Монголо-татарское нашествие, суть ордынского ига и его влияние на судьбу Руси
Под влиянием специфически азиатских правовых норм и способов
наказания у русских размывалось традиционное, ещё родоплеменное представление о
карающей власти общества («поток и разграбление», «кровная месть») и
ограниченности княжеского права наказывать людей (предпочтение «виры», штрафы).
Карающей силой стало не общество, а государство в виде палача. Именно в это
время Русь узнала «китайские казни»-- кнут («торговую казнь»), отрезание
частей лица (носа, ушей), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно
новое отношение к человеку по сравнению с Х веком, временем Владимира
Святославовича.
В условиях ига исчезло представление о необходимости баланса прав и
обязанностей. Обязанности пот отношению к монголам исполнялись независимо от
того, давало ли это какие-нибудь права. Это коренным образом расходилось с
сословной моралью Запада, усвоенной Киевской Русью, где обязанности были
следствием определённых прав, предоставленных человеку. В России ценность
власти стала выше, чем ценность права (до сих пор мы это наблюдаем!). Власть
подчиняла себе понятия права, собственности, чести, достоинства.
В это же время происходит ограничение прав женщин, характерное для
восточного патриархального общества. Если на Западе процветал средневековый
культ женщины, рыцарский обычай поклоняться некоей Прекрасной Даме, то на Руси
девушек запирали в высокие терема, оберегали от общения с мужчинами, замужние
женщины должны были определённым образом одеваться (обязательно носить платок),
были ограничены в имущественных правах, в быту.
Вместе с тем русский народ остро чувствовал несправедливость всего
происходящего. Агрессия с Востока и Запада, заставляла винить во всём
иностранцев «нехристей». У русских в условиях ордынского ига и неприязненного
отношения католического Запада развивалась национальная ограниченность,
ощущение только себя истинным христианским, православным народом. Церковь
оставалась единственным общенациональным общественным институтом. Поэтому
единство нации основывалось на осознании принадлежности к единой вере, идее
богоизбранности русского народа. В последующем это проявится в теории
«Москва-третий Рим».
Зависимость от монголов, широкие торговые и политические связи с
Золотой Ордой и другими восточными дворами приводили к бракам русских князей с
« татарскими царевнами», стремлению подражать обычаям ханского двора. Всё это
порождало заимствование восточных обычаев, распространявшихся от верхов
общества до низов.
Постепенно русские земли не только в политическом, но до определённой
степени и в культурном отношении становились частью Великой Степи. По крайней
мере у европейцев, вновь познакомившихся с бытом Руси в ХV-ХVII
веках, было много оснований именовать эту землю «Татарией». Из-за разницы в темпе
и направлении общественного развития в жизни Руси и Западной Европы, имевших в
Х-ХII веках сходные формы, к ХIV-ХV векам
возникли качественные различия.
Выбор Востока в качестве объекта взаимодействия для Руси оказался
довольно устойчивым. Он проявился не только в приспособлении к восточным формам
государства, общества, культуры в ХIII-ХV веках, но и в направлении экспансии
централизованного государства русского в ХVI-ХVII веках. Даже в ХVIII веке, когда, главным
стало взаимодействие России и Запада, Европы, европейцы отмечали склонность
России давать восточные «ответы» на «вопросы» Запада, что сказалось в усилении
самодержавия и крепостничества как основ европеизации страны31.
V.
Дискуссия о степени влияния монгольского (ордынского) ига на развитие, судьбу
России.
В науке споры—обычное дело. Собственно без них и не было бы науки. В
исторической науке споры зачастую бывают бесконечными. Таковой является и
дискуссия о степени влияния монгольского (ордынского) ига на развитие России на
протяжении более двух столетий. Одно время—в ХIХ веке—было принято даже
не замечать этого воздействия.
Наоборот, в исторической науке, а также публицистике последних
десятилетий считается, что иго стало поворотным пунктом во всех сферах
общественной жизни, более всего в политической, поскольку было остановлено
движение к единому государству по образцу западноевропейских стран, а также в
общественном сознании, сформировавшим, вследствие ига, душу русского человека,
как душу раба32.
