44.Пол-ко-правовыевзглядыМ. Щербатова.
Наиболее видным идеологом родовитой ар-тии был князь Михаил Михайлович Щ. (1733—1790)
— депутат Уложенной комиссии, автор многих произведений.
Особенное внимание
Щ. уделял пол-ю дворянства. Поскольку отмена обязательной гос-венной службы
дворянства потребовала нового обоснования дворянских привилегий, Щ. делает упор
на наследственность дворянского звания, его связь с наследственностью самого
монаршего престола, на унаследованность дворянских земель и привилегий от
знатных предков, оказавших особые услуги отечеству и м-ху, а также на
особенные просвещение, образование и воспитание дворян.
Щ. оспаривал
возможность предоставления крепостным права на какое бы то ни было имущество:
Соб-ти у рабов быть не может.
Отн-ние Щ.а к
самодержавию было сложным. Там, где речь шла о защите феодального строя, Щ.
отдавал такой защите все силы и знания Однако там, где ставилась проблема
привилегий родовитого дворянства, участия феодальной знати в упр-и об-вом и
гос-вом, Щ. порой очень резко критиковал самодержавие. Самовластие государя,
произвол и употребление власти во вред общ-ому благу может сдержать, по
мнению Щ.а, только ар-тия, "великое число сильных и знатных родов".
Порицая абсолютизм с тираноборческих позиций, Щ. предлагал передать
законодательную власть дворянскому сословному собранию и ограничить власть
м-ха "основательными законами". В произведении «Путешествие в
землю Офирскую» Щ. изложил свой идеал — кастовое рабов-кое об-во и
тоталитарное олигархическое гос-во,
Население Офирской
земли делится на четко отделенные одна от другой касты; все стороны жизни офирцев
регламентированы "Катихизмой законов", нормы которой детально
определяют не только правовое пол-е каст и их подразделений, но и одежду,
пищу, быт каждой из них. Рабы в Офирской земле отданы в полную власть благородных.
Последние имеют монопольное право владеть рабами и занимать гос-венные
должности; особые пол-кие привилегии — у вельможной знати. Царь офирцев
подчинен законам, издаваемым сословными дворянскими собраниями, и правит
совместно с ними (верховный совет, вышнее правительство).
46. Пол-ко-правовыевзглядыА. Радищева.
Управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Р. выпустил в
свет книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" (включающую часть
оды "Вольность"). Книга попала в руки Екатерины II. Палата уголовного суда приговорила А. Н. Р.а к смертной
казни. Затем смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог .
Теоретической
основой пол-ко-правовых взглядов Р.а были идеи ест-го права и общ-ого
договора.
Впервые в русской
литературе крепостное право осуждается как "зверский обычай порабощать себе подобного
чел-ка". Р. доказывал несостоятельность крепостничества с позиций
теории ест-го права. По природе все люди равны, Крепостное право противоест-,
потому оно является не правом, а насилием, которому порабощенные могут
противопоставить силу же; оно противоречит общ-ому договору, поскольку об-во
создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его
части другой.
Р. раскрывает также
эк-ую несостоятельность крепостничества, его противоречие интересам развития
сельского хозяйства, низкую производительность подневольного труда. У крепостных
нет стимулов к труду; чужое поле, урожай с которого им не принадлежит,
крестьяне обрабатывают без прилежания и заботы о результатах труда.
Особое место в критике самодержавия занимает проблема "просвещенного
абсолютизма". Само пол-е м-ха, утверждал Р., таково, что он недоступен
просвещению. М-х не может стать просвещенным, м-ху нет выгоды ограничивать
свой собственный произвол.
Впервые в истории
русской пол-ко-правовой идеологии Р. выдвинул конц-ю народной революции.
Считая народную революцию правомерной, Р. печалился, что крестьяне в
невежестве своем не видели др-х способов освобождения, как убийства
помещиков.
Б будущей России
должен установиться республиканский строй. Основой об-ва будет частная
соб-ть, которую Р. считал ест-ым правом чел-ка, обеспеченным первоначальным
общ-ым договором.
50.УчениеИ. Кантаоправеигос-ве. Иммануил Кант – родоначальник классической немецкой фил-фии и
основоположник одного из крупнейших направ-й в совр-ой теории права .
Разработанная К.ом
методология критического рационализма сущ-но отличалась от рационалистических
конц-й, выдвинутых просветителями XVIII
в. К. разошелся с ними прежде всего в трактовке разумной природы чел-ка.
