МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Делопроизводство в учебно-научном подразделении ВУЗа

    Решающими при организации документопотоков являются их структура,

    режим и направление движения. Внешние по отношению к организации или другой

    управленческой структуре потоки документов сливаются в единый в пункте их

    экспедиционной обработки и регистрации, затем распадаются вновь, расходясь

    по исполнителям, По функционально-целевому назначению в основном это

    информационные документы о состоянии объектов управления, документация

    плановая, распорядительная, финансовая. Безусловно, состав входящей

    документации значительно пестрее, ее точный состав зависит от специфики

    деятельности конкретной управленческой структуры.

    Отчетная, распорядительная, справочно-информационная и финансовая

    документация, сливаясь со специфической документацией, образует поток

    исходящих документов субъекта управления.

    К факторам, характеризующим режим движения документов, относятся

    объем документопотока в физических величинах, пропускная способность

    различных каналов связи, средств создания и тиражирования документов,

    допустимая (нормативная) загрузка сотрудников, обрабатывающих информацию, и

    ее конечных потребителей.

    Вероятностный характер поступления документов в организацию делает

    необходимым и возможным выделить в общем документообороте потоки

    периодической (постоянной) и несистематизированной (переменной)

    документации.

    Необходимость такого деления вызвана тем, что поток периодической

    документной информации имеет, как правило, устойчивое содержание,

    внутреннюю структуру, объем в течение заданного периода. Документы этого

    потока (плановая, финансовая, статистическая и т.д.) движутся в

    организациях по строго определенным направлениям, и при четком определении

    границ этого потока их доведение до исполнителей может проводиться без

    участия руководства. Практическая реализация этого положения нашла

    отражение и составлении списков нерегистрируемых централизованно в службе

    документационного обеспечения групп документов. В их состав обычно

    включают:

    . поздравительные письма и телеграммы; пригласительные билеты;

    корреспонденцию с пометкой «лично»;

    . документы первичного бухгалтерского учета (банковские счета. фондовые

    извещения, прейскуранты, кредитные справки и т. д.);

    . документы первичного материального учета (накладные, наряды, заявки,

    копии платежных требований и т. д.);

    . документы первичного статистического учета и отчетности (и соответствии с

    унифицированными системами документации);

    . документы по кадровым вопросам и повышению квалификации (постановления о

    наложении справок, объяснительные записки планы, программы и т. д.);

    . документы и другие материалы по вопросам технической информации, торговли

    (периодические издания, рекламные материалы. плакаты, выставочные буклеты

    и т. д.);

    . документы, поступающие в адрес общественных организаций.

    Наличие в системе документооборота переменной части определяет

    специфику адресности движения документов и режимы их обработки. Именно с

    этой целью часть поступающих документов направляется на рассмотрение

    руководства и дополняется резолюция 1, содержащей в обязательном порядке

    недостающую информацию об адресах исполнителей и, как правило, режиме

    исполнения.

    Поэтому затраты руководителей на рассмотрение поступающем

    корреспонденции определяются прежде всего долей переменной части, а не его

    личным стилем работы. Возможности уменьшения нагрузки руководителей в

    обработке корреспонденции лежат в области анализа состава этой

    корреспонденции, определения степени ее периодичности и расширения на этой

    основе состава постоянной части входящего и исходящего документопотоков.

    Так, для постоянной части исходящего документопотока целесообразно широкое

    делегирование полномочий подписания документов, такое делегирование не

    ограничено законодательством и находится в компетенции руководителя

    организации.

    Постоянный документопоток можно считать упорядоченным, если в системе

    управления определен состав и объем составляющих его документов и

    содержащихся в них сведений, установлены рациональные схемы их движения. На

    государственном и отраслевом уровне задачи упорядочения постоянных

    документопотоков решаются путем разработки и внедрения общероссийских и

    отраслевых унифицированных систем документации (УСД), установления

    рациональной периодичности или сроков предоставления документов постоянным

    корреспондентам, зафиксированным в системах управления.

    В организациях на основе действующих УСД, собственного опыта и

    сложившейся практики целесообразно также проведение работ по рационализации

    документопотоков. Поскольку документопотоки - это отражение

    производственных, управленческих задач и ситуаций, исследовать потоки

    документов можно только в комплексе с определением содержания и

    особенностей деятельности субъектов и объектов управления, выявлением

    системы принятия решений в исследуемых объектах и фиксацией полного состава

    информационного обеспечения принятия этих решений, вычленением той его

    части, которая обеспечивается циркулирующими в организации документами.

    Основные цели исследования документопотоков организаций: повышение

    эффективности управленческой деятельности; ускорение движения документов в

    организации; уменьшение трудоемкости обработки документов, Наиболее

    эффективными современными методами совершенствования потоков документов в

    настоящее время являются: создание государственных, локальных систем и

    цепочек унифицированных документов; унификация текстов документов;

    построение эффективных информационно-поисковых систем; регламентирование

    документообразования и прохождения документов; введение компьютерных

    технологий обработки информации.

    Для анализа и фиксации движения документов достаточно простым и

    наглядным средством является составление графических оперограмм и табличных

    маршрутно-технологических карт, в которых поэтапно отражаются операции,

    проводимые над документами, их исполнители, порядок выполнения операций.

    Особенностью анализа документопотоков является включение в

    исследование не только самих процессов обработки документов, но и

    предшествующих им этапов формирования содержания проектов документов и

    придание этим проектам юридической силы документов. Маршрутно-

    технологическая карта подготовки инициативного письма с сообщением о

    проведении конференции для 100 адресатов на двух листах приводится ниже

    (табл. 8.2).

    Кроме оперограмм и маршрутно-технологических карт для наглядного

    представления, быстрого изучения порядка составления и обработки отдельных

    документов, а также обучения этому вновