Правовая система России во 2-й половине XlX - начале ХХ вв. Судебная реформа
В августе 1881 г. было утверждено «Положение
о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия».
Вся власть в случаях актов террора, антиправительственной агитации, бунтов,
волнений и т.д. принадлежала генерал-губернатору, который был вправе издавать
обязательные постановления по вопросам общественной безопасности и
устанавливать за нарушения этих правил штрафы в размере до 500 руб, или
назначать трехмесячный арест. Он мог запрещать общественные и частные собрания,
временно закрывать торгово-промышленные заведения, передавать уголовные дела на
рассмотрение военной юстиции, требовать закрытых слушаний дел. Полномочия
генерал-губернаторов при режиме чрезвычайной охраны были шире, они имели право
принудительно закрывать органы печати и учебные заведения, назначать более
высокие штрафы.[31]
§ 8. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Первый намек на судебную реформу прозвучал
19 марта 1856 года, в манифесте об окончании Крымской войны: Александр ll провозгласил: «Да правда и милость царствует в судах».
В 1858 году на улучшение деятельности
судебной системы было ассигновано более 800 тысяч золотых рублей; эти деньги,
выражаясь современным языком, были освоены, но никаких кардинальных изменений
не произошло. Этот урок стоить запомнить: система пожирает ресурсы, не меняясь,
если реформаторы не осуществляют преобразований технологий ее работы и
структурных изменений.
Современники отмечали, что результатом
нововведений было утверждение внутри самодержавного государства «судебной
республики». Наиболее ярким и памятным достижением Александра ll было учреждение равного для всех сословий суда с участием присяжных
заседателей. Одновременно была создана прокуратура как часть судебного
ведомства, введен институт присяжных поверенных. Предварительное расследование
перешло в руки судебных следователей, т.е. чиновников юстиции, а не
администрации, пользовавшихся статусом членов окружных судов. Судьи стали
несменяемы и формально независимы.
«Общие судебные места» включали в себя
окружные суды и судебные палаты. Кроме того, уездными земскими собраниями и
городскими думами избирались мировые судьи и почетные мировые судьи,
разрешавшие дела об уголовных проступках и гражданские иски ценой не более 500
руб. Мировая юстиция как самостоятельная ветвь российской судебной власти
включала в себя апелляционную инстанцию в виде уездного съезда мировых судей.
Правительствующий Сенат служил единой кассационной инстанцией для всех судебных
учреждений (общих и мировых), проверяя состоявшиеся решения исключительно с
точки зрения права; Особое присутствие Сената рассматривало по первой инстанции
дела о преступлениях против царствующих особ и государства.[32]
Мировой суд создавался с целью разгрузить
основное звено – общую юстицию – от малозначительных дел. Мировые судьи
принимали к рассмотрению дела на территории своего участка. К судьям
предъявлялись цензовые требования: возрастной (не моложе 25 лет),
образовательный и имущественный. Избирались судьи земскими и городскими органами
самоуправления, их основная задача заключалась в примирении сторон. Из подсудности
исключались дела о недвижимости. Существовали должности почетных мировых судей,
не получавших жалования. К ним обращались стороны по желанию. Это был гласный,
бессословный, выборный суд.
Ранее всего, в 1861 г., были созданы
волостные суды. Они были сугубо сословными, выбирались крестьянами, состояли из
крестьян и судили только крестьян. Крестьянин стал гражданином, и в
формировании его гражданского сознания волостные суды имели большое значение.
Выбирались члены волостного суда ежегодно на волостных сходах, из числа
выбранных в судебных заседаниях участвовало не менее трех судей. Суды
рассматривали гражданские дела (с исками, не превышающими 100 руб.) и мелкие
уголовные (драки, оскорбления, истребление имущества и т.д.), за которые
назначались наказания в виде штрафов, нескольких ударов розгами,
административного ареста.
Окружные суды были основным звеном общей
судебной системы и рассматривали наиболее важные дела. Было создано свыше 100
судебных округов, в каждом действовал окружной суд, состоявший из гражданского
и уголовного отделений. Уголовное отделение состояло из суда коронных судей и
суда с участием присяжных заседателей. Присяжные рассматривали преступления, за
которые полагалось лишение прав состояния (убийства, разбой и т.д.). Для
коронных судей вводилась цензовая основа: они должны были быть не моложе 25
лет, иметь высшее юридическое образование и трехлетний юридический стаж работы.
Утверждал коронных судей император. В заседании участвовало не менее трех
судей.
