Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
ü
Проведение переоценки основных фондов с темпами
развития инфляции
Прямое участие
государства в инвестиционной деятельности осуществляется путем:
ü
Разработки, утверждения и финансирования
инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными
государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств
федерального бюджета
ü
Формирование перечня строек и объектов
технического перевооружения для государственных нужд и финансирование их за
счет средств федерального бюджета
ü
Размещение средств федерального бюджета для
финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств
осуществляется на возвратной основе с уплатой процентов за пользование ими
ü
Проведение экспертизы инвестиционных проектов
ü
Защита организаций от поставок устаревших,
материалоемких, энергоемких, наукоемких технологий, оборудования и материалов
ü
Разработка и утверждение стандартов и
осуществление контроля за их соблюдением
ü
Выпуск облигационных займов
ü
Вовлечение в инвестиционный процесс временно
приостановленных и законсервированных объектов
Таким образом, прямое участие
государства в инвестиционной деятельности осуществляется за счет средств
федерального бюджете и за счет бюджетов субъектов РФ. Государство напрямую
участвует в инвестиционной деятельности.
Государственное регулирование
инвестиционной деятельности может осуществляться с помощью иных методов и форм,
не противоречащих законодательству РФ.
Также государство регулирует
инвестиционную деятельность в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций. В
условиях возникновения чрезвычайных ситуаций на территории РФ деятельность
субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в данной ситуации,
осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Все инвестиционные проекты
независимо от источников и форм собственности объектов капитальных вложений до
их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ.
Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания
объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц,
интересы государства, не отвечает требованиям стандартов, а также для оценки
эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Инвестиционные проекты,
финансируемые за счет средств федерального бюджета, до их утверждения подлежат
обязательной государственной экспертизе. Порядок поведения государственной
экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством РФ.
Все инвестиционные проекты
подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством РФ.
3.
Государственные гарантии прав субъектов
инвестиционной деятельности.
В соответствии с
Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в
форме капитальных вложений» государство гарантирует всем субъектам
инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:
ü
Обеспечение равных прав при осуществлении
инвестиционной деятельности
ü
Гласность в обсуждении инвестиционных проектов
ü
Право обжаловать в суд решения и действия
(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и
их должностных лиц
ü
Защиту капитальных вложений
Стабильность для
инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течении срока
окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала
финансирования проекта.
Правительство Российской
Федерации устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для
инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории РФ,
отношений условий взимания пошлин, налогов и сборов в государственные
внебюджетные фонды, в отношении режима запретов и ограничений в отношении
осуществления капитальных вложений.
Государство утверждает
порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта;
порядок регистрации приоритетных проектов; контроль за исполнением инвестором
взятых им обязательств.
Капитальные вложения
могут быть:
ü
Национализированы только при условии
предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных
субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией РФ и
Гражданским кодексом РФ
ü
Реквизированы по решению государственных органов
В случае нарушения
требований законодательства РФ, условий договора или контракта субъекты
инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Прекращение или
приостановление инвестиционной деятельности производится в порядке,
установленном законодательством РФ.
4.
Государственная политика в области иностранных
инвестиций.
Правовое регулирование
иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется
Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», а
также другими законами и иными нормативными актами.
Иностранный инвестор –
иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого
определяется в соответствии с законодательством государств, в котором оно
учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного
государства осуществлять инвестиции на территории РФ.
Вложение иностранного
капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде
объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору в данном
Федеральном законе определяется как иностранная инвестиция.
Правовой режим
деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем
правовой режим деятельности российских инвесторов.
Иностранному инвестору
на территории РФ предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов,
которая обеспечивается Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации». Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков,
причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных
органов в соответствии с законодательством РФ.
Правительство Российской
Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере
международного инвестиционного сотрудничества. Данная политика выражается в
следующих формах:
ü
Целесообразность введения запретов и ограничений
осуществления иностранных инвестиций на территории РФ
ü
Разработка законопроектов о перечнях указанных
запретов и ограничений
ü
Меры по контролю за деятельностью иностранных
инвесторов в РФ
ü
Утверждение перечня приоритетных инвестиционных
проектов
ü
Разработка и реализация федеральных программ
привлечения иностранных инвестиций
ü
Привлечение инвестиционных кредитов
международных финансовых организаций
ü
Взаимодействие с субъектами РФ по вопросам
международного инвестиционного сотрудничества
ü
Контроль за подготовкой и заключением
инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами
ü
Контроль за подготовкой и заключением
международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Заключение.
