МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Введение «Временного положения» 1867-1868 гг. и политико-правовые последствия для казахов

    Введение «Временного положения» 1867-1868 гг. и политико-правовые последствия для казахов

    Министерство образования Республики Казахстан

    Семипалатинский Государственный Педагогический Институт

     







    Кафедра: “Основ прав и экономики” 

     

     

     

     

     

     

     

    Курсовая работа.

     

            На тему: “Введение «Временного положения» 1867-1868 гг. и политико-правовые последствия для казахов”.















    Выполнила студентка

    Головинская Н. Ю.

    Группы ДИП 12

    Руководитель

    К. И. Н. доцент

    Искакова Г. Т.



    План:

    Введение.

    I. Административные реформы 1867-1868 гг.

      1.1 Органы управления по реформам 1867-1868гг.

      1.2 Правовая система.

    II. Судебное устройство, налоговая и земельная политика по реформам 1867-1868гг.

         2.1 Изменения в административно-правовой системе Казахстана в XIX     веке.


    Заключение.

    Список используемой литературы:


































     Введение.

    Целью данной курсовой работы  является раскрытие темы: Введение «временного положения» 1867-1868 г. И политико-правовые последствия для казахов.   Показать суть реформ и последствия их проведения в жизнь. В задачи курсовой работы  входят такие, как: объяснить назревающие проблемы и показать плюсы и минусы данных реформ, а также подвести итоги

    последствий.

      

        К середине 60-х годов 19 века завоевание Казахстана было завершено, фактически были разгромлены Коконадское и Хивинское ханства. Настоятельной задачей колониальных властей с тала унификация системы управления в разных регионах Казахстана  и приспособление её к общеимперской административной системе. Это совпало по времени с буржуазными реформами 60-70-х годов в самой России, приведшими к превращению военно-феодальной империи в буржуазную.  Росло значение центрально- азиатских владений не только в стратегическом, но и в экономическом плане, в первую очередь как рынков сбыта неконкурентоспособных в Европе русских товаров и источник дешевого сырья. Эксплуатация ресурсов Казахстана требовала введения новой системы управления и распространения общеимперского законодательства на всю территорию новых колоний.

    Завершение присоединения Казахстана к России внесло существенные перемены в политику империи в отношении казахского края. Военно-колониальными акциями присоединив Семиречье и Южный Казахстан, царизм вышел на среднеазиатский плацдарм. Воспользовавшись благоприятной  обстановкой, Российская империя, руководствуясь своими далеко идущими политическими интересами, установила в Казахстане колониальный режим. Богатый природными ресурсами, животноводческим сырьем Казахский край давно привлекал внимание не только России, но также другие страны. Однако освоение огромного региона с разными природно-географическими условиями требовало от правящих кругов проведения административно-территориальных, судебных и других нововведений'. Уставы о сибирских, оренбургских казахах 1822-1824 гг., по существу ликвидировавшие ханство в Казахстане (за исключением Букеевской, или Внутренней орды), открыли простор для правительственной и частной казачьей колонизации, но не смогли уничтожить веками сохранившиеся формы правления. Родоплеменная структура казахского общества (суд биев, власть султанов) в основном продолжала сохранять былое значение, хотя создание окружной системы, вытеснение кочевников с веками насиженных мест стали подрывать основу политической системы и хозяйственного уклада автономного населения.
        Проведению административной системы управления благоприятствовало и положение разросшейся в своих границах империи. Вслед за отменой крепостного права правительство России провело ряд реформ, коренным образом изменивших течение социально-политической жизни: земских, судебных, городских и др. Развитие капитализма шло "в глубь" и вширь.
    В этих условиях Россия выдвинула задачу коренной ломки прежней системы управления Казахстаном.
     При подготовке реформ настроение широких масс не было принято во внимание. 
    Новая система управления расшатывала патриархально-феодальный уклад жизни кочевников, ограничивала власть султанов, биев и старшин. Осуществление реформ 1867-1868 гг. привело к ослаблению влияния родовой аристократии, что отразилось на их правовом, экономическом и политическом положении.
    Административное управление носило ярко выраженный военный характер. Во главе областей находились военные генерал-губернаторы (они же командующие военными округами), сосредоточившие в своих руках полноту военной и гражданской власти. Неразделенность военной и гражданской властей было принципом административного устройства Казахской степи по новой реформе.
       Большой научный интерес представляет исследование политико-административной  реформы, проводившийся в Казахстане в 1867-1868 гг., вызвавшей, как известно,  значительные изменения в социальной, политической и правовой  жизни казахского общества этих  лет.

