Шпаргалки по истории государства и права Казахстана
21. Семейное и наследственное право. Институты калыма и аменгерства.Семейные
отношения патриархальные. Женщины в подчинённом положении.отец-муж-сыновья или
родственники мужа. Виды брака Калымный. Размер калыма зависит от состоят-ти
родств жениха и авторитетности родств-в невесты. Виды калыма:1)бас колым
77лошадей 2)орта калым 47л. 3)кыши 17л. Родств-ки с обеих сторон предост-ли кит
(подарки). Организация свадьбы на родсв-в жениха. Левератный брак: вдова вых-ла
за брата мужа. Аменгерство: вдова могла уйти из рода оставив детей и имущество,
остаться в семье. Сорорат: муж берёт в жёны младш сестру погибш жены.(сестра не
засватана). Заключались колыбельные браки. Бескалымные браки 1)с отработкой
2)перекрёстный брак. 3)с похищением. Похищение замужней каралось смертью.
Допускался РАЗВОД: основания развода для мужа: 1)прелюбодеяние жены 2)бесплодие
жены 3)изнасилование 4)проявление неуважения к мужу его родственникам
5)неспособность вести хоз-во. 6) произнесение Талак талак талак. (после
расторжения брака жена проводила 3-4мес) Основания расторжения дляжены:
1)истязание мужем 2) физ недеесп-ть (больной, бесплодный) 3)Неспособность
содержать жену. Для обоих: отрешение от веры. НАСЛЕДОВАНИЕ: Наследство ата
мула, наследники мурагер. близкие родств по низход-й, восход-й линии.Основная
доля доставалась младшему сыну (Киже) который впоследствии содержал мать.Дочери
в виде приданного (половина от доли сыновей). Мать получала 1\8. Движимое им-во
поровну м\у сыновьями (енше). Рвное право у усыновлённых. По своему усмотрению
для не родств-в 1\3, родств 2\3.
22.суд и процесс по обычному праву казаховдо 15в. Юрисдикция
биев. Способы обеспечения решения суда биев. Вершится биями и Казиями. Высш
инстанция Хан. Форма: обвинительно-состязательная. Предварительное следствие и
дознание отсутствовало. Судья выступал в кач-ве арбитра. Истец (талаккер)
Ответчик (жаулкер). Был ограничен скроком в 1 свет день. Начало: подача иска.
Стороны бросали плётки перед судьёй (стороны соглашались с кандидатурой судьи,
после этого отвод судьи запрещался).Средства доказывания: свидетельство
2)вещественные доказат-ва 3)улики - в случае их отсутсвия, религиозные присяги
или помощь поручителей. К даче показаний не допускались несовершеннолетние,
рабы,иноверцы, за жён показания давали мужья и их хозяива (0.5 от показания
мужчины).При вынесении не обьективных решений судья лишался авторитета. Процесс
заканивался обрядом:разрязания пёстрой верёвки (согласие выполнить решение
бия).ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 1)добровольное 2)барымта (с санкции бия,старейшины) виновная
сторона предупреждалась заранее и не должна была препятствовать. Численность
скота определялась бием, проводилась днём.
23.Политико-правовые предпосылки принятия казахами Среднего и
Младшего жузов подданства Российской Империи. Интересы Петра 1:
проникновение:1714г.экспедиция Бухгольца. Стр-во крепостей по Иртышу.Бекович –
Черкасский исследовал побережье Каспия. ПОЛИТ КРИЗИС:. Смерть Хана Тауке в
1715г. Децентрализация власти: Северо-западные районы Абулхаир.Часть ср и мл
жузов Каип (был провозгл общ каз ханом), Ташкент султаны Рустем,Карабак. Иканом
Турсын. Претенденты на престол: Абулхаир, Болат(сын Тауке).Каип убит в борьбе
за власть. Верховным станов-ся Болат.При нём происх-т разделение на отдельные
ханства. 1723г. Наступление джунгар. ПРИНЯТИЕ ПОТДАНСТВА:Ощеказ-й съезд биев,
которые потдержали Абулмамбета.Абулхаир, Семеке покинули съезд и удалились в
кочевья и начали искать потдержку. В мае 1730г. Съекзд старшин Младшего и Среднего
жузов поручил вести переговоры с Россией о закл с ней мирного договора с целью
урегулир-ть каз-ко башкирск проблем и получения помощи для борьбы с джунгарами.
Абулхаир превысил полномочия. 1730г. отправил пососльство в Уфу с предложением
вступить в российское потданство. (до этого 1726г. Отправлял посла в Петербург
для переговоров о протекции).10окт-я 1731г. Подписание присяги на верность
Российской императрице.(присяга, обращение хана Абулхаира, грамота императрицы
Анны Иоанновны- договор России и Казахстана.) 9декабря 1731г. Ханы, султаны,
старшины среднего и старшегно жузов заявили желание быть под протекцией.
Семеке, Абулмамбет и Султан Аблай (1740) приняли протекторат на тех же
условиях. Цель – не дать Абулхаиру приемущества во внутриполит-й борьбе.
1734,1738 г. Хан Жолбарыс ранее признавший зависимость от жунгар, обращался к
Российским властям о пректорате, но попытки не были успешны.
