МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шарль Луи Монтескье (1689—1755)

                 Принцип  каждой  формы  правления  создает  в   государстве   состояние равновесия  в  отношениях  между  правителями   и   управляемыми.   Даже   в деспотической  форме  правления  страх  перед  покушениями  и   переворотами сдерживает деспота от чрезмерных злоупотреблений,  а  «произвол  видит  себя

    вынужденным несколько смягчить  гнет  и  преодолевает  сам  себя».  В  свою очередь, страх среди подданных подавляет их волю к борьбе,  чем  сохраняются равновесие в отношениях между государем и  подданными  и  природа  деспотии.

                Важно подчеркнуть, что в учении  Монтескье  взаимосвязь  понятий  природы  и принципа выражается законом  соответствия  природы  правления  ее  принципу.

                Изменения  в  природе  формы  правления  ведут  к  замене  ее  принципа,  и, наоборот, изменения в принципе в конечном счете приводят  к  замене  природы правления. Размышлениям Монтескье о взаимосвязи между природой  и  принципом присущи черты диалектического мышления.

                Эти категории в концепции  Монтескье  в  определенной  мере  показывают характер  взаимосвязи   формы   государства   и   социально-психологического состояния соответствующего  ей  общества;  определяют  те  приемы  и  методы управления, которые характерны  для  должностных  лиц  государства.  В  этом смысле категории природы и принципы правления Монтескье предвосхищают  собой понятие  политического  режима  как  составной   части   учений   о   формах государства. В настоящее время политический режим в государствоведении  стал одним  из  основных  классификационных   признаков   при   различении   форм правления. Демократия — умеренная форма правления.

                 В  демократии  верховная власть принадлежит  всему  народу.  Природа  демократии  —  это  политико-правовые отношения, где «народ в некоторых отношениях является государем,  а в некоторых отношениях — подданным».

                Из  природы  демократии  Монтескье  выводит   ее   политико-юридическую структуру. Основным учреждением демократии является народное  собрание,  где народ путем голосования своей волей создает законы и  принимает  решения  по основным  вопросам  управления  государством.  Здесь   же   народ   выбирает должностных лиц в сенат или совет,  которые  в  перерывах  между  собраниями ведают делами государства и готовят вопросы, проекты  решений  для  народных собраний. Монтескье считал нецелесообразным участие всего народа в  народном собрании и предлагал, по примеру античных  законодателей,  ограничить  число лиц из народа, имеющих право участия в собраниях. Кроме того,  народ  должен быть разделен как носитель верховной власти на  различные  классы,  от  чего зависит прочность и процветание республики.

                 Помимо сената или совета в демократической республике  важное  значение имеет  институт  судей,  которые,  по  Монтескье,  должны  быть  отделены  и независимы от  других  должностных  лиц.  Судьи  в  демократии  осуществляют только правосудие. Характерным для этой формы  правления  является  институт цензоров, осуществляющих надзор за  действиями  и  нравами  народа,  сената, должностных лиц.

                В демократии при помощи  закона  четко  определяется  компетенция  всех учреждений, их права и  обязанности.  Эти  учреждения  должны  находиться  в отношениях необходимого взаимного контроля и зависимости. Народное  собрание избирает должностных лиц сената и контролирует их действия,  тогда  как  сам народ нуждается в руководстве со  стороны  совета  или  сената. Природа республиканского правления,— подчеркивал Монтескье,—  требует,  чтобы  судья не  отступал  от  буквы  закона.   В   результате   такого   распределения государственной  власти,   взаимоконтроля   и   зависимости   учреждений   и руководителей   демократии,   правового   характера   деятельности   властей уменьшается  возможность  для  учреждений   и,   должностных   лиц   править произвольно, злоупотреблять властью. При таком устройстве  различные  органы демократии  взаимно  сдерживают  друг   друга   от   нарушений   законов   и злоупотреблений, чем обеспечивается стабильность  и  прочность  государства. Принципом  демократии  является  политическая  добродетель,   представляющая собой  любовь  к  отечеству  и  равенству.  В  противоположность   идеологам абсолютизма, Монтескье различал  политическую  добродетель  и  нравственную, или христианскую. По его мнению, добродетельный  человек  может  и  не  быть христианином. Главное то, что  это  человек,  который  любит  законы  своей страны и любовью к  ним  руководствуется  в  своей  деятельности.  Согласно Монтескье,  принцип  демократии  ограничивает  честолюбие  одним  желанием, одним счастьем —  послужить  отечеству  более  важными  делами,  чем  прочие граждане, и ведет к тому, что общественное благо  начинает  предпочитаться частному. Этот принцип вытекает в  демократических  государствах  из  образа жизни граждан, из стремления приобретать необходимое для семьи,  а  излишек — для отечества. В таком государстве  люди  живут  своим  трудом. 

