МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История политических партий

    Муравьев полагал, что военная революция приведет к отмене крепостного права, равенству всех перед законом, свободе печати и к прочим благам.

    53. Взгляды Ш. Фурье на государство и право

    Для Фурье (1772-1837гг) политика и политическая деятельность представлялись бесполезным занятием. Он гордился тем, что обнаружил аналогию 4-х движений (материального, органического, животного, социального) и выявил их основу -всеобщий закон тяготениями притяжения В обществе эти_законы действуют через игру многообразных людских страстен, заложенных богом с целью обеспечения людей свободой их удовлетворять Вскрыть, описать и классифицировать эти страсти - значит наметить единственный путь радикального исправления общества, найти верное средство, способное обеспечить введение нового социального порядка Его приход близится, само поступательное движение истории подводит к нему Первая из четырех фаз близится к концу и завершается периодом цивилизации, который несет возможность гармоничного существования людей Не подготовка необходимой посылки для этого (материальной, духовной, социальной) есть движение цивилизации вспять Прежние достижения, приносившие пользу, обращаются во вред (тирания феодалов меняется тиранией собственников-капиталистов) Каждый индивид оказывается в состоянии войны с коллективом При строе цивилизации бедность рождается из изобилия

    Он критиковал современную систему буржуазного общества «Современное государство всегда стояло _на стороне богатых и защищало их господствующее положение Бедные классы совершенно оттеснены от властиасти Государство сурово относится к бедным и идет на поводу у богатых» Характерным признаком цивилизации является тирания индивидуальной собственности над массой Провозглашенные в различных декларациях права и свободы, для большинства остаются пышными фразами на бумаге Он считает, что_общество должно в первую очередь официально признавать право на труд, который не осуществляется при цивилизации, но без которого ничего не стоят остальные права

    Критикуя существующий строй, он пытается определить способ избавления от него Революцию он отвергал Считал, что ни народный суверенитет, ни всеобщее избирательное право не изменят жалкого состояния народа Оно изменится, если в основе общества будут стоять производственно- потребительские товарищества, в которые будут входить члены различных социальных групп Ячейкой ассоциативного строя станет фаланга (коллектив примерно из 1600 человек) Сеть фаланг принципиально независимых и самовладеющих покроет все страны Фаланги наследуют частную собственность, сохраняют имущественное неравенство Однако формы труда, обслуживания и воспитания таковы, что позволяет членам фаланг умножить общественное богатство до колоссальных размеров, постепенно стереть классовый антагонизм, зажить дружно и свободно

    Личная свобода каждого - первая заповедь существования фаланги Она не допускает никакого принудительного устава Для Фурье свобода- высшая ценность, чем равенство Фаланги - автономные и не зависящие друг от друга социальные организации Центральная власть и ее аппарат сохранятся в будущем обществе, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность фаланг

    55. Политико-правовые воззрения А. И. Геоиена и Н.Г. Чернышевского

    ГЕРЦЕН (1812-70гг.) разрабатывал основы теории русского социализма. Главным для Герцена был поиск методов -соединения абстрактных идей социализма с реалиями общественных отношений. В 50-х гг. он пришел к решению о возможности соединения всего этого в России. Так как в крестьянском мире содержится 3 элемента, позволяющих провести экономический переворот,-ведущий к социализму.

    1)    право каждого на землю-

    2)    обширное владение ею

    3)   мирское управление

    Эти элементы препятствуют развитию сельского пролетариата, и дают возможность миновать стадию капиталистического развития. В 50-х гг. Герцен основывает в Лондоне типографию и выпускает газету «Колокол» нелегально ввозившуюся в Россию. По мнению Герцена, отмена крпостного права при сохранении общины даст возможность избежать опыта капиталистически развивающегося запада и прямо перейти к социализму. Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но не главной ячейкой будущего общественного устройства. Ее глав недостаток он видел в поглощении личности общиной. Главная задача состоит в соединении прав личности с общинным устройством.