Для нормального развития
экономики, для обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств.
Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования
зависят от правильной инвестиционной политики.
Вложение средств в
наукоемкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только
на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда,
что в конечном счете не может не отражаться на развитии всего общества в целом.
Инвестиции, вложенные в
эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный
уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о
проводимой государственной политики. Ее целью является поиск оптимального
правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных
инвесторов.
Правовое регулирование
инвестиционной деятельности состоит:
ü
в определении признаков субъектов
ü
установлении организационно-правовых форм
ведения инвестиционной деятельности
ü
выделении специальных требований к отдельным направлениям
инвестиционной деятельности
ü
регламентации порядка и условий заключения
исполнения договоров
ü
установлении пределов и форм государственного
воздействия на инвестиционные процессы.
Список
литературы.
1.
Федеральный закон от 25.02.1999 № 39 – ФЗ (в
редакции от 02.02.06.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений».
2.
Федеральный закон от 09.07.1999 № 160 – ФЗ (в
редакции от 03.06.2006.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
3.
Золотогоров В.Г. «Инвестиционное проектирование»
– Мн.: ИП «Экоэспертиза», 1998.
4.
Сергеев И.В. «Экономика организаций
(предприятий)» - М.: Финансы и статистика, 2006.
Практическая
часть контрольной работы.
Вариант
№2.
Задача
2.
Рассчитать показатель
внутренней нормы прибыли для инвестиционного проекта со следующими
показателями:
Период времени, t
|
Денежные потоки, тыс. руб.
|
0
|
-320 000
|
1
|
95 400
|
2
|
130 400
|
3
|
120 040
|
4
|
114 700
|
Внутренняя норма
прибыли – норма доходности, при которой дисконтированная стоимость притоков
реальных денег (наличности) равна дисконтированной стоимости оттоков, т.е.
коэффициент, при котором дисконтированная стоимость чистых поступлений от
инвестиционного проекта равна дисконтированной стоимости инвестиций, а величина
чистой текущей стоимости (чистого дисконтированного дохода) – нулю.
Для расчета внутренней
нормы прибыли применяется формула:
IRR –
внутренняя норма прибыли
-
значение ставки дисконтирования при которой NPV r1
больше 0.
–
значение ставки дисконтирования при которой NPV r2
меньше 0.
NPV –
чистая текущая стоимость.
При этом должно
выполняться следующее неравенство:
Возьмем два
произвольных значения коэффициента дисконтирования.
r1 = 12% r2 =19%
Найденное
значение является не точным, так как необходимо определить однопроцентное
изменение ставок r1 ,r2.
15,9% - точное значение NPV=0
Смысл расчета NPV(внутренней
нормы прибыли) при анализе эффективности инвестиций заключается в следующем: IRR
представляет собой максимальную ставку процента, под который предприятие могло
бы взять кредит для осуществления проекта без ущерба своим интересам.
Метод внутренней нормы
прибыли использует концепцию дисконтирования стоимости. Она сводится к
нахождению такой ставки дисконтирования, при которой текущая стоимость
ожидаемых от проекта доходов будет равна текущей стоимости необходимых
инвестиций.
Таким образом, если в
нашей задаче проект будет полностью финансироваться за счет банковского
кредита, то допустимая банковская процентная ставка не должна превышать 15,9%,
иначе проект будет убыточным.
Задача
3.
На основании данных
таблицы рассчитать показатели эффективности инвестиционных проектов (кроме
внутренней нормы прибыли) и составить аналитическое заключение.
Период времени, t
|
Денежные потоки, тыс. руб.
|
Проект А
|
Проект Б
|
Проект В
|
0
|
-400 000
|
- 400 000
|
- 400 000
|
1
|
99 000
|
171 000
|
149 850
|
2
|
126 000
|
146 000
|
150 100
|
3
|
151 000
|
122 000
|
149 800
|
4
|
174 000
|
98 000
|
150 220
|
Процентная дисконтная
ставка равна 15%.
