Первые четыре Государственные Думы
Таким образом, 1-я
Государственная дума просуществовала всего 72 дня. Ее работа происходила на
фоне хотя и ослабевших но зримых революционных событий. Революционеры не
прекращали террористических актов против лиц военной и гражданской
администрации. При этом гибли невинные люди. Акты насилия предпринимались со
стороны крайне националистических групп. Очень неспокойно было на окраинах империи.
В этих условиях необходимо было достижение компромисса между правительством и
умеренной частью оппозиции. В ходе неофицальных переговоров ряда
правительственных деятелей (П. А. Столыпин) и либералов (П. Н. Милюков) вставал
даже вопрос о вхождении акадетов в правительство, но дальоше разговоров дело не
пошло.
«Выборгское
воззвание» не произвело болльшого эффекта. Однако правительство Горемыкина
вынуждено было уйти в отставку. Новым председателем Совета министров с
сохранением поста министра внутренних дел стал П. А. Столыпин. Но в целом
обстановка в стране летом 1906 г. вновь обострилась. В середине июля прошли
вооруженные выступления в гарнизонах Свеаборгской крепости(Финляндия), в Кронштадте,
была попытка провести всеобщую забостовку в Москве.
12 августа
террористы организовали взрыв на даче Столыпина на окраине Петербурга. Было
убито 27 человек, дожидавшихся приема. Среди искалеченных была его 14-летняя
дочь. Столыпин чудом остался невридим.
2-я государственная Дума.
С конца ноября 1906 г. началась
избирательная компания во 2-ю Государственную Думу. Она проходила по старому
избирательному закону. Результаты выборов были двоякими. Предвыборная компания
прошла не без вмешательства и давления на избирателей со стороны властей,
однако Вторая Дума оказалась еще более радикальной,
чем Первая. В нее вошли более 100 депутатаов-социалистов (37 эсеров, 66
социал-демократов, на 2/3 меньшивиков), около 100 трудовиков, 100 кадетов и 80
депутатов от национальных меньшинств трудно определяемой политической
ориентации; октябристов было всего лишь 19, монархистов – 33. В итоге кандидаты
от правительственных партий составили в Думе весьма незначительную фракцию, в
то время как подавляющее большинство оказалось в оппозиции.
Кадеты потеряли
большинство вДуме. Однако активное продвижение более левых сил-свыше сотни
крестьян-трудовиков, 65 социал-демократов, более пятидесяти социалистов других
оттенков-делало этот состав Думы левее придыдущего. Правые националисты были в
значительном колличественном меньшинстве, но оказались черезвычайно активны на
думской трибуне. Законотворческая работа Думы нового состава оказалась не более
плодотворной, чем придыдущего. Затодумская трибуна использовалась ораторами
всех направлений с целью изложения своих политических позиций. Попытки части
умеренных либералов призвать депутатов «беречь Думу» не имели успеха.
Наученая предшествующим опытом, Дума решила
действовать в рамках законности, избегая ненужных конфликтов. Комиссии
приступили к разработке многочисленных законопроектов. После начального периода
затишья с марта по апрель 1907 г. споры разгорелись по двум вопросам: аграрной
политике и принятию черезвычайных мер против революционеров.
Председатель совета министров П. А.
Столыпин часто выступал в Думе. Его выступления представляли собой программу,
сочетавшую как перспективу решительныхэкономических реформ, направленных на
расширение и укрепление прав частной собственности, так и твердую убежденность
в необходимости наведения порядка. Вместе с тем Столыпин искал контакта с
умеренными либералами, намечая перспективы расширения гражданских прав и
свобод.
С апреля 1907 г.,
когда революционные события явно ослабели, правительство начало разрабатывать
новый избирательный закон, который был призван обеспечить изоляцию левых
депутатов. Поэтому интерес к работе Думы упал. Всем было ясно, что повод для
роспуска Думы сама она обязательно даст. революционеров. Правительство
потребовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов
отказались это сделать. Правительство решило обьявить о ее роспуске, но, чтобы
не связывать его вновь с аграрным вопросом, обвинило многих депутатов в
заговоре против царской семьи. 1 июня Столыпин
потребовал от Думы исключения 55 депутатов (социал- демократов) и лишения 16 из
них парламентской неприкосновенности. Не дожидаясь ее решения, Николай II сам объявил 3 июня о роспуске Думы и назначил созыв очередной Думы на
1 ноября 1907 г. В манифесте провозгласившем роспуск Думы, было также объявлено
о коренных изменениях в законе о выборах . Данная мера полностью противоречила
Основным законам, принятым в 1905 г., согласно которым любые изменения
требовали рпедворительного согласия двух палат. Новый закон разрабатывался в условиях
абсолютной секретности в течение нескольких последних месяцев. Он ужесточал избирательный ценз основных избирателей,
сокращал представительство крестьянств и национальных меньшинств, увеличивал нераавенство
в представительстве различных социальных категорий.