Согласно его взглядам разум как отличительное свойство чел-ка развивается
полностью не в индивиде, а в чел-ком роде — в необозримом ряду сменяющих
друг друга поколений.
По определению К.а
право — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим
с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы, К таким
условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов,
гарантированный статус соб-ти и личных прав индивида, рав-во членов об-ва
перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке.
Учение К.а о праве
представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской юридической
мысли XVIII в. В нем были подняты такие
кардинальные вопросы, как методологические основания научной теории права,
интеллектуально-волевая природа нормативности, разграничение права и морали,
и др. Для специальных юридических исследований важное значение имела
содержащаяся в его трудах хар-ка правовых отн-ний как взаимосвязанных
субъективных прав и обязанностей.
Согласно дефиниции в
"Метафизике нравов" гос-во — это соединение множества людей,
подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака гос-ва здесь
было названо верховенство закона. К. сводит деят-ть гос-ва к правовому
обеспечению индивидуальной свободы. К. выделяет в гос-ве три главных органа — по изданию
законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд).
Будущее развитие
человечества мыслитель связывал с образованием мировой конфедерации правовых
республиканских государств. С этой точки зрения, его доктрина предвосхитила
основную тенденцию пол-кого развития в XIX в.
— переход к парламентским формам прав-я при сохранении института м-хии.
53.УчениеГ.В.Ф.
Гегеляогос-веиправе.
Фил-ое учение Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля представляет собой высшую ступень в развитии
классического немецкого идеализма.
Главное произведение
мыслителя по вопросам гос-ва и права — "Фил-фия права" (1821 г.).
Фил-ф называл диалектику
единственно истинным способом познания , диалектика — метод исследования
структуры теоретических понятий и переходов между ними. Как полагал Г.,
диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития
мысли от одного понятия к другому..
Г. создал
грандиозную фил-ую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических
знаний того времени. Основными частями гегелевской фил-фии являются: логика,
фил-фия природы и фил-фия духа. Каждая из них в свою очередь делится на
несколько учений.
Гос-во и право были
отнесены теоретиком к предмету фил-фии духа. Последняя освещает развитие
сознания чел-ка, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими
проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Г. выделил следующие
ступени; субъективный дух (антропология,
феноменология,
психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и
абсолютный дух (искусство, религия, фил-фия). Право и гос-во фил-ф
рассматривал в учении об объективном духе.
Г., включал в
понятие права гораздо более широкий круг общ-ых явлений, чем это было принято
в фил-фии и юриспруденции начала XIX в.
Особыми видами права у него выступают формальное рав-во участников имущ-ых
отн-ний, мораль, нравственность, право мирового духа.
Идея права, по
мнению Г., в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и
нравственность.
1.) абстрактное
право. Свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть
вещами (соб-ть), вступать в соглашение с др-ми людьми (договор) и требовать
восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление).
Абстрактное право, иными словами, охватывает область имущ-ых отн-ний и преступлений
против личности.
2.) мораль. Она
является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные
предписания формального права в ней наполняются пол-ным содержанием.
Моральное состояние духа возвышает чел-ка .
3.) нравственность.
В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали,
снимаются противоречия между ними.
Гр-нское об-во, по
Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники
майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы,
ремесленники) и всеобщее (чиновники).
Г. различает в
гос-ве объективную и субъективную стороны.С объективной стороны гос-во
представляет собой орг-ю публичной власти. В учении о гос-венном уст-ве Г.
выступает в защиту конституционной м-хии и критикует идеи демократии.
Разумно устроенное гос-во, по его мнению, имеет три власти: законодательную,
правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). С
субъективной стороны гос-во является духовным сооб-вом (организмом), все
члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального
единства.
55. Пол-ко-правовыевзглядыIIКарамзина. Николай
Михайлович Карамзин «История гос–ва Российского». В "Записке о древней и новой
России" критикуются реформы, проведенные по инициативе Сперанского, а
также новшества, которые, как предполагалось, правительство намерено
осуществить. К. резко осуждает какие бы то ни было попытки учреждения
конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. Самодержавие основало и
воскресило Россию... В м-хе российском соединяются все власти: наше прав-е
есть отеческое, патриархальное".
