиненных ему городов с уездами. Эти учреждения постепенно начали называться “разрядными избами”. Выделение разрядных изб и приказных палат создавало учреждения промежуточного типа, предвосхищавшие будущие губернские канцелярии XVIII в. Как и в приказах, в местных учреждениях в целом происходит заметное увеличение штатов.

    С введением воеводств на земское управление пала новая тяжкая повинность - кормление воевод и приказных людей, дьяков и подьячих; этот расход едва ли не всего более истощал "земскую коробку". Земский староста вел расходную книгу, в которую записывал все, на что тратились мирские деньги для отчета советным людям. Эти книги старост наглядно показывают, что значило в XVII в. кормить воеводу. Изо дня в день туда записывалось, что тратили на воеводу и его приказных людей. Староста носил на воеводский двор все нужное для домашнего и канцелярского, обихода воеводы: мясо, рыбу, пироги, свечи, бумагу, чернила. В праздники или в именины он ходил поздравлять воеводу и приносил подарки, калачи или деньги "в бумажке", как ему самому, так и его жене, детям, приказным людям, дворовым слугам, приживалкам, даже юродивому, проживавшему у воеводы. Эти расходные книги всего лучше объясняют значение земского самоуправления при воеводах. Староста земский со своими целовальниками - лишь послушные орудия приказной администрации; на них возложена вся черная административная работа, в которой не хотел марать рук воевода с дьяком и подьячими. Земство вело свои дела под наблюдением и по указаниям воеводы; земский староста вечно на посылках у воеводы и лишь изредка решается вступаться за свой мир против его распоряжений, заявляет протест, идет на воеводский двор "лаять" воеводу, выражаясь языком тогдашней земской оппозиции. Из такого отношения земского управления к приказному развились чрезвычайные злоупотребления. Воеводское кормление часто вело к разорению земских миров.

    Правительство, не прибегая к радикальным мерам, старалось по возможности устранить или ослабить это зло, изыскивая разные к тому средства, назначало на должности по указанию мира или предоставляло миру выбирать должностных приказных лиц, воеводские дела поручало выборным губным старостам, грозило в указах и в Уложении строгими взысканиями за неправый суд, дозволяло тяжущимся заявлять подозрение на своего воеводу, предоставляя им в таком случае переносить свое дело на решение к воеводе соседнего уезда. При царе Алексее запрещено было назначать дворян воеводами в города, где у них были вотчины или поместья. Неоднократно запрещаемы были всякие денежные и натуральные кормы для воевод под угрозой взыскать взятое вдвое. Так централизация местного управления уронила земские учреждения, исказила их первоначальный характер, лишила их самостоятельности, не уменьшив их обязанностей и ответственности.

    В связи с увеличением потребности в подьяческих кадрах и ограничением социальной базы их комплектования распространяется практика перераспределения подьячих между приказами и приказными избами. Руководящую роль в её осуществлении всё больше приобретает Разрядный приказ. На основании ведущихся там погодных списков московских подьячих судейская коллегия намечала конкретные кандидатуры на конкретные места. При массовых передвижениях отчётливо прослеживается связь их с изменениями значения того ил иного приказа и с реформами центральных учреждений. Часты и переводы в приказы подьячих из тех городов, которые находились в их, ведении. Это позволяло вводить в состав центральной администрации людей, знакомых с местной спецификой и лично известных приказным судьям.

    Для формирования дьяческой части приказных людей специального законодательства не было. Вопрос о назначении того или иного дьяка каждый раз решался в индивидуальном порядке. Для думных и приказных дьяков основным оформляющим назначение документом был царский указ, записанный в разрядную книгу. При вступлении в должность дьяк приносил присягу. Г.Котошихин писал, что дьяки происходят “из дворян московских, и из городовых, и из гостей, и из подьячих”. В основном в первой половине века, судя по спискам, московский дьячья верхушка комплектовалась из дворян и подьячих. Во второй половине XVII в. из 303 дьяков 256 являлись бывшими подьячими, а остальные были из московского дворянства.