    Герцен уделял внимание способу осуществления социальной революции В его произведениях немало суждений о неизбежном насильственном низвержении капитала, но он не являлся сторонником обязательного насилия В период подготовки крестьянской реформы в колоколе высказывал надежд на отмену крепостного права правительством на выгодных условиях для крестьян. Эти надежды на мирное решение крестьянского вопроса вызвали возражение других революционных социалистов. Но Герцен отвечал, что «нужно призыв не к топору а к метле чтоб вымести сор из избы»

    Герцен разрабатывал идею избрания и созыва Великого собора- учредит собрания для отмены крепостного права, узаконения пропаганды социалистических идей, борьбы с самодержавием Эта идея стала частью идеологии России. Герцен обращал особое внимание на международное соединение работников (интернационал) как первый всход будущего экономического устройства.

    В теории русского социализма- Герцена проблемы государства и права рассматриваются как второстепенные, подчиняющиеся экономической и социальной проблемам Он писал что «государство, как и рабство, идет к свободе, к самоуничтожению. Будущее общества- союз объединений самоуправляющих общин.

    ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889гг.) один из руководителей журнала «Современник» В нем он посвятил ряд статей изложению идеи перехода к социализму через крест общину В статье «Критика философских предубеждений против общинного владения» он стремится доказать на основе гегелевского закона отрицания необходимость сохранения общины и ее развития в более высокую организацию.

    В статье «Капитал и труд»-излагает план организации производственных товариществ при помощи ссуды от правительства, назначающей на 1 год опытного директора. Герцен назвал Чернышевского представителем теории «чисто западного социализма» т.к. он ссылался на идеи Фурье, Прудона, Луи Блана Однако стержнем его теории является идея общинного социализма в России.

    Основная идея Чернышевского - развитие общинного землевладения в общинное производство, а затем и потребление. Он считал наиболее желательным изменение гражданских учреждений посредством реформ, но для России считал реформы невозможными т.к. самодержавие когда-то породило крепостничество, а теперь пытается лишь изменить его форму, сохранив сущность В публицистических изданиях он вел антиправительственную пропаганду, использую эзопов язык, намеки, исторические параллели. Об устройстве власти, которая свергнет самодержавие говорилось в прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней одобряются страны, в которых народный староста (президент) избирается на срок, а также царства, где царь не смеет ничего сделать без народа и всему народу оказывает послушание. Необходимость государства, по мнению Чернышевского, порождена конфликтом, обусловленным несоответствием между уровнем производства и потребностей люд. В результате роста производства и перехода к распределению по потребностям исчез конфликт между людьми, а тем самым надобность в государстве. После длительного перехода общество сложится в федерацию, основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин, промышленно-земледельческих объединений, фабрик перешедших в собственность рабочих. Он в статье «Экономическая деятельность и законодательство» критикуя теорию буржуазного либерализма, доказывает, что невмешательство государства в экономическую деятельность обеспечивается только заменой частнособственнического строя общинным владением

    В «Современнике» критиковались западноевропейские либеральные теории и развивающийся конституционализм Ссылаясь на экономическую зависимость, он утверждал, что нрава и свободы, провозглашенные западом, являются обманом.

    56. Проблемы государства и права в социологии О. Конта

    От либеральных концепций государства и права сильно отличается политико-правовая теория основателя позитивизма Огюста Конта.

    Опост Конт (1798-1857) родился и жил во Франции, учился в лицее, затем в Высшей политехническои школе С 1818 по 1824 г. Конт был секретарем Сен-Симона. Преподавал математику, астрономию, физику, механику и ряд других наук

    Позитивизм Конта стал отражением заметных успехов науки в Европе. Конт утверждал, что положительное знание дается не спорами и домыслами о Боге, природе, духе и материи, а только опытом и наблюдением Наука должна изучать факты, закономерности, их связи и отношения. "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".

    Он-утвёрждал, что социальная функция науки - предвидение будущего. Это утверждение он более всего относил к социологии (социальной физике), созданной им науке об обществе. В центре внимания Конта стоит общество как ррганическое целое; взаимосвязь людей и социальных групп -понимается им как солидарность сотрудничество,-

    Социология Конта представлена в трех разделах: учение об условиях существования общества, учение об изменении социальных систем, программа социального действия. Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде- социальной физики", он называет "социальной статикой". В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную " субстанцию " социума.