24.Законы хана Тауке «Жеты Жаргы».(семь установлений). В конце
17в.При Туке Бии кодифицировали обычное право. Некоторые фрагменты дошли
благодарая работе в перв пол 19в. Г.Спасского, А.Левшина. Из анализа правовых
норм 18-19в, некоторые исследователи считают что Ж.Ж состоял из 7 разделов:
1)Нормы регламентирующие права собственности на пастбища и водоёмы (жер дауы).
2)Нормы,регл-е имущ-е и личные права вдов и сирот, а также обязательства по
отношению к ним общины и родственников (жесip дауы). 3)Нормы семейно-брачного права. 4)Нормы
права, связанные с военным делом и управлением государством. 6)Нормы уголовного
права, предусматривающие выплату штрафа – айып 7)Нормы уголовного права,
предусматривающие выплату штрафа – кун.
25. Условия принятия казахами Среднего и Младшего жузов Российского
подданства. Рез-т договора м\у Р и К:протекторат-форма зависимости, при
которой протержируемое гос-во Каз-н теряло часть суверенитета (право
международных сношений). В обмен Россия обязывалась защищать интересы К от 3х
стран.Абулхаир обязывался: 1)защищать Росийск торг-е караваны 2)выплата ясака
3)военная помощь, в случае войны России с 3ми державами. Обязательства России:
1)недопущение набегов Рос потданных 2)оказывать помощь Абулхаиру с внешними
противниками. Тефкелеф добивался отношений вассалитета – форма зависимости, при
которой вассальное гос-во обзывалось нести в пользу гос-ва сюзерена ряд служб.
Введение интитута аманатов – заложников из числа сыновей хана. После смерти
Абулхаира 1748г право конфирмации – официального утверждение ханов в их
достоинстве. Сомнение в правовой сост-ти договора. В писмье Абулхаира: «под
высочайшее покровит-во», русский перевод – «подданство». Абулхаир называл себя
общеказахским ханом и императорская грамота была адресована всему каз-му
народу.ПОСЛЕДСТВИЯ: 1)военно политическая экспансия: (1717-1745Иртышская линия,
40е – Оренбургская линия, 50е Ново-Ишимская (Горькая)линия.2)использование
каз-башкир-калмыкских противоречий для подавления антироссийских выступлений.
50е гг 18в: граничение землепользования: до Яика, до Иртыша.
26.Реформы Игильстрома и начальная форма ограничения ханской власти в
младшем жузе. Пограничный суд. Утверждение старшин.1785 предложение
проекта. ОГРАНИЧЕНИЕ ХАНСКОЙ ВЛАСТИ: 1)обращение пограничной администрации к
старшинам, султанам в обход хана. 2)Конфирмация ханов Россией (утверждение в
должности) 3)Правоцирование выборов параллельных ханов 4)Поощрение борьбы
различных политических группировок. РЕФОРМА ИГИЛЬСТРОМА: Младший жуз делился на
части: Алимулинскую, Байулинскую, Семиротскую. Части управлялись расправами
состоящими: Председатель 2зама(влият-е старшины) письмоводитель. Они выполняли
Административную,судебную,полицейскую функции. Подчинялись подчинённому генерал
губернатору пограничному суду (русск офицер – председатель, 5ть русск
чиновников, 6 каз старшин (выборные)). В кажд военно-потестарном обьединении
выбирался старшина приведённый к присяге в погр суде и он получал жалование.
Ханская власть ликвидировалась. Итоги: Сырым Батыр – сорвал работу органов,
полностью игнорируя эти органы. Сторонники ханской власти выбрали ханом Каипа
связанного с Хивой.1789г.проект предусм-й восстановление ханской власти.
27.Политика хана Аблая по сохранению суверенитета Среднего жуза.
Внутр политика в 50-70гг. Укрепление каз гос-ти. Участвовал в войне с
джунгарами 1739-1742.Плен.Жил в старшем жузе. С помощью Бия ср.жуза Казыбека и
акына Бухар Жирау вернулся в ср жуз. Стал султаном. Казахи в период
присоединения не выплачивали ясак. Стал ханом ср жуза, в 1771 всех 3х жузов
(1772 признание китайцами, 1778 признание Россией.). Политика обеспечения
суверенитета: одновременное потданство России и Цинькой империи. Централизация
власти: 1)вывел из состава ханск совета султанов (конкурентов на власть и
пророссийски настоенных).В совет были введены Бии, батыры, родовые старшины. 2)
Ввёл институт жасаулов – уполномоченных хана на местах. От имени хана управляли
родами (не являясь их членами), собирали и устанавливали налоги. 3)отмена
феодальной зависимости кроме зякета который взымался в анскую казну.
4)Единоличное право разбирать родовые и межродовые споры и назначение смертной
казни.
28.Политический строй Букеевского ханства. 1801 г. В междуречье
Волги и Урала создано мареонеточное казахское ханство – Букеевская орда
(внутренняя киргизско-кайсакскоая орда).Насление: рода младшего и среднего
жузов.Управлялась ханом Букеем. ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ: 1)буфер м\у К и Р. 2)полегон
для выработки методов управления казахским населением. 3)Пример.приемущества
Российскаой Административной системы и общего развития отношений. 4)уверенность
в лояльности властей Букеевской орды к России. В орде сочетались Эл-ты традиционного
ханск-го управления и Российской административной системы. Форма правления:
абсолютная монархия. Власть передавалась по наследству. Её не ограничивали
прочие органы: совет 12 биев (вспомогательный орган), депутаты.(налаживали
взаимоотношения орды с Российской Администрации). Тесные взаимоотношения с
Россией=высокий уровень развития жизни общества, ярмарки, культурно
просветительские учреждения, зарождение казахской национальной буржуазии. После
смерти Букея власть перешла к сыну Джянгиру. Некоторое время как регент власть
была у Брата букея Шигая. Джангир: 1)первый каз учёный (этнографические
исследования каз народа и обычаев). 2)насаждал ислам и шариат, ввёл шариатский
суд. После смерти в 1845г. Ханск власть решили не восстанавливать. Причины:
успешная ликвидация её в младшем и средних жузах, процесс колонизации старш
жуза.Ордой стал управлять временный совет стоящий из российских чиновников и
офицеров.
