p> Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг
Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за
счет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые
соответствующими органами власти долговые ценные бумаги является очень
широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем.
Существенным его преимуществом является то, что такое финансирование
бюджета является не инфляционным - это особенно важно для тех государств,
которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются в
проведении жесткой денежной политики. К сожалению, в России этот способ
приобрел специфическую российскую окраску и из средства лечения болезни
превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальных
бумаг).
Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в
государственные ценные бумаги:
V привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте;
V размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках. Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного долга, обычно номинируются в одной из ведущих мировых валют.
Появившийся в 1993 году рынок краткосрочных рублевых облигаций
внутреннего займа (ГКО/ОФЗ), имевший своей целью финансирование дефицита
федерального бюджета за счет средств российских инвесторов, также на первых
порах был закрыт для вложений зарубежных средств. Такой запрет,
существующий в различных формах в разных странах мира, в целом вполне
обоснован - рынок внутреннего долга является также и мощным инструментом
реализации денежной политики, и приток или отток с этого рынка более
“мобильных”, чем средства внутренних инвесторов, иностранных денег может
существенно дестабилизировать денежное хозяйство страны. Вместе с тем
сверхвысокая доходность ГКО/ОФЗ, благоприятная динамика курса рубля по
отношению к доллару и меньшая рисковость вложений в эти ценные бумаги по
сравнению с другими российскими активами привели к тому, что зарубежные
портфельные инвесторы (в первую очередь - некрупные) стали вкладывать
деньги на этом рынке в обход существующих запретов, заключая договора с
российскими банками, основывая в России специальные дочерние фирмы и т.п.
Статистики таких скрытых вложений не существовало, но, по некоторым
оценкам, на долю иностранных инвесторов к началу 1996 года приходилось до 3-
5 процентов всех вложений в ГКО/ОФЗ, что составляло от 600 млн до 1 млрд
долларов.
Этот фактор, а также то, что к началу 1996 года стала очевидной
нехватка средств россйских инвесторов для финансирования расходов бюджета,
привел к тому, что в феврале 1996 года иностранные портфельные инвесторы
были допущены на российский рынок краткосрочных облигаций внутренних
займов. Однако предложенная российскими властями схема инвестиций,
призванная защитить стабильность рынка ГКО/ОФЗ от непредсказуемого
притока/оттока иностранного спекулятивного капитала, существенно снизила
доходность и ликвидность таких вложений.
Несмотря на это, либерализация рынка ГКО/ОФЗ привела к довольно
значительному проникновению на этот рынок зарубежных портфельных инвесторов Основными иностранными инвесторами, вкладывающими на рынке внутреннего
российского долга средства своих клиентов, являются крупнейшие зарубежные
финансовые структуры - Merrill Lynch, Lehman Brothers, J.P. Morgan, Credit
Suisse и т.п. В настоящее время основной задачей правительства становится
не дополнительное привлечение иностранных инвесторов, а попытка вытеснить
их в реальный сектор (до сих пор во многом безуспешная).
2. Пути и меры по привлечению инвестиций
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в
российскую экономику является жизненно важным средством устранения
инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной
деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих
рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к
Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему
их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное
условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных,
так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил,
сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли
понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.
В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой
режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет
10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы
пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в
инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база
функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием
новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о
свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное
определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных
инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был
образован Государственный информационный центр содействия инвестициям,
формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата
требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в
стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и
специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения
иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
V достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
V ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
V радикализация борьбы с преступностью;
V торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
V пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
V мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
V внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
V запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
V предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
V формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
V срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
V принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
V создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";
V создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
V разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Будем надеяться, что выше перечисленные меры помогут притоку
национальных и иностранных инвестиций.
3. Выводы по главе
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в
российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания
в России цивилизованного, социально ориентированного общества,
характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого
лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное
функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может
привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой
управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и
привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране
современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в
материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для
покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно
и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций
жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из
современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада
производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь
в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных
инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована
в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении
потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в
развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала,
проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной
управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в
новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка
России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы,
достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической
беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная
задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных
стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение
общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать
дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять
предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют
российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая
мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного
капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных
производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на
льготное налогообложение.
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только
для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том,
чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному
капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола
властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные
условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.
Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение
иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из
необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует
значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских
федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и
финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на
улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической
и законодательной ситуации и создание эффективного экономического
законодательства; организацию эффективного внутрироссийского рынка
капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным
сектором.
1. Структура инвестиций в 1999-2001 гг. (%)
|Показатели |на 1 июля |
| |1999г. |2000г. |2001г. |
|Финансовые вложения предприятий и организаций |100 |100 |100 |
|(без субъектов малого предпринимательства), в | | | |
|том числе: | | | |
|долгосрочные инвестиции |44,6 |31,6 |14,3 |
|краткосрочные инвестиции |55,4 |68,4 |85,7 |
|Инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов|100 |100 |100 |
|малого предпринимательства), в том числе | | | |
|инвестиции в основной капитал |83,8 |83,9 |83,2 |
|капитальный ремонт основных фондов |14,9 |14,1 |15,7 |
|инвестиции в нематериальные активы |1,2 |1,2 |0,8 |
|инвестиции в другие нефинансовые активы |0,1 |0,5 |0,3 |
2. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %
3. Инвестиции в основной капитал, направленные в развитие отраслевой экономики и промышленности по крупным и средним предприятиям в 1 полугодии 2001 г. (%)
6. Международная инвестиционная позиция банковской системы РФ, млн. USD
[pic]
[pic]
1. В таблице приведены данные Банка России и кредитных организаций, включая Внешэкономбанк. Не включены операции с государственным внешним долгом и государственными внешними активами, осуществляемые
Внешэкономбанком как агентом Правительства Российской Федерации.
30. В строке "Резервные активы", в том числе, учитываются золотовалютные резервы Минфина России как органа денежно-кредитного регулирования.
31. Строка "Поправка к резервным активам" введена в целях согласования данных платежного баланса и международной инвестиционной позиции
России, которые формируются в соответствии с "Руководством по платежному балансу" МВФ (5-е издание), с одной стороны, и данных статистики официальных международных резервов, расчет которых имеет национальные особенности, - с другой. Методология расчета официальных резервов отличается от Руководства МВФ по следующим пунктам:
V в состав международных резервов до 3 квартала 1999 года включались краткосрочные валютные депозиты в банках-резидентах;
V из суммы международных резервов с 3 квартала 1999 года исключается эквивалент остатка валютных средств банков-резидентов на счетах, открытых ими в Банке России (кроме остатка средств, предоставленных Банком России для обслуживания внешнего долга).
32. Золото оценивается по 300 долларов США за тройскую унцию.
33. В строке "кредиты МВФ" отражена задолженность Банка России перед
МВФ.
7. Структура поступающих прямых , портфельных и прочих иностранных валютных инвестиций (%)