                    Укрепление   принципа   демократии   в   первую   очередь   достигается установлением с помощью правовых норм принципа  равенства  и  умеренности  в обладании  имуществом  всех  социальных   слоев   такого   государства.    Принцип  демократии   извращается   также   в   результате   чрезмерной концентрации всей полноты власти в руках народа. Это приводит  к  анархии  и злоупотреблениям властью со стороны демагогов,  которые  возглавляют  в  это время  народ.  Впоследствии  они  становятся  деспотами.  Такую  ситуацию  в политической  жизни  демократии  Монтескье  описывал  как  состояние,  когда каждый хочет быть равным тем, кого он избрал  в  свои  правители.                  Государственный  строй  аристократии   как   разновидности   республики Монтескье определял тем, что   верховная  власть  находится  в  руках группы  лиц.  Эти  лица  выделяются  из  народа  в  силу  своей  знатности, богатства или иных преимуществ перед другими людьми. В основе аристократии  лежат  такие  политико-правовые  отношения,  где правящие лица из аристократии относятся к другим, членам этого сословия  как народ между собой в демократии, тогда как  народ  к  аристократам  —  как  в монархии подданные к государю. Эта форма  правления,  по  Монтескье,  должна иметь различные  учреждения  для  осуществления  политической  власти  и  ее распределения    между    должностными    лицами    из    аристократии.    В аристократической республике законодательством должна быть  регламентирована деятельность собрания аристократов, сената, цензоров, судей.

                 Монтескье указывал на обширность  власти  аристократического  сословия, что могло привести к злоупотреблениям и произволу должностных  лиц.  В  этом заключается слабость  аристократического  правления,  а  ее  стабильность  и жизненность зависят от того, в какой степени она близка  к  демократии. Мыслитель много раз  писал  о  преимуществе тех аристократических республик, в которых народ имел  право  участвовать  в управлении государством.

                 Принципом аристократического правления Монтескье  называл  умеренность, которая сдерживает аристократию  от  произвольного  правления  и  тем  самым сохраняет стабильность данного строя. Он отмечал, что  аристократия  успешно сдерживает народ от нарушений законов, но этому сословию  трудно  обуздывать самого себя.    Монтескье считал, что посредством умеренности  аристократия  заставляет забыть народ о своем бессилии в управлении государством, а сама руководит  в соответствии  с  законами  страны.  Он  называл   ряд   правовых   гарантий, способствующих  сохранению  умеренности  в   аристократической   республике: запрещение сбора налогов или  податей  знатью,  запрещение  права  выбора  в сенат самими членами сената, ограничение роскоши и др. 

                    Государственный строй монархии определяется тем, что верховная власть в ней вручается одному лицу при наличии основных законов  в  государстве. 

                    Много внимания уделял Монтескье анализу деятельности судей в  монархии, которые в этой  форме  правления  должны  быть  независимы  от  государя, что обеспечит подданным определенную степень свободы,  безопасности,  защиту  их собственности.

                    Кроме того, Монтескье считал, что в монархиях должны  быть  учреждения, сохраняющие чистоту первоначальных  законов,  поскольку  совет  государя  но своей природе не годится для такой цели. Этими учреждениями  могли  бы  быть учреждения, похожие  на  средневековые  парламенты.  Парламенты  во  Франции обладали правом ремонстрации —  правом  отказа  от  регистрации  королевских актов, не соответствующих, по их мнению, праву и  обычаям  данной  провинции или законам страны.

        Честь  как  принцип  монархии  вытекает  из  социальной  жизни   такого

    общества,  в  котором  классовая  дифференциация  и  неравенство   состояний достигли своей высшей степени. В монархии не может быть речи  о  том,  чтобы граждане ставили общие блага выше личных. Здесь все люди  заботятся  лишь  о своих интересах, собственной выгоде. Это положение в равной  мере  относится как к правителям, так и к  подданным.