К. выступал в
защиту привилегий дворянства как замкнутого сословия. Он порицал петровскую
Табель о рангах, наделяющую личным или потомственным дворянством достигших
определенных чинов:
К. был противником теории ест-го права. . В подготовленном при участии
Сперанского проекте Уложения гр-нских законов К. усмотрел (безосновательно)
лишь перевод Гр-нского кодекса Наполеона. Он упрекал авторов проекта в том,
что они "шьют нам кафтан по чужой мерке".
Точно так же К.
протестовал против преобразования гос-венных учреждений. Надо не
перестраивать учреждения, писал К., а найти для упр-я Россией 50 умных и
добросовестных губернаторов, которые восстановят правосудие, успокоят
земледельцев, ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и
народа".
Для наведения
порядка в правосудии, утверждал К., м-х должен быть строг и смотреть за
судьями:
К. советует также возвысить духовенство, приниженное, по его мнению, во
времена Петра. По своему значению Синод должен быть поставлен рядом с
Сенатом. Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над
всеми — Государь, единственный законодатель, единственный источник властей.
Вот основание Российской м-хии..."
57.Пол-ко-правовыевзглядыПЧаадаева. Петр Яковлевич Чаадаев, гвардейский офицер в отставке, внук М. М.
Щербатова, написал (по-французски) восемь "Фил-фических писем" на
религиозно-ист-ие темы. Опубликование перевода первого "Фил-фического
письма" в журнале "Телескоп" стало вехой в истории русской
общ-о-пол-кой мысли.
Ч. писал о пустоте
русской истории, об отрыве России от др-х народов. Причиной отрыва России от
величественной истории западных народов Ч. считал православие. Из-за православия, считал Ч., вся
история России шла не так, как история западных народов: "В самом начале
у нас дикое варварство, потом грубое суеверие, затем жестокое, унизительное
владычество завоевателей.
Еще резче, чем
самодержавие ("национальную власть"), Ч. порицал крепостничество:
"Свергнув иго чужеземное, мы могли бы воспользоваться идеями, которые
развились за это время у наших западных братьев, но мы были оторваны от
общего семейства.
Письмо стало
стимулом к обсуждению ист-их судеб страны. Главный упрек представителей
власти Ч.у сводился к тому, что "Фил-фическое письмо" противоречит
патриотизму и официальному оптимизму. Идеологи официальной народности
называли Ч.а преступником, предлагали выдать его православной церкви для
смирения одиночеством, постом и молитвой. В доносах утверждалось, что опубликование
"Фил-фического письма" доказывает "сущ-е Пол-кой секты в
Москве; хорошо направленные поиски должны привести к полезным открытиям по
этому поводу". Николай I, чтобы сильнее унизить автора,
повелел считать его сумасшедшим.
60ФранцузскийлиберализмпервойполовиныXIXвека Революция
во Франции расчистила почву для свободного развития капиталистических
отн-ний. В этих условиях идеологи французской буржуазии уделяют основное
внимание обоснованию "индивидуальных прав и свобод", необходимых
для развития капитализма. Наиболее значительным идеологом либерализма во
Франции был публицист, ученый и пол-кий деятель Венжамен Анри Констан де
Ребек. К. уделяет основное внимание обоснованию личной свободы, понимаемой
как свобода совести, свобода слова, свобода предпринимательства, частной
инициативы.
Он различает пол-кую
свободу и свободу личную
Древние народы знали
только пол-кую свободу, которая сводится к праву участвовать в
осуществлении пол-кой власти (принятие законов, участие в правосудии, в
выборе должностных лиц, решение вопросов войны и мира и др.).
Свобода новых
народов — это личная, гр-нская свобода, состоящая в известной
незав-ти индивидов от гос-венной власти
Особенно много
внимания К. уделяет обоснованию религиозной свободы, свободы слова, свободы
печати и промышленной свободы. Отстаивал свободную конкуренцию, гос-во не
должно вмешиваться в промышленную деят-ть, ибо оно ведет коммерческие дела
"хуже и дороже, чем мы сами".
Вслед за буржуазными
экономистами той эпохи К. утверждал, что безработица и конкуренция между
рабочими позволяют предпринимателям снижать заработную плату, а это ведет к
обилию недорогих товаров, от чего выигрывает об-во в целом.
Но К. защищал и др-е
свободы — мнений, совести, печати, собраний, петиций, орг-й, передвижений и
др.