29.30.Ликвидация ханской власти в Среднем жузе. Общая характеристика.Смерть
Бокея и Уали, политический кризис в среднем жузе, лоббирование частью султанов
российских интересов, не признание России избранного 1821г.ханом Губайдуллы
приводит к попытки ликвидации ханской власти с помощью организации новой
системы управления. Для разработки Реформы 1822 Сперанский привлёк учёных
орнитологов: Батеньков. Реформа опиралась на Султанов. Они получили звание
майора армии, жалование, награды, привелегии и были допущены к власти.
Территория ср жуза вошла в состав западной Сибири (До 1839г. Тобольск, Омск).
Ср жуз делился на Округа-волости-аулы. Различались приграничные (ст жуз,Китай)
и прилинейные (Российск империя). Окружное правление:ага султан(избир на 3года
окр казахск аристократией и утверждался Генерал губернатором Зап Сибири),
окружной приказ (дуан). Во главе волости волостной управитель, Во главе аула
аульный начальник. Они назначались ага султаном, обеспечивали покой и выплату
налогов. Проводилась политика оседания казахов на земле: земля, с\х инвентарь,
посевной материал = бесплатно + освобождение от уплаты налогов. Территория
кочёвок ограничивалась границами округов. С целью ликвидации традиц-го
административного управления изменялись казахск названия аулов,селений,геогр
обьектов на цифры. Результат: 1)ханская власть полностью ликвидирована.
2)восстание Кенесары касымова.
31.Суд и процесс по уставу 1822.г.Сужены полномочия биев и
ограничено действие Адата. Казахи приравнивались к российским подданным, на них
распространялись пложения Устава «О кочевых инородцах». Были разграничены
уголовные(гос измена, убийство,барымта, неповиновение властям, ложная присяга
при рассмотрении уголовных дел, грабёж) и гражданские правонарушения.Окружной
приказ: проводил следствие, судебная инстанция по уголовным делам. Областной
(губерн-й) суд надзорная инстанция по уг делам. Иковые дела, вкл кражу
рассматривались судом биев. До 2х тыс, окр приказом, до 5тыс Погр управл. Свыше
5-правит-м сенатом. Недовольные судом биев могли подать жалобу окружному,
областному начальству.
32. Административно-территориальное деление Младшего жуза по реформе
1824г.В 1819г. Губернатор Оренбургского края Эссен направил СПб проект о
реформе в младшем жузе. В 1824г. Проект одобрен азиатским комитетом мин-ва
иностранных дел и императором Александром 1.Реформа пров-сь решительными
военными методами. Союзники султаны. Территория делилась по родовому принципу
на Западный Средний и Восточный район. Во главе окружных приказов распоряжением
ГГ назначались султаны правители. Бывшая правящая верхушка стала российск
чиновниками. Хан младш жуза Арынгазы вошёл в состав Оренбургской пограничной
комиссии (осуществ-ла общее руководство реформы). Имперская власть опиралась на
постоянное военное присутствие. При султанах правителях находились полки числ-ю
до 200чел. Созд-сь военные крепости, расквартировывались регулярные войска.
Местное управление: 1)дистанции (админ-й округ м\у 2крепостями. С 50х – 54)
управлялись дистанционными начальниками. 2)Старшинства:адм район созд-й в
соотв-ии с родовым делением. Создавались попечит-ва (недопущение столкн-й м\у
линейн и мест населением Уральск, Орское, Гурьевское, Троицкое, Михайловское).
Встретила сопротивление населения, убийство российск чиновников, сожжение
сельских управ, восстания (1837 Мл жуз, Букеевск орда – Исатай Тайманов,
Утемисов).
33. Казахская государственность при хане Кенесары Касымове. Реформы
хана Кенесары. В 1837.г. рукводство освободитльным движением переходит к
Кенесары Касымову. Обьединил силы младшего и Среднего жузов разграмил ряд
карательных отрядов и овладел Акмолинской крепостью. В 1841г. На собрании маслихата
предст-ли 3х жузов избирают ханом Кенесары Касымова. В 1841 на подконтр Запад и
Центр Казахстане возрожд-ся Каз-е ханство. 1841-1842.Война с Кокандом освоб-т
Созак,Яныкурган,Жулек,Акмечеть, Мерке (1845). В 1847г.война с кыргызскими
напапами. Был казнён, ханство перестало сущ-ть. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ:Глава
гос-ва: хан. При нём совещ-й орган: ханский совет (состоял из батыров, биев,
родственников хана). Ведомства: 1)финансовое (сбор налогов, пошлин).
2)дипломатическое 3)военное ведомство. Существовал штаб: военный совет.
