МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г...

             Мы рассмотрели основные теоретические подходы к проблемам межгосударственной интеграции. Активизация процесса глобализации и интернационализации существующих национальных экономических и политических систем вызвала необходимость концептуального осмысления возникших явлений в международных отношениях. И данный аспект - "интеграция" напрямую влияет на обеспечение безопасности на постсоветском пространстве.

                

     

     

     

     

     

     

     

             ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН



             Мы должны рассмотреть разные определения национальной безопасности, и как эти теории влияют на разработку концепций национальной безопасности.

             По мнению Майкла Роскина и Николаса Берри конец холодной войны снизил проблему безопасности для ведущих мировых держав, но проблема все же остается.

             Для других менее крупных государств по всему миру, проблемы безопасности, на самом деле, стали иметь гораздо более большое значение, вследствие потери супердержавами своего статуса.

              Если США - по причинам экономической слабости, переключения фокуса внимания на отечественные реформы, и/или политике изоляционизма - снизят свою роль мирового лидера, появится многополярная политическая система.

             Согласно, Генри Киссинджера эта многополярная международная система будет напоминать «Концерт Европы» 19-го века, где пять ведущих европейских держав, конкурировали между собой, но отказались от ведения большой войны как инструмента своей национальной политики. Генри Киссинджер. Дипломатия. Ладомир. Москва. 1999. С. 134.

             Тем не менее, в настоящее время, когда ядерное, химическое и биологическое оружие продолжает распространяться, и разного рода конфликты все еще происходят и затрагивают вопросы этнической  и религиозно-политической власти, ресурсов, беженцев, права человека и торговлю, вопрос обеспечения безопасности будет оставаться актуальным.

             Некоторые государства выбирают нейтральную позицию, которая ограничивает их участие в международных конфликтах. Нейтральные страны, такие как Швеция или Швейцария держатся в стороне от спорных вопросов, которые могут вызвать конфликт. Некоторые из них выбирают политику неприсоединения к военным блокам, отказываясь от альянса с более сильной державой.

             Так же как, и нейтральные страны, государства придерживающиеся политики неприсоединения не видят сиюминутной угрозы для своей безопасности.

             На самом деле, в течение периода холодной войны неприсоединившиеся государства были убеждены в том, что присоединение к блоку поставит их в зависимость от того или иного государства, и вследствие этого они потеряют контроль над своей безопасностью.

              Многие неприсоединившиеся страны вступили в региональные международные организации, такие как ОАЕ (Организация Африканского Единства), АСЕАН (Ассоциация Юго-Восточных Азиатских Наций), или Арабскую Лигу, для того чтобы решать вопросы угрожающие национальной безопасности на форумах путем переговоров.

             Многие государства вступают в альянсы, которые появляются и исчезают вместе с угрозой войны, как это было с Организацией Варшавского Договора. Эти страны объединяют ресурсы для наращивания политического и военного веса.

             Также по их мнению, государства используют, по-отдельности или вместе, четыре базовых стратегии для обеспечения безопасности: политика сдерживания или устрашения, дипломатия ослабления напряжения между государствами (Detente Diplomacy), разоружение и оборона.

             Технологии всегда влияли на выбранную стратегию и безопасность нации всегда зависела от типа и уровня военной технологии существующей в данное время. Нужно принять во внимание, тот факт, что взятие Константинополя турками и применение ими пороха и пушек сменило одну эру обеспечения безопасности на другую.

             Географический размер государства и ресурсы, большое население, которое могло быть мобилизовано на войну и крепкая экономика, которая могла обеспечить вооруженные силы, а не крепостные стены, стали важнейшими элементами обеспечения безопасности. The new world of international relations. Third edition/Michael.G.Roskin./Nickolas.O.Berry. Prentice Hall, Upper Saddle River, New Jersey. USA. 07458 Chapter 12/P.199.

