Суверенная Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации (90-е годы 20 века - нача...
Суверенная Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации (90-е годы 20 века - нача...
План_ 3
Введение_ 4
Становление новой
Российской государственности_ 5
Российская Конституция
1993 года_ 6
Межнациональные
отношения_ 7
Политические партии в
государственной думе_ 7
Экономические реформы_ 9
Внешняя политика РФ_ 11
Заключение_ 12
Список используемой
литературы_ 15
Введение
1. Становление новой Российской
государственности
2. Российская Конституция 1993 года
3. Межнациональные отношения
4. Политические партии в государственной думе
5. Экономические реформы
6. Внешняя политика РФ
Заключение
К осени 1990 года уже было очевидно, что после
пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей
истории и с точки зрения внутренней политики, и в
развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов, сделавшая
невозможным возврат к прежнему состоянию. Тем не менее - и это было грозной
опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизации
страны - не была решена ни одна из трех вставших после 1985 года ключевых
проблем:
а)
проблема политического
плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации;
б)
проблема создания рыночной
экономики. Основные положения принятой российским правительством программы, окрещенной "Мандат
доверия на 500 дней" и предусматривавшей приватизацию государственной
собственности и освобождение цен, были обнародованы в прессе. Этот "План Ельцина" был представлен как
программа, альтернативная более осторожному плану Рыжкова. Как бы то ни было,
эта программа оказалось мертворожденной;
в)
проблема федеративного
договора. В прессе был представлен первоначальный проект нового союзного
договора, который предполагалось осенью представить на обсуждение полномочным
делегациям республик. Тесно связанный с переходом к рыночной экономике, новьй федеративный договор
должен был расширить права республик, прежде всего заменив существовавшие
центральные структуры и вертикальные связи прямыми отношениями горизонтального
типа между республиками без посредничества центра. Но и здесь событиям было
суждено опередить законодателей.
Эти проблемы господствовали в политических
дебатах последнего года существования Советского Союза. Именно они послужили
катализатором политического кризиса, который в декабре 1991 г. привел к распаду СССР и отставке Горбачева.
С точки зрения политического анализа год с
осени 1990 до зимы 1991 г. делиться на три части:
а)
период до подписания
Горбачевым, представлявшим союзньй центр, и
руководителями девяти республик документа, известного как "Заявление 9 + 1", в котором декларировались принципы нового
союзного договора. Достигнутое принципиальное согласие было важнейшим условием
прекращения все более обострявшегося конфликта между Ельциным, бесспорным
лидером в лагере сторонников решительного продолжения реформ, и Горбачевым,
желавшим сохранить хрупкое равновесие между реформаторами и консерваторами и
соблюсти интересы центра перед лицом возраставших требований со стороны
республик, добивавшихся самостоятельности, суверенитета и даже полной независимости. На фоне этого противостояния, и питаемая им, между парламентами России
и Союза развернулась настоящая "война законов", парализовавшая всякую
конструктивную деятельность, с каждым днем усугублявшая экономический кризис,
неэффективность органов управления, особенно на местах, порождавшая все более
очевидный "вакуум власти";
б)
период, отмеченный своего
рода "перемирием", казалось установившимся в отношениях Ельцина и
Горбачева, взаимно обеспокоенных падением
авторитета какой бы то ни было государственной власти. Горбачев повел более
тонкую игру, перестав систематически прибегать, как это проявилось во время
январских событий в Вильнюсе, к использованию консервативных сил для создания
противовеса Ельцину. Тем временем политическое и экономическое положение в
стране настолько ухудшилось, что в августе стала возможной попытка
консервативных сил осуществить государственный
переворот;
в)
период после провала
путча, когда поражение, нанесенное лагерю консерваторов, катастрофически
ускорило распад Союза, привело к упразднению прежних
государственных структур, включая КГБ, приостановлению деятельности и
последующему запрету КПСС.
В декабре 1991 года руководители России,
Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о ликвидации СССР и
создании особого межгосударственного альянса – Содружества Независимых Государств
(СНГ).
Таким образом, в 1991 г. закончилась история советской государственности. Однако это не стало концом государственности
российской. Напротив, она вступила в совершенно новый этап. Фактически,
поражение путчистов означало неудачу консервативного варианта реформ,
расчистив, одновременно, дорогу радикальной модели преобразований.
После распада
СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие
союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских
управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.
21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в
Российскую Федерацию - Россию (при равнозначности обоих названий).
С прекращением
существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с
одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов - с другой.
Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое
противостояние двух ветвей государственной власти - законодательной и
исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период
разработки конституционного проекта Российского государства. Среди
парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены
депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего
политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в “реакционную силу”.
Оппозиционные
настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У
многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной
экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных
гарантий. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в
отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал
В. С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но
это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б. Н.
Ельцина и парламента.
В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о
досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн. человек,
участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им
социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные
выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие
победу президентских сил, углубили политический кризис.
Противостояние
ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его
советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии,
стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября
1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти -
Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены
выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность
действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к
присяге новый президент - А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост
вице-президента РФ.