Сторонники традиционной точки зрения, а это историки дореволюционной
России, историки советского периода и многие современные историки, писатели и
публицисты, т.е. фактическое значительное большинство крайне негативно
оценивают воздействие ига на самые различные стороны жизни Руси. Происходило
массовое перемещение населения, а с ним и земледельческой культуры на запад и
северо-запад, на менее удобные территории с менее благоприятным климатом. Резко
снизилась политическая и социальная роль городов. Усилилась власть князей над
населением. Произошла и определённая переориентация политики русских князей на
восток. Сегодня не модно, а зачастую считается неуместным цитировать классиков
марксизма, но, на мой взгляд, иногда стоит. По словам Карла Маркса «
монгольское иго не только подавляло, но оскорбляло и иссушало саму душу народа,
ставшего его жертвой»33.
Собственно и я в своей работе придерживаюсь традиционной точки зрения.
Но есть и другая, прямо противоположная точка зрения на рассматриваемую
проблему. Она рассматривает вторжение монголов не как завоевание, а как
«великий кавалерийский рейд» (разрушались только те города, которые, стояли на
пути войска; гарнизонов монголы не оставляли; постоянной власти не установили;
с окончанием похода Батый ушёл на Волгу).
В конце ХIХ- начале ХХ века в России появилась новая
культурно-историософская (историософия-- философия истории) и геополитическая
теория—евразийство. Среди многих других положений, совершенно новой,
чрезвычайно непривычной, а зачастую шокирующей была трактовка теоретиками евразийства
(Г.В.Вернадским, П.Н.Савицким, Н.С.Трубецким) древнерусской истории и так
называемого « татарского» периода отечественной истории. Чтобы понять суть их
высказываний, нужно вникнуть в суть идеи евразийства.
«Евразийская идея» базируется на принципе единства «почвы»
(территории) и утверждает самобытность и самодостаточность славяно-тюркской
цивилизации, сложившейся в рамках сначала Золотой орды, затем Российской
империи, впоследствии СССР. И сегодня, нынешнее руководство России, испытывая
огромные трудности в управлении страной, в которой рядом православные и
мусульмане, причём имеющие свои государственные образования (Татарстан,
Башкортостан, Ингушетия, наконец, Чечня (Ичкерия)) объективно заинтересовано в
распространении идеи евразийства.
По мнению теоретиков евразийства, вопреки традиции отечественной
исторической науки видеть в монгольском иге только лишь «угнетение русского
народа баскаками поганых», евразийцы усматривали в данном факте российской
истории в значительной мере положительный итог.
«Без «татарщины» не было бы России»-- писал П.Н.Савицкий в работе «Степь
и оседлость».В ХI—первой половине ХIII веков культурное и политическое
измельчание Киевской Руси ни к чему иному, как к чужеземному игу привести не
могло. Велико счастье России, что она досталась татарам… Татары не изменили
духовного существа России, но в отличном для них в эту эпоху качестве
создателей государств, милитарно-организующейся силы они, несомненно, повлияли
на Русь».
Другой евразиец С.Г.Пушкарёв писал: «татары не только не обнаруживали
систематических устремлений к уничтожению русской веры и народности, но
наоборот, проявляя полную веротерпимость, ханы монгольские выдавали ярлыки
русским митрополитам на охрану прав и преимуществ русской церкви»34.
Развивая эту свою мысль, С.Г.Пушкарёв противопоставлял «татарской
нейтральной среде» романо-германский «Дранг нах Остен», в результате которого
«прибалтийские и полабские славяне исчезли с лица земли»35.
Данное преимущество Востока над Западом оценили многие русские государственные
деятели того времени. В качестве яркого примера «древнерусского евразийца»
Г.В.Вернадский приводил Александра Невского (причисленного, кстати, Русской
Православной церковью к лику святых). В противоположность связавшему себя с
Западом Даниилу Галицкому Александр Невский, « с гораздо меньшими историческими
данными добился гораздо более прочных политических результатов. Князь Александр
Ярославович выделил в монголах дружественную в культурном отношении силу,
которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую самобытность от
латинского Запада»36 - так оценивал
Г.В.Вернадский «восточническую» ориентацию Александра Невского и его ставку на
Орду.
Мысль Г.В.Вернадского углубил другой евразийский историк—Борис
Ширяев. В одной из своих статей он приходит к выводу, «что монгольское иго
вызвало русский народ из провинциализма исторического бытия мелких разрозненных
племенных и городских княжеств так называемого удельного периода на широкую
дорогу государственности». «В этой промежуточной эпохе и кроется генезис
русской государственности»37—
констатировал он.