Исполнительная власть на местах: жасаулы.(сбор налогов, исполнение распоряж-й
хана, агитация на борьбу с Царизмом). Состояли из воинов и толенгутов
назначаемых ханом. СУД СУДЕБ ПРОЦЕСС: Верховная власть у хана он назначал биев
(за особ заслуги присваивал им титул графа).НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: Потданные
Кенесары свобождались от всех видов налогов и платежей в пользу России,
Коканда, Хивы. Платили зякет. До 40 голов не облагались. С земледельческого
населения собирали ушур 10% с урожая. Поаульный налог: 1лошадь, 1халат с аула
для войск + добровольные пожертвования. Осуществлялась реквизиция имущества и
скота сторонников колониальной администрации. Торговые караваны: 1\9 стоимости
товара. АРМИЯ: регулярное войско 8-20тыс. Делилась на 1000-100.
34.Завоевание старшего жуза Россией и его административное управление.
Начало 50-е 19в: Поздно: 1)старший жуз географически располагался в отдалении,
не имея общих границ с Р. 2)Р более 100лет была занята освоением 2х др жузов.
3)Ханы и Султаны противились присоед-ю. 4)Оказывали влияние среднеазиатские
государства. 5) Восстание Кенесары Касымова отодвинуло на 10лет. Попытки
присоединения были. В 1819г. Султаны Сюк, Аблайхан, с родами подпереселились в
район Семипалатинска. Хан Жулбарс был убит за желание сближения с Р. После
подавл-я Кенесары Касымова началась военная экспансия на юг К. Первый форпост:
крепость Копальская (1848).После Форт перовск, Урджарская, Верная.Созданы
округа: Алатовский военный округ( Бригадный Генерал) с центром Верный. в
семеречье, на юге создана Сырдарьинская военная пограничная линия.
(дивизионный). С центром Форт Перовский. Округа поделены: на
Военно-административные районы в соответствии с расположением войск: фланги,
фронт. Представители султанск знати к власти не допускались (децентрализация
власти). Власть на местах принадлежала биям (притворяли в жизнь решение
Российск военной администрации, следить за збором налогов 1,50 р в год).Введены
военно-полевые суды (осущ-ли судопр-во в отнош-и каз населения по зак-м
военного времени). К началу 60х.19в.Вся территория К. подпала под влияние Р.
После ликвидации ханской власти политика была направлена на полную колонизацию
К. Режим вассального протектората, уст-й договорами о присоед-и был заменён
колониальным режимом.
35.Окончательное присоединение Казахстана к России. Общая
характеристика реформы 1867-1869 гг. в Казахстане. В 2пол 19 в. Начался
процесс колонизации К.ПРИЧИНЫ: 1)полный захват К 2)ликвидация ханской власти
3)упорядочение системы управления и приведение её под Р стандарты.1865г.создание
администр комиссии куда вошли воен вед-ва, мин-ва иностранных дел,
западносибирск и орнбургск ГГ. (штат сов-к гирс, пред-ли воен вед-ва полков
Гейнс, председ-ль Оренбург ГГ Гутковск, зап Сибири капитан Проценко)Цель:
создание проекта системы управления. В 1867г. Был составлен и подписан
Императором Александром 2. Казахск аристократия к управлению не привлекалась.
Население К приравневалось к внутрироссийскому населению. Казахи получили
статус Российск сельск обывателей, городского мещанского населения. Права и
обязанности населения = имперским. Свободное передвижение по территории
империи. Право формировать мест органы власти. Привелегии: не несли воинской
повинности, не платили гербовой сбор. Режим воссального протектората был
заменён колониальным режимом: 1)колонии Р внутри империи.2)полная ликвидация
гос-го суверенитета. Казахстан лишался внешнего и внутреннего суверенитета.
36.Органы административного управления по Положениям 1867 – 1868гг.Создавалась
3х звен-я система: Ген Губ-во – область – уезд - волость. Каз земли вошли в
состав 3х Российск ГГ: Оренб-го (Оренбург), Западносиб-го (Омск),
Туркестанского (Ташкент). Генерал Губер-ры назн-сь указом Императора Р.Обладали
высш исполнит-й, закон-й, судеб-й, военной властью. Туркестанский ГГ обладал
спец полномочиями: От лица Р мог вести внешнеполит-е переговоры и подписывать
договора.Создано 4 каз-х войска: Уральск, Оренбургское, Сибирское,
Семереченское. В ГГ входили К области: Оренбургское:Уральское, Тургайская;
Заподносибирское: Акмолинская, Семипал-я. Туркестанское: Сырдарьинская,
Семиреченская.Кажд обл руководил Военный губернатор назначаемый императором по
предст-ю ГГ.При ВГ созд-сь обл управления: 1)Распорядительное (следило за вып-м
зак-ва, за покоем в обл, адм-но тер-е дел-е) 2)Хозяйств отдел-е: распред-е
земли м\у пересел-ми переш-ми к осёдл-ти казах-ми и разв-м хоз инфр-ры. 3)
Судебное: подготовка уг, гр дел и дел по жалоб на управл-е в суд. Уездн нач-ки
назнач-сь ГГ по пред-ю обл ВГ.СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:Каз население
допущено к управлению на уровне волости и аулов. Волость : волост
начальник(избирался 5десятниками – выборщик от кажд 50 кибиток с помощью чёрн и
белых шариков (кумаков)) управл-е совм-но с волостным уезом.. Аульных старшин
избирали на аульном сходе 10ки (от 10 киб-к). Контролировали выборы уездные
начальники. Реформа опиралась на родовых старшин и биев.
