МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Товарные биржы

    p> Все три подхода в той или иной мере получили свою практическую реализацию. В результате – множественность и неопределенность ставившихся задач и, естественно, функции бирж.

    Положением определялось, что товарная биржа является организацией торгующих предприятий и лиц, имеющей целью устройство периодических собраний для совершения торговых сделок, выявление товарных цен, спроса и предложения товаров, изучение, упорядочение и облегчение товарооборота и связанных с ним торговых операций, представительство нужд и интересов торговли перед органами правительства, примирительное разрешение споров по сделкам.

    Со временем все большее значение приобретает учетно-контрольный аспект деятельности бирж. Они становятся вспомогательным аппаратом в процессе государственного регулирования рыночных отношений и не только помогают в выработке лимитов, но и вскрывают факты отступления от них.

    Более того, биржевый аппарат все в большей степени рассматривается как необходимый орган для централизованного правительственного руководства промышленными торговыми предприятиями. Биржевая статистика позволяла контролировать различные ведомства, состояние отдельных отраслей и даже отдельных предприятий. Существовавшие при крупных товарных биржах статистико-экономические отделы давали государству достаточно полную картину предпринимательства и выявляли товарные потоки. Благодаря этому государство имело представление о товарных запасах у основных контрагентов, о движении цен, о рыночной конъюнктуре. То есть уже в тот период кладутся первые мазки на портрет всем нам ныне хорошо знакомой инспекционной службы со всеми атрибутами командно-административной системы.

    Расширенное толкование функций товарных бирж, а в сущности их неоправданная эскалация, сопровождалось атрофированием других присущих им функций. В частности, материалы 1924–1925 годов показывают, что доля удовлетворенного спроса составляла 60–65 процентов, а предложения – 50–60 процентов. Учитывая низкий уровень других показателей – посещаемости, соотношения сделок и количества посетителей, размера сделок и т. д., очевидно, что биржа свои посреднические функции выполняла не в полной мере и, следовательно, ее реальное значение оказалось недостаточным.

    Среди причин, предопределяющих слабость посреднической работы советских бирж, в первую очередь следует назвать товарный дефицит, в условиях которого биржевое посредничество становится экономически не жизненным.
    Возможность спекулятивного товарооборота отрицает его господствующее положение в оптовой торговле и кооперации.

    Сказалось неправильное организационное построение биржи, их
    «универсализм», то есть претензии на охват торговли всеми товарами, расценивавшийся в то время как их преимущество. Необоснованность такого подхода подтвердилась в дальнейшем выделением секций-отделов бирж по определенным группам товаров. И наконец плаху под биржу подвело жесткое планирование и монополизация сбыта продукции. Тресты и синдикаты, не нуждаясь в бирже как регуляторе и организаторе цен и пользуясь своим монопольным положением, централизовали функцию ценообразования.
    Устанавливая типовые договоры для поставщиков и покупателей, они могли обходиться без биржевого регулирования сделок.

    По мере укрепления принципов централизованного планирования сбыт все большего объема промышленных товаров стал осуществляться на основе государственных планов и генеральных договоров. Торговое посредничество стало ограничиваться только непланируемыми в централизованном порядке товарами.

    Среди всего многообразия проблем и особенностей советской товарной биржи наибольший интерес для сегодняшнего дня представляют три узловых момента: котировка, регистрация внебиржевых сделок, состав контрагентов.

    Котировка в классическом варианте представляет собой регистрацию биржевых цен с последующей их публикацией. В целом опыт периода НЭПа следует признать отрицательным из-за неоправданно широкого и крайне неточного, несопоставимого по отдельным биржам перечня товаров, отсутствия единых стандартов на них. Оценка конъюнктуры рынка проводилась субъективно, зачастую без использования котировального материала. При этом оказывалось давление органов Комвнуторга на комиссии с целью отражения в котировках лимитных цен, которые, как правило, оказывались ниже реальных. Таким образом, предпринимались попытки накинуть узду на рынок.

    В связи с развитием трестов и синдикатов резко менялась номенклатура традиционно котируемых товаров. Если на дореволюционной бирже этой операции подвергались только нефть и продукты ее перегонки, то в советский период она из котировки исключалась. Вместо значительного числа нефтепромышленников и экспортеров воспроизводство и реализация сосредоточивались в Азнефти.

    Большие трудности возникли с учетом цен сделок, которые зависели не только от условий, но и от статуса непосредственных участников. При общем дефиците ресурсов торговля между государственными и кооперативными организациями производилась по сравнительно низким ценам, с участием частных лиц – по повышенным ценам.