Известный эмигрантский историк и этнограф калмыцкого происхождения
Э.Д.Хара-Даван полагал, что именно в эти годы были заложены основы российской
политической культуры, что монголы дали покорённым русским землям «основные
элементы будущей московской государственности: самодержавие (ханат),
централизм, крепостничество»38. Кроме
того «влиянием монгольского владычества русские княжества и племена были слиты
воедино, образовав сначала Московское царство, а впоследствии Российскую
империю»39.
Традиционная для России персонификация верховной власти также уходит
в эту эпоху.
Монгольское владычество сделало московского государя абсолютным
самодержцем, а его подданных—крепостными. И если Чингисхан и его преемники управляли
именем Вечного Синего Неба, то русский царь самодержец управлял подвластными
ему как Помазанник Божий. В результате монгольское завоевание способствовало
превращению России городской и вечевой в Россию сельскую и княжескую/от автора:
с современных позиций всё это выглядит печально, но…\
Таким образом, по мнению евразийцев «монголы дали России свойство
организовываться военно, создавать государственно-принудительный центр, достигать
устойчивости…становиться могущественной «ордой»40.
Кроме того, в период ХIII-ХV веков, отмечали евразийские авторы на
территории России за счёт привнесения тюркского элемента в русскую (славянскую)
культуру в целом сложился определённо новый этнотип, заложивший основы
психологии русского человека41. Так,
князь Н.С.Трубецкой полагал, что «тюрк любит симметрию. Ясность и устойчивое
равновесие; но любит, чтобы всё это было уже дано, а не задано, чтобы это
определяло по инерции его мысли, поступки и образ мыслей»42.
Такая психика сообщает нации «культурную устойчивость и силу,
утверждает культурно-историческую преемственность и создаёт условия экономии
национальных сил, благоприятствующих всякому строительству»43. Влившись во время монгольского ига в
славянскую стихию эти тюркские черты русской народной психики обусловили и
прочность московского государства («не ладно скроенного, но крепко сшитого»), и
то «бытовое исповедничество, ту пропитанность культуры и быта религией, которые
были следствием особых свойств древнерусского благочестия». Правда, по мнению
евразийского теоретика, оборотной стороной этих черт была «чрезмерная
неповоротливость и бездеятельность теоретического мышления».
По мнению евразийцев, русское религиозное сознание получило значительную
«подпитку» с Востока. Так, Э.Д.Хара-Даван писал, что «русское богоискательство»;
«сектантство», паломничество к святым местам с готовностью на жертвы и муки
ради духовного горения могла быть только с Востока, потому что на Западе
религия не влияет на жизнь и не трогает сердца и души своих последователей, ибо
они всецело и без остатка поглощены только своей материальной культурой»44.
Но не только в укреплении духа виделась евразийцам заслуга монголов.
На их взгляд с Востока Русь заимствовала также черты воинской доблести
монгольских завоевателей: «храбрость, выносливость в преодолении препятствий на
войне, любовь к дисциплине». Всё это «дало русским возможность создать Великую
Российскую империю после монгольской школы»45.
Дальнейшее развитие отечественной истории виделось евразийцам
следующим образом.
Постепенное разложение, а затем и падение Золотой Орды приводят к
тому, что её традиции подхватывают окрепшие русские земли, и империя Чингисхана
возрождается в новом обличье Московского царства. После относительно лёгкого
покорения Казани, Астрахани и Сибири империя практически восстанавливается в
прежних границах.
Одновременно с этим происходит мирное проникновение русского элемента
в восточную среду и восточного—в русскую, цементируя, таким образом,
интеграционные процессы. Как отмечал Б.Ширяев: «Русское государство, не
поступаясь своим основным принципом—православной бытовой религиозностью,
начинает применять к покорённым татарскими ханствами испытанный им на себе
чингисхановский метод веротерпимости. Этот приём связал оба народа»46.
Таким образом, период ХVI-ХVII вв. рассматривается евразийцами как эпоха
лучшего выражения евразийской государственности.
Евразийская теория взаимоотношений русских и монголов (тюрков)
вызвала бурную полемику в среде русских эмигрантских историков. Большинство из
них, воспитанных на классических трудах русской исторической школы, не
принимали данной трактовки и, прежде всего концепции монгольского влияния на
русскую историю. Да и среди евразийцев единства не было. Так, например, видный
евразиец Я.Д.Садовский в своём письме П.Н.Савицкому резко критиковал книгу «Наследие
Чингисхана в русской империи», вышедшую в 1925 году за «восхваление гнуснейшего
и подлейшего рабства у татар»47.
