Инвестиционный климат в России и пути его активизации
Инвестиционный климат в России и пути его активизации
Курсовая
работа
Инвестиционный климат в России и пути его активизации.
Выполнила: Хрипушин
Алексндр
Студент гр.№ 122
Проверила:
Третьякова
Екатеринбург 1998
г.
Оглавление.
- Введение -
1.Роль инвестиционной политики в оздоровлении
экономики России.
2. Разрыв между побуждениями к сбережению и
инвестированием.
3. Внутренние источники инвестиций.
3.1. Прибыль как источник
инвестиций.
3.2. Амортизационные
отчисления.
3.3. Бюджетное
финансирование.
3.4. Банковский кредит.
3.5. Средства населения.
4. Внешние источники инвестиций.
4.1 Иностранные инвестиции в России .
4.2 Отток капитала.
5. Роль международной помощи в оздоровлении
российской экономики.
6. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного
климата в России.
7. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры
по активизации инвестиционного климата.
- Заключение -
Приложение 1.
Приложение 2.
Библиографический список.
- Введение -
На данный момент российская экономика
переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и,
в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную
напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот
кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству
справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие
средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического
кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития
производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях
сказано уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на
разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить,
однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не
лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций,
готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок. Никто не хотел вкладывать
деньги в стране, которая через пару месяцев может снова стать коммунистической,
а значит деньги, вложенные в производство, попросту пропадут. Однако уверенная
победа на президентских выборах Б. Н. Ельцина, показала потенциальным
инвесторам, что сторонников демократии в нашей стране всё же больше, чем
сторонников коммунизма, а значит риск вложений уменьшается. Инвестиции способны
вывести страну из кризиса, потому им и уделяется сколько внимания. Насколько
важны инвестиции государству может говорить тот факт, что Б.Н. Ельцин просил
принятия Государственной Думой бюджета на 1998 год в первом чтении, что было сделано
в первую очередь для того, чтобы показать потенциальным инвесторам, что
российская экономика уже стабилизировалась и вложение средств в производство
не имеет никакого риска.
Проблема инвестиций в нашей
стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема
актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное
состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает
инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных
инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные
инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок
российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом
иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат
России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на
эффективность вложений в той или иной стране.
Российские же потенциальные
инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено прежде
всего сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство
работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас
направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми
условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем
рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.
Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские
инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики
“сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в
европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в
зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги
из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию
российского производства. По данным правоохранительных органов из России было
вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд. дол. и не трудно представить
себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.
Вообще же капиталовложения проводятся
частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем
дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и
несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а
значит не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в
российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства,
то есть возрождение экономики России. Определим, что задачами данной работы
являются проведение исследования инвестиционного климата России, при
последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и
попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит также
и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния
на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём оценку перспектив
изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе
существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в
которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые
меры для их устранения.
1. Роль инвестиционной
политики в оздоровлении российской экономики.
Инвестиции (капитальные
вложения) - это
совокупность за-трат материальных, трудовых
и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных
фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции - относительно новый для
нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы
использовалось понятие "валовые капитальные вложения", под которыми
понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на
их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые
реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные
вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть
вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с
титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.
Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных
вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть
портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей
материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых
инвестиций в производство. В журнале "Экономист" определены
основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные
задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности
негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных
инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка
важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении
эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика, которой
придерживается государство имеет огромное влияние на развитие капиталовложений
в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так
называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает
ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего
государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов
бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются
не на те цели, на которые направлялись.
Государственной Думой были приняты в
первом чтении законы “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об
инвестиционной деятельности в РСФСР”, которые должны улучшить законодательную
базу для инвестиций, гарантировать права инвесторов на собственность и которые
предполагают:
- предоставление бюджетных средств
негосударственным структурам на возвратной основе;
- отражение в Законе принципа отношений
собственности (в нём рассматриваются государственные, муниципальные и частные
инвесторы). По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные
вложения на развитие федеральной собственности;
- равенство прав инвесторов (гарантии прав и
защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов).
Инвестиционной политики в нашем
государстве до недавнего времени уделялось достаточно внимания, однако уже
сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной
политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и
последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной
политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике
России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но
государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут
автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это прежде
всего связано с двумя факторами:
1. С неготовностью получателей инвестиций -
предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого
качества управления;
2. С неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в
не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость
прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого
управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам
уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность
предприятий, их инвестиционная деятельность).
Поэтому правительство России
предполагает ввести следующие изменения в инвестиционной политике нашей страны
(из программы правительства РФ “Структурная перестройка и экономический рост в
1997-2000 годах”) :
-создать условия для рыночной оценки активов
предприятий. Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной
оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную
стратегию в отношении использования собственных активов;
-внести изменения в амортизационную политику,
направленные на ее либерализацию, повышение степени свободы реформированных
предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование
ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода
уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода
суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и
укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы оборотных
средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым использованием
амортизационных отчислений;
- последовательная децентрализация инвестиционного
процесса путём развития многообразных
форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных
проектов;
- государственная поддержка предприятий за счет
централизованных инвестиций;
- размещение ограниченных централизованных
капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения
строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на
конкурсной основе;
- усиление государственного контроля за целевым
расходованием средств федерального бюджета;
- совершенствование нормативной базы в целях
привлечения иностранных инвестиций;
- значительное расширение практики совместного
государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Среди первоочередных мер необходимо
назвать также и прямое государственное участие в инфраструктурных проектах
народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством
предоставления налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство
государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.