Страна, уставшая от
двух с половиной лет беспорядков, не прореагировала на принятие нового закона о
выборах. Правительство получило покорную Думу, функции которой ограничивались
утверждением представленых ей законов. Таким образом, государственный переворот
3 июня 1907 г. знаменовал собой поражение революции 1905 г. и явное
восстановление самодержавия, которому удалось отказаться от большинства
уступок, вырванных под давлением оппозиции 17 октября 1905 г.
3-я Государственная Дума.
В законодательство о выборах были
внесены иизменения, которые дали возможность перераспределить места в 3-ей
Гсударственной Думе в пользу помещиков и буржуазии за счет рабочих и крестьян.
3-я Дума отличалась угодливостью и поддерживала правительственную политику
реакции и террора. Она существовала с 1906 по 1909 гг.
В Третьей Думе, прозванной
«господской», так как она была избрана на неравноправной основе (курия
помещиков и первая городская курия, то есть менее 1% населения, объединили 65%
избирателей), значительное большинство правых, «правительственный блок» (225
депутатов от националистов и октябристов), противостояло ослабленной новой
избирательной системой оппозиции (52 кадета, 26 депутатов от национальных меньшинств,
14 трудовиков и 14 социал-демократов). Вплоть до 1909 г. благодаря позиции
октябристов отношения между правительством и Думой остались хорошими. Партия
октябристов была одной из ведущих в Думе. Ее возглавил А. Гучков, внук
крепостного крестьянина, разбогатевшего на производстве тканей. Начиная с 1909
г. отношения между Гучковым и Столыпинымухудшались, камнем предкновения явился
в особенности вопрос о военных расходах страны, которые Гучков стремился
поставить под непосредственный контроль Думы. Но к тому времени на волне
национализма в деловых кругах часть октябристов, представлявших интересы
русской буржуазии, пошла на сближение с властями, и в 1909 г. партия раскололась.
Часть депутатов объединилась с представителями правых националистических кругов
умеренного толка, образовав новую группировку – Партию
русских националистов, которую возглавил П. Балашов. Эта группировка в
последствии превратилась в «законодательный центр» Третей Думы. На него вплоть
до 1911 г. опирался Столыпин. Националистический угар за эти годы
распространился и на более левые круги. Разумеется, кадеты оспаривали
антисемистские, ксенофобные лозунги крайне правых , тем не менее их,
несомненно, притягивала идеология национализма, которая в то время в Росии, как
и в других странах Европы, представляла собой альтернативу социализму.
Социалистическая идеология в России теряла популярность.
4-я Государственная Дума.
Осенью 1912 г. прошли выборы в 4-ю Государственную
думу. Главным итогом этих выборов стало «вымывание» октябристкого центра, более
или менее стабилизировавшего ситуацию в 3-й Думе. Произошло усиление как
правых, так и левых фракций. Шовинисты-черносотенцы находились в состоянии
разброда и теряли свое влияние в «низах». При этом они так сумели наладить свою
пропаганду, что создавалось ощущение, что именно они определяют политическую
линию страны. Политика же равного Столыпину, который смог бы поставить их на
место, тогда не нашлось. Столь же неадекватное впечатление создавали себе и
крайне левые.
В Думе одной из
самых влиятельных фракций стали «прогрессисты». Ее идеологом был представитель
известной семьи промышленников и банкиров, газетный издатель П. П. Рябушинский,
а лидером фабрикант А. И. Коновалов, отличавшийся особым вниманием к проведению
разумной социальной политики, соблюдению интересов рабочих.
Ослабевшая в 4-й
Думе фракция «Союза 17 октября» колебалась между крайне правыми и незримым
кадетским-«прогрессистским» альянсом, все больше склоняясь в пользу второго.
Нет сомнения, что одной из важнейших причин формирования такой политической
ситуации была и правительственная политика. В. Коковцев, в высшей степени
грамотный экономист, не нашел общего языка с Думой, с самого начала «прославившись»
афоризмом: «У нас парламента, слава Богу, еще
нет!», запавшим в души большинства думцев глухой обидой. Ведь они
боролись за превращение Думы в настоящий парламент! Но Коковце, стремившийся
добиться сбалансированности бюджета и навести порядок в расходовании
государственных средств, довольно быстро –стал неугоден и раззоряющимся крупным
землевладельцам-дворянам, успешно «доившим» государственную казну. Хотя и по
другим причинам, но, подобно Столыпину, Коковцев оказался под перекрестным
политическим огнем и в январе 1914 г. вынужден был уйти. Новый премьер,
75-летний И. Л. Горемыкин, был многолетним честным служакой престолу, но
абсолютно не
соответствовал задачам, стоявшим перед
страной. Верховная власть, а с другой стороны, «чистые» либералы и люди либерально-консервативных
убеждений все больше шли расходящимися курсам.