37.Изменения в обычном праве казахов после присоединения к России.
Обязательственное право, право собственности, уголовное право. Имперск
зак-во начало привалир-ть над казахским. Что потребовало приведения казахск
права под Р стандарты. ИСТОЧНИКИ: появление ереже (полож вын-е черезв-ми
съекздами биев. ИМУЩ-Е ОТНОШ-Я: Гос зем фонд (давало право на огр кочёвки).
Част соб-ть на землю. Новые виды договоров: Аренда земли, личн имущ-й
найм.(привело к созд-ю соц групп Байгушей, консы). Расширилась сфера использ-я
купли продажи. СЕМЕЙН ОТНОШ-Я: порядок закл-я брака(регистрация), прав-е
положение членов семьи (женщина получила право завещать, запрет принуждения к
браку). Не поощралось аменгерство и многожёнство. Наследственное право:
наследование по завещанию. УП И ПРОЦЕСС: введены политические преступления (
1)покушение на жизнь царск чин-в, 2)сопротивл-е властям, 3) организация
восстаний бунтов и участие в них 4)фальшивомонетчество) Система наказаний:
1)закл в тюрьму 2)ссылка 3)высылка 4)отправка на каторжные работы 5) админ-й
арест 6)штраф. Расширилась сфера применения смертной казни.
38. Городская реформа в Казахстане. В 1870 г. В Р было принято
«Городовое уложение». Р города переводились на самоокупаемость (за счёт гор
налогов). Управление: 1)городская голова: градонач-к избир-й гор думой
(ответсвенен за развитие гор инфраструктуры и хоз-ва) Его аппарат: городская
управа, городск полицейск корпус (полицмейстер, городовые, околоточные,
полицейские приставы). 2) городская дума: 2\3 русск население 1\3
мусульманское. Города делились на кварталы. Русскими кварталами руководили
квартальничьи начальники. Казахскими кварталами руководили аксакалы. Статус их
приравнивался к волостному управителю. В юж регионе в кварталах с прием-но
узбекским, уйгурск, др насел-м созд-сь махали управляющиеся хаккимами.
39.Система судебных органов в Казахстане во второй половине 19в.Была
военно-колониальной. Длит-ное время сохр-сь военно-полевые суды (особенно на
юге). Высш судая инстанция: Генерал Губернатор, ниже по иерархии: областные
суды и судебный отдел областных правлений. Ограничение власти биев: 1)
огранич-е комп-ции (рассм-ли только мелк гр и уг дела) 2)ограничение юрисдикции
(в пред-х волости). 3)возм-ть отмены реш-я Р судами. 4)Обьявление барымты уг
прест-м. Система народ судов (судов биев) вошли: 1)чрезв-е съезды биев.
2)волостные съезды биев 3)единоличный съезд биев. В80х гг. в Р пров-сь судеб
реф-ма. Мировые судьи, Суды присяжных. Был введён в 1915г.Причины: 1)слабая
правовая культура местного населения 2)неграмотность и плохое знание русского
3)отсутсвие ярко выраж-го среднего слоя.
40.Изменения в административно - политическом устройстве Казахстана в
конце 19в. Образование степного генерал-губернаторства. 2июля 1881г.
Упразднено Оренбургское ГГ, управление Тургайской и Уральской областями
передали Министерству внутренних дел. 18 мая 1882 ликвидировано
Западно-Сибирское ГГ. 28 мая 1882г. По царск указу образованоСтепное ГГ с
центром в Омске (Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская области.-выделена
из Туркест-го ГГ). Положение об управлении Туркестанским краем 2июня
1886г.Туркест-й ГГ совмещал функции военного и гражданского управления, имел
право ссылки до 5лет. При ГГ Совет (чиновники: гражданские, военные, особых
поручений, переводчики; канцелярия (отделения:1)управление личн составом
2)земельн,налогам,строит-ву,связи, медицине 3)финансам, статистике, землям,
вакуфному имущ-ву, конролю за иностр подданными). Особый отдел: по вопросам
центрально-азиатских протекторатов Хивинского гос-ва и Бухарского эмирата.
Полномочия совета: управление краем, законодательные, рассмотрение бюджета,
определение натуральных повинностей, руковод-во земельным, податным
устройством. В уездах появились полицейские управления. Для полицейского
контроля над определ-ми районами назначались становые приставы, полицмейстеры и
полицейские приставы. 25марта 1891г. «Положение об управлении Акмолинской,
Семипалатинской, Семиреченской. Уральской, Тургайскими областями» закрепл-сь
система «Временных положений».Степной ГГ получил теже полномочия что и
Туркестанский. Уездные начальники назначались ГГ, в Уральской, Тургайских
областях – военным губернатором.
41.Государственная дума и Казахстан. Нач 20в полит-й кризис в Р.
