|
|||||||||||||||
Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали». Демократия: 1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество. 2) к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно. Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и, одновременно, грамотна. Два вида справедливости: - уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами, - распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково).
Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный) Основные принципы организации жизни общин:1) общность имущества, 2) обязательность труда для всех, 3) равенство, 4) отсутствие духовенства и культов, 5) осуждение богатства. Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»: «относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе». Два аспекта: 1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам, 2) каким судом судите – таким судимы будете.
Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле». 1) человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость), 2) человек живет по божественной воле. Государство и город – синонимы. Идея 1: те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе. Идея 2: насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших овец). Идея 3: концепция «как спастись от греха». Различие между проступком и преступлением: «Если страсть губит душу и тело, то это проступок, если действует во вред другому – это преступление».
Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе. Основное произведение – «Сумма теологии». Признан официальным теологом католической церкви. В Библии – вся власть от бога. Выделение трех элементов государственной власти: 1) Сущность (откуда берется власть) – власть от бога. 2) Происхождение власти: по наследству или силой. 3) Использование власти: a. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой власти необходимо подчиняться, b. если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание. «Возможно, тиран послан народу за его грехи». Субординация законов: 1) Вечный закон – закон мироздания, «божественный разум». 2) Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины). 3) Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них: a. записаны (тогда как естественные законы не записаны), b. предусматривают наказание за нарушение. 4) Божественный закон – Библия. Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками: еретики подрывают основы жизни. Средневековая ересь о праве и государстве. Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви. Два вида ереси: 1) плебейская (крестьянско-плебейская) ересь: a. требует социального и имущественного равенства, b. требует ликвидации церковной организации и духовенства. Представители плебейской ереси – «богомилы»???. Помещики – слуги дьявола. 2) бюргерская ересь: a. требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов), b. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10 часть отдают церкви). Политико-правовое учение Никколы Макиавелли. Основное произведение – «Государь». Основные идеи: 1) выделил политику как особую сферу человеческой жизни, в которой действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей), 2) отделил политику от религии и морали (против католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой). 3) советы государю: a. государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказания проводить разом, b. государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково), c. дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручать подданным, d. государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше убить, чем грозить». Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла). Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия. Жанр – утопический социализм. Утопия – несбыточное (ни где я ????), блаженная страна. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии. Материальное развитие вредит духовному. Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей». Государство ответственно за своих подданных. Государство – орудие для угнетения бедных. Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получить образование). Основные идеи: 1) общественная собственность, 2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа), 3) все должны приносить пользу обществу, 4) общественная трапеза, 5) законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентация семейно-брачных отношений, 6) против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу. Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться порохом. Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк) Права, которыми люди обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет позитивными правами. Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище). 1) человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела, 2) законов должно быть как можно меньше. Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен». Для защиты собственности своей – договориться о создании государства. Государство – это сторож. Идеи либерализма. Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений). Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителем собственности. Различия в подходах: - Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских), - Локк – договор от определенных, оговоренных рисков. Классическая теория демократии. Монтескье: «О духе законов». Есть буква законов и дух законов. На дух законов влияют: - физический фактор (климат, территория и т.д.), - моральный фактор (обычаи, религия, политический режим). Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Разработал теорию сдержек и противовесов: ни одна ветвь власти не имеет права заменить закон, предложенный другой ветвью власти. Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека: 1) отметил опасность свободе человека со стороны уголовного законодательства, 2) недопустимость оскорбления естества человека при наказании, 3) недопустимость наказания за помыслы, 4) о нескромных словах. Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат». 1) государство – результат компромисса между страстями и разумом людей, 2) законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и монарх – тоже), 3) нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, ни страхом наказания. |
Приглашения09.12.2013 - 16.12.2013 Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»09.12.2013 - 16.12.2013 Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»
|
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.