Подобной позиции придерживался и другой видный евразийский теоретик—М.
Шахматов.
« Что уж говорить о противниках евразийства вообще». Так П.Н.Милюков
противопоставлял аргументации евразийцев свои тезисы об «отсутствии
евразийской культуры, общей русским с монголами» и «отсутствии какого-нибудь
значительного родства восточного степного быта с оседлым русским»48. «Апофеоз татарщины» усматривал в евразийской
теории видный либеральный историк А.А.Кизеветтер. «Дмитрий Донской и Сергий
Радонежский с точки зрения правоверного евразийца должны быть признаны
изменниками национальному призванию России»49 -
иронизировал он.
Так или иначе, но несмотря на определённый радикализм и субъективизм,
евразийство ценно тем, что в нём дана новая, по сути трактовка взаимоотношений
России как с Западом, так и с Востоком. А это, в свою очередь, обогатило теоретическую
базу исторической науки.
Идеи евразийцев во II половине ХХ века развил известный учёный Лев
Николаевич Гумилёв и другие его последователи. Вот как Л.Н.Гумилёв писал по
этому вопросу:
«…Причём целью этого набега было не завоевание Руси, а война с
половцами. Так как половцы крепко удерживали линию между Доном и Волгой, то
монголы применили известный тактический приём дальнего обхода: совершили
«кавалерийский рейд» через Рязанское, Владимирское княжества. А впоследствии
великий князь Владимирский (1252-1263) Александр Невский заключил
обоюдовыгодный союз с Батыем: Александр нашёл союзника для противостояния
немецкой агрессии, а Батый—чтобы выйти победителем в борьбе с великим ханом
Гуюком (Александр Невский предоставил в распоряжение Батыя войско, состоящее из
русских и аланов).
Союз существовал до тех пор, пока был выгоден и необходим обеим
сторонам (Л.Н.Гумилёв)50. Об этом же
пишет и А.Головатенко: «…Русские князья нередко и сами обращались в Орду за
помощью и даже не видели ничего зазорного в том, чтобы использовать
монголо-татарские отряды в борьбе с конкурентами. Так…Александр Невский при
поддержке ордынской конницы изгнал своего брата Андрея из
Владимиро-Суздальского княжества (1252). Через восемь лет Александр вновь
воспользовался помощью татар, оказав им ответную услугу. Авторитетный князь
способствовал проведению переписи в Новгороде (подобные переписи во всех
ордынских владениях служили основанием для обложения податями); ордынцы же
помогли Александру Невскому сделать сына (Дмитрия Александровича) новгородским
князем.
Сотрудничество с монголами казалось князьям Северо-Восточной Руси
столь же естественным средством достижения или упрочнения власти, как союзные
отношения с половцами—южно-русским князьям ХII века»51.
Думается,
стоит прислушаться в этой дискуссии к спокойному и взвешенному мнению
известного советского историка Н.Я.Эйдельмана:
«Невозможно, конечно согласиться с парадоксальным мнением Л.Н.Гумилёва
(и других евразийцев!), будто монгольское иго было лучшим уделом для Руси, ибо,
во-первых, спасло её от ига немецкого, а во-вторых, не могло столь болезненно
затронуть самобытность народа, как это произошло бы при более культурных
немецких захватчиках. Не верю, будто такой эрудит, как Гумилёв, не знает
фактов, которыми его легко оспорить; увлечённый своей теорией, он впадает в
крайность и не замечает, к примеру, что силы «псов—рыцарей» были несравнимо слабее
монгольских; Александр Невский остановил их войском одного княжества. Отнюдь не
восхваляя какое-либо чужеземное владычество вообще, напомню, что монгольское
иго было ужасным; что, прежде всего и более всего оно ударило по древнерусским
городам, великолепным очагам ремесла, культуры…
А ведь именно города были носителями торгового начала, товарности,
будущей буржуазности—пример Европы налицо!
Ни к чему, полагаем, отыскивать положительные стороны такого ига по
сравнению с абстрактным, несуществовавшим и неосуществимым тогда игом немецким.
