МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Ответы на экзаменационные вопросы по Истории Государства и Права Зарубежных стран

    Доктрина. Доктрина как источник права играла большую роль в XIII - XIX века, когда принципы права вырабатывались в университетах. Сейчас же пальма первенства в странах романо-германской семьи принадлежит закону.

    Тем не менее доктрина вырабатывает правовые понятия, которыми пользуется законодатель и устанавливает методы толкования законов.

    Существуют также и общие принципы права, которые в некотором роде тоже являются источником права. Они показывают подчинение права велениям справедливости в том виде, как она понимается в определённую эпоху и определённый момент.

    Англо-саксонская правовая семья.

    Английское право. Право США

    Структура английского права.

    Исходя из всего вышеперечисленного можно смело говорить о том, что структура английского права объясняется его историей, то есть право делится на общее право и право справедливости. Нет деления на право торговое, право административное, право социального обеспечения. Нет понятий: родительская власть, юридическое лицо, подлог, непреодолимая сила и т. п. Но в системе общего права Англии есть такие понятия, как доверительная собственность, встречное удовлетворение и многие другие, неизвестные другим правовым системам.

    Норма права в английском праве менее общна  и абстрактна, чем в романо-германской семье, отсутствует деление норм на императивные и диспозитивные.

    Говоря о праве справедливости надо сказать об аксиоме, которая является основой этого права: «Справедливость основывается на праве». Однако следовать праву - не значит пренебрегать законами морали. И именно во имя морали осуществляется вмешательство канцлера. Также надо заметить, что право справедливости действует в отношении конкретных лиц.

    Доверительная собственность – основное понятие английского права. Она строится по следующей схеме: лицо, утверждающее доверительную собственность, оговаривает, что некоторое имущество будет управляться одним или несколькими лицами в интересах одного или нескольких лиц - бенефициантов . Этот институт очень часто применяется в Англии, так как он может служить для весьма практических целей: охраны имущества недееспособных лиц, замужних женщин, ликвидации наследства; часто эту форму используют и для организации и для деятельности благотворительных и иных учреждений.

    Говоря, о процессе в английском праве сразу же следует процитировать Рене Давида: «Английское право основывается не на праве университетов, это не право принципов. Это право процессуалистов и практиков.»[2] За последнее столетие английская судебная процедура упростилась. С другой стороны, значительно обогатилось английское материальное право, достигшее такой степени определённости, которая делает его сравнимым с правовыми системами континентальной Европы. Судебный процесс тщательно готовится, с тем чтобы разногласия сторон были ясно видны и фиксировались бы вопросами, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Досье дела не существует, всё должно быть изложено устно, чтобы присяжные могли составить своё мнение по делу. Некоторые доказательства, как по гражданским, так и по уголовным делам исключаются, так как они могут произвести нежелательное впечатление на несведущих присяжных (предполагается, что такие всегда имеются).

    Теперь следует сказать о том, что же в общем праве является нормой. Норма права - это положение, которое берётся из основной части решений, вынесенных высшими судебными инстанциями Англии. Всё то, что в этом решении не является строго необходимым для разрешения данного спора, английский судья называет «попутно сказанным» и опускает. Английская норма права, таким образом, тесно связана с обстоятельствами конкретного дела и применяется для решения дел, аналогичных тому, по которому данное решение было принято.

     Источники английского права.

    Ими являются: типичное прецедентное право, закон по традиции играет в английском праве второстепенную роль, ограничиваясь лишь внесением корректив или дополнений в право, созданное судебной практикой.

    Другие источники права (обычай, доктрина, разум) играют по сравнению с законом и судебной практикой второстепенную роль.

    1 Существует правило прецедента, обязывающее английских судей придерживаться решений, принятых их предшественниками. Оно утвердилось только с I половины XIX века. Решения, вынесенные Палатой Лордов составляют обязательные прецеденты для всех судов. Решения, принятые Апелляционным судом обязательны для всех судов  и (кроме уголовного права) для самого этого суда. Решения, принятые высоким судом, обязательны для низших судов и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда и Судом Короны.[3]

     Второй источник английского права - закон и различные подзаконные акты, принятые во исполнение закона (так называемое делегированное, или вспомогательное законодательство). В Англии нет писанной конституции, и то, что англичане называют конституцией, представляет собой комплекс норм законодательного, а чаще судебного происхождения, гарантирующих основные свободы граждан и призванных ограничить произвол властей.