    Его социально-политическое учение занимало как бы промежуточное положение между социализмом и буржуазными теориями. Взгляды Конта на право и на права личности весьма своеобразны: он отвергает и то, и другое. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанным на. богоустановленности власти. Копт считает, что свойственное либерализму понятие прав личности противопоставляет носителя права другим людям, способствует замыканию людей в границах узкого эгоизма.

    Конт не был сторонником революционного низвержения современного, ему общества, считал частную собственность общественно полезной, а деление промышленного класса на капиталистов и пролетариев - естественным и необходимым. Но он сторонник общества, заменяющего индивидуализм - социальностью, беспорядочность производства - регулируемой экономикой, военный быт - промышленным, колониальную систему и войны - содружеством равноправных народов.

    При всей своей гениальности Конт не создал политико-правовую программу, способную стать идейной основой широких массовых движений и политических партий. Влияние позитивизма свелось к глубокому и долговременному воздействию на науку.

    59. Вопросы государства и права в «Манифесте Коммунистической партии»

    В "Манифесте коммунистической партии" изложена программа пролетарской революции' «Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии»

    Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать, у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в „руках, государства, те пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил

    Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения". Там же перечислены конкретные мероприятия, необходимые для переворота во всем способе производства (отмена права наследования, высокий прогрессивный налог, конфискация имущества эмигрантов и мятежников, монополизация государственного банка, подчинение производства плану, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия, и др.).

    В начале 50-х гг. Маркс назвал политическую власть рабочего класса диктатурой пролетариата, ссылаясь на О Бланки. "Этот социализм, — писал Маркс о революционном коммунизме Бланки, — есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще"

    Об идее диктатуры пролетариата Маркс и Энгельс потом писали неоднократно Существенные новшества, внесенные ими в эту идею, состояли в следующем. В работе "Критика Готского программы" (1875 г) Маркс рассматривал две фазы коммунистического общества, на первой из которых "в обществе, основанном на началах коллективизма, сохранится "узкий горизонт буржуазногоправа" в связи с распределением по труду. На второй, высшей, фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения "по потребностям", отпадет надобность в праве и государстве Упоминание в этой работе и о диктатуре пролетариата, и о "будущей государственности коммунистического общества" впоследствии создало ряд тео­ретических неясностей об исторических рамках диктатуры пролетариата и даже породило идею "общенародного государства", против которой Маркс энергично возражал в той же самой работе

    Другие дополнения и уточнения идей коммунистической революции и диктатуры пролетариата состояли в суждениях^) темпах и формах развития революции. В 70-е ггГ~Маркс говорил о возможности мирного, ненасильственного развития пролетарской революции в Англии и США (предположительно сказано о Голландий)", где не было развитого военно-бюрократического аппарата исполнительной власти Энгельс в 90-е гг писал, что можно "представить себе" (чисто теоретически) мирное осуществление требований социалистической партии в демократических республиках (Франция, Аме­рика) или в таких монархиях, как Англия.

    Мысли о возможности "легальной" пролетарской революции подробно изложены в последней работе Ф Энгельса — во "Введении" к "Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г" К Маркса, переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г. Отнюдь не отвергая возможности в будущем уличных боев пролетариата и протестуя против сокращения рассуждений об "уличных боях" в своем "Введении", опубликованном в газете "Форвертс", Энгельс пишет об успехах германской социал-демократии на выборах и замечает, что буржуазия и правительство стали бояться легальной деятельности рабочей партии больше, чем нелегальной, успехов на выборах гораздо больше, чем успехов восстания Ссылаясь на результаты выборов в ландтаги, в муниципальные советы, в промысловые суды, Энгельс отмечал, что в государственных учреждениях, в которых буржуазия организует свое господство, есть вообще много такого, чем может воспользоваться рабочий класс для борьбы против этих самых учреждений. Использование рабочим классом представительных учреждений и всеобщею избирательного права для борьбы против буржуазии тем более необходимо, считал Энгельс, что темп развития социальной революции оказался не таким, каким виделся в 1848 г, — история свидетельствовала что тогдашний уровень экономического развития был недостаточен для устранения капиталистического способа производства Мощная армия пролетариата еще и теперь (в 1895 г), писал Энгельс, далека от того, чтобы добиться победы одним великим ударом — она принуждена медленно пробиваться вперед, упорной борьбой отстаивая позицию за позицией Использование всеобщего избирательного права и экономический переворот откроют широким массам рабочих путь к политическому господству

