МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учение Платона о государстве и законах

    Судебных инстанций для гражданских дел должно быть три: первую образует третейский суд по назначению сторон; если он окажется недействительным, то дела должны быть сначала рассматриваемы в «местных судах» где судьи должны быть назначены по жребию; третья инстанция - верховный суд, в выборе членов которого должны принимать участие все сановники государства. Для уголовного суда существовала только одна инстанция, составленная из назначенных по жребию судей. Лишь для преступлений, наказываемых смертной казнью, устанавливался особый суд, состоящий из «стражей законов» и «членов совета»[121]. Дела же о преступлениях против государства должны быть рассмотрении всего Народного собрания.

    3.2. Учение о законах

    Большое внимание Платон уделял вопросу о законе, являющемуся одним из главнейших во всей его системе политических взглядов. Платон связывает понятие закона со справедливостью. Закон есть то, что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой: «Людям необходимо установить законы, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей» (X, 875). Платон считал, что закон и порядок понятия тождественные. Закон - основная опора, на которой держится государство. Защищая интересы граждан,  он все-таки высшей целью имеет благо государства[122].

    Закон должен быть выше правителей, являющихся лишь слугами закона: «Не ради нового словца назвал я сейчас правителей служителями законов: я действительно убежден, что спасение государства зависит от этого больше, чем от чего-то иного. В противном случае государство гибнет. Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон -  владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги» (IV, 715Д).

    Однако Платон не абсолютизирует роль закона, так как и последний имеет пределы, обусловленные ограниченностью ситуаций, которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда этот закон был целесообразен. Человеческий разум должен стоять выше закона и в случае необходимости корректировать его или заменять на новый. Никому, под страхом смертной казни, не позволяется нарушать закон. Платон указывает два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. При этом отмечает, что законодатели часто забывают про первое и злоупотребляют вторым. С помощью убеждения государство должно кропотливо и систематически воспитывать у своих граждан такую способность, как умение подчиняться[123]. «Повиновение законам есть первая и самая священная обязанность каждого гражданина; все правительственные лица должны быть только слугами и исполнителями закона»[124]. Платон говорит, что граждане обязаны повиноваться законам не слепо, а с полным сознанием их разумности, пользы и даже  необходимости. Способность подчиняться философ ставит выше умения властвовать.

    Право менять закон Платон представляет властителям. И хотя философ неоднократно подчеркивает мысль о том. Что закон должен быть полезным прежде всего для государства, т. е. соблюдать интересы всех граждан, он  понимает, что осуществить это очень трудно, так как при каждом правлении устанавливаются законы, выгодные правителям[125].

    Платон различает правильные и неправильные законы. «Правильны лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы. В последнем случае, согласно Платону, и вовсе государственная организация жизни»[126]. «Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях» (IV, 715В).

    В «Законах» Платон основную ставку делает на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестоко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи. Существенное значение придается идеологической обработке проектируемого государства путем внушения представлений о божественности и незыблемости учрежденных порядков и законов, суровых, загробных карах за их нарушение и т.п.»[127].

    Последние две книги «Законов» наполнены множеством правил относительно осуществления гражданских прав и обязанностей. Так, закон должен взять право доведения в сои руки и определить собственности, «не слушая вопля умирающих». Сироты - «наисвященнейшие залоги» - должны пользоваться покровительством государства. При «несовместимости характеров» мужа и жены, они должны, они должны быть разводимы. Колдовство наказывается смертью. В стране не должен быть терпим ни один нищий. Ни один человек, моложе сорока лет, не может путешествовать за границей. Трупы должны быть выставляемы в течение трех дней до погребения, с целью узнать действительно ли они безжизненны. Должностные лица обязаны отдавать ежегодный отчет в своей службе перед известными публичными, следователями». Последние должны быть тщательно избираемы и, если окажутся того достойными, должны пользоваться особым почетом в течение жизни, а по смерти торжественными публичными похоронами, не сопряженными с горем и жалобами; тело следует облечь в белую одежду; хоры юношей и мужчин должны воспевать похвалы покойникам, и на их могиле должны происходить ежегодно состязания в музыке и гимнастике[128].

    В. Соловьев считает, что в «законах» Платона, «... на главном месте - варварское уголовное право с квалифицированной смертной казнью, с карательными преследованиями чародеев и заклинателей, с возмутительно-несправедливыми отдельными законами, например, теми, которые рабу, не донесшему властям о замеченных им нарушениях общественного благочиния посторонними лицами, грозит смертной казнью. Но прямое принципиальное отречение Платона от смысла его жизни, связанной с делом Сократа, заключается в тех законах, которыми назначается казнь всякому, кто стал  бы критиковать принятые уставы и положения, как по отношению к богам, так и по отношению к порядку общежития»[129].