    Классическая теория видит в законе лишь второстепенный источник права, но реально, он имеет такую же силу, как и в странах континентальной Европы.

     Наряду с судебной практикой и законом обычай не идёт в сравнение с основными источниками английского права. Действующий до сих пор Закон 1265-го года установил, что старинными считаются обычаи, существовавшие до 1189-го года. Конечно, доказательств такой древности обычая в настоящее время не требуется, но обычай не будет считаться юридически обязательным, если будет доказано, что он ещё не мог существовать в 1189-м году.

     Доктрина и разум также являются источниками права. Разум признается вспомогательным источником права, призванным восполнить пробелы в казуистическом праве Англии.

    Некоторые доктринальные труды, написанные судьями, получили квалификацию авторитетных книг .

    Характеристика права США.

    Право, выработанное в Англии после нормандского завоевания и создания королевских судов, получило значительное распространение. Общее право стало одной из крупнейших правовых семей мира наряду с романской правовой семьёй и семьёй социалистического права, возникшей позднее.

    Однако в процессе распространения общее право претерпело некоторые изменения, вызванные особыми условиями воспринимавших его стран. Одной из таких метаморфоз предстаёт перед нами право США

    Структура права США.

    Право США по своей структуре относится к семье общего права. Категории «общее право», «право справедливости», «доверительная собственность» понятны и естественны как для английских, так и для американских юристов. Для американского юриста, как и для английского, право - это только право судебной практики; нормы, выработанные законодателем, как бы многочисленны они не были, несколько смущают юристов, которые не считают их нормальным типом норм права; эти нормы по-настоящему входят в систему американского права лишь после того, как они будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие.

    Право США, следовательно, в целом имеет структуру, аналогичную структуре английского права. Но стоит приступить к рассмотрению той или иной проблемы, как выявляются различные структурные различия между этими системами права.

    Особо следует изучить одно существенное различие, так как оно является основополагающим, - различие между федеральным правом и правом отдельных штатов.

    США в отличие от Англии являются федеральным государством, в котором неизбежно возникает вопрос о соотношении компетенций федеральных властей и властей штатов.

    Десятая поправка к Конституции США, принятая в 1791 году, разрешила этот вопрос: «Полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединённым Штатам и пользование которыми не возбранено отдельным штатом, остаются за штатами или народом». Это принцип действовал всегда: законодательство относится к компетенции штатов; компетенция федеральных властей - исключение, которое всегда должно основываться на определённой статье Конституции. Также немаловажным фактом является то, что даже по тем вопросам, по которым законодательствует конгресс, штатам также предоставлена часть компетенции. Это так называемая остаточная компетенция. Штатам разрешается законодательствовать по этим вопросам, но им запрещается принимать положения, идущие вразрез с нормами федерального права.

    Конгресс США воздерживался от издания законов по многим вопросам, входящим в сферу его компетенции. Хотя он мог регламентировать внешнюю торговлю или торговлю между штатами, такового федерального закона нет. По этим вопросам издаются законы в штатах, тем самым, восполняя пробел в законодательстве.

    Принцип остаточной компетенции штатов имеет определённые границы. Даже в отсутствие федеральных законов штаты не могут законодательствовать вразрез с духом Конституции и препятствовать торговле между другими штатами.

    Говоря о судебной компетенции необходимо сказать, что она регламентировалась Актом о судоустройстве 1789 года. Он предписал федеральным судам применять по вопросам, не регламентированным федеральным законом, «законы» того штата, к которым отсылает коллизионная норма, действующая там, где федеральный суд рассматривает дело.

    Между правом разных штатов немало различий. Судебная система и организация управления меняются от штата к штату, равно как гражданский и уголовный процесс. От штата к штату меняется список наказаний, предусмотренных уголовным законом.

    Как ни значимо федеральное право, в повседневной жизни наиболее важным для граждан и юристов остаётся право штатов. При этом необходимо знать не только право штатов, но и различия между ними. Очень важно отдавать себе отчёт в том, что при всех возможных различиях в праве штатов в основе своей право США едино из-за воздействия федерального права.