             По мнению Самюэла Хантингтона, в мире, после холодной войны, важнейшие различия между народами не идеологические, политические или экономические, а культурные. The clash of civilizations and the remaking of world order. Samuel P. Huntington. TOUCHSTONE Rockfeller Center.//1230 Avenue of the Americas. New York, NY 10020 C.21.,

             Если одно государство наблюдает за тем, как другое наращивает свою мощь и таким образом становится потенциальной угрозой, оно предпринимает меры для обеспечения своей безопасности усиливая свои позиции и/или вступая в альянс с другими государствами. С.33

             Ценности, культура и государственные институты сильно влияют на то, как государства определяют свои национальные интересы. Национальные интересы государств формируются также не только национальными ценностями и институтами, но также и с помощью международных норм (права) и институтов. По вопросу обеспечения национальной безопасности, различные типы государств определяют свои национальные интересы по-разному. У государств имеющих схожие культуры и институты определение национальных интересов будет совпадать по многим параметрам. С.34

             Понятие безопасности интерпретируется отечественными и зарубежными учеными по-разному. По мнению М.У.Спанова и Г.К. Ахметжановой, «…безопасность понимается как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз» Спанов М.У., Ахметжанова Г.К. Вызовы социальной безопасности Казахстана // Саясат. 1999. №6 (49) С.32

    Национальная безопасность - научная и практическая проблема, характеризующаяся состоянием социальных институтов, обеспечивающих эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества.   Национальная безопасность, как категория политической науки отражает связь безопасности с нацией, характеризующейся, как целостная система, включающая общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность, обеспечивающие реализацию национальных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке.  В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности: личности, общества и государства. Их место и роль определяются характером общественных отношений, политическим устройством, характером внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. В содержательном плане в понятии национальная безопасность принято выделять политическую, экономическую, военную, экологическую, информационную безопасность и безопасность культурного развития нации. [1, 22 ]

             Первым, кто более или менее четко сформулировал концепцию национальной безопасности, был У. Липпман. «Нация, - писал он, - находиться в состоянии безопасности, когда ей не приходиться приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии защитить при необходимости эти интересы путем войны». [5, 2 ]             Концепция национальной безопасности, равно как внешнеполитические и геополитические концепции, представляет собой производную от концепции национальных интересов. Концепция национальной безопасности строится с учетом, как внешних угроз, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества и коренящихся в самом обществе.

             Первостепенная задача концепции национальной безопасности - это определение и разработка приоритетных направлений, комплекса мер и средств предотвращения, прежде всего крайних форм внешней и внутренней угроз - войны с другими государствами и гражданской войны. [6,4 ]

             В связи с этим, вначале рассмотрим формулировки и дефиниции употребляемые и связанные  с национальной безопасностью РФ.

             Концепция национальной безопасности  - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

             Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)Национанальная безопасность и геополитика России. № 6-7 Москва. С. 14.

             В Законе Республики Казахстан "О национальной безопасности Республики Казахстан" от 26 июня 1998 года также имеются определения концепции национальной безопасности и национальной безопасности: концепция национальной безопасности - официально принятая система взглядов и мер по обеспечению защиты конституционных прав личности  и граждан, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.

             Под национальной безопасностью РК понимается состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз. Закон "О национальной безопасности РК" от 26 июня 1998 года. Национальная безопасность: итоги десятилетия. Астана: Елорда, 2001. С. 225.

    Концепция национальной безопасности России - официальный взгляд ее руководства на сущность данного понятия и природу связанных с ним факторов. Представляется, что данный долгосрочный документ должен содержать самые общие ответы на следующие основные вопросы:

    1    Как государство понимает национальную безопасность и каково ее место в проводимой политике;

    2    Что оно представляет собой и к чему стремится в нынешнюю эпоху;

    3    Как они намерены двигаться к поставленной цели и преодолевать возникающие препятствия.

    Доктрина национальной безопасности - совокупность руководящих политических принципов государства, положенных в основу самосохранения, самопроизводства и самосовершенствования народов страны. К компетенции этого среднесрочного документа следует отнести более конкретные и развернутые ответы на вопросы, касающиеся понимания Россией:

         Базовых тенденций и противоречий каждого пятилетия;

         Обусловленных ими проблем и вызовов нации;

         Возможных способов предупреждения либо парирования в этот исторический период.