Закон устанавливал, что судебная
деятельность приравнивается к государственной службе. Судьи принимали присягу
на верность императору и обязывались «свято исполнять закон». Закон запрещал
занимать должность судьи лицам опороченным, состоящим под опекой и
несостоятельным должникам, судимым, устанавливал за нарушение обязанностей
дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность. Вводился институт
отвода судей по причинам материальной и иной заинтересованности в деле,
родственных связей.[33]
§ 9. КОНТРРЕФОРМА
Дальнейшее совершенствование судебной
системы, известное в литературе как «контрреформа», направлялась на ограничение
провозглашенных в законотворческой спешке, но не обеспеченных реально свобод и
гарантий. В 1885 г. было учреждено Высшее дисциплинарное присутствие Сената –
органа, посредством которого власти получили возможность смещать обнаруживших
некомпетентность или скомпрометировавших себя судей. Это решение было
истолковано в оппозиционной прессе однозначно как «стремление администрации
сменять неугодных судей». Закон 12 февраля 1887 г. закрыл доступ в судебные
заседания учащейся молодежи, дабы оградить ее от «зловредных влияний»,
предоставлял министру юстиции право выносить распоряжения о рассмотрении дел
при закрытых дверях.
Закон 28 апреля 1887 г. расширил
представительство дворянства и зажиточного крестьянства в составе присяжных
заседателей за счет сокращения доступа разночинной интеллигенции, низших слоев
крестьянства и рабочих. К началу 90-х годов в России не оставалось
некоррелированным ни одного из провозглашенных реформой 1864 г. принципов, и в
результате этой деятельности реформа правоохранительной системы, будучи
адаптирована к сложившимся конкретно-историческим условиям России конца XlX в., получила свое завершение.[34]
Обер-прокурор К.П. Победоносцев в 1885 году
призвал Александра lll «пресечь
демобилизацию, которую распространяет в обществе публичность всех судебных
заседаний, возведенная в абсолютный закон поборниками отвлеченных начал
судебной реформы», отказаться от состязательного процесса, упразднить суд
присяжных, учреждение которого, по его мнению, оказалось «совершенно излишним,
совсем несообразным с условиями нашего быта». Александр lll не решился на такую радикальную ломку судебной системы, созданной в
предшествующее царствование. Однако компетенция суда присяжных была значительно
урезана. Закон о земских начальниках, которые, будучи служащими исполнительной
власти, получили судебные функции в отношении сельских жителей, увидел свет 12
июля 1889 года. Мировые судьи были упразднены в 37 губерниях и работали лишь в
Петербурге, Москве и Одессе.
Наконец, в период первой российской
революции правительство прибегло к чрезвычайным репрессивным мерам. Высочайше
утвержденные положения Совета министров о военно-полевых судах были
опубликованы 19 и 20 августа 1906 года, т.к. «обыкновенное судебное
производство не вполне приспособлено к обстоятельствам настоящего времени и не
дает возможности достаточно быстрой репрессии» за противогосударственные
преступления и преступления против порядка управления. Военно-полевой суд включал
в свой состав 5 офицеров, назначенных военными властями в местностях,
объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны, для
рассмотрения конкретного дела. За первые 8 месяцев своего существования
военно-полевые суды приговорили к смертной казни 1102 человека, к каторжным
работам 127 человек.[35]
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение судебной реформы 1864 г. имело
огромное влияние на развитие общественных отношений. Гласное судопроизводство
способствовало преобразованию обыденного правосознания из патриархального в
гражданское. Гражданское правосознание не может сформироваться, если население
безграмотно в правовом отношении. Уважение к закону невозможно без его сознания.
В крепостнической России уровень знания законов был невысок. Проведение судебной
реформы 1864 г., введение гласного суда способствовало правовому просвещению
всех слоев населения, внедрению в общественное сознание представления о
равенстве всех перед законом независимо от сословной принадлежности, положения
на службе, в семье. Реформа содействовала гуманизации общественных отношений,
заставляла общество видеть и осуждать произвол, ставший нормой жизни.
Нельзя сказать, что данный процесс протекал
быстро и легко. Старые традиции отмирали медленно, особенно тяжело внедрялось
представление о необходимости подчиняться закону и суду представителями самих
государственных органов. Исторический опыт проведения судебной реформы 1864 г.
наглядно демонстрирует значение для общества становления независимого суда, его
роль в процессе создания гражданского общества. Тем самым подчеркивается
значение современной судебной реформы, необходимость ее скорейшего проведения.
Без независимой судебной системы демократия и правовое государство останутся
несбыточной мечтой в современной России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российские реформаторы, XlX – начало
XX вв. / Отв. ред. Корелин А.П.; Вступ.ст.
Сахарова А.Н. – М.: Междунар. отношения, 1995.
2. Рощина Ю. Судебный следователь гарантирует субъективность: О следствии в
связи с судебной реформой 1864 г. // Российская юстиция. – 2003. - № 5.
3. Сергеев В.И. Проблемы становления российской адвокатуры в историческом
контексте судебных реформ XlX – XXl веков ( Российская адвокатура и судебная система на рубеже
столетий) // Российский судья. – 2001. - № 11.
4. Фоков А.П. Россия в свете судебных реформ 1864 г. и 2001 г. //
Российский судья. – 2001. - № 12.
5. Смыкалкин А. Судебная контрреформа конца XlX века: миф или реальность? // Российская юстиция. – 2001. - № 9.
6. Рогов В.А. История государства и права России lX – начала XX веков: Для
студентов и преподавателей ист. и юрид. вузов. – М.: Зерцало: Теис, 1995.
7. Пашин С Краткий очерк судебных реформ и революций в России //
Отечественные записки. – 2003. - № 2.