                    Деспотия  —  антипод  государства  с  умеренными  формами  правления  — республик  и  монархий. Для его природы  характерно  отсутствие  политико- правовых  отношений  между  правителями   и   управляемыми.    В деспотии  отсутствуют  основные  законы.     

    Государственный строй деспотии, согласно  Монтескье,  отличается  чрезмерной концентрацией власти в руках государя и его слуг. В ней  отсутствуют  законы о  престолонаследии,  и  государь  сам  назначает   себе   наследника.   Для законодателя и судей здесь нет  места.  Более  того,  в  деспотии  правитель является единоличным судьей, действуя тем самым во вред самому себе.

                 Принцип деспотического правления вытекает из образа жизни  людей  этого государства, где крайности  в  имущественном  распределении  достигли  своей высшей степени. В этом государстве, никто не думает об общем  благе. Воспитание, в  деспотии  направлено  на формирование в людях духа  рабства.  Нагнетая  обстановку  страха,  террора, устрашения, государь таким способом  подавляет  в  своих  подданных  волю  к борьбе  против   произвола.


    1.4.Причины разнообразия форм правления

    Основная причина в разнообразии форм правления заключена в природе — в географической среде, с одной стороны, и в естестве человека (каждая форма правления «использует» какие-либо свойства), с другой.

    Каждая из форм правления опирается на определенную систему воспитания. Деспотия культивирует дух рабства, уни­жая человека. Безоговорочное повиновение предполагает глу­бокое невежество как в том, кто повинуется, так и в том, кто повелевает: ему незачем размышлять и обсуждать, а достаточ­но приказать. Дух дрессуры исклю­чает стремление к величию и славе; здесь не может быть ни­какой законосообразной преемственности, вообще какой-либо законосообразности, так как в лице правителя соедине­ны и законы, и государство, и государь.

    Если принцип деспотии — страх, то его цель — тишина. Деспотия стремится к автаркии, — а в определенном смысле и к самоуничтожению, — и тяготит всего более самое себя: сила государства заключена в войске, которое необходимо для внешней и внутренней защи­ты; но само войско страшно государю; безопасность государ­ства согласуется в этом случае с безопасностью государя пу­тем уничтожения определенной части самого себя (Монтескье приводит в качестве примера уничтожение стрельцов Петром I). Деспо­тия, нивелируя и упрощая социокультурное пространство, разрушает социальные связи, обездвиживает людей, лишая их инициативы. Сосредоточение земельной собственности в од­них руках ведет к тому, что земли перестают обрабатываться; торговая монополия разрушает финансы и промышленность.

    Из этого Монтескье делает два принципиально важных вы­вода. Первый: деспотия деформирует человеческую природу, упрощая и нивелируя ее; но и держится она за счет этой про­стоты. Второй: более сложная, или «политическая» система предполагает необходимость баланса сил властей, а также пра­вовую универсальность политического и гражданского законода­тельства.

             Необходимо отметить, что проблемы форм  правления  Монтескье  решал  в тесной  связи  с  теорией  факторов  общественного  развития.  Моральные   и физические факторы в их совокупности непосредственно  влияют  на  природу  и  принцип различных форм правления, их стабильность и вырождение, на  характер отношений между правителями и подданными. В  деспотиях  большое  влияние  на характер этих отношений имеет религия, которая заменяет  основные  законы  и охраняющие их учреждения.

                Религия страны  —  один  из  факторов,  влияющих  на  формы  правления. Магометанская религия характерна для  деспотических  форм  правления,  тогда как  христианская  религия  существует  чаще  всего   в   умеренных   формах правлении.  При  этом  в  протестанских  странах,  как  правило,   возникают республики, а в католических странах — монархии. Любая религия  как  система всеобщих правил, норм,  обрядов  влияет  на  отношения  сторон  в  дихотомии «повеление — подчинение»  и  определенным  образом  их  регулирует,  являясь «обуздывающим началом». Поэтому мыслитель предлагал законодателям  учитывать действие религии на форму правления.

                Нравы, обычаи, черты характера того или иного народа  также  влияют  на

    форму правления, которая должна им соответствовать.  Монтескье  считал,  что несоответствие государственного  строя  нравам,  обычаям,  чертам  характера народа ведет  к  тирании  мнения. 