    Источники права США.Они представлены судебной практикой и законом.

     Первым и, наверное, главным источником права в США, так же как и в Англии, является судебная практика. Но правило прецедента в США действует по-другому. В отличие от Английского Апелляционного суда и Палаты Лордов высшие суды США (Верховный суд США и верховные суды штатов) не считают себя связанными своими собственными прецедентами, то есть могут менять свою практику.

     Вторым рассматриваемым мной источником в американском праве является законодательство. Основой его является Конституция, провозглашённая в 1787 году, и которая говорит об организации политических институтов страны, устанавливает пределы полномочий федеральных органов в их взаимоотношениях с штатами и отдельными гражданами.

    Существование писанной конституции, содержащей Декларацию прав американского гражданина (это первые 10 поправок к Конституции), - один из элементов, резко отличающих право США от английского права. Американское конституционное право тем больше отличается от конституционного права Англии, что в США принят принцип судебного контроля над конституционностью законов (он возник в 1803 году по делу Мэрбари против Мэдисона).

    Мусульманское право.

    Храктеристика мусульманского права.

    Мусульманское право в отличие от ранее рассматривавшихся правовых систем не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон  религии ислама. Шариат (предписание верующим) в переводе означает «путь следования» и составляет то, что называют мусульманским правом. Это право указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя, не различая, однако, его обязательств по отношению к людям и по отношению к богу (молитва, пост). Таким образом, шариат основан на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Санкцией за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, является грех того, кто их нарушает; поэтому мусульманское право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами. Той же причиной объясняется применение мусульманского права только в отношениях между мусульманами; религиозный принцип, на котором основывается это право, отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином.

    В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии.

    Структура права.

    Наука мусульманского права, или, точнее доктринальное изложение мусульманских законов имеет два раздела. «Она изучает «корни»  и объясняет, каким образом, исходя из каких источников, возник комплекс правил, составляющих шариат, божественный закон. Кроме того, она изучает «содержание», то есть решения, которые содержат нормы материального мусульманского права.»[4]

     Источники права.Количество источников мусульманского права ограничивается небольшим числом.

     Основой мусульманского права является священная книга ислама - Коран, состоящая из высказываний Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету. Но содержащиеся в нём положения юридического характера недостаточны для регламентации всех отношений, возникающих между мусульманами.

    Сунна (рассказа о бытии и поведении пророка) - это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета.

    Третий источник мусульманского права - иджма, составленная по единодушному согласию докторов ислама (Эль-Бокхари, Мослем и др.). Иджма призвана восполнить пробелы исламского права и объяснить видимые изъяны. Она основана на догме непогрешимости и единства мусульманского общества и адате, гласящем, что то, что мусульмане считают справедливым справедливо в глазах Аллаха. Эти догмы позволили признать авторитет решений, которые непосредственно не вытекали из Корана или Сунны.

    Мусульманские толки (риты) так же являются источниками. Существует четыре основных толка: ханефитский (распространён  в Турции, среди мусульман бывшего СССР, Иордании, Сирии, Афганистане, Пакистане, Индии и Бангладеш). Малекитский толк действует среди мусульманского населения Северной и Западной Африки. Шафеитский толк господствует у курдов, в Малайзии, Индонезии и на восточном побережье Африки. Ханбалитский толк преобладает в Аравии. Все вышеперечисленные толки являются суннитскими. Существует также вахабитский толк (Саудовская Аравия), зейдутский толк (Джерба, Занзибар). Среди всех этих толков есть различные разногласия, в связи с тем, что эти толки - результат толкования различных школ мусульманского права, но их принципы - сходны.

    Также к источникам мусульманского права относятся суждения по аналогии. Но источником это является лишь в какой-то степени. Скорее суждения по аналогии выполняют функции способа толкования и применения права.

    Обычай не входит в систему источников мусульманского права но в определённых случаях его применение допускается.

    Современные тенденции развития международных отношений заставляют мусульманские страны вестернизировать своё право, в частности: конституционное, гражданское, административное, и торговое, но всё это происходит за пределами персонального статуса (лицо, семья, наследование), в сферах, которые не затрагивают священных основ мусульманской религии.

    Право Индии.

    Характеристика права.