8. Попова А.Д. Судебная реформа 1864 года и развитие гражданского общества
во второй половине XlX века
// Общественные науки и современность. – 2002. - № 3.
9. Аяцков Д.Ф. и др. Отечественное правосудие в XlX в.: практика и уроки реформирования / Аяцков Д.Ф., Галкин Ю.В., Олесюк
Е.В. // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - № 3.
10. Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая
половина XlX в.) / Акад. правовой
ун-т при Ин-те государства и права Рос.АН. – М.: ИГПАН. 1998.
11. Дружинин Н.М. Конфликт между производительными силами и феодальными
отношениями накануне реформы 1861 года // Вопросы истории. –
1954. - № 7.
12. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. – М.: Россмэн. –
1990.
13. Лемке М. Политические процессы в России 1860-х гг. (по архивным
документам). Изд. 2. – М.: Пг. – 1923.
14. Бисмарк О. Мысли и воспоминания Пер. с нем. Под
ред. А.С. Ерусалимского Т. l-ll. – М. – 1940.
15. Коркунов Н.М. Русское государственное право СПб. – 1897. –Т.ll.
[1] Аяцков Д.Ф. и др. Отечественное правосудие в XlX в.: практика и уроки реформирования / Аяцков Д.Ф., Галкин Ю.В., Олесюк
Е.В. // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 3. - с. 241, 249.
[2] Попова А.Д. Судебная реформа 1864 года и развитие гражданского
общества во второй половине XlX века // Общественные
науки и современность. – 2002. - № 3. – С. 89-90.
[3] Российские реформаторы, XlX – начало XX вв. / Отв. ред. Корелин А.П.; Вступ. ст. Сахарова А.Н. – М.:
Международные отношения, 1995. – с.9-10.
[4] Рогов В.А. История государства и права России lX – начала XX веков: для студентов и преподавателей
ист. и юрид. вузов. – М.: Зерцало: Теис, 1995. – с. 80.
[5] Дружинин Н.М. Конфликт между производительными силами и феодальными
отношениями накануне реформы 1861 года. – «Вопросы истории», 1954, №7, с.
57-58.
[6] Рогов В.А. Указ. соч, -с. 80.
[7] Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. – М.: Россмэн,
1990. – с.38.
[8] Победоносцев, 1976, с. 77.
[9] Попова А.Д . Указ. соч. – С. 89-90.
[10] В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, с. 218
[11] Лемке М. Политические процессы в России 1860-х гг. (По архивным
документам). Изд. 2. М. – Пг., 1923, с. 613-614.
[12] Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Пер. с нем. Под ред. А.С.
Ерусалимского. Т. l-ll. М., 1940.
[13] Различение верховного и подчиненного управления впервые было
предложено в Наказе Екатерины ll.
[14] Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1897. Т.ll. С. 2-3.
[15] Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая
половина XlX в.) / Акад. правовой ун-т при Ин-те
государства и права Рос. АН. – М.: ИГПАН, 1998. – с. 32-35.
[16] Лемке М. Указ. соч. – с. 617.
[17] Фоков А.П. Россия в свете судебных реформ 1864 г. и 2001 г. //
Российский судья. – 2001. - № 12. – С.2-3.
[18] Смыкалкин А. Судебная контрреформа конца XlX века:
миф или реальность? //Российская юстиция. – 2001. - № 9. – С. 42-44.
[19] Рогов В.А. Указ.соч. – с. 82-84, 90, 95-97, 116-117.
[20] Рогов В.А. Указ.соч. – с.179.
[21] Попова А.Д. Указ.соч. – с. 91.
[22] Рогов В.А. Указ.соч. – с. 180.
[23] Фоков А.П. Указ.соч. – с.3-4.
[24] Рогов В.А. Указ.соч. – с.241-243.
[25] Рогов В.А. Указ.соч. – с.257-258.
[26] Попова А.Д. Указ.соч. – с.92-93.
[27] Рогов В.А. Указ.соч. – с.257-258.
[28] Сергеев В.И. Проблемы становления российской адвокатуры в
историческом контексте судебных реформ XlX и XXl веков (Российская адвокатура и судебная система на рубеже столетий) //
Российский судья. – 2001. - № 11. – с.42-44.
[29] Рогов В.А. Указ.соч. – с.258-259.
[30] Рощина Ю. Судебный следователь гарантирует объективность: О следствии
в связи с судебной реформой 1864 г. // Российская юстиция. – 2003. - № 5. – с.60-61.
[31] Рогов В.А. Указ.соч. – с.259-260, 88, 91-92.
[32] Пашин С. Краткий очерк судебных реформ и революций в России // Отечественные
записки. – 2003. - № 2. – с.162-163.
[33] Рогов В.А. Указ.соч. – с.84-86.
[34] Аяцков Д.Ф. и др. Отечественное правосудие в XlX в.: практика и уроки реформирования / Аяцков Д.Ф., Галкин Ю.В., Олесюк
Е.В. // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 3. - с. 253-254.
[35] Пашин С. Указ.соч. – с. 165-166.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|