                    Большое значение  в  определении  формы  правления  имеет  образ  жизни народа,  объединяющегося  в  государство,  характер  его  основных  занятий: пастушество,  земледелие,  ремесло,  торговля.  У  земледельческих   народов зачастую возникает правление одного, тогда как занятие  народа  ремеслами  и торговлей  предполагает  установление   республиканской   формы   правления.

                Высокоразвитое земледелие может вестись в странах умеренных форм  правления, так как предполагает определенную степень свободы граждан.

                  На формы правления влияют факторы географической среды,  среди  которых значительное внимание Монтескье уделил  климату.  В  жарких  странах  климат способствует установлению деспотической формы  правления.  Жара  приводит  к утрате мужества, малодушию народа, и он не может  успешно  выступать  против произвола и злоупотреблений властью  со  стороны  правителей,  смиряется  со своим  рабским  положением.  Напротив,  холодный  климат   сохраняет   людям мужество, и в странах с  таким  климатом  чаще  устанавливаются  республики.

                Умеренный  климат  Европы  способствует  установлению  монархий.      Другой фактор  географической  среды  —  почва.  Если  почва  в  стране плодородная, то в государстве устанавливается правление  одного,  бесплодная же почва ведет  к  правлению  нескольких,  т.  е.  к  появлению  республики.

                  Среди факторов, воздействующих на формы  правления,  Монтескье  называл ландшафт.  В  гористой  стране  чаще  возникает  республиканское  правление, равнины  в  странах  способствуют  появлению   правлений   одного.   Страна, расположенная на острове, скорее всего  приведет  к  республике,  тогда  как континентальные страны — к правлению одного: монархии или деспотии.

                Не  меньшее  значение  в  учении  Монтескье  имеет   величина   страны.

    Республика по своей природе требует  небольшой  территории,  иначе  она  не сможет существовать.  Монархии  же  по  своей  природе  требуют  территории  средней величины, таких размеров, как Франция, Англия, Испания середины XVIII  века.

                Напротив, для деспотии характерны обширные  размеры  государства. 

                  В  концепции Монтескье  действие  факторов  на  формы  правления  не  носит   неизбежного характера. Разумный законодатель должен учитывать  весь  комплекс  факторов, определяющих  формы  правления,  но  он  способен  преодолеть  отрицательное влияние на  дух  народов  этих  факторов,  в  том  числе  и  географических. Примером  такой  деятельности  законодателей  является  наличие  в   истории государств сложной формы правления-федеративной республики. Хотя  в  странах с обширными территориями, как правило, устанавливается правление одного,  но люди все же преодолели действие этого фактора и  изобрели  особенный  строй – федеративная республика.

                 Федеративная республика  образуется  путем  договора  между  гражданами различных  республик  с  малой  территорией.












    Заключение

    Таким образом   можно сделать следующие выводы:

    1.Объединение людей в обществе необходимо, только в общественном состоянии они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними в естественном состоянии равенство, начинаются войны двоякого рода - между отдельными лицами и между народами. Позитивные законы обязательно должны соответствовать естественному праву.

    2.Решающее влияние на законы, согласно Ш.Л. Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии.

     Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил.

    Применительно к демократии Ш.Л. Монтескье отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосования. Законодательная власть в демократии принадлежит народу.

    К основным законам аристократии Ш.Л. Монтескье относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. Аристократия тем лучше, чем ближе она приближается к демократии.

    К основным законам монархии Ш.Л. Монтескье относит законы, определяющие "существование посредствующих каналов, по которым движется власть" (в частности, власть дворянства).

    Без таких каналов монархия вырождается в деспотию, где, собственно, нет законов, их место занимают произвол и прихоть деспота. В деспотии все же основным законом является наличие должности полновластного визиря.

    3.Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, - особый для данного политического строя. В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх.

    Учение Монтескье о «духе законов» и разделении властей  оказало существенное воздействие на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.                                                      


    Литература



    1.     История политических и правовых учений. Учебник под ред. В.С. Нерсеянца. М.: Изд. НОРМА,2001. – 736с.

    2.     История политических и правовых учений. Учебник под ред.В.В. Малахова. – М.: Академ. Проспект, 2000. – 414с.

    3.     Монтескье Ш. Избранные произведения. М.1955

    4.     Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция. – М.:Московский государственный институт международных отношений. 2000. – 479с.




    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.