МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Аналогии в курсе физики средней школы

    Аналогии в курсе физики средней школы

    Выпускная квалификационная работа

    ''АНАЛОГИИ В КУРСЕ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ''

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение....................................................................

    ...............................................3

    ГЛАВА 1. Электромеханические аналогии

    §1. Электромагнитные и механические

    колебания...............................................5

    §2. Решение уравнений, описывающих свободные

    колебания...........................15

    §3. Решение физических

    задач.......................................................................

    .........18

    §4. Изучение волновых процессов

    .........................................................................25

    ГЛАВА 2. Другие виды аналогий в школьном курсе физики

    §5.Использование аналогии при изучении

    транзистора.......................................32

    §6. Изучение электрических цепей с использованием

    аналогии.........................35

    §7. Аналогии при изучении постулатов

    Бора.........................................................45

    ГЛАВА 3. Изучение аналогий на факультативах, кружках и

    спецкурсах.

    §8. Волчок и

    магнит......................................................................

    ............................52

    §9. Свет и

    глаз........................................................................

    ....................................62

    Заключение..................................................................

    ...............................................70

    Список

    литературы..................................................................

    ..................................71

    Введение.

    Аналогия - один из методов научного познания, который широко применяется

    при изучении физики.

    В основе аналогии лежит сравнение. Если обнаруживается, что два или более

    объектов имеют сходные признаки, то делается вывод и о сходстве некоторых

    других признаков. Вывод по аналогии может быть как истинным, так и ложным,

    поэтому он требует экспериментальной проверки.

    Значение аналогий при обучении связано с повышением научно-теоретического

    уровня изложения материала на уроках физики в средней школе, с

    формированием научного мировоззрения учащихся.

    В практике обучение аналогии используется в основном для пояснения уже

    введенных трудных понятий и закономерностей.

    Электромагнитные колебания и волны - темы школьного курса физики, усвоение

    которых традиционно вызывает большие затруднения у учащихся. Поэтому для

    облегчения изучения электромагнитных процессов используются

    электромеханические аналогии, поскольку колебания и волны различной природы

    подчиняются общим закономерностям.

    Аналогии между механическими и электрическими колебательными процессами с

    успехом используются в современных исследованиях и расчетах. При расчете

    сложных математических систем часто прибегают к электромеханической

    аналогии, моделируя механическую систему соответствующей электрической.

    Демонстрационный эксперимент при изучении переменного тока вскрывает лишь

    некоторые основные особенности процессов протекания тока по различным

    электрическим цепям. Здесь большое значение имеют аналогии, дающие

    возможность понять ряд явлений в цепях переменного тока, сущность которых

    трудно разъяснить в средней школе другими средствами. К таким вопросам в

    первую очередь относятся явления в цепях переменного тока с емкостью и

    индуктивностью, а также сдвиг фаз между током и напряжением.

    Использование метода аналогии при решении задач может идти в двух

    направлениях:

    1) непосредственное применение этого метода;

    2) отыскание физической системы, которая аналогична данной в условии

    задачи.

    В данной работе будут рассмотрены следующие аналогии, изучаемые в курсе

    физики средней школы: электромагнитные и механические колебания; решение

    уравнений, описывающих колебания в пружинном и математическом маятниках;

    решение физических задач; изучение волновых процессов; изучение

    электрических цепей с использованием аналогии; использование аналогии при

    изучении транзистора; аналогии при изучении постулатов Бора; волчок и

    магнит; свет и глаз.

    Таким образом аналогии позволяют учащимся более глубоко понять известные

    физические явления, понятия и процессы.

    ГЛАВА 1 ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ АНАЛОГИИ.

    § 1 Электромагнитные и механические аналогии.

    В теме " Электромагнитные колебания " рассматривается электромагнитный

    процесс, возникающий при разрядке конденсатора через катушку индуктивности

    и делается вывод о колебательном характере этого процесса.