         Рассмотрение подлинных мотивов и устремлений господствующих социальных групп и правительственных кругов,  заложенных  в  этой реформе, воссоздание целостной политико-административной конструкции преобразований в управлении краем и его регионами, а также историко-сравнительный и социологический анализ содержания реформы представляют   актуальную проблему исторической науки. Реальные последствия реформы управления  1867/68  гг.  нуждаются  в  дальнейшем изучении, в частности их политические последствия. Именно в этом плане изучение указанной реформы способно дать глубокое знание исследуемого предмета.

         Политическое развитие, функционирование и практическая,

    деятельность административно-политической системы управления

    Казахстаном в XIX  веке с  их  негативны и  позитивным  опытом, несомненно, имеют значение и в наши дни и в известной мере могут дать ответы на проблемы сегодняшнего дня.

    Из истории создания и принятия реформы 1867/68 гг.

    После завоевания юго-восточного Казахстана и прилегающих, областей Средней Азии в правительственных кругах Российской империи остро встал вопрос о системе управления национальными окраинами.  Особенно  сложной эта проблема была в отношении Средней Азии и Казахстана с их этнически пестрым составом населения, различным уровнем социального и экономического развития.

    Опыт прежнего административного управления   в   Казахстане   и результаты управленческих  экспериментов  на Кавказе были использованы царским законодателем в подготовленных реформах.

    5 июня  1965  года  Александр  II  утвердил  проект  министерств, который предусматривал:  «...для изучения начал и составления  проекта будущего устройства  киргизского  управления,  командировать  в  степь особую Комиссию  в  составе  двух  чинов,   по   одному   от   каждого министерства, делопроизводителя  и двух депутатов от Западной Сибири и Оренбургского края...»

    В состав комиссии были включены, следующие лица: «со стороны МВД - действительный статский советник Гирс-председатель  комиссии;  со стороны   военного министерства  -полковник  Гейнс, со  стороны Оренбургского края  -  полковник Гутковский, от  Западной  Сибири  - капитан Проценко.

    4 июля 1967 года состоялось заседание Комитета министров, которое рассмотрело все  представленные  проекты,  и  предпочтение  было отдано проекту комиссии Гирса.

    Последний вариант   проекта   комиссии   Гирса   был  передан  на

    рассмотрение Государственного Совета,  где он обсуждался с 3 мая по 30

    сентября 1868  года.*

    [«О преобразовании управления степных областей, Оренбургского и      Западно-Сибирского генерал-губернаторства» Департамент законов.  Опись  дел архива Государственного совета.  Т.7.  СПб.1911. С113.]*

    В Государственном   Совете   были  сделаны  небольшие  замечания, которые не касались его основных положений, и проект был  передан  на рассмотрение Комитета министров.

    Комитет министров на заседании 8 октября 1868 года  пришел  к заключению , что «ввиду засвидетельствования главных местных начальств о совершенной  необходимости  безотлагательного  введения  в  действие настоящего проекта положения»* он может быть одобрен в общих чертах.

    Но Комитет министров, утвердил  проект  комиссии  Гирса  не  как постоянно действующий, а временный закон, действующий в течение двух лет, «имея  ввиду,  что в делах,  подобных настоящему,  один лишь опыт может служить  безошибочным  и  вполне  надежным  руководителем».  21 октября 1868   года   решение   Комитета   министров  было  утверждено Александром II.

    Так был разработан и утвержден проект «Временного положения об управлении в  Уральской,  Тургайской,  Акмолинской  и  Семипалатинской областях», который, несмотря на его временный характер и  неоднократные попытки переработки, проект просуществовал более 20 лет.

    Основные социально-политические направления реформ 1867-1868 гг.

    Одним из направлений реформ 1867-1868 гг. был переход от опоры на султанов, крупных биев к ориентации на более многочисленную социальную группу: биев и баев,  экономическая  роль  которых  резко  возросла с проникновением в экономику казахского аула некоторых торгово-капиталистических элементов.

    ___________________________________________________________________* История гос-ва  и права Астана, 1999г.

    Этот аспект реформы ярко выражен в системе формирования органов местного самоуправления казахов по положениям 1867-1868 гг.

         Одним из  главных направлений реформ 1867-1868 гг.  было создание

    большой военно-бюрократической   машины    в    Казахстане. Аппарат

    колониальной администрации, с некоторыми исключениями, формировался из малообразованных людей,  главным  образом,  офицеров,   состоящих   на

    действительной военной службе,  и отставных офицеров,  которые

    рассматривали свою службу как хорошую возможность быстро разбогатеть.

         Следующим направлением   реформ   1867-1868  гг.  было  стремление

    царизма превратить  Казахстан  во  внутреннюю  провинцию   империи   и

    плацдарм для   дальнейшего   присоединения  территории  Средней  Азии.