    Сразу же следует сказать, что право Индии это не право именно этого государства, а право, которое распространено на территориях, население которых исповедует индуизм. Религиозные предписания, также как и в мусульманском праве, играют роль правовых предписаний. Вместе с тем, значительный круг общественных отношений регламентирован нормами английского права.

    Источники права.

    Так же как и в мусульманском праве источниками права индусской  общины являются религиозные книги - шастры. Их - три вида: дхарма (наука, указывающая на должное поведение людей, она не различает религиозные и юридические обязанности), атрха (наука пользы и политики), кама (наука удовольствий). Каждый человек должен вести себя согласно предписанию, регламентирующему поведение членов той или иной касты: брахман - в соответствии с брахмой, правители и торговцы - с артхой, а женщины - с камой.

    Главное, что позволяет этим книгам быть правовыми источниками - это их легитимность на уровне государства.

    Дхармы изложены в специальных трактатах  - дхармашастрах. Наиболее известны из них - законы Ману. Авторитет того или иного трактата установлен традицией.

    Другой вид сборников права - это нибандхазы, которые являются комментариями дхармашастр и призваны толковать их простым людям.

    Кроме всего прочего роль источника индусского права играют обычаи, так как шастры не в состоянии в силу своей древности регламентировать весь спектр общественных отношений. Для каждой касты существуют свои собственные обычаи.

    Судебные прецеденты в индусском праве не имеют никакой роли в качестве источников права.

    Законодательство же исходит от правителей, но оно не в силах повлиять на нормы дхармы.

    Кроме всего прочего к источникам индусского права можно отнести сознание и справедливость конкретного индивидуума.

    Дхармашастры рекомендуют человеку поступать, а судье решать дела по совести, по справедливости в случае, если нет определённой правовой нормы по данному вопросу.[5]


    Глава V

    Социалистическое право.

    Характеристика социалистического права.

    Хотя в данный момент социалистическое право из-за распада социалистического блока представлено правом небольшого ряда стран, я считаю, что в независимости от этого надо рассмотреть такую семью права, так как существовала она длительный период времени и внесла значительный вклад в развитие мировых правовых концепций.

    Ряд английских и американских авторов относит систему советского права к романо-германской правовой семье, отказываясь видеть в ней какую-то оригинальность, исходя из сходства терминологии и концепции правовой нормы советского права и права романо-германской семьи. Юристы же социалистических стран (Денисов А.И., Васильев А.М., Александров Н.Г., Ромашкин П.С., Королёв А.И., Мокичев К.А.)[6] отрицали такую позицию. утверждая, что право - это надстройка - отражение экономической структуры. А экономическая система социалистических стран явно не похожа на капиталистическую.

    Источники права.

    «Под источником права советский юрист понимает, прежде всего, экономический строй общества, который, согласно марксистской доктрине, обусловливает и определяет правовую систему данной конкретной страны... и только во вторую очередь советская доктрина называет источниками права технические приёмы, с помощью которых создают, находят или уточняют юридические нормы.»[7] Тем не менее, я считаю нужным показать классификацию источников права соц. стран и, в первую очередь, бывшего СССР с точки зрения на источник права, именно как техническое средство законодателя. Целью этого является сравнение источников права основных правовых семей мира (а следовательно и самих правовых семей).

    Основным источником советского права являлся закон, но в отличие от закона в романо-германской правовой семье, где он является наиболее ясным и удобным способом выражения норм права, в соц. странах закон - это наиболее естественный способ создания права. В этом, на мой взгляд, проявляется императивность социалистической системы права.

    Говоря о толковании законов, следует сказать, что характерной чертой советского права являлось аутентичное толкование уполномоченными на то органами (Президиум Верховного Совета СССР, Верховный Суд СССР и главный арбитр СССР). Толкование законов в социалистических странах было также сходно с советскими принципами.

    На территориях соц. стран была широко распространена кодификация: существовал ряд кодексов, регламентирующих практически все сферы общественной жизни (об этом было сказано в разделе, посвящённом истории советского права).

    Судебная практика не являлась источником прецедентного права. Но хотя в советском праве не применялись прецеденты, тем не менее Гражданский кодекс 1960-го года содержал ряд положений, выработанных именно судебной практикой.