К. подверг критике
теорию Руссо и др-х сторонников народного суверенитета, которые отождествили
свободу с властью. Неограниченная власть народа опасна для индивидуальной
свободы; по мнению Кон-стана, в период якобинской диктатуры и террора
выявилось, что неограниченный народный суверенитет опасен не менее, чем
суверенитет абсолютного м-ха.
Исходя из этого К.
по-новому ставит вопрос о форме прав-я. Он осуждает любую форму гос-ва, где
существует "чрезмерная степень власти" и отсутствуют гарантии
индивидуальной свободы Такими гарантиями, писал К., являются общ-ое мнение,
а также разделение и равновесие властей
63КМарксиФЭнгельсогос-веиправе
Марксизм сложился как самостоятельная доктрина в 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что решающие пункты нового мировоззрения
были впервые научно изложены в работе "Нищета фил-фии" и в
"Манифесте коммунистической партии" .
Пол-ко-правовая
теория Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса {1820—1895)
складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое
влияние наэту теорию оказали идеи французских социалистов и
коммунистов.
К основным пол-ям
марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис — эк-ая структура
об-ва, совокупность
не зависящих от воли людей производственных отн-ний, в основе которых лежит
та или иная форма соб-ти; эти отн-ния соответствуют определенной ступени
развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется
юридическая и пол-кая надстройка, которой соответствуют формы общ-ого сознания.
Гос-во и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса,
который эк-и господствует при данной системе производства.
Обосновывая
необходимость и близость насильственной коммунистической революции, Маркс и
Энгельс утверждали, что в 40-е гг. XIX в.
капитализм уже стал тормозом общ-ого развития. Силой, способной разрешить
противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост
капиталистическими производственными отн-ниями, они считали пролетариат,
который, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное
об-во без классов и пол-кой власти.
Маркс и Энгельс
всегда придавали большое значение раскрытию классовой сущности гос-ва и
права. По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер.
Маркс назвал
пол-кую власть рабочего класса диктатурой пролетариата.
Учение марксизма
содержит идею отмирания пол-кой власти (гос-ва) в коммунистическом обществе,
когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко
защищалась Энгельсом, называвшим гос-во злом, которое по наследству
передается пролетариату.
65УчениеРИерингаоправеигос-ве Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о праве и гос-ве
предпринял известный немецкий юр-т Рудольф Иеринг.
И. полагал, что
нельзя ограничиваться формальным определением права как совокупности
действующих в гос-ве принудительных норм, и писал о необходимости раскрыть
содержание права. По его определению, "право есть система социальных
целей, гарантируемых принуждением", "право есть совокупность
жизненных условий об-ва в обширном смысле, обеспечиваемых внешним
принуждением, т.е. гос-венной властью".
Отход от формального
определения права и попытка раскрыть его общ-ое содержание в учении И.а
неразрывно связаны с апологией отн-ний гр-нского об-ва. Он утверждал, что
частная соб-ть вытекает из природы чел-ка.
Если явления природы
подчинены причинности, то причиной действий людей являются цели; движимый
собственным интересом индивид стремится достигнуть частных целей, которые сводятся
к общей цели и к общему интересу в товарообороте, основанном на эквиваленте,
воздающем "каждому свое". Цели всех и каждого обеспечиваются
правом: "Цель — творец права".
Социологические
построения И.а сводились к рассуждению, что все члены совр-ого ему об-ва
солидарны в своих интересах и преследуют общие цели; соответственно и право
он определял как
выражение "всеобщих интересов", "осуществленное партнерство
индивида с об-вом".
Право, по И.у,
развивалось в кровавой борьбе классов и сословий, добивающихся закрепления в
праве через закон-во своих интересов. Тезис о "кровавом" развитии
права в смысле борьбы за право классов и сословий И. относит к прошлому.
Совр-ую ему борьбу за право И. толковал только как защиту существующего
права от нарушений, как отстаивание субъективного права отдельного индивида,
нарушенного др-м лицом. Борьба за право — обязанность перед самим собой.
И. — за сильную
гос-венную власть. Одобрял пол-ку "железа и крови" Бисмарка. В
пр-пе гос-во не ограничено им же издаваемыми законами; и в деспотических
гос-вах односторонне-обязательные (т.е. только для подданных) нормы образуют
зачатки права, однако "право в полном смысле слова есть двусторонне-обязательная
сила закона, подчинение самой гос-венной власти издаваемым ею законам"
Право,—
"разумная пол-ка власти".