В ответ на
антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были
организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3
октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского
телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ
объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено
чрезвычайное положение, в город были введены войска. В ходе событий несколько
его участников погибли либо получили ранения.
С установлением
единовластия президента начался слом, действовавший до тех пор системы Советов.
В октябре 1993 г. были приняты указы о реформе представительных органов власти
и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность
Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации
и выборных дум.
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявилась
демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой
правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосование президент.
В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10
автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и
49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной
власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура
Федерального Собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ.
Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной,
исполнительной и судебной.
Конституцией
разграничивались полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.
К компетенции
высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные
вопросы: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной
государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики,
федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и
международных отношений, объявление войн и заключения мира, руководство
внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также
находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов
власти Федерации и ее субъектов находились вопросы природопользования,
охраны историко-культурных памятников, образование, наука.
Законодательно
закрепились политическая многопартийность, право свободы труда и право частной
собственности. Конституция создавала условия достижения в обществе политической
устойчивости.
После распада
СССР отношения федеральных властей с отдельными субъектами Российской Федерации
складывались непросто.
Один из очагов
межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи
Российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров
вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики.
31 марта 1992 г. между автономными республиками России был подписан Федеративный договор. Он предусматривал
разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти.
Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления к диктату. Документ
стал основой государственного единства страны, развития последующих
взаимоотношений между центром и национально-государственными образованиями РФ.
Татарстан присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия, которые не противоречат тому, что он остается полноценным субъектом Федерации.
Специфические отношения сложились с руководством республики Ичкерия (Чечня),
которое не только не подписало Федеративный договор, но настойчиво стремилось к
выходу из состава России.
Принятие Конституции 1993 г. явилось важным шагом в укреплении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась
напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитие
сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и
вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России с целью восстановления там
конституционного порядка. Это положило начало затяжной и кровопролитной
чеченской войне, завершившейся лишь в августе 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. в Хасавюрте между российским и чеченским руководством Соглашение
о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение
в республики президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий
не сняли сепаратистских стремлений чеченского руководства. Ситуация в
республике оставалась крайне напряженной и взрывоопасной.
В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти - Федеральное Собрание Российской
Федерации, состоящие из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В
канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую
известность приобрели блоки “Выбор России” и “Явлинский, Болдырев, Лукин”
(“ЯБЛоко”), Российское движение демократических реформ, предвыборное
объединение “Отечество”. Большинство объединений и партий выступали за
многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за
единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного
строительства их позиции основательно расходились. Блок “ЯБЛоко” отстаивал идею
конституционной федерации, КПРФ - восстановление на новой основе союзного
государства, ЛДПР - возрождение Российского государства в рамках до 1977 г.
В результате
проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8
партий. Наибольшее число мест получили “Выбор России”, ЛДПР, Аграрная партия и
КПРФ.
Первым
председателем Совета Федерации стал В. Ю. Шумейко, в прошлом директор
одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу
возглавил И. П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в ее составе возникли
несколько партийных фракций. Наиболее многочисленной среди них являлась фракция
“Выбор России”, возглавляемая Е. Т. Гайдаром.
Центральное
место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной
политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение
1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых
была подписана президентом. В их числе - законы о правительстве и
конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и
фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических
зонах.
На выборах в
Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с четкими
требованиями в экономической, политической областях. Центральное место в
предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г. А. Зюганов) занимали
требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения
процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ
выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые “ущемляли”
интересы страны.
Сформировавшиеся
накануне выборов всероссийское общественно-политическое движение “Наш дом -
Россия” объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных
и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения
видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих
рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании
благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства,
деловой активности населения.
В состав Госдумы
II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники
законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами
предыдущего депутатского корпуса, 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ,
12% - “Наш дом - Россия”, 11% - ЛДПР, 10% - блок Г. А. Явлинского (“ЯБЛоко”),
17% - независимые и 14% - другие избирательные объединения.
Состав Госдумы
предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней
внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками
избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в
рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г. А. Явлинского. В жестком
противоборстве обсуждались и принимались решения по вопросам, связанным с
регулированием новых социально-экономических отношений. Неприятие значительной
части депутатов вызывали правительственная политика в Чечне, внешнеполитические
акции, направленные на сближение с НАТО. Позицию парламентариев поддерживали
некоторые слои российского населения.
Оппозиционные
правительству силы попытались выступить единым фронтом на выборах президента
летом 1996 г. На пост президента претендовали 11 человек, в том числе Б. Н.
Ельцин, Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский, М. С. Горбачев, Г. А. Явлинский. В
результате двух туров выборов президентом России вновь стал Б. Н. Ельцин. За
него проголосовало 55% общего числа избирателей. Г. А. Зюганов - главный
конкурент Б. Н. Ельцина - получил 40% голосов. Итоги президентских выборов
показали, что преобладающая часть граждан поддерживала курс президента на
создание рыночной экономики и демократического государства.
Страницы: 1, 2
|