Для решения данной
задачи, используем следующие методы оценки эффективности инвестиционного
проекта:
ü
Метод расчета чистой текущей стоимости проекта
ü
Метод расчета индекса рентабельности инвестиций
ü
Метод определения срока окупаемости инвестиций
1 метод.
Чистая текущая стоимость
– это стоимость, полученная путем дисконтирования отдельно на каждый временной
период разности всех оттоков и притоков доходов и расходов, накапливающихся за
весь период функционирования объекта инвестирования при фиксированной, заранее
определенной процентной ставке (норме процента). Она характеризует общий
абсолютный результат инвестиционной деятельности предприятия.
Чистую текущую стоимость
можно определить по формуле:
I –
исходные инвестиции
r – ставка
дисконтирования
n – срок
инвестирования
Fn –
денежный поток за период времени
NPV –
чистая текущая стоимость
NPV < 0
(убыточный проект)
NPV > 0
(прибыльный проект)
NPV = 0
(ни прибыль ни убыток)
Рассчитаем NPV
по проекту А:
NPV < 0
(убыточный проект)
Рассчитаем NPV
по проекту Б:
NPV < 0
( проект убыточный)
Рассчитаем NPV
по проекту В:
NPV > 0
(проект прибыльный)
Так как проекты А и Б
убыточные, то остальные показатели оценки эффективности инвестиционного проекта
рассчитывать не имеет смысла.
2 метод.
Индекс рентабельности
является относительным показателем, он показывает эффективность вложений.
Чем больше значение
этого показателя, тем выше отдача каждой денежной единицы, инвестированной в
данный проект.
Рассчитаем индекс
рентабельности по проекту В:
PI –
индекс рентабельности инвестиций
PI < 1
(проект нужно отвергнуть)
PI > 1
(проект принимается)
PI = 1
(проект ни прибыльный ни убыточный)
Так как PI
> 1 , то проект В следует принять.
3 метод.
Метод расчета срока
окупаемости инвестиций заключается в определении необходимого для возмещения
инвестиций периода времени, за который ожидается возврат вложенных средств за
счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта.
Срок окупаемости
проекта – продолжительность периода времени, в течении которого сумма чистых
доходов, дисконтированных на момент завершения проекта, равна сумме инвестиций.
PP
= min n,
при котором ∑ Fn ≥ I
PP - срок
окупаемости проекта
- 400 000
|
149 850
|
150 100
|
149 800
|
150 220
|
I
|
F1
|
F2
|
F3
|
F4
|
Денежные потоки
распределены неравномерно.
Найденное значение
является неточным, так как не учтена временная стоимость денег.
Для того чтобы
определить точный срок окупаемости проекта В, необходимо продисконтировать
денежные потоки.
DPP= min n,
при котором
DPP – дисконтированный срок окупаемости инвестиций
Коэффициент
дисконтирования равен 15%.
- 400 000
|
149 850
|
150 100
|
149 800
|
150 220
|
- 400 00
|
130 304,34
|
113 712,12
|
98 552,63
|
85 840
|
I
|
F1
|
F2
|
F3
|
F4
|
DPP > PP (в случае дисконтирования срок окупаемости увеличивается)
Аналитическое
заключение.
Мною было рассмотрено 3 инвестиционных
проекта.
Для оценки эффективности
данных инвестиционных проектов были применены ряд методов.
Метод расчета чистой
текущей стоимости показал:
·
Проекты А и Б убыточные, так как NPV
< 0 ( в случае принятия этих проектов ценность компании и благосостояние ее
владельцев уменьшится, т.е. владельцы компании понесут убыток)
·
Проект В прибыльный, т.к. NPV
> 0
Проект В является
рентабельным, его следует принять ( PI > 1
= 1,07).
Средства инвестора в
расчете на 1 руб. возрастают на 1,07 или 0,7%.
Срок окупаемости проекта
В составит 3,6 года. Сумма первоначальных инвестиций будет возвращена за 3,6
года, а в следующие года инвестор будет получать чистый доход от этих
инвестиций.
Страницы: 1, 2
|