9 января 1905г. В Петербурге расстреляна дем-я рабочих. 17октября 1905г. Указ
Императора о созд-и гос думы. Подг-л проект министр внутр-х дел Булыгин
.Решения ГД носили рекоменд-й хар-р. Выборы прох-ли по куриальн-й системе
(равн-е предст-во от отдельных соц-х групп и сословий, кол-во деп-в от сословия
было пропорционально полит значимости сословия) рабочие были лишены участия в
выборах. Избир-я компания началась 1марта 1906г. Критерии допуска к выборам:
1) оседлость более 3х лет.2)25лет 3)имуществ-й (главы хоз-в: мужчины). Летом
1906г. Сформирована дума.Депутаты делились по партиям и фракциям: 17октября,
либеральная, социал революционеров Эсеры, партии конст демокр. Депутаты от К
входили в Кадеты или Мусульманск фракцию. Главным стал аграрный вопрос,
перераспр-я помещечьих земель. Первым от лица К населения выступил Беримжанов
против аграрной и переселенческой политики. Букеханов, Карашаев,
Космодемьянский (против андинарод политики в отношении Каз-в). Ч\з неск мес
была распущена из за несогл-я императора решать аграрную проблему. В 1906 были
обьявлены выборы во 2ю думу.В 1908г. Выборы в думу без участия инародческого
населения, из за давления шовенистских движений: союз русского народа,
архангела Михаила, чёрная сотня. ТО. Азеатское население было лишено
представит-ва в законодат-м органе.
42.Народно-освободительное восстание 1916г. Органы повстанческого
управления.1августа германия объявляет войну России. 25июля 1916г. Указ о
мобилизации мужского инородческго населения в возрасте от 19до 43. 400, 200тыс
иного мусульм-го нас-я. Мест власти не готовы. У каз-в не было метрик.. От
мобилизации освобождались: предст-ли дух-ва, дети баев, гос чиновников,
студенты. Коррупция. Стихийные восстания: сожжение управ, мобилиз-х списков,
комиссий. Наиболее актив-е в Тургайской обл, Семеречье.Антиколлониалный,
национальн-освоб-й хар-р. Захват ст-ции Тургай. Образование Тургайск ханства.
Управление: В каждой воласти ханы подчин-ся общему хану (Абдугаппару
Жанбосынову). У кажд-го хана визири (советники).Съекзд повстанцев. Сырдар
(Амангельды Иманов).Кенес-совет из руковод-й повст-х отрядов(при нём раб-л
секретариат и судейская коллегия).Сырдар имел помощников по гражд и воен делам.
Мынбасы – главы военно гражданской администрации в волостях. Елбеки – разбор
споров м\у населением.. Казынаши –заведовал финансами. Жасакши – сборщики
налогов(4р со двора+доп для багатых).Подавлено частями российск армии и
добровольческими отрядами.
43.44.46.47.Февральская революция в Казахстане. Создание комитетов,
обществ-х организаций. февраль
1917.г. отречение Императора Николая 2 от власти. Создано врем прав-во.
Председ-ль Князь Львов, летом сменил Керенский. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ (ЗЕМСКОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ): По Р. Обяз-ти возложены на председат-й губернск и уездных
земских управ. В К управ не было.Комисарами назначались те люди, которых
рекомендавали местные обществ комететы созд-е мест насел-м и врем прав-вом: 7
апреля «постановл ВП о созд-и Туркест-кого кометета" заменивш-го
ГГ.Губернский комиссар, обл комиссар.(пост-м 4марта 1917г. Упразднены прежн орг
Р).Полномочия Губ-в перешли к Комисарам. Букеханов (комиссар Тург-й обл)
Тынышпаев (семиреченск обл).. ЗЕМЕЛЬНЫЕ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ КОМЕТЕТЫ: С февраля
по октябрь созд-сь по всей Империи. Цель: 1)взаимод-е с гос властями в вопросе
перерас-я земель.2)справледливое распред-е продов-я при монополии гос-ва на
произв-и прод-жу хлеба. 3)возникали стихийно иногда беря функции врем-го
прав-ва. НЕПОПУЛЯРН МЕРЫ ВП:1)продолж-е войны 2) царск чинов-ки ост-сь у власти
3)пересел-я полит-ка 4)репрессии к участ-м 1916г. Популярность получили советы
– коллегиальн орган предст-й различными социальн группами (социальн демокр,
эсеры, анархисты).Провозгл-ли популяр лозунги.
45.Государственно-правовая программа Алаш-Орды. Руководитель
Алихан Букеханов, учатники: Досмухомедовы, Тынышпаев, Серарин, Дулатов.Основные
полит положения изложены в программе принятой 1917г.После преобр-я движ-я в
партию.: 1)Р должна сменить форму прав-я (Презид-я) и гос устр-ва (федерация с
Автономн статусом К) 2)Возвращ-е изьятых земель мест населению, против частн
соб-ти на землю (каз-хи не приобщ-ны к осёдл обр-зу жизни, земледелию, не
осозн-т её ценности) 3)закрепление в законах основных гражд полит прав,
недопущение дискриминации. 4) свобода совести, организация муфтиата, отгран-я
религии и гос-ва 5) воинская повинность каз-в в рядах конной милиции в пред-х
К. 6) Всеобщее равн образование в т.ч. женщин 7)религия и школа д\б
разделены.Деят-ть неоднозначна: 1)Потдерживали демокр-е начинания Сов власти.
2)Сговор с Колчаком, Дутовым, Анненковым. Вошли в Уфимскую Директорию.