    Электромагнитные колебания в контуре имеют сходство со свободными

    механическими колебаниями, например с колебаниями тела, закрепленного на

    пружине. Сходство относится не к природе самих величин, которые

    периодически изменяются, а к процессам периодического изменения различных

    величин.

    При механических колебаниях периодически изменяются координата тела x и

    проекции его скорости [pic], а при электромагнитных колебаниях меняются

    заряд конденсатора q и сила тока в цепи i. Одинаковый характер изменения

    величин (механических и электрических) объясняется тем, что имеется

    аналогия в условиях, при которых порождаются механические и

    электромагнитные колебания. Возвращение к положению равновесия тела на

    пружине вызывается силой упругости F , пропорциональной смещению тела от

    положения равновесия. Коэффициентом пропорциональности является жесткость

    пружины k. Разрядка конденсатора (появление тока) обусловлена напряжением

    U между пластинами конденсатора, которое пропорционально заряду q.

    Коэффициентом пропорциональности является величина [pic], обратная емкости,

    так как [pic]=[pic]q.

    Подобно тому как вследствии инертности тело лишь постепенно увеличивает

    скорость под действием силы и эта скорость после прекращения действия силы

    не становится сразу равной нулю, электрический ток в катушке за счет

    явления самоиндукции увеличивается под действием напряжения постепенно и не

    исчезает сразу, когда это напряжение становится равным нулю. Индуктивность

    контура L играет туже роль, что и масса тела m в механике. Соответственно

    кинетической энергии тела [pic] отвечает энергия магнитного поля тока

    [pic], а импульсу тела mv отвечает поток магнитной индукции Li .

    Зарядке конденсатора от батареи соответствует сообщение телу,

    прикрепленному к пружине, потенциальной энергии [pic] при смещении тела на

    расстояние [pic] от положения равновесия (рис. 1,а).

    Сравнивая это выражение с энергией конденсатора [pic], замечаем, что

    жесткость k пружины играет при механическом колебательном процессе такую же

    роль, как величина [pic], обратная емкости, при электромагнитных

    колебаниях, а начальная координата [pic] соответствует заряду [pic].

    Возникновение в электрической цепи тока i за счет разности потенциалов

    соответствующих появлению в механической колебательной системе скорости

    [pic] под действием силы упругости пружины (рис.1,б). Моменту, когда

    конденсатор разрядится, а сила тока достигнет максимума, соответствует

    прохождение тела через положение равновесия с максимальной скоростью

    (рис.1.в). Далее конденсатор начнет перезаряжаться, а тело смещаться влево

    от положения равновесия (рис.1,г). По прошествии половины периода Т

    конденсатор полностью перезарядится и сила тока станет равной нулю. Этому

    состоянию соответствует отклонение тела в крайнее левое положение, когда

    его скорость равна нулю (рис.1,д).

    Рассмотренные выше колебания являются свободными. Здесь не учтено, что в

    любой реальной механической системе существуют силы трения.

    Таким образом, соответствие между механическими и электрическими величинами

    при колебательных процессах можно представить в виде таблицы 1

    |Механические величины |Электрические величины |

    |Координата х |Заряд q |

    |Скорость vx=x' |Сила тока i=q' |

    |Ускорение аx=vx |Скорость изменения силы тока i' |

    |Масса m |Индуктивность L |

    |Жесткость k |Величина, обратная электроемкости. 1/С |

    |Сила F |Напряжение U |

    |Вязкость ( |Сопротивление R |

    |Потенциальная энергия |Энергия электрического поля конденсатора |

    |деформированной пружины kx2/2 |q2/(2C) |

    |Кинетическая энергия mv2/2 |Энергия магнитного поля катушки Li2/2 |

    |Импульс mv |Поток магнитной индукции Li |

    Выведем уравнение свободных незатухающих электромагнитных колебаний в

    контуре и колебаний горизонтального пружинного маятника. Применяя к

    пружинному маятнику закон сохранения энергии, получим равенство:

    [pic]+[pic] , где

    [pic], [pic], тогда имеем

    [pic](1)

    Так как

    [pic] и [pic] получаем

    [pic] [pic]=const (2)

    Следует заметить, что уравнение (2) так же следует из закона

    сохранения энергии. В уравнении (2) i=q' - мгновенное значение силы тока,

    qmax - максимальный заряд на конденсаторе (он не должен вызвать пробоя).