    Обычай, как источник права играл очень малую роль. Использовался он лишь в той мере, в какой был необходим или полезен для толкования и применения закона, или в немногих случаях, когда сам закон отсылал к обычаю, отводя ему определённую сферу.

    Следует отметить, что марксистско-ленинская доктрина проникла и в правовые нормы, идеологизировав их тем самым.

    Разработкой же юридической доктрины для дальнейшего правотворчества занимались Институт государства и права Академии наук СССР, Институт советского законодательства Министерства юстиции СССР. В других же соц. странах доктрина имела меньшее значение, чем в СССР.

    Структура права.

    В структуре системы права социалистических государств много общего с романо-германской семьёй: присутствуют институты семейного, гражданского, административного, конституционного права, но в силу государственного строя эти институты имели свои характерные черты, отличающие их от институтов романо-германского права.

    Императивный характер, как нигде пронизывал правовые институты. Например, неисполнение договоров в государственном секторе экономики могло повлечь за собой уголовные санкции. Такие же санкции влекла за собой покупка с целью перепродажи (спекуляция).

    Правовые понятия в соц. праве также отличались от романо-германских – не носящих идеологизированный характер. В советском же праве из-за идеологизации понятия крайне отличались от западных. Например, не было деления имущества на движимое и недвижимое, собственность могла быть личной, кооперативной и государственной. Но самым важным понятием была государственная собственность, за покушение на которую предусматривались даже разные санкции.

    В настоящее время, в результате перемен произошедших в первую очередь в бывшем СССР, социалистическое право (за исключением некоторых стран) практически перестало существовать.

    19. Особенности общественного и государственного строя феодальной Германии.

      Важной особенностью политического развития Германии является постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность вплоть до XIX в. Этому способствовали экономические и политические условия развития Германского государства.

    Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого  хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов зачастую расходились.

    Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих политических интересах поддерживала отдельные группировки магнатов, наделяла их разными привилегиями. Например, Оттон I наделил церковных феодалов правовым иммунитетом, в результате чего епископы, получив права владетельных князей, стали противниками укрепления королевской власти.

    Длительная борьба германских королей за завоевание Италии и проти­воборство с папской властью, хотя и завершилась принятием в 962 г. Оттоном I титула императора и образованием "Священной римской империи германской нации", привела к еще большему ослаблению королевской власти, поскольку за свою поддержку германским монархам пришлось расплачиваться новыми уступками феодальным магнатам.

    Отрицательным фактором для единства страны было и то, что императорская власть не сумела установить связь с городом, сделать его опорой.

    Кроме того, с середины Х в. для Германии не существует и серьезной внешней угрозы.

    В результате с конца XI в. в Германии утверждается принцип избирательной монархии. Окончательно феодальная раздробленность была закреплена "Золотой буллой", изданной в 1356 г. при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов (князей-избирателей), состав которой был четко определен. Сюда вошли: маркграф Бранденбургский, герцог Саксонский, пфальцграф Рейнский, король Чехии и Богемии, архиепископы Кельнский, Майнцский иТрирский.

    Булла закрепила за курфюрстами все права самостоятельных властителей. Империя сохранилась как символ, название, но не как реальное политическое образование. Таким образом, императорская власть была лишь номинальной. Император не мог принять никаких важных решений без согласия курфюрстов.

    Кроме императора существовало еще два общеимперских учреждения:

    рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг состоял из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и свободных господ и курии городов. Все курии заседали и работали отдельно. Компетенция рейхстага включала: установление земского мира, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, изменение территориальных границ, права. Но поскольку решения рейхстага проводились силами отдельных земель, то их выполнение полностью зависело от позиции местных властей.

    Учрежденный в 1495 г. имперский суд сыграл немаловажную роль в рецепции римского права на территории Германии.

    В рамках отдельных земель существовали сословные представительства духовенства, дворянства и горожан - ландтаги. В некоторых землях в них участвовали и представители свободного крестьянства.

    Первоначально ландтаги выполняли судебные функции, но затем стали все активней вмешиваться и в государственные дела, особенно после закрепления за собой практики утверждения налогов. Но к XVII в. значение ландтагов падает и в германских государствах утверждается новая политическая модель - абсолютные монархии.

    Наиболее крупными абсолютистскими государствами стали Австрия и Пруссия.




     

     

     

     

     

     

     


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.