48.Октябрьская революция В Каз-не. Декреты сов власти.25 окт
1917г.В СП вооруж-е вост-ние. Свержение врем прав-ва.2Всерос-й съезд сов-в
26окт 1917г. 1) «Дикрет о мире» Выход Р из войны . Призывало воюющ стороны к
переговорам без уступок, аннексий. Рез-ты: 1)Нов власть дискредетировала себя,
выступив предателем 2)Разложение Армии, дизертирство. «Декрет о земле»:
реформирование помещечьих земель. Земли должны были распредел-ся органами
сост-ми из беднейшего крест-ва. «Декларация прав народов России» провозгл-ло
рав-во и свободу всех народов Р и право их на самоопрдел-е (право на создание
собств суверен государств-ти). 1917 воспользов-сь Финляндия. «Обращение Ленина
ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»: право Вост народов свободно
исповедовать Веру, развивать обычаи, традиции, языки, культуру и стремление
потдерживать м\нац спокойствие. Цель: привл-е мусульм-н на сторону сов власти.
49. Структура органов Советск власти в Каз-не, их чрезвыч-й хар-р.
Рев ком 1919. Высш орган сов власти: всерос-й съезд советов, входили
депутаты от мест советов.1917 Прав-во: СНК. Председатель Ленин, члены – народ
комиссары: Комиссариат по делам национ-й (Сталин). Нарком по прод-ю (Цурюпа),
Обесп-е обороны, правоп-ка:1)рев воен совет (Троцкий) 2)Всерос-я чрезвыч-я
комиссия по борьбе с контр рев-й и соботажем (Дзержинский). На местах: зак-я:
Совет народ депут-в; исполнителная: исполнит комитеты советов.Отрицание
разделения властей. Принцип работ-х корпорац-й: изд-е зак-в и следить за их
вып-ем. Советы: зак-я, исполнит власть. В К Сов власть распр-сь очагами.Был
созд-н рев-й кометет: военно гражд-й орган власти обеспечивающий мероприятия
сов власти на территории. Д\б против-ть контр револ-ии и мобилиз-ю населения в
ряды красн армии.. Как высш гражд орган д\б обеспечить рук-во системой сов
органов в К. Цель: создание условий для проведения в К всеказ-х съезда советов.
Перв предс-ль каз ревкома: Пестковский. 1августа 1920.г. Казревк доложил сов
прав-ву о готов-ти пров-я всеказ-го съезда советов.
50. Законодат-во РФ на территории К.Врем Прав-во провозг-ло
принцип «непрерывности права».На К распростр законы РСФСР. 1918. Декларац прав
друд-ся и экспл-го народа заменила конституцию: 1)основные права свободы и
обяз-ти жителей сов Р. 2) Демокр-й хар-р 3) Провозгл-сь основгр,ест,полит
права.4) воинск и труд пов-ть.(отрицала К традиции, традиц занятие К не подх-ло
под понятие общественно полезн деят-ти, женщины не занимались общ полез трудом)
Отмена аменгерства, многоженство, уплата калыма. Не действ-ло право на занятие
гос долж-й: царск чинов-в, полицейск, владельцев кап-х предпр-й. В усл-ъ войны
введена подразв-ка.- восстания, голод 18-19гг.
51.Образование КазАССР. Первые декреты по борьбе с
пережитками патриархально-родового быта.. 25 августа 1920г Ленин подписал
декрет об образ-и Киргизской АССР. С 4-12 окт-ря 1920г.в Оренбурге прох-л
всеказ-й съезд советов где Принята Декларация прв Трудящихся Каз ССР, сформ-на
система Сов органов в К. Высш органы сов власти: 1)Всеказ-й съезд советов из
дилегир мест сов-ми депут-в. 2)совет народ Комисаров (Рук-ль Радус Зинкович).
3)КазЦИК – высш исполнит орган, партийн орг (Мендешев).4)Сист мест сов органов
(мест советы, исполнит советы.).Принцип примата:не противор-е зак-ву РСФСР, К
делигир-л полн-я: 1)предст-е в м\н делах. (нар-й комис-т по иностр дел РСФСР
нарком – Чечерен, Летвинов, Молотов.). 2)в фин полит 3)в воен полит. (отсут-е в
К нац армии, обяз-ть службы в РККА). При образовании СССР 30 окт-ря 1922г.
Легла в основу Ленинск модель Взаим-я м\у Союзными и Автономными респ-ми.
ДЕКРЕТЫ: «в обл-ти УПП ГП», с 1920г: «об отмене калыма»(УГ отв упл-х,
поср-в,получ-х), «о брачном праве киргизов» (аменгерство, принуждение к
браку,УГ-многожёнство) «об отмене барымты» «об отмене куна».(Уг отв-ть.).
Вводилась система наказаний по УГ зак-ву РСФСР.
52. 53. Сталинская модель социализма и её практическая реализация на
территории Казахстана. Введен-е командно–адм-й системы управл-я:
1828г.5летки. 1я: Индустриализация, Коллективизация. «постановление о
ликвидации байск хоз-в».(более 400голов скота). На базе совнархоза гос план.(на
западе прогнозирование). Создавались: Колхозы (пред-ли избир на собрании),
совхозы (гос стр-ра назн-ся гос-м директор). Не выдавались документы,
натуральная оплата труда по трудодням. Свёртывание НЭПА.Голощёкинск политика
малого актебря: голод 30гг. 1)забой скота 2)колхозы перешли на полуосёдл и
осёдл скот-во. Ленинск Сталинск автономии. Нац вопрос – депортации. Голод. 5
дек1936г. Конст-я СССР
54.Конституция КССР 26 марта 1937г. Декл хар-р прав респ-ки в сост
СССР. По Союз и респуб-й конст-й К на равн с др союз респ-ми входил в СССР.