Прежде всего, потому, что результат прихода Батыя прост и страшен; население,
уменьшившееся в несколько раз; разорение, угнетение, унижение; упадок, как
княжеской власти, так и ростков свободы…
Монголы сломали одну российскую историческую судьбу и стимулировали
другую; то же относится и к другим побеждённым, растёрзанным народам. Однако
здесь—никакого повода для шовинизма; так складывались исторические судьбы.
Завоевав полмира, ордынцы тем самым отравляли собственную цивилизацию,
придавали ей черты неестественности, уродливого паразитизма, загнивания, и
отсюда начался их будущий упадок…»52
Список использованной литературы.
1.Н.М.Карамзин « История государства Российского». Калуга, «Золотая
Аллея» т.т.3,4.1993г.
2.Ключевский В.О. Собрание сочинений т.2.Москва «Мысль».1988г.
3.Нечволодов «Сказание о русской земле»,репринтное издание Уральского
отделения Всесоюзного культурного центра « Русская энциклопедия» книга
2.1991г.
4.Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. «Основа курса
истории России» МГУ им. М.В.Ломоносова, и исторический факультет. Москва,
«Простор». 2002г.
5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений т.3.Москва,1958г.
6.Сандулов Ю.А. и др. «История России. Народ и власть». Санкт-Петербург,
«Лань».1997г.
7. Зуев М.Н. «История России с древнейших времён». Москва,
«Дрофа».1999г.
8.Гумилёв Л.Н. «От Руси к России. Очерки этнической истории». Москва,
«Экономическая Россия».1992г.
9.Ионов И.Н. «Российская цивилизация» 9-начало10вв».Москва, «Просвещение».
10. «История России 9-10вв.» под редакцией М.М.Шумилова, Рябикина
С.П.,5 издание исправленное и дополненное. Санкт-Петербург, «Нива».1997г.
11.Головатенко А. «История России: спорные проблемы». Москва,
«Школа-пресс».
12.Заикин И.А., Почкаев И.Н, «Русская история». Москва, «Мысль».1992г.
13.Валькова В.Г., Валькова О.А., «Правители России». Москва, «Рольф»,
«Айрис-пресс».1999г.
14.Савицкий П.Н. «Степь и осёдлость». Москва-Берлин,1925г.
15.Хара-Даван Э. «Чингисхан как полководец и его наследие».
Элиста,1991г.
16.Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России». «Книга»,1989г.
17.Вернадский Г.В. «Два подвига св. Александра Невского». Евразийский
временник, кн.4. Берлин,1925г.
18.Ширяев Б. «Наднациональное государство на территории Евразии»,
«Евразийская хроника», выпуск 7.Париж,1927г.
19.Пушкарёв С.Г. «Россия и Европа в их историческом прошлом»,
«Евразийская хроника», кн.2. Прага,1925г.
20.Журнал «Родина» №3-4 1997г.
21.Цитата по Гессен С.И. «Евразийство». Современные записи т.23,1925г.
Список использованной литературы, (сноски).
1.
И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев
«Русская история», Москва, «Мысль» 1992г.; стр.104.
2.Цитата по Ян В. «Избранные произведения» т.1,
Москва,1979г.; стр.436.
3.Карамзин Н.М. «История государства Российского» т.4,
Калуга, «Золотая аллея»1993г.; стр.419.
4.Ключевский В.О. «Собрание сочинений» т.2, Москва,
«Мысль»1988г.; стр.20,21,41,45 и т.д.
5.Нечволодов А. «Сказание о русской земле», репринтное
издание Уральского отделения Всесоюзного культурного центра «Русская
энциклопедия», 1991г.; стр.262-269 и др.
6. И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев «Русская история», Москва,
«Мысль»1992г.; стр.103.
7. «История России IХ-ХХ вв.» под редакцией М.М.Шумилова, С.П.
Рябикина, 5-е издание, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, «Нева»1997г.;
стр.34.
8.Журнал «Родина»№3-4 за 1997г., статья Миркасима
Усманова д.и.н. Казанского университета «Соседи называли их татарами» стр.
40-44.
9.Зуев М.Н. «История России с древнейших времён до
конца ХХ века», Москва, «Дрофа»1999г.; стр. 48.
10.Н.М.Карамзин «История государства Российского» т.3
, Калуга, «Золотая радуга»; стр.380-381.
11.Журнал «Родина» №3-4 за 1997г.; стр.39.