    В ряде работ Маркс и Энгельс одобряли Парижскую коммуну 1871 г В работе "Гражданская война во Франции" Маркс высоко оценивал мероприятия Парижской коммуны Отмечая ряд особенностей Коммуны Парижа, свойственных ей как традиционному органу городского самоуправления (право отзыва депутатов, их обязанность отчитываться перед избирателями, выборность и сменяемость всех должностных лиц, соединение в Совете коммуны законодательных и исполнительных функций и др), Маркс писал, что "Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией .. Она была, по сути дела, правительством рабочего класса Она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда"

    Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим государство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставившим задачу отправить в будущем обществе государство "в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором"

    Маркс и Энгельс разрабатывали и распространяли свою теорию в бескомпромиссной и жестокой борьбе с другими социалистическими и коммунистическими учениями Большая часть их произведений носит острополемическип характер, посвящена разоблачению буржуазной или мелкобуожуазной_сущности иных социалистических и коммунистических теорий

    того -времени. Уже в книге "Нищета философии" крайне, резко критикуется доктрина Прудона, в "Манифесте коммунистической партии" все вообще социалистические и коммунистические теории той эпохи отвергаются как реакционные буржуазные, мелкобуржуазные, феодальные утопичеекие и т.п. Активное неприятие и предвзято критический настрой, ко-всем, другим идеям и теориям опирались на незыблемую уверенность в научности собственной доктрины. Авторы "Манифеста коммунистической партии" открыто притязали на то, что только у них в теоретическом отношении "перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского

    движения

    Однако марксизм, несмотря на все разногласия и расколы его сторонников, избежал судьбы доктринерских и догматических теорий первой половины XIX в., ставших достоянием узких кружков единомышленников. Распространению марксизма и становлению его как влиятельного направления политико-правовой идеологии способствовало участие Маркса и Энгельса в деятельности Международного Товарищества Рабочих (Интернационала). Через эту организацию они получили возможность широкого для того времени идейного влияния на растущее рабочее движение, тем более, что еще с "Манифеста коммунистической партии" марксизм был твердо ориентирован не на какую-либо страну или группу стран, а на всемирную пролетарскую революцию. Распространению и росту авторитета марксизма содействовали находившиеся под его прямым или . опосредованным влиянием рабочие партии Германии, после внушительных успехов на выборах в рейхстаг получившие официальное признание. Марксистские идеи были популярны среди социалистов ряда стран Европы, причем Рабочая партия Франции с самого начала была создана на основе программы^ составленной Марксом совместно с социалистами Ж. Гедом и П. Лафаргом. Важную роль играло и то обстоятельство, что в политической жизни Западной Европы марксизм выступал в окаймлении социал-демократических идей. Суть дела в том, что партии, поддерживавшие марксистскую критику капитализма, соединяли ее с идеями социальной демократии и боролись за практическое улучшение жизни наемных рабочих не в далеком будущем (после победы коммунистической революции), а уже в современном им обществе, при капитализме.

    "Манифест коммунистической партии" не утратил значения программного документа, однако стремление сторонников марксизма опереться на социал-демократическое движение привело к тому, что марксистскую теорию стали называть «научным социализмом».

    60. Развитие марксистского учения о государстве и праве в труде Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства"

    Как подчёркивает Ф. Энгельс в предисловии к своей работе, "определяющим моментом в истории является, в конечном счёте, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Оно двояко - производство средств к жизни и производство самого человека".

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.