    Стратегия национальной безопасности - выбранный с учетом складывающейся ситуации наиболее рациональный способ действий руководства России по поддержанию требуемой жизнестойкости нации. В  сферу данного краткосрочного документа должно относится разъяснение позиции государства по вопросам, связанным с:

    ·        уточнением требующих парирования вызовов и угроз нации;

    ·        определения адекватных им сил и средств;

    ·        организацией всестороннего обеспечения осуществляемых с их помощью действий.

             Таким образом, видно что, определения национальной безопасности РФ и Республики Казахстан совпадают, мы должны определить и проанализировать их уникальные особенности и различия.  № 8 (25) - 2001 Москва С. 42. Национальная безопасность и геополитика России. Журнал.

    Россия как, и Казахстан находится на новом этапе исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Произошла смена парадигмы национальной безопасности, что, в свою очередь, позволило рассматривать роль и место наших стран в мире, систему их национальных интересов, возможностей и путей их достижения.

    На различных исторических этапах развития России понимание национальной безопасности было разным. Так, в СССР в основу политики национальной безопасности была положена доктрина государственной безопасности, в которой интересы личности и общества были подчинены интересам государства. После крушения коммунизма, в начале 90-х годов, политическое руководство России явно легкомысленно, мягко говоря относилось к проблемам национальной безопасности.

    Постепенно ситуация здесь стала все же выравниваться, что отразилось в принятии закона РФ "О безопасности". Однако можно с уверенностью сказать, что на протяжении 90-х годов реально проблемам национальной безопасности уделялось явно  недостаточно внимания, результатом чего явились беспрецедентные провалы во внутренней и внешней политике России.

    В Казахстане в отличие от России четко понимали проблемы национальной безопасности, свидетельством чему служат слова Президента Казахстана Н.А.Назарбаева обращенные народу Казахстана, он говорит: "Приоритетность безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет возможности говорить о планах устойчивого развития". Казахстан - 2030. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы. "Раритет". 2002. С. 21. После развала СССР, руководство нашей страны столкнулось со сложнейшей проблемой обеспечения национальной безопасности, и первым логичным шагом было создание казахстанских вооруженных сил. 7 мая 1992 года Указом Президента было образовано Министерство Обороны Республики Казахстан, этим же указом воинские части, соединения и учреждения, дислоцированные в Казахстане, были взяты под юрисдикцию республики и вошли в состав Вооруженных Сил Казахстана. Газета//Казахстанская правда//1992. 8 мая. Создание Вооруженных Сил Казахстана было логичным и объективным шагом руководства республики, так как в прошлом внешняя безопасность обеспечивалась коллективными усилиями и единым военно-политическим потенциалом бывшего СССР.   

    Одной из стержневых идей Концепции национальной безопасности РФ является усиление роли государства во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, духовной. Эта идея прослеживается практически по всему тексту Концепции. Как, например, отмечено в программе партии "Единство", "только сильное государство способно реально обеспечить равные права и свободы граждан на всей территории страны, надежно защитить людей, их благополучие и покой от посягательств преступников, а наш общий дом - от внешних угроз". Журнал. Национальная безопасность и геополитика России. № 6-7 (23-24) 2001. Москва. С. 43.

     В Послании народу Казахстана Президент Н.А.Назарбаев также заостряет внимание на том, что для обеспечения своей независимости мы должны сильным государством и иметь надежные и дружественные отношения с соседями. Он также отдает приоритет государственной безопасности в первую очередь, сказав, что от коллективной безопасности каждый человек выигрывает значительно больше, чем когда удовлетворены его личные интересы, а безопасность общества находится на грани риска. Казахстан - 2030. Послание Президента страны народу Казахстана. "Раритет". Алматы. 2002. С. 21

    Важнейшей проблемой, стоящей перед российским обществом, как и перед казахстанским, является обеспечение безопасности в сфере духовной жизни. В Концепции указывается, что "обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя ...защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни,...формирование государственной политики в области духовно-нравственного воспитания населения". Концепция Национальной безопасности Российской Федерации//Российская газета. - 2000. 18 января.

