Банк как субъект привлечения иностранных инвестиций в регион (на примере КБ Центр-Инвест)
p> Инвестиционный процесс является фактором, во многом определяющим темпы
развития национальной и мировой экономики. Он находится в зависимости от
инвестиционной политики, которая включает в себя как национальный, так и
международный аспект. Инвестиционная политика государства состоит в выработке соответствующей
системы правового регулирования, инвестиционного законодательства, которые
бы создали благоприятные условия для инвесторов, как национальных, так и
иностранных. В некоторых научных исследованиях понятие «инвестиционная
политика» отождествляется с термином «инвестиционный климат». Условия, влияющие на приток иностранных инвестиций в страну, зависят от
широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием
«инвестиционный климат». Он включает состояние экономики, социально-
политическую стабильность, идеологию, культуру и другие факторы, которые
оцениваются иностранным инвестором при принятии им решения о масштабах и
направлениях инвестирования и которые позволяют сделать вывод об уровне
инвестиционного риска в стране-импортере капитала. Важное влияние на
инвестиционный климат оказывают государственная политика в отношении
иностранных капиталовложений, участие страны в системе международных
договоров и традиции их соблюдения, степень и методы государственного
вмешательства в экономику, эффективность работы государственного аппарата,
а также последовательность в проведении экономической политики. Правовое регулирование инвестиционных отношений состоит из национально-
правового и международно-правового. Суть государственного регулирования и стимулирования инвестиционного
процесса есть реализация инвестиционной политики: создание благоприятных
условий и гарантий для инвесторов; установление соответствующих
организационно-правовых форм бизнеса, определение правового статуса
совместных предприятий, иностранных предприятий и их филиалов,
транснациональных корпораций. Наиболее важными аспектами национального правового регулирования
иностранных инвестиций, являются: 1) определение внешней инвестиционной политики государства; 2) разрешение на допуск иностранных капиталов в те или иные отрасли экономики, введение «разрешительных» и «запретительных» списков отраслей; 3) правовой режим иностранных инвестиций; 4) условия инвестирования: . национализация и репатриация капиталов и прибылей; . налогообложение и валютное регулирование; . таможенные пошлины; . условия найма рабочей силы; . гарантии иностранным инвесторам; . арбитражное разрешение споров; 11) привилегии и льготы иностранным инвесторам в зависимости от объема и отраслевой направленности инвестиций, решения проблем занятости; 12) порядок инвестирования. По прогнозам экспертов ООН, в грядущем десятилетии сохранится тенденция
к углублению экономической интеграции через каналы ТНК и прямых иностранных
инвестиций. Новая динамика роста мировой экономики будет определятся ростом
значения таких нематериальных активов, как технология, навыки и знания.
Вместе с тем, все это создает серьезные экономические проблемы,
обусловленные, в частности, определенным противоречием между перемещением
производств и уровнем занятости в развитых странах. Одной из тревожных
тенденций является то, что национальные и международные механизмы
экономической политики плохо приспособлены к расширению принципа взаимности
с традиционной сферы - торговли на инвестиции. Для этого потребуется
переосмыслить концепцию существующих связей и наладить более тесную
координацию между международными органами, занимающимися этими вопросами.
Предвидится обострение конкурентной борьбы за прямые инвестиции на
региональном уровне. На почве завершения Уругвайского раунда, учреждения в рамках процесса
ГАТТ/ВТО и завершения работы специальной группы ЮНКТАД по капиталовложениям
и финансовым потокам открываются значительные возможности для
переосмысления роли наднациональных органов в решении вопросов, связанных с
инвестициями, прежде всего региональных интеграционных группировок, к
которым относится и СНГ. 1.2.1. Защита иностранных инвестиций на законодательном уровне в России России как воздух нужны иностранные инвестиции. Они несут с собой новые
технологии, ценнейший опыт организации управления производством, сбытом,
финансами, чего нам так не достает, а нередко открывают доступ на
зарубежные рынки. В мире за капиталы идет отчаянная конкурентная борьба.
Стремясь заманить инвесторов к себе, страны соревнуются по части
предоставляемых льгот и гарантий. В этой борьбе Россия пока безнадежно
проигрывает, занимая в инвестиционных рейтингах место в пятом-шестом
десятке. Иностранцы с интересом смотрят на Россию, привлекаемые в первую очередь
ее природными богатствами, образованной и относительно дешевой рабочей
силой, большим внутренним рынком. Однако их отпугивают высокие налоги и еще больше запутанная и
постоянно меняющаяся налоговая система, произвол и коррупция чиновников,
неясность прав собственности, особенно на землю, экономическая преступность
и многое другое, что резко повышает издержки и риск ведения дел в Росии. На сегодняшний день в сфере иностранных инвестиций в Российской
Федерации действуют не только федеральные законы, но и Указы Президента РФ,
Постановления Правительства и ведомственные подзаконные акты. В 1985 году в Сеуле по инициативе Всемирного банка была заключена
многосторонняя конвенция « Об учреждении Многостороннего агентства по
гарантиям инвестиций» (МИГА). МИГА призвана на международном уровне
предоставлять частным инвесторам гарантии их инвестиций, а также поощрять
иностранные инвестиции в развивающиеся страны путем предоставления
технических услуг по улучшению инвестиционного климата в странах,
принимающих иностранные капиталовложения. Современное состояние инвестиционного климата в Российской Федерации
оценивается как неудовлетворительное, но за последние три года уже
наметилась тенденция повышения его уровня. Как считают специалисты журнала
«Euromoney», по уровню риска иностранных инвестиций Россия находится на 54-
м месте, и неблагоприятное состояние инвестиционного климата в России
обусловлено следующими причинами: нестабильность экономической и социальной ситуации в стране, высокий риск
забастовок, локальных вооруженных конфликтов и т.п.; правовая нестабильность, сопровождающаяся принятием новых законодательных
актов, изменением действующих; громоздкое текущее государственное
регулирование, регламентирующееся множеством нормативных актов и
инструкций, постоянный процесс их изменения; неотрегулированные отношения собственности, в частности на землю, что
тормозит залоговые гарантии и другие формы обеспечения безопасности
иностранных инвестиций ; низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры
(например, финансового рынка), слабая развитость и изношенность
производственной и транспортной инфраструктуры; изменения таможенного режима; слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных
объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования; сильная бюрократизация страны ( выражающаяся, например, в сложной
процедуре оформления предприятий с иностранными инвестициями), а также
коррупция, разбой и иная преступность ; высокие и многочисленные налоги и платежи и практическое отсутствие
инвестиционных льгот. В Сеульской конвенции участвуют свыше 100 стран, в том числе
большинство промышленно развитых. Россия и ряд других государств СНГ
оформили свое присоединение к Конвенции. Присоединение к конвенции создаст
возможность использования международного механизма обеспечения гарантий
инвестициям на территории СНГ. Улучшение условий для иностранных инвестиций требует постоянных
настойчивых и многоплановых усилий со стороны как государства, так и
предпринимательских структур. Принцип национального режима является в промышленно развитых странах
основным по отношению к иностранным инвесторам, что закреплено не только в
национальных законодательствах этих стран, но и в таких документах, как
«Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972 г.)Международной
торговой палаты, «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.) и
«Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных
предприятиях» (1976 г.) принятых Организацией экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР). Некоторые исследователи отмечают, что в России еще нет условий для
полной и последовательной реализации национального режима. При этом
указывается три фактора, диктующих введение для иностранных инвестиций
изъятий из национального режима: 1) национальный режим в России может включать правила, которые могут нарушать интересы иностранного инвестора; 2) не исключен серьезный разрыв между стандартами национального режима и международными стандартами, принятыми в других государствах; 3) интересы привлечения иностранных инвесторов обусловливают особые льготы и гарантии для них. Помимо этих трех факторов необходимо указать на неопределенность границ
действия национального режима для иностранных инвесторов в России. Согласно
закону 1991 года «Об иностранных инвестициях в РСФСР» национальный режим
предоставляется только по отношению к имуществу, имущественным правам и
инвестиционной деятельности, оставляя расшифровку этих понятий за рамками
закона и допуская возможность неоднозначного их толкования. В соответствии с законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР»