    Положения реформы   усиливали   координацию   действий    колониальной

    администрации по превращению Казахстана в базовый лагерь царизма,  так как они  унифицировали военное и гражданское управление на всей территории казахской степи.

    В реформах 1867-1868гг. было отражено стремление колониальной администрации к интенсивной колонизации  казахской  степи.  Все  земли казахов, за редким исключением, были объявлены государственной собственностью и передавались казахам в пользование.

        

     


























    I. Административные реформы 1867-1868 гг.

         Подготовка реформы. Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.
         В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана, существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые. Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин.
         В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления, Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г. был создан комитет, во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. утверждено "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства".
         Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, "чтобы добиться постепенного слияния киргизских [казахских] степей с прочими частями России". Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.
         Реформа управления. На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области - город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже - в состав Закаспийской области.
         Генерал-губернатор, стоявший во главе генерал-губернаторства сосредотачивал в своих руках всю полноту военной, гражданской власти и являлся в то же время командующим войсками военного округа. Во главе областной администрации стоял губернатор, который также был наделен военной и гражданской властью. Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов. Он же считался наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный. Председатель правления считался вице-губернатором. Во главе отдела находился старший советник. Области делились на уезды, начальники которых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторов областей из числа офицеров. При них назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии. Уездным начальникам подчинялись войска, расквартированные на территории уезда. Кроме того учреждалась должность уездного судьи, назначенного правительством. Если при окружных приказах власть была коллегиальной, то по новой административной системе она ликвидировалось. Отмечалось, что "если коллегия вредит полицейским учреждениям в коренных русских провинциях, то тем вреднее будет она в стране с кочевым населением, на преданность которого нельзя вполне надеяться, и где потому действия полицейской власти должны осуществляться особенно энергией и быстротою". Функции полицейского аппарата также находились в руках уездного начальника. Таким образом, политика царизма в казахской степи была направлена на сосредоточение всей полноты власти в низовых звеньях колониального управления и установление военно-оккупационного режима на местах.
         Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Вместо старых родовых названий аулов была введена их цифровая нумерация. Во главе аула, примерно 120-200 семей, ставились выборные старшины. При создании волостей не учитывалось родовое деление, то есть на территории волости размещались аулы разных родовых делений. Этим царское правительство хотело ослабить родовое начало и роль родовой знати в степи. Переход аула из одной волости в другую разрешался только уездным начальником. Переход хозяйства из одного аула в другой также мог производиться с разрешения родового старшины или волостного управителя. Волостные управители и аульные старшины выбирались, а затем утверждались уездной администрацией.      Выборы были двухстепенными, т.е. от каждых 50 хозяйств выбирался один выборщик, съезд которых избирал волостного управителя. Аульный старшина выбирался на сходе выборщиков от каждых 10 хозяйств. Областная и уездная администрация имели право отменять результаты выборов.
         В каждом волостном управлении предусматривалась должность письмоводителя, и переписка велась на русском языке.
         Таким образом, введение новой системы управления позволило родовой знати захватить все низшее звено административного аппарата. На должности волостного управителя и родового старшины не всегда избирались авторитетные, болеющие за интересы народа, люди. Выборы обычно сопровождались подкупами, подлогами, борьбой различных групп за власть.
         Волостной управитель сосредотачивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имели такие же права в пределах аула. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он также утверждался губернатором. Большие селения и города с коренным населением разделялись на кварталы, во главе которых находился аксакал. Квартальные аксакалы приравнивались к правам волостных управителей. В городах и селениях на сходках выборщиков были учреждены также "общественные хозяйственные управления", цель которых - раскладка податей, всяких сборов и заведование общественным хозяйством городов и селений. Управление состояло из трех-пяти человек, с председателем во главе. Избранный председатель утверждался губернатором. Аксакал обычно не вмешивался во внутренние дела управления, деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы и управления, являлись таким образом аппаратом угнетения коренного населения. Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительство широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.
         Реформа административного управления наносила новый удар по правам и привилегиям султанов, так как все казахское население, в том числе и султаны, были отнесены к "сельским обывателям". Правительство, лишало таким образом султанов их былых сословных привилегий. Султаны имели право быть избранными, но исключительного права на занятие выборных должностей им не было предоставлено. Однако казахская аристократия в силу своего экономического положения и традиций продолжала оказывать большое влияние на политическую жизнь Казахстана.
         Росло байство, связанное с рынком и занимавшееся ростовщичеством. Оно постепенно оттесняло от власти старую казахскую аристократию [султанов] и родовую знать [биев, батыров]. Нанося удар по правам и привилегиям султанов, русское правительство в то же время предоставило большие права и власть волостным управителям и старшинам, избиравшимся обычно из баев. Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим в Казахстане.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.