Разобщенность политической элиты
проявлялась в ряде думских рзолюций, практически открыто противопоставлявших
себя правительству.
Первые признаки разобщенности
политической элиты вскоре отразились в действиях низов. Тем более, что часть
левых думцев (прежде всего большевики) использовали думскую трибуну для
нагнетания пропоганды вплоть до организации обструкций, шума, скандалов. Этим
они привлекли недовольных, одновременно создав себе политический имидж
демократов-борцов за свободу слова, печати, за передел земли, за профсоюзные
свободы.
В целом полевение
было хотя и заметным, но недостаточнам для того, чтобы слишком
дестабилизировать обстановку в стране. Для исправления курса в уже определившуюся,
верную сторону требовалось два условия: сохранение мира и активная
правительственная политика при поддержке большинства Думы и общественности. К
сожалению, ни одна из сторон, как показало будущее, не смогла сделать шаг в
этом направлении.
Февральская революция.
1907 – 1911 гг. стали годами спада
революционного движения. Разрешенные с марта 1906 г. профсоюзы сократились с
250 тыс. членов в 1907 г. до 12 тыс. в 1910 г.; число бастующих рабочих
снизилось до 50 тыс. В партие
социалистов произошел оконьчательный раскол из-за полярности выводов, сделанных
каждой фракцией социал-демократов из поражения революции 1905-1907 гг.
Меньшивики, проанализировав провал московского –восстания в декабре 1905 г.,
пришли к мнению, что Россия еще не созрела для социальной революции. Пока
следовало предоставить инициативу буржуазии, помочь ей свергнуть царский режим,
а главное – не спугнуть ее начинаний. Большевики же на опыте революции
1905-1907 гг. пересмотрели свою революционную тактику и предложили новый план
действий, более приемлимый для специфических условий России.
В 1917 году революционный кризис
обостряется. Власти не скрывали. Что ситуация в деревне напоминает 1905-1906
гг. Революционные, антивоенные настроения усилились в армии и на флоте. В
январе 1917 г. отказались отправиться на передовую солдаты 223-го Одоевского
полка Юго-Западного фронта.
Страна оказалась охваченой волной
забостовок с преимущественно политическими требованиями. 18 февраля забостовали рабочие одной из мастерских
Путиловского завода, потребовавшие увеличения расценок. Администрация уволила
бастовавших. Эта забостовка явилась началом массовых выступлений рабочих
Птрограда. 23 февраля по случаю Международного женского дня на
предприятиях были проведены митинги и собрания, которые затем вылились в
демонстрации. В этот день в столице бастовало около 90 тыс. рабочих, на
следующий день число бастующих достигло 200 тыс. человек. Это было началом
новой революции.
25 февраля стачка в Петрограде стала
всеобщей. Митинги,
демонстрации
становились все более массовыми. Однако успех
революционной
борьбы зависел от позиции армии. Петроградский гарнизон составлял 467 тыс.
человек. Рабочие направлялись к казармам, чтобы убедить солдат и казаков не
стрелять в безоружный народ. В ночь с 26 на 27 февраля первый отряд солдат (600
человек) перешел на сторону рабочих, а к концу 27 февраля их было уже 67 тыс.
человек.
Двоевластие.
Правительство ввело черезвычайное
положение и объявило о роспуске Думы, игнорируя призыв ее председателя Родзянко
обращенный к царю, назначить «правительство доверия», чтобы положить конец
«беспорядкам». Но депутаты по примеру французких революционеров 1789 г. решили
продолжать дебаты. Перед ними встал вопрос: как реагировать на приближение
восставших к Таврическому дворцу, где проходило заседание? Некоторые,
соглашались с Милюковым, считали, что будет более достойным встретить их,
оставаясь на своих местах. Вопреки мнению своих колег Керенский бросился на
встречу восставшим и приветствовал их приход. Этим порывом он сохранил союз
народа и парламента.
В то же время группа рабочих
активитов-меньшивиков из Военного комитета (К. Гвоздев, М. Бройдо, Б.
Богданов), которые были только что освобождены из тюрьмы восставшими, вместе с
двумя депутатами-меньшивиками (Н. Чхеидзе и М. Скобелев) и бывшим председателем
Санкт-Петербургского Совета 1905 г. Хрусталевым-Носарем в одном из залов
Таврического дворца создали Совет рабочих депутатов. Под именем Временного
исполнительного комитета Совета рабочих депутатов группа активистов, среди
которых преобладали меньшивики, провозгласила себя штабом революции. Он
образовал Комиссию по снабжению и Военную комиссию для координации действий
защитников революции. Наконец, Временный исполком предложил рабочим выбрать
представителей в Совет, чтобы создать его вечером того же дня.