предприятие с иностранным капиталом могут осуществлять любые виды
деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за
исключением запрещенных действующим на территории России законодательством. В марте 1997 г. Государственная Дума в первом чтении приняла
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях». Этот документ предоставляет
иностранным инвесторам гарантии от национализации и экспроприации капиталов
и имущества. Если государство сочтет необходимым осуществить изъятие
имущества инвесторов в оборонных целях или ради сохранения жизни и здоровья
граждан, владельцам предоставляется срочная адекватная компенсация. Вводится также в действие «Перечень, приоритетных отраслей, видов
деятельности, территорий и отдельных инвестиционных проектов с
соответствующим льготным режимом», в том числе в сфере налогообложения,
который может сыграть роль нового инструмента государственного
регулирования притока инвестиций из-за рубежа. Одним из важнейших направлений деятельности по созданию благоприятных
условий для иностранных инвесторов является сосредоточение нормотворческих
усилий в области стандартизации в соответствии с международными нормами
российской системы бухгалтерского учета и аудита. Закон об иностранных инвестициях содержит главу 2, которая называется
«Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций». Закон
предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии : . гарантию от принудительного изъятия, а также иных незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, . гарантию перевода платежей, связанных с инвестициями, за границу, . гарантию использования платежей в российской валюте на территории России. В свое время Президентом был издан приказ №282 от 26.02.93 «О создании
международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в РФ от
некоммерческих рисков», в котором получила одобрение инициатива ряда
российских и зарубежных организаций по созданию Международного агентства по
страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков. Для
российской правовой системы понятие «инвестор» является достаточно новым.
При этом ни в Гражданском кодексе, ни в иных федеральных законах
особенностей правового положения инвестора не установлено. Собственно
российское законодательство об иностранных инвестициях достаточно
противоречиво, еще более противоречиво соотношение норм общего гражданского
законодательства и специального, регулирующего иностранные инвестиции. В условиях увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает
необходимость усиления антимонопольного контроля. В принятом законе РФ «О
внесении изменений и дополнений в закон «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» предусматривается
распространить его действие на все хозяйствующие субъекты, функционирующие
на товарных рынках РФ. Следовательно, он будет распространятся и на
операции иностранных фирм, в том числе на операции по приобретению
предприятий. Антимонопольное регулирование, являясь одной из форм
государственного контроля за деятельностью иностранных инвесторов, не
должно допускать нарушения конкуренции и замены национального монополизма
иностранным. Российский закон о конкуренции и ограничении монополистической
деятельности предусматривает как предварительный контроль над созданием
крупных экономических образований, которые могут занять доминирующее
положение на рынке, так и особые требования в отношении их деятельности,
т.е. в данном случае имеется известное сочетание контроля над структурой
рынка и контроля поведения на рынке. В развитие предусмотренных в Законе «Об иностранных инвестициях в
РСФСР» гарантиях иностранным инвесторам в 1992 году Правительство России
приняло постановление № 395 «О заключении соглашения между Правительством
Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и
взаимной защите капиталовложений», в котором содержится новый типовой
проект соглашения. На его основе были подписаны соответствующие договоры с
США, Португалией и другими странами. К началу 1995 года Россия имела
соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с 27 странами. Важным принципиальным следствием заключения Россией Соглашения о
взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций, а также ее участия в
Вашингтонской и Сеульской Конвенциях является ее отход от поддерживающейся
ранее Советским Союзом установки соблюдения строгого иммунитета государства
от рассмотрения его имущественных споров с иностранными частными лицами. В соглашениях о взаимной защите и поощрения иностранных инвестиций
обычно устанавливается порядок регулирования инвестиционных споров между
принимающим государством и иностранным инвестором. Этот порядок
регулируется также подготовленной Всемирным банком Вашингтонской конвенцией
1965 года «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и
иностранными лицами», согласно которой был создан Международный центр по
урегулированию инвестиционных споров между государствами и лицами из других
государств (ICSID). В конвенции участвуют свыше 100 государств, включая