2. Разрыв между побуждениями
к сбережению и инвестированию.
Сбережения и инвестиции в
нашем индустриальном обществе обычно осуществляются разными лицами и в силу
различных причин. Это не всегда было так. Даже в наши дни, если фермер
посвящает часть своего времени дренажным работам, вместо того, чтобы
возделывать культуру и собирать урожай, он сберегает и в то же время
инвестирует. Он сберегает, поскольку воздерживается от потребления в настоящем
с целью обеспечить большее потребление в будущем. Размер этих сбережений
определяется разницей между величиной его чистого реального дохода и расходами
на потребление. Вместе с тем он инвестирует, ибо улучшение производственных
возможностей фермы означает чистое капиталовложение. По отношению к простому
фермеру мы наблюдаем не только совпадение сбережения и инвестирования, но и
тех причин, во имя которых он осуществляет эти процессы. Он воздерживается от
потребления в настоящем (сберегает) только потому, что желает осуществить
дренажные работы (т.е. инвестировать). Если бы возможности инвестировать отсутствовали,
он никогда бы и не подумал бы сберегать.
В нашем современном обществе
чистое инвестирование, осуществляется промышленными или торговыми
предприятиями, и прежде всего корпорациями. Если корпорация или мелкое
предприятие имеют большие инвестиционные возможности, их владельцы будут
испытывать искушение вложить обратно большую часть своих доходов. Поэтому
промышленное сбережение в значительной степени прямо зависит от промышленных
инвестиций.
Однако сбережения
осуществляются также различными группами населения: отдельными лицами и
семьями. Человек может иметь намерение сберегать в силу весьма различных
причин: поскольку он желает обеспечить себя на старости лет или накопить
некоторую сумму для будущих расходов (проведение отпуска или приобретение
автомобиля). Он может чувствовать ненадёжность своего положения и стремиться
обеспечить себя на черный день. Он может руководствоваться желанием оставить
некоторое состояние своим детям или внукам. Он может быть 80-летним скрягой,
который не имеет наследников и осуществляет накопление из страсти к деньгам
как к таковым. Каковы бы ни были мотивы, которыми руководствуются отдельные
лица, осуществляя сбережения, зачастую они мало связаны с возможностями
инвестирования. Это происходит из-за того, что в нашем повседневном языке
слово "инвестиция" не всегда имеет то же значение, какое ему
придается в экономических дискуссиях. Мы называем "чистым
инвестированием", или капиталообразованием, то, что представляет собой
чистый прирост реального капитала общества (здания, оборудование,
материально-производственные запасы и т.д.). Обыватель же говорит об
"инвестировании", когда он покупает участок земли, находящиеся в
обращении ценные бумаги или любой другой титул собственности. Для
экономистов это чисто трансфертные операции. То, что инвестирует один,
кто-то другой дезинвестирует. Чистое инвестирование имеет место лишь тогда,
когда создается новый реальный капитал.
Чистое капиталообразование
имеет место главным образом в промышленных и торговых предприятиях. Его
величина сильно колеблется от года к году, от десятилетия к десятилетию. Это
непостоянное, изменчивое поведение существует потому, что возможности
инвестирования зависят от новых покрытий, новых продуктов, новых территорий и
границ, новых ресурсов, нового населения, а также от возрастающего уровня
производства и дохода. Инвестиции зависят от динамических и относительно плохо
поддающихся учету элементов роста системы: от развития техники, от политики,
оптимистических и пессимистических оценок, государственных налогов и расходов,
законодательных мер и т.д. Финансирование инвестиций осуществляется за счет
внутренних и внешних источников. К внутренним источникам относятся собственные
средства предприятий и сбережения населения, бюджетные ассигнования (из
федерального и местных бюджетов), а также долгосрочные кредиты и займы
(государственные и коммерческие). Внешними источниками являются частные
прямые и портфельные иностранные инвестиции, а также иностранные кредиты и
займы (в том числе под гарантии правительства).
3. Внутренние источники
инвестиций в России.
Традиционно в России
финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет
внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут
играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного
капитала. Каждой семье приходится постоянно решать житейскую проблему: какую
часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую - отложить на
будущее. Предположим, что члены семьи зарабатывают 1 млн. руб. в месяц.
Часть этих денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду и на
оплату жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим, что
семья тратит 800 тыс. руб. в течение месяца, а оставшиеся 200 тыс. помещает в
банк или меняет на американские доллары для инвестирования будущих расходов
(159.8 трлн. рублей (20.8% всех денежных доходов) было затрачено жителями
России в первом полугодии 1997 г. на покупку иностранной валюты...). В этом
случае говорят, что уровень сбережений семьи составляет 20%.
В масштабе страны общий
уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и
правительства. Средства отдельных граждан - не единственный источник сбережений
на будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 100 млн.
руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания
может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные
площади) или же положена на банковский счет. В любом случае компания
сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего
заработка. Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях, когда
налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда
входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты
пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются
средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в
строительство новых дорог или развитие телефонной связи.
Страницы: 1, 2, 3
|