    В Стратегии Развития Казахстана 2030, в разделе, посвященном национальной безопасности Президент Казахстана Н.А. Назарбаев говорит, что мы должны развивать у всех граждан Казахстана чувства патриотизма и любви к своей стране. С.22 Проблемы духовно-нравственного развития стоят остро в обоих государствах, по причине смены общественно-экономической формации и идеологии, ведется поиск своего места в мировом сообществе.  В Концепции национальной безопасности Российской Федерации рассматриваются национальные интересы, так как национальная безопасность любой страны строится на защите ее интересов. В основном  национальные интересы России и Казахстана совпадают по множеству параметров, так в них можно найти общее для обоих государств желание войти в мировое экономическое сообщество и создание благоприятных законодательных, политических и экономических условий для привлечения, как в Российскую, так и в Казахстанскую экономику инвестиций как отечественных, так и иностранных при этом приоритет должен быть отдан отечественному капиталу. Специальное внимание должно быть уделено мерам по привлечению к внутренним инвестициям капитала, вывезенного за рубеж.        Сильная президентская власть является важным условием обеспечения общественного согласия, если она действует с учетом интересов всех основных составляющих общества, а не отдельных его элементов. Национальная безопасность и геополитика России. № 11-12  (28-29) - 2001 Москва. С. 45

             В выступлениях, интервью Президента России В.В. Путина постоянно говорится о необходимости усиления роли государства, и, вместе с тем о незыблемости принципов правового государства. Этот подход можно увидеть и в новой редакции Концепции национальной безопасности, утвержденной 10 января 2000 года. Национальная безопасность и геополитика России. № 6-7  (23-24) - 2001 Москва. С. 14   Одной из стержневых идей Концепции национальной безопасности РФ является усиление роли государства во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, духовной. Эта идея прослеживается практически по всему тексту Концепции.

             В Концепции особо отмечено, что одним из условий обеспечения национальной безопасности является "противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров".Журнал. Национальная безопасность и геополитика России. № 6-7 (23-24)-2001. С.43

             Особую проблему представляет усиливающаяся ориентация на зарубежье с усилением сепаратистских тенденций удаленных от Центра регионов. Важно также культивирование на всем пространстве страны общенациональных духовных, нравственных, культурных ценностей, формирующих чувство принадлежности к единой нации и культуре. Национальная безопасность и геополитика России. № 11-12 (28-29)-2001.С. 21

             В Послании Президента народу Казахстана есть такие слова:

    "У всех граждан Казахстана должно развиваться чувство патриотизма и любви к своей стране". Послание президента народу Казахстана. Стратегия 2030 С. 22.

             В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится о необходимости поощрения миграции российского населения в отдаленные малонаселенные районы. Журнал // Национальная безопасность и геополитика России//№ 9-10 (26-27) 2001. С. 20 Данная проблема также имеет место и в Казахстане. В Центральной Азии, в период с 1970 по 1993 годы, население выросло на 2.9 % в Таджикистане, 2.6 % в Узбекистане, 2.5 % в Туркменистане, 1.9 % в Кыргызстане, и только на 1.1 % в Казахстане, половину населения которого составляют русскоязычные. The clash of civilizations and the remaking of world order. Samuel P. Huntington. TOUCHSTONE Rockfeller Center.//1230 Avenue of the Americas. New York, NY 10020 С.117. У нас существует аналогичная проблема  воспроизводства населения, и ее нужно решать как можно скорее, так как руководство обеих наших стран осознает угрозу китайской людской экспансии в Сибирь и Казахстан. По поводу этой проблемы Президент Н.А. Назарбаев высказался так: "В ранг ведущих приоритетов национальной безопасности должна быть выдвинута сильная демографическая  и миграционная политика. Если наши государственные органы по-прежнему будут относится к этому безучастно, то мы на пороге ХХ! века войдем вслед за Россией в ситуацию "демографического креста", когда численность  снижается уже не только из-за процессов внешней миграции, но и естественным образом. Эта тенденция должна быть немедленно остановлена". Казахстан 2030. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы. "Раритет" 2002. С. 24

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.