Россию. Предприятия с иностранными инвестициями приобретают возрастающее
значение в экономике России. Так, с 1990 по 1996 г. число
зарегистрированных предприятий увеличилось с 1535 до 11189, а действующих -
с 620 до 8422.[10] Таким образом можно сделать следующие выводы: . инвестиционный процесс, в целом, и прямые иностранные инвестиции, в частности, играют важную роль в мировой экономике; . иностранные инвестиции и отношения возникающие с ними, находят свое отражение в деятельности таких международных институтов как ООН, ЮНКТАД, ВТО, ОЭСР и других. . в настоящее время основной тенденцией трансферта капитала является увеличение притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при одновременном уменьшении их притока в развитые страны . другой тенденцией трансферта капитала является то, что в странах с переходной экономикой и, в частности, в России принимаются меры с целью большей либерализации экономики, доказательством чего могут служить меры по пересмотру законов и нормативных актов, касающихся иностранных инвестиций, по устранению препятствий на пути свободного функционирования субъектов инвестиционной деятельности. II. Участие КБ «Центр-Инвест» по реализации процедуры заимствования средств
на зарубежных финансовых рынках
1. Экономико-правовые условия создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями
В экономических понятиях СНГ не существует однозначного
терминологического единства «предприятие с иностранными инвестициями». В
различных нормативных документах можно встретить такие определения, как
«смешанное общество», «совместное предприятие», «совместная компания»,
«предприятие с иностранными инвестициями» и др. Это связано как с правовыми
так и экономическими аспектами проблемы. В Государственный реестр за период с января 1991 года по сентябрь 1997
года внесено около 23 тысяч коммерческих организаций с иностранными
инвестициями[11]. Как считают эксперты, актуальной проблемой остается привлечение
инвестиций в экономику Ростовской области. В 1997 году в совместные и
иностранные предприятия действующие на территории области, иностранными
партнерами внесено 17,8 млн. $ и 43,0 млрд. рублей инвестиций. 34 %
долларовых поступлений составили прямые инвестиции иностранных партнеров
(взносы в уставный фонд и кредиты) и 66 % - прочие инвестиции (торговые и
прочие кредиты). В объеме рублевых вкладов на долю прямых инвестиций
приходится 100 %. Объем поступивших в истекшем периоде валютных инвестиций
распределился в разрезе отраслей экономики между совместными предприятиями:
связи (услуги сотовой связи) - 58 %, промышленными - 34% и торговыми
предприятиями - 8 %. Инвестиции в промышленной сфере разделились следующим
образом: пищевая промышленность (производство безалкогольных напитков) - 24
% от общего объема поступлений, легкая промышленность (пошив верхней
одежды)- 9 %, металлообработка (ремонт автомобилей) - 1 %. По рублевым
вкладам преобладали инвестиции в СП торговли и общепита - 78 %. По
сравнению с 1996 годом приток долларовых инвестиций в экономику области в
целом сократился в 1.5 раза, в том числе в пищевую промышленность- в 5 раз.
Однако без наиболее капиталоемкого в 1996 году проекта «Кока-Кола Ботлерс»
долларовые поступления в 1997 году увеличились в 2,6 раза. Вклады в
развитие легкой промышленности возросли в 4,4 раза, связи - 3.5 раза.
Соответственно возросли рублевые инвестиции (в21.7 раза) в связи с
созданием в нашей области агроиндустриальной корпорации, осуществляющей
экспорт сельхозпродукции. В уставный фонд корпорации швейцарскими
партнерами внесено 33.2 млрд. рублей (часть из них- в виде оборудования),
что составило 77 % всех рублевых поступлений. Основными инвесторами
выступают предпринимательские круги из стран дальнего зарубежья. Ведущими
странами-инвесторами, кроме Швейцарии (77 % рублевых вкладов), явились:
США, Турция, Люксембург (36 %, 25 % и 21 % долларовых вкладов).[12] Новые формы промышленного сотрудничества отличаются характерными
особенностями, которые предопределяют организационно-правовую форму
субъекта бизнеса в виде совместного предприятия. Организация предприятий с иностранными инвестициями определяется
условиями, определенных законами и другими подзаконными актами
национального законодательства стран СНГ. Законодательство предоставляет
предприятиям с иностранными инвестициями осуществлять свою деятельность на
принципах равенства сторон в гражданском обороте: право иметь
самостоятельный баланс и действовать на основе полного хозяйственного
расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Необходимым условием
деятельности предприятия с иностранными инвестициями является его валютная
самоокупаемость. Иностранный участник при ликвидации предприятия с иностранными
инвестициями или выбытии из него имеет право на возврат своего вклада в
денежной или товарной форме по остаточной стоимости этого вклада на момент
ликвидации предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|