    Платон, подобно Сократу, признавал невозможным сознательное заведомое совершение зла. Дурные поступки являются последствием незнания, так как, зная блага, человек не может стремиться к злу. Само же незнание может иметь различные причины, и поэтому выделяют три его различных вида. Во-первых, это может быть неведение, случайная, невинная ошибка. Во-вторых, - незнание, соединенное с нежеланием искать знания или самонадеянным признанием своего неведения знанием. В-третьих, незнание, обусловленное затемнением разума аффектом или чувственным вожделением. Уголовная ответственность, по мнению Платона, наступает только за поступки, подходящие под вторую и третью категории, причем для преступлений, обусловленных затемнением разума под влиянием чувственных вожделений, он требует более строго наказания, чем для совершенного под влиянием аффекта[130].

    В «Законах» Платон формулирует актуальный и по сей день принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление.

    «Вообще никто никогда не должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок, даже если совершивший его бежал за пределы государства» (855е). К видам наказания он относит: смерть, тюремное заключение, палочные удары,  унизительные места для сидения и стояния или стояние возле святилищ на окраине страны; либо наказанием должна быть денежная пеня (855с).

    Цель уголовного наказания. По учению Платона о законах, заключается в предупреждении повторения преступлений. Наказание налагается не ради совершившегося преступления, а ради предупреждения их повторения в будущем. Наказание приводит к достижению этой цели трояким способом: 1) исправлением самого преступника, для которого оно является как бы лекарством, исцеляющим его нравственный недуг; 2) устранением влияния дурного примера на сограждан; 3) избавлением государства от опасного, вредного члена.

    Наказание вообще не налагается с тем, чтобы причинить зло наказываемому; напротив, оно или исправляет его, или препятствует ему сделаться еще хуже. Если же наказываемый неисправим, его подвергают смерти. Наказание не должно распространяться на семью. Однако, если сразу и отец, и дед, и прадед были осуждены на смерть, правнуки подвергаются изгнанию.

    В «Законах» Платона большинство преступлений карается смертной казнью. «А за оскорбление богов, родителей и государства Платон помимо смерти предлагает еще и вечные муки»[131].

    Существуют преступники «неизвинимые»: осквернитель храмов, изменник или заговорщик, желающий стать тираном и намеренно проливающий невинную кровь; все они должны подвергаться крайнему наказанию. «Платон различает неодинаковые роды человекоубийства; в некоторых случаях достаточною карою он признает пеню; в других изгнание; отцеубийце же он назначает более страшную казнь: тот должен быть умерщвлен по суду; тело его должно быть выставлено на соединение трех дорог, а затем брошено на окраину дороги; «преступник, уничтоживший жизнь, которая должна бы была быть ему дороже чем чья-либо, именно собственную», должен быть похоронен один в пустоши, без указания места его погребения могилою или памятником»[132].

    В диалоге «Законы», последнем своем произведении, Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая последний к реальной действительности  греческих полисов.

    Этот строй, сохраняя некоторые черты, роднящие его в «Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание детей и т. п.), именно и свои отличительные особенности:

    1. допускается частная собственность (кроме земельной) и индивидуальная семья;

    2. деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу;

    3. производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабов;

    4. предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая в себе элементы демократии, (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).

    Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи[133].

    В «Государстве» Платон наделял правителей абсолютной властью и ставил их выше всяких законов, потому что предполагал в них философское образование, открывающее доступ к истине. «Законы» являются более подробным политическим проектом, и это объясняется крайним недоверием Платона к людям и его стремлением все предусмотреть и предначертать. Он хочет связать волю правителей и граждан законодательством, которое должно быть строго охраняемо от всяких нововведений. Вместо абсолютного правления философов, Платон предлагает неизменное законодательство, написанное философом для безусловного исполнения[134].

    Хотя «Законы» и являются проектом, наиболее приближенным к действительности, Платон и здесь остается чистым идеалистом. «Хотя он имел в виду представить устройство, приспособленное к человеческой природе, однако и здесь свобода вполне приносится в жертву общественной цели». [135]

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства[136].

    В диалоге Платона «Государство» причина возникновения государства — наличие социальных потребностей индивидов друг в друге.

    Свобода личности подавляется государством: государство стоит над гражданином и то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.

    Общество делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние — низшим.

    Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т.д.

    Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым» в эпоху Платона и актуально до сих пор.

    Членам третьего сословия разрешается иметь частную собственность и семью, но лишь с целью обеспечения первых двух сословий всем им необходимым.

    Платон предупреждает об опасности излишней свободы и чрезмерного рабства в государстве. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство»[137]. Но также вредна и другая крайность — чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере — это величайшее благо»[138]. Эти мысли Платона в последующие века повторялись много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас.