    Делаем вывод о зависимости силы тока от величины заряда и находим значение

    максимальной силы тока:

    [pic]; [pic] Откуда

    [pic] при q=0.

    Как видно формально с точки зрения математики уравнения (1) и (2) являются

    одинаковыми.

    Решаем уравнение (2): производная полной энергии по времени равна нулю, так

    как энергия постоянна.

    Следовательно, равна нулю сумма производных по времени от энергий

    магнитного и электрического полей.

    [pic] или

    [pic] (3)

    [pic]

    Физический смысл уравнения (3) состоит в том, что скорость изменения

    энергии магнитного поля по модулю равна скорости изменения энергии

    электрического поля; знак “минус” указывает на то, что, когда энергия

    электрического поля возрастает, энергия магнитного поля убывает (и

    наоборот). Поэтому полная энергия не меняется.

    Вычисляя обе производные получаем:

    [pic]

    [pic]

    так как [pic], тогда

    [pic] и [pic]

    получаем

    [pic]

    [pic] (4)

    Уравнение (4) является основным уравнением, описывающем процессы в

    колебательном контуре.

    Рассмотрим колебания вертикального пружинного и математического маятников.

    [pic] Выведем груз из положения равновесия, растянув пружину на

    длину Хm (рис.2) и отпустим. (Амплитудное растяжение пружины Xm должно

    быть таково, чтобы был справедлив закон Гука [pic] и выводимая на его

    основе формула потенциальной энергии пружины.)

    [pic] Рис.2

    [pic]

    [pic] Мгновенные значения координаты груза х в процессе колебаний

    лежат в пределах -xm?x?xm . По закону сохраненья энергии имеем:

    [pic] [pic] (5)

    где X0=mg/k - статическое растяжение пружины (потенциальную энергию

    груза в поле силы тяжести отсчитываем от уровня равновесия груза,

    обозначенного на рис. 2 пунктиром). Учитывая, что [pic] и [pic], получим

    уравнение колебаний

    [pic]

    [pic]

    [pic][pic]=соnst[pic] (6)

    Как видно уравнения колебаний горизонтального и вертикального

    пружинных маятников одинаковы.

    Ускорение свободного падения g, имеющееся в уравнении (5), отсутствует

    в полученном уравнении колебаний. Следовательно, колебания груза на пружине

    не зависят от g и одинаковы, например, на Земле и Луне.

    Хотя в дифференциальные уравнения (1) и (6) входят разные величины,

    математически они эквивалентны.

    По аналогии с уравнением (4) описывающем процессы в колебательном

    контуре, запишем уравнение колебания пружинного маятника:

    [pic]; [pic]; [pic]

    получим

    [pic], (7)

    Отклоним теперь математический маятник длиной l (рис. 3) от положения

    равновесия на длину дуги sm ?0 ,то есть длина волны испускаемого света при

    люминесценции меньше длины волны падающего света.

    Фосфоресценцию наблюдают в кристаллах, где центрами свечения являются

    атомы, ионы или группы их. Электрон, возбужденный поглощаемым светом,

    нередко отделяется от центра свечения. При возвращении электрона на прежнее

    место свечение возобновляется. Так как скорость перемещения электрона в

    кристалле мала, то свечение может продолжаться длительное время.

    Поэтому при изучении энергетических диаграмм полезно сопоставить их с

    планетарной моделью Резерфорда – Бора, обратив внимание на важные моменты:

    1. В энергетической модели орбит нет, указываются лишь энергии атомов

    в определенных состояниях.

    2. В соответствии с этим речь идет не о перескоках с орбиты на

    орбиту, а о переходе атомов из состояния с большей энергией в

    состояние с меньшей энергией (при излучении) или же наоборот (при

    возбуждении).