    Важнейшим источником котировального материала стала декретированная СТО обязательная регистрация государственными организациями внебиржевых сделок.
    Побудительным мотивом к такому шагу послужили попытки государства административным путем привлечь наибольшее число сторон на биржу и в то же время установить дополнительный контроль над деятельностью промышленных и торговых предприятий. Директивное решение последовало после безуспешных попыток внедрить его рекомендательными мерами.

    В регистрационном бюро внебиржевые сделки анализировались с позиций их экономической и коммерческой целесообразности. Те из них, которые заключались госучреждениями и предприятиями между собой, регистрировались продавцом. Сделки госорганов с кооперативными и частными предприятиями и лицами регистрировались лишь госорганами. Акт купли-продажи подлежал регистрации в течение трех дней.

    Параллельно применялось экономическое стимулирование к проведению биржевых операций путем более высоких ставок сборов с внебиржевых сделок при их регистрации. Однако на практике такой маневр не сыграл сколько- нибудь заметной роли. Заключенные фактически вне биржи сделки просто приносились или даже присылались через рассыльного для оформления их как биржевых.

    Состав контрагентов советской торговой биржи, несмотря на краткую историю ее существования, претерпел определенную эволюцию. На начальном этапе основными ее участниками стали государственные и кооперативные организации. Частные предприятия и лица появлялись здесь лишь эпизодически.
    И это в общем-то понятно, поскольку доля частного предпринимательства в рыночном обороте оставалась незначительной. К тому же они стремились скрыть реальные масштабы своего оборота из-за допускавшейся дискриминации. Частные лица не могли быть членами центральной товарной биржи, не допускались на биржевые собрания. Например, по уставу Саратовской биржи частные лица имели право быть ее членами, но число их в собрании не должно было превышать 2/7 общего количества участников.

    Вообще же членами товарной биржи могли быть государственные предприятия и учреждения, кооперативные организации и их объединения, уплачивающие промысловый налог не ниже 3-го разряда по торговле и 5-го разряда по промышленности, физические и юридические лица, являющиеся владельцами частных торговых и промышленных предприятий. На биржи допускались иностранцы, удовлетворяющие установленным довольно жестким требованиям.
    Важно отметить, что, помимо добровольного членства, существовал институт обязательного членства.

    По мере развития частного предпринимательства, расширения биржевой торговли растет доверие к ней частника, возрастает его участие. В известном смысле переломным можно считать рубеж 1924–1925 годов, когда за девять месяцев (с октября 1924 по июнь 1925 года) при общем росте состава членов бирж с 4024 до 5446 число частных лиц увеличилось с 731 до 1395. Эта тенденция получила дальнейшее развитие.

    На 1 октября 1926 года – апогей биржевой торговли – в стране насчитывалось 114 товарных бирж. Их членами состояло 8514 торгово- промышленных предприятий и частных лиц. Государственные и кооперативные органы составляли 67 процентов, а частные лица – 33 процента участников.

    В целом, повторимся еще раз, несмотря на относительно широкое развитие товарных бирж, с коммерческо-рыночной точки зрения, они уже для того времени представляли собой достаточно устаревший тип организации торговли.

    В дальнейшем, в условиях свертывания НЭПа и курса на жесткую централизацию в управлении народным хозяйством, начинает последовательно проводиться линия на ликвидацию товарных бирж. В декабре 1926 года принято решение о сокращении их числа до 14 и сужении функций, а с февраля 1930 года – о ликвидации.

    Современный этап в деятельности товарных бирж начался в мае 1990 г. с регистрацией Московской товарной биржи (МТБ).

    Состояние российской экономики к 1990 г. характеризовалось, в отличие от западной, беспрецендентным уровнем монополизации, весьма своеобразным и непродуманным размещением предприятий, материальной и финансовой разбалансированностью и другими особенностями.

    Демократические реформы позволили после долгого перерыва возобновить биржевую торговлю. несмотря на серьезные экономические проблемы и при отсутствии опыта биржевой торговли, биржи стали заметным явлением экономической жизни.

    В течение 1990–1991 г.г. в России происходил настоящий «биржевой бум» было зарегистрировано (по разным источникам) 700–900 бирж. Во всем мире, в это время, насчитывалось около 120 товарных бирж.

    Товарные биржи, созданные в этот период, имели ряд черт, которые не позволяли их считать полноправными биржами: нерегулярность дней торговли и нефиксированность часов торгов; универсальный характер номенклатуры товара, большое количество небержевых товаров; отсутствие практически специализированных секций; нестандартизированность партий товаров, несовершенство или отсутствие методов котировки и др.

    Отечественные биржи, в отличии от зарубежных, создавались как коммерческие организации, и большинство представляло собой обычные посреднические предприятия, которые выставляли на продажу товары от своего имени и покупали товары для дальнейшей реализации, сдавали в аренду или продавали брокерские места желающим торговать на их площадях по установленным им правилам.