Около 50 избранных в спешке делегатов
и 200 активистов без мандатов собрались в 21 час, чтобы избрать руководящие
органы Совета и его Исполнительный комитет во главе с Н. Чхеидзе.
В то же время Государственная Дума,
встревоженная образованием Совета и не желавшая остаться в стороне от движения,
пошла на осторожный разрыв с царизмом и создала Комитет по восстановлению
порядка и связям с учереждениями и общественными деятелями под председательством
Родзянко. Этот комитет, в котором преобладали кадеты, стал первым этапом на
пути формирования правительства. 27 февраля около полуночи П. Милыков смог
объвить Совету, что Дума только что «взяла власть». Военным комендантом Петрограда Комитет назначил полковника Энгельгарда.
Совет выразил свой протест, так как только что поставил Мстиславского во главе
Военной комиссии Совета. Две власти, рожденные революцией, были на грани
конфликта. Во имя сохранения единства в борьбе против царизма Совет
вынужден был уступить. Он не готов был взять власть. Его руководители боялись
ответных действий со стороны армии, царя и решили, что лутше не препятствовать
думцам взять всю ответственность на себя. Исполком Совета решил признать
законность правительства, сформированого Думой, и поддержать его. Это признание
сопровождалось одним условием, которое являлось основой соглашения, касавшегося
установления нового режима: Совет поддержит правительство лишь в той мере, в
какой оно будет проводить одобренную им демократическую программу.
Со своей стороны Дума была готова
пойти на уступки. Она продолжала опасаться реакции со стороны Николая II и еще сильнее «военной диктатуры» Совета. Действительно, восставшие
солдаты только что по собственной инициативе добились принятия Советом Приказа
№1. Этот документ давал солдатам вне службы равные со всеми гражданские и политические
права, аннулировал в воинском уставе все, что можно было счесть
злоупотреблением властью. Приказ №1 полностью сводил на нет попытки Думы
подчинить себе солдат столичного гарнизона.
Когда в ночь с 1 на 2 марта состоялась
встреча руководителей Совета и комитета, каждый лагерь переоценивал силы
другого. Совет был уверен, что только Дума могла войти в контакт с генштабом и
предотвратить всякую попытку контрреволюции. Члены же Комитета приписывали
Совету такое влияние на революцию, каким он еще не обладал. Представители Совета
сформулировали очень скромные требования ни одно из которых не было собственно
социалистическим. Приятно удивленный такой позицией, Милюков только попросил от
имени думского комитета, чтобы правительство провозгласило, «что оно
сформировано по соглашению с Советом», и чтобы этот текст,, преднозначенный
узаконить в глазах общественного мнения смену правительтва, был опубликован в
«Известиях» рядом с прокламацией Совета, желательно на той же странице. Совет
вогласился и со второй прозьбой Милюкова – чтобы никакое решение, касающееся
характера будущего режима, не принималось до созыва Учредительного собрания.
Оставалось только договориться относительно состава правительства: князь Львов
– председатель совета министров и министр внутренних дел, Гучков – военный
министр, Милюков – министр иностранных дел, Терещенко – министр финансов,
Шингарев – министр сельского хозяйства, Коновалов – министр торговли, Некрасов
– министр путей сообщения. Чтобы придать комитету некоторую революционность,
думцы настояли на включении в него Чхеидзе и Керенского. Первый отказался, а
второй, считая, что Совет развалится сам собой по мере возвращения к нормальной
жизни, и решив принять пост министра юстиции, пренебрег мнением своих колег из
Исполкома и прямо обратился к общему собранию Совета, которое избрало его по
плебисциту. Обе делигации остались довольны собранием. Думский комитет мог
поздравить себя с тем. Что добился основного: признания революции законности
своей власти. Совет же считал правительство заложником в своих,так как
поддержка, оказываемая им правительству, ограничивалась условием – пока
правительство не отклоняется от линии, отвечающей интересам Совета.
В конечном
счете Временное правительство, пришло 2 марта на смену думскому Комитету.
Список
литературы.
1.
В. П. Островский А. И. Уткин «История России XX
век», «Дрофа» 1995 г.
2.
Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов «История России»,
Издательская группа ИНФА М – НОРМА, Москва 1997 г.
3.
«Российская история», Москва, «Культура и спорт»,
Издательское объединение «Юнити», 1997.
4.
Н. Верт «История советского государства 1900-1991»,
Издательская группа «Прогресс», «Прогресс – Академия», 1992.
Страницы: 1, 2
|