    3. Расстояние между орбитами имеют геометрический смысл, а

    между уровнями – энергетический; поэтому говорить о скачках электрона с

    уровня на уровень недопустимо.

    Таким образом данная аналогия помогает учащимся лучше разобраться и

    понять постулаты Бора и энергетическую модель атома.

    ГЛАВА 3. Изучение аналогий на факультативах,

    кружках и спецкурсах.

    § 8. Волчок и магнит.

    Рассмотрим пример, который заключается в запуске волчка. При запуске

    волчка, мы любуемся его кружением, удивляемся его устойчивости и нам

    хочется разгадать его тайну. Почему неподвижный волчок не может стоять на

    острие своей оси, а приведи его в быстрое движение – и, словно перед тобой

    совсем другой предмет, он стойко держится, вращаясь вокруг вертикальной

    оси. Мало того, волчок упорно сопротивляется попыткам упорно вывести его из

    этого положения. Если попытаться толкнуть его, вывести волчок из

    вертикального положения, опрокинуть, но волчок и после толчка продолжает

    кружиться, описывая своей осью коническую поверхность (рис. 1).

    Рис.1.

    Если рассмотреть опыт с вращающейся цепью и заставить ее стоять, как

    твердый обруч, покажется смешной фантазией, но сообщите цепи быстрое

    вращение, надев ее на вращающийся шкив, и затем сдвиньте в сторону, дайте

    ей соскользнуть на стол, и она «побежит» по столу так же, как если бы была

    твердым кольцом.

    Механика дает объяснение этому удивительному явлению. Для этого надо

    знать закон сохранения момента импульса. Для вращательного движения

    справедлив закон сохранения момента импульса: L = I( = const. где L —

    момент импульса; I — момент инерции, характеризующий инерцию вращательного

    движения, ( — угловая скорость. Только под действием внешних сил, например

    трения, катящаяся цепочка может уменьшить скорость вращения и тогда,

    потеряв форму, упадет на стол. То же относится и к волчку.

    Мы познакомились с одним свойством волчка—сохранением направления оси

    волчка. Обратимся ко второму важному его свойству. Лучше всего оно

    обнаруживается в следующем опыте (рис. 2).

    Рис.2.

    Сплошная латунная шайба К. с утолщенным ободом надета на стальную ось

    А, вокруг которой она может вращаться внутри латунного кольца . Если

    намотать на ось шнурок и быстро потянуть его, то шайба придет в быстрое

    вращение. Прилив D на кольце R имеет снизу углубление, которым весь волчок

    может быть надет на стальное острие штатива. Если при этом не поддерживать

    прибор рукой, то он под действием силы тяжести опрокинется и упадет. Если

    же, прежде чем убрать руку, привести прибор во вращение, то ось волчка с

    его кольцами как бы повиснет в горизонтальном положении, причем вся система

    будет поворачиваться вокруг вертикальной оси штатива. Это вращение получило

    название прецессии. Прецессия возникла как результат действия силы тяжести

    и стремления вращающегося волчка сохранять направление оси.

    В 1852 г. французский физик Фуко обнаружил, что горизонтальная ось

    вращающегося волчка устанавливается в направлении север — юг, подобно

    магнитной стрелке компаса. С той разницей, что ось волчка устанавливается в

    плоскости географического меридиана, а стрелка компаса в плоскости

    магнитного меридиана, который, как известно, не совпадает с географическим.

    Объясним это удивительное свойство волчка. Для простоты представим, что

    наш гироскоп расположен на экваторе в точке А (рис. 3), причем его ось

    ориентирована с востока на запад. Так как Земля вращается, то через

    некоторое время точка А перейдет из положения 1 в положение 2. Ось

    гироскопа, как мы знаем, стремится сохранить прежнее направление, но

    действие силы тяжести приводит ее снова в горизонтальное положение.

    Совместное действие силы тяжести и вращения вызывает прецессию. Ось

    поворачивается до тех пор, пока не установится параллельно земной оси, в

    плоскости меридиана с севера на юг. После этого прецессия прекращается, так

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.