    С вступление в действие с 1 марта 1992 г. Закона о товарных биржах и биржевой торговли, в котором ожесточаются требования к биржам и биржевым товарам, ограничивается инвестиционная деятельность бирж, а также с изменение экономической ситуации в стране, количество бирж резко сокращается. В таблицах 2, 3 приведены основные показатели деятельности товарных бирж и структур и структур их биржевого оборота за 1992-1998 г.г.
    До 1996 года идет рост биржевого оборота и концентрация его на меньшем количестве бирж, однако с 1997 г. наблюдается падение биржевой торговли реальным товаром и уменьшение количества бирж. Несмотря на рост потребительских товаров, в структуре биржевого оборота 1998 года все-таки преобладала продажа близких к сырьевым товаров (89,3 %).

    Таблица 3. Основные показатели деятельности товарных бирж за 1992-1998 г.г.

    | |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |
    |Число бирж и товарным |224 |159 |137 |91 |78 |67 |47 |
    |отделов | | | | | | | |
    |товарно-фондовых бирж | | | | | | | |
    |(на конец года) | | | | | | | |
    |Среднесписочная |7,8 |4.3 |2.6 |1,7 |1,3 |1,0 |0.7 |
    |численность работавших| | | | | | | |
    |на биржах (без | | | | | | | |
    |совместителей) и | | | | | | | |
    |работников | | | | | | | |
    |несписочного состава, | | | | | | | |
    |тыс. человек | | | | | | | |
    |Численность |2.0 |1.0 |0,6 |0,3 |0,14 |0,11 |0.1 |
    |совместителей, тыс. | | | | | | | |
    |человек | | | | | | | |
    |Число проведенных |19,7 |14,3 |10,8 |6,6 |7.9 |4,3 |2.6 |
    |торгов, тыс. | | | | | | | |
    |Число заключенных |147,7|182.5|175,5|125.2|50.1 |25.9 |11,9 |
    |сделок, тыс. | | | | | | | |
    |Биржевой оборот – |335.1|872.4|1327 |1675 |4653 |2960 |2321 |
    |всего1), млрд. руб. | | | | | | | |
    |(1998 г – млн. руб.) | | | | | | | |
    |в том числе: | | | | | | | |
    |потребительские товары|107,9|215.5|235,0|664,3|463 |1297 |1943 |
    |продукция |227,0|656,6|1081 |951,2|4151 |1624 |377 |
    |производственно-технич| | | | | | | |
    |еского назначения | | | | | | | |
    |прочие виды товаров |0,2 |0,3 |11,1 |59,6 |39 |39 |- |

    На биржевых торгах в 1998 г. преобладала продажа агропродукции (78,8% биржевого оборота), газа естественного, нефти и нефтепродуктов (5,2%), металлов и металлоизделий (5,3%).

    1) В фактически действовавших ценах, без оборота по фьючерсным сделкам.

    Таблица 4. Структура оборота товарных бирж за 1992-1998 гг

    Первые попытки создания фьючерсного рынка относятся к 1992 году. Для формирования фьючерсного рынка предлагались: сахар-песок (рафинат), пшеница второго класса мягкая, древесина ценных пород, бензин А-76, алюминий в чушках и др., однако все попытки российских товарных бирж наладить полноценную торговлю товарными фьючерами были безуспешными. В условиях сильной инфляции, когда цены на товары изменялись лишь в сторону повышения, товарный фьючерсный рынок развиваться не смог.

    С осени 1992 г. на МТБ начала развиваться фьючерсная торговля валютой
    (первым фьючерсным контрактом стал контракт на 10 долларов США с поставкой в декабре). Она шла высокими темпами. В 1995 г. объем валютного контракта был увеличен до 5000 долларов США. Росту фьючерсной торговли способствовало наличие хорошо развитого реального рынка валюты, на котором неоспоримым авторитетом пользовались котировки ММВБ (Московской межбанковской валютной биржи) и изменчивость валютного курса.

    В июне 1993 г. на МТБ появились специальные агенты по хеджированию, работающие исключительно на клиентов – хеджиров. По результатам проведенного опроса в конце января 1995 г., среди руководителей московских торговых фирм, около 15% (из 242 опрошенных) либо уже работали с фьючерсными контрактами, либо собирались использовать хеджирование от резких колебаний валютного курса.

    Таким образом современные товарные биржи перешагнули рубеж реального товара и по составу участников стали более близкими к классическим образцам, но только пока по торговле валютой.