Конст провозг-ла победу и установл дикататуры пролет-та котор вместе с труд
крест и Интел-й д\б заверш стр-во соц-кого гос-ва. Высш орган власти: Верх
Совет.КССР – предст-й орган. (собир-ся 1 в 5лет из делиг-х мест сов – ми
деп-в). В перерывах м\у сессиями действ орган – президиум ВС. Исполнит власть:
СНК КССР и Каз ЦИК. Высш эконом орган: управление и планирование –
совнархоз-гос план. КССР передавала свои полномочия центр-м союзн органам:
1)ведение м\н политики (до 1944г не было собств комис-та по иностр дел)
2)формир респ-й армии и воен доктрины 3)формир, фин-й, бюджет, налоговой
политики.
55.Законодательная деятельность в республике в 60-70г. Усиление
Командно Административных методов упрв-я. 59-63 Активная кодификация: ГК,
ГПК,УПК, УК КССР (1959 имелись в наличие сост прест не хар-е для др регионов
СССР: отв-ть за многожёнство). Конец 70х нач 80х: Водный и Земельный кодекс.
Пров-сь с учётом национальных и иных особ-й.1965 смещение Хрущёва. Инновации:
Район-е агропр обьед…1944 отдел иностр дел – минест-во иностр дел. По конст
СССР: 7окт 77гг. КССР 1978г. ст 6: Верх-во и руковод-я роль коммунист-й партии:
Запрет полит движ-й. Движения функц-ли в рамках идеологии.
56.Нарастание кризисных явл-й в социал-эконом гос-прав жизни респ-ки.
Постановление ЦК КПСС:1979г. созд-я немецк автономии в кокчет-й, целиногр-й,
Павлодар-й обл. с центром в г.Ерментау.1982 Смерть Брежнева – Андропов,
Черненко. Весна, март, апрель1985г. Пленумы: Курс на перестр-ку. 1986-произв-е
копер-вы. Переход на хозрасчёт, самоокупаемость, самофин-е. Главная проблема:
национальная. 1988 Нагорн Карабах. Парад суверенитетов:25 дек 1990 Декл-я о гос
суверенитете Ках-на. Похоронена идея об образ-и Союза Советск Суверен Респ.
Из-за ГКЧП. Летом Вицепр-т Янаев, МВД Пуго, КГБ Крючков, Маршал СССР Язов,
Председ-ль колхоза: Стародубцев. Хотели: сменить през-та СССР. 17марта
1991.СНГ.
59.Выборы первого Президента РК. 24апреля 1990 Закон об
учреждении поста през-та КССР. 20ноября 1990г.Закон о совершенствовании
структуры гос власти и управл-я1)1дек 1991 на заседании верх совета. Первые
выборы П не были всенародными... 2)25 апреля 1995.-референдум о продлении
полномочий. 3)10 января 1999г.- выборы до 2006г. Во 2 раз.
60. Законодательная деятельность парламента РК. Правовое
обеспечение перехода к рыночным отношениям. Конституция 1993г. Гражданский
кодекс Шайкенов, Басин, Сулейменов, Диденко.Общая часть 1994г.Особенная. 1 июля
1999 г
61.Конституция РК. Правовое обеспечение перехода к рыночным отношениям.
1993г. Принята 28янв Верх
Советом РК. 1) основы конституц строя: форма гос-ти самоопред-ся казахск нации,
Право выступать от имени народа: Парламент, Президент.За вынуждено покинувш каз
и казахами за руб-м призн-ся 2 гражд-во.2)Общество основы его устр-ва 3)Гос-во
его органы и институты: Верх совет: зак-й и высш предст-й орган (5лет).
Президент (5лет). Указы, пост-я,распор-я, Судеб власть:Констит суд, Верх-й
суд,Высш судеб арбитраж, суды. Прокуратура: уголовное преследование. 4)Гарантии
соблюдения конституции 6)переходные положения
62. Разработка Конституции 1995г. Референдум. Выбор в Парламент.
1)создание АНК 1марта 1995. 2) 6марта 1995 Конст суд решение о несоотв-и
решений Цик Констит страны (не легитимность состава верх совета РК избр 6 марта
1994г). 3) 11 марта верх совет роспускается. 4)прямое през-е прав-е 5) Анк
предложение продления полномоч през-та – референдум (25апреля1995)6) 22мая 1995
През-т изд постан-е о созд эксперт-консульт совета по разработке проекта новой
конституции (Сапаргалиев, Сулейменов,Басин,Нурпеисов,Котов,Ролан Дюма, Жак
Катали,Шакенов,Алексеев, Назарбаев). Вопросы: Форма правления, структура
парламента, вопрос о гражданстве, модели конст контроля. 7) 30августа 1995
референдум о проекте конституции. 8) 5сентября 1995г.вступление конституции в
силу.
63.Конституционное развитие Казахстана в 1995-1998.7октября 1998г.
Закон об изменении и дополнении в КРК.1)Срок полномочий През-та: с 5до7. Возр
ценз.С 35 до 40. Исключён потолок 65лет.Возможность сокращения с согласия
През-та срока его полномочий. 2)Срок полномочий Парламента с 4х лет. По Сенат 6
Маж-с 5л.Парл-т может при повторном предложении ч\з 6мес добиться освобожд
члена прав-ва. Выборы по партийным спискам в Мажилис 3)Введена возмож-ть
участия присяжн засед-й.4)Унитарность, территориальную целостность, форму
правления не могут быть изменены.