12.Н.М.Карамзин, там же, стр.397.
13.Там же, стр. 410.
14.Журнал «Родина» №3-4 за 1997г., статья А.Амелькина
«Когда; «родился» Евпатий Коловрат» стр. 48-52.
15.И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев «Русская история», Москва,
«Мысль»1992г.; стр.115.
16.Там же, стр. 116.
17.ВальковаВ.Г., ВальковаО.А. «Правители России»,
Москва, «Рольф, Айрис пресс» 1999г.; стр.69.
18. «История России IХ-ХХ вв.» под редакцией М.М.Шумилова,
С.П. Рябикина, 5-е издание, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург,
«Нева»1997г.; стр.35.
19.И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев «Русская история», Москва,
«Мысль»1992г.; стр.119.
20.Там же, стр.121 и А.Нечволодов «Сказание о русской
земле», репринтное издание Уральского отделения «Русская энциклопедия»1991г.;
стр.299.
21.Н.М.Карамзин «История государства Российского»,
Калуга, «Золотая аллея» т.4,стр.417 и А.Нечволодов «Сказание о русской земле»,
репринтное издание Уральского отделения «Русская энциклопедия»1991г., книга 2;
стр.300.
22.Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко
Ю.Я. МГУ им. М.В.Ломоносова исторический факультет, Москва, «Простор»2002г.;
стр.70.
23.ПушкинА.С. «Полное собрание сочинений» т.6, Москва,
1958г.; стр.306.
24.Н.М.Карамзин «История государства Российского»,
Калуга, «Золотая аллея»1993г., т.3; стр.396.
25.Например, Сандулов Ю.А. и др. «История России.
Народ и власть», Санкт-Петербург, «Лань»1997г.; стр.171.
26.ИоновИ.Н. «Российская цивилизация IХ-началоХХ
века», Москва, «Просвещение»1994г.; стр.77.
27.ЗуевМ.Н., там же; стр.53.
28.ЗуевМ.Н.,там же; стр.53.
29. «История России IХ-ХХ века» под редакцией
М.М.Шумилова, С.П.Рябикина, 5-е издание, исправленное и дополненное,
Санкт-Петербург, «Нева»1997г.; стр.35.
30.Головатенко А. «История России: спорные проблемы»,
Москва, «Школа-Пресс»1994г.; стр.32.
31. Ионов И.Н., там же, стр.82-84.
32.Сандулов Ю.А. и др. «История России. Народ и
власть», Санкт-Петербург, «Лань»1997г.; 173.
33.Цитата по «История России IХ-ХХ
вв.» под редакцией М.М.Шумилова, С.П.Рябикина, 5-е издание, исправленное и
дополненное, Санкт-Петербург, «Нева»1997г.; стр.36.
34.Пушкарёв С.Г. «Россия и Европа в их историческом
прошлом» , «Евразийская хроника», книга 2, Прага1925г.; стр.12.
35.Там же, стр. 12.
36.Вернадский Г.В. «Два подвига святого Александра
Невского», «Евразийский современник», книга 4, Берлин1925г.; стр.325-327.
37.Ширяев Б. «Национальное государство на территории
Евразии», «Евразийская хроника» выпуск 7, Париж1927г.; стр. 7.
38.Хара-Даван Э. «Чингисхан как полководец и его
наследие», Элиста1991г.; стр.182.
39.Там же, стр. 181.
40.Там же, стр. 202.
41.Журнал «Родина» №3-4, 1997г., А.Шатилов «Пересвет и
Челубей—братья навек»; стр.101.
42.Цитата по Гессен С.И. «Евразийство», «Современные
записки» т.23, 1925г.; стр.502.
43.Там же.
44.Там же.
45.См. Хара-Даван Э., указанное сочинение; стр.195.
46.Там же; стр.199-200.
47.Журнал «Родина» №3-4,1997г.; стр. 55.
48.Там же; стр. 56.
49.Там же; стр. 59.
50.Гумилёв Л.Н. «От Руси к России. Очерки этнической
истории», Москва, «Экопрос»1992г., часть 2 «В союзе с ордой» гл. 1и2;
стр.90-136.
51.Головатенко А. «История России: спорные проблемы»,
издание2, дополненное, Москва, «Школа-Пресс»1994г.; стр.39-40.
52.Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России, «Книга»
1989г.; стр.32-33.
Страницы: 1, 2, 3
|