    3. Организационное построение товарной биржи

    Согласно российскому законодательству под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Она может иметь филиалы и другие обособленные подразделения.

    Биржа может учреждаться юридическими и физическими лицами. Однако в учреждении биржи не могут участвовать: высшие и местные органы государственной власти и управления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды, общественные, религиозные и благотворительные объединения и фонды.

    Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%.

    Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).
    Организационно-правовая форма биржи определяется в соответствии с
    Гражданским кодексом РФ; Биржи являются акционерными обществами открытого типа; акционерными обществами закрытого типа, обществами с ограниченной ответственностью.

    Управление товарной биржей осуществляется тремя органами, компетенция которых различна и функции могут иметь специфику на различных биржах: общим собранием членов биржи (пайщиков), Биржевым комитетом (Советом),
    Исполнительной дирекцией.

    Высшим органом управления биржи является общее собрание ее членов, которое в соответствии с Уставом биржи утверждает Устав и все вносимые в него изменения, другие документы биржи и дополнения к ним («Положение о
    Биржевом комитете», «Положение о брокерских конторах», «Положение о страховании сделок на бирже» и другие; рассматривает жалобы и заявления на работу Биржевого комитета, Генерального директора, Президента биржи (если он есть); рассматривает и решает вопросы по приему новых членов биржи и их исключению. Общее собрание определяет численный состав Биржевого комитета
    (Совета), рассматривает годовые и чрезвычайные отчеты о финансовой и хозяйственной деятельности Биржевого комитета (Совета), Исполнительной дирекции, принимает решение о размерах платы, которую вносят посетители биржи, принимает решение об увеличении (уменьшении) Уставного фонда, размеров паевых взносов и о дополнительном выпуске акций. Общее собрание пайщиков принимает решение о ликвидации биржи, утверждает состав наиболее важных комиссий (расчетной палаты, котировальной и арбитражной), избирает их председателей.

    Общее руководство в промежутках между собраниями осуществляет Биржевой совет (Совет директоров, Биржевой комитет). Численность такого органа может быть различна.

    В капиталистических странах структура каждой биржи имеет свою специфику, но основные черты их организации носят общий характер. На
    Товарной бирже в Нью-Йорке («Комэкс») в Совет директоров входят 25 человек, которые представляют четыре категории членов: торговцев реальным товаром, брокеров в биржевом кольце, «комиссионные дома» (особый вид посредников во фьючерсной торговле) и публику. Первые три группы имеют по 7 мест, четвертая – 3. Кроме того, самостоятельно избирается председатель Совета директоров. На «Чикаго Борд оф Трэйд» Совет директоров состоит из 22 человек, в том числе председателя, его заместителя, 15 директоров-членов, 1 директора – ассоциированного члена, 3 директоров – не членов биржи и президента. На других биржах в Совет директоров входят от 14 до 24 человек.
    На Лондонской бирже цветных металлов «Лондон Метал Эксчейндж» Биржевой комитет может быть из 9–15 человек.

    Совет возглавляет председатель Совета директоров или Президент. К компетенции Совета относится назначение и смещение членов Правления биржи; представительство от имени биржи в сношениях с предприятиями и организациями по делам биржи; определение организационной структуры биржи; подготовка к Собранию, в т.ч. по приему (исключению) новых членов; установление размера оплаты для постоянных и разовых посетителей Биржевых собраний, сбора с биржевых сделок, платы за пользование техническим аппаратом биржи, ее информационной сетью, штрафов, пени и других сборов; прием по контракту членов правления биржи и ее наемного персонала; установление общей суммы расходов Исполнительной дирекции. Управление биржей наряду с ее членами осуществляет и наемный персонал.

    В состав Совета директоров входят, как правило, только члены биржи, но могут входить, как мы видим, и не члены биржи. Из состава членов Совета избирается Генеральный директор биржи (Председатель Биржевого совета). По представлению Генерального директора Совет утверждает состав Правления, или
    Исполнительной дирекции, который включает исполнительных директоров биржи и управляющих.

    Президент (вице-президенты) или директор осуществляют повседневное руководство биржей и ее административным аппаратом.

    Исполнительная дирекция (Правление) выполняет функции, которые не вошли в компетенцию общего собрания пайщиков и Биржевого комитета. К их числу относятся текущее руководство комиссиями (отделами) биржи: ведение делопроизводства биржи; осуществление коммерческих связей с клиентами биржи; подготовка, размножение и доведение до своих членов экономической информации; контроль за соблюдением Правил биржевой торговли; подготовка установленных форм бухгалтерской и статистической отчетности и т.д.
    Исполнительная дирекция устанавливает размеры и формы оплаты труда наемным работникам, а также осуществляет развитие производственно-технической базы биржи.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.