    Отдельно надо сказать о комплектовании приказной верхушки – думных дьяков. По Котошихину, “.. и тех думных дьяков бывает из дворян, и из гостей, и ис подьячих”. Из 23 думных дьяков второй половины века, происхождение которых известно исследователям, приказная служба была наследственной, хотя и с некоторыми отклонениями, для 15, т.е. для большинства. Это позволяет говорить о превращении думного дьячества в группу, формирующуюся главным образом на базе сложившихся к середине века приказных фамилий. Это было прямым путём к слиянию с дворянскими кругами, что повышало престижность положения думного дьячества.



    2.     Внутренняя структура государственных учреждений.


    Особенность структуры отдельных приказов определялась их компетенцией и широтой деятельности, с чем были связаны и размеры штатов. Так, наиболее крупное внутреннее деление на столы было присуще в основном только большим учреждениям – Поместному, Разрядному, Казанского дворца и др.. При этом структурное деление происходило в основном по территориальному принципу.

    На протяжении XVII в. в Поместном приказе имелось четыре территориальных стола, хотя состав подведомственных им городов и их названия несколько изменились. В 1627 – 1632 годах в приказе имелись Московский, Рязанский, Псковский и Ярославский столы, с середины же века исчезает Ярославский стол, взамен которого образуется новый Владимирский. В результате перестройки работы приказов в 80-х годах в нем появилось еще три стола, но организованных уже не по территориальному, а по функциональному принципу – Вотчинных дел, “Диких поль” и Приказный.

    Менее устойчивой была структура Разрядного приказа, имевшего в первой половине века четыре стола: два территориальных (Московский и Новгородский) и два функциональных (Денежный и Приказный). Характерно, что и Приказный стол исполнял некоторые территориальные функции, о сущности которых старый подьячий этого стола А.Пиминов писал в 1674 г. : “А в Приказном, государь, столе ведают только один город Козлов с пригороды, да иноземцы, и выходцы, и полоняники, и раненые, и взятые татаровя”. Основной же функцией Приказного стола подьячий считал “по отпискам из иных городов отпуски” ". Во второй половине века в составе Разрядного приказа возник, но просуществовал сравнительно недолго еще один функциональный стол – Хлебный, а в конце 80-х годов был создан новый территориальный Белгородский стол, что было связано с расширением подведомственных Разряду территорий в ходе строительства линий крепостей на юге. Эпизодическим было существование в составе столов Разрядного приказа в 1680 г. Казанского и Смоленского столов ”.

    Немного иначе, в основном по функциональному принципу складывалась структура приказа Казанского дворца. В 1629 г. находим в нем три функциональных стола (Денежный, Разрядный и Поместный), а также один территориальный (Сибирский). На основе выделения последнего в 1637 г. был образован самостоятельный Сибирский приказ, в котором к концу XVII ,в. появляются территориальные Тобольский, Томский и Ленский столы. Кроме того, при приказе в качестве подчиненного учреждения существовала Скорняжная палата, или приказ Купецких дел.

    По-видимому, в основном по функциональному признаку был организован приказ Большой казны, где в 1683 г. существовал Доимочный стол. Бывали случаи, когда тому или иному приказу передавались функции другого учреждения, что приводило к выделению в его составе особого стола.

    Столы, в свою очередь, делились на повытья, создававшиеся также в основном по территориальному признаку. Повытья в составе столов не были устойчивыми структурными единицами и, как правило, не носили определенных названий. Иногда они получали порядковый номер (повытье первое, второе и т. д.) или наименование по фамилии стоявшего во главе их подьячего. В Поместном приказе деление столов на повытья было законодательно оформлено в 1686/87 г. Разделение коснулось только территориальных столов и было также территориальным. Всего в приказе в конце века насчитывалось 31 повытье, от 6 до 10 ,в каждом столе.

    В столах Разрядного приказа, основанных по функциональному принципу, иногда выделялись отдельные повытья территориального характера. Так, в Я0 – 70-х годах в составе Хлебного стола находилось Киевское повытье.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.