    Устройство совершенного государства в «Государстве» Платона возможно в виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.

    В диалоге «Законы» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, имеющий некоторые схожие черты с описанным в «Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание детей и т.п.), вместе с тем, имеются и свои отличительные особенности.

    Так, количество граждан государства в «Законах» устанавливается в 5040 человек, которые делятся на четыре класса по имущественному типу.

    Допускается частная собственность (кроме земельной) и индивидуальная семья.

    Производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабов.

    Предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая в себе элементы демократии (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).

    Организация государственной власти является сложной: самый высший орган — стражи законов в количестве 37 человек; кроме него еще существует Совет из 360 членов, избираемых по классам граждан: Ночное собрание, состоящее из 10 старейших законодателей и других лиц; народное собрание, которое посещают все желающие, и большое количество должностных лиц.

    Большое внимание Платон уделяет вопросам о законах. Закон должен быть выше правителей. Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые регламентируют публичную и частную жизнь людей.

    В «Законах» Платон формулирует причины неотвратимости наказания за совершенное преступление: «Вообще никто никогда не должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок»[139].

    Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. В арсенал последующей истории политических учений вошли многие его теоретические конструкции, как гносеологические ценные, так и иллюзорные. Различна и социально-политическая и идеологическая направленность их использования. Без критического осмысления всего этого невозможны не только сколько-нибудь глубокая ориентация в истории политических учений и современной теории политики, государства, но также и верный подход к политической практике. «Применительно к такому масштабному автору, как Платон, негативное в творческом наследии оказывается не менее поучительным, чем позитивное. Платон всегда актуален в том высоком смысле, в каком актуален духовный опыт прошлого[140].

    Платон — великое явление, как деятель — философ, ученый, писатель он принадлежит всему человечеству. Платон — один из учителей человечества[141].

    ЛИТЕРАТУРА

    1.     Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. — 320 с.

    2.     Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. — 220 с.

    3.     Бивар А.Д.Х. Платон и митраизм // Вестник древней истории. — 1998. — № 2. — 3. 3-17.

    4.     Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник. — М.: Логос, 1998. — 440 с.

    5.     Большая советская энциклопедия / Под ред. Б.А. Введенского. — М.: Российское научное издательство. — Т. 33. 1955. — 550 с.

    6.     Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. — М.: Научн. издат. Большая российская энциклопедия, 1998. — 918 с.

    7.     Васильева Т.В. написанная философия Платона // Вопросы философии. — 1977. — № 11. — С. 152-160.

    8.     Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. — М.: Логос, 1999. — 195 с.

    9.     Виндельбанд В. Платон. — С-Пб.: Образование, 1994. — 200 с.

    10. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М.: Юрист, 1995. — 497 с.

    11. Виндельбанд В. История древней философии. — Киев, 1995. — 320 с.

    12. Гегель Г. Сочинения. — М., 1932. — 217 с.

    13. Гиляров А.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. — Киев, 1891. — 358 с.

    14. Гончаров И.А. Практические основания истины в античном платонизме. — Сыктывкар, 1998. — 153 с.

    15. Горелов А.А. Древо духовной жизни. — М.: Аргус, 1994. — 290 с.

    16. Гревс Э.Л. Статусные различия в законе Платона об убийстве // Вестник древней истории. — 1977. — № 1. — С. 71-81.

    17. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. — Ленинград, 1989. — 220 с.

    18. Джокадзе Д.В. Философия античного диалога. — М.: Диалог, 1997. — 250 с.

    19. Жизнь замечательных людей. Биографич. библ. Павленкова Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. — М.: республика, 1995. — 300 с.

    20. Залесский Н.Н. Очерки истории античной философии. — Ленинград, 1975. — Ч. I. 310 с.

    21. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека Древней Греции — искусство и философия / Под ред. В. Бутролиева. — Минск, Молодая гвардия, 1995. — 520 с.

    22. Историко-философский ежегодник`94. — М.: Наука, 1995. — 210 с.

    23. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. / Под ред. Ш.И. Богута. — М.: Мысль, 1991. — 351 с.

    24. История политических и правовых учений / Под ред. С.Ф. Кечекьян, Г.И. Федькина. — М.: Юрид. лит-ра, 1960. — 420 с.

    25. История политических и правовых учений. Домарксистский период / Под ред. О.Э. Лейста. — М.: Юрид. лит-ра, 1991. — 370 с.

    26. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М.: Наука, 1985. — 320 с.

    27. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М.: Наука, 1985. — 320 с.

    28. Кедровский О.И. Взаимосвязь философии и математики в процессе исторического развития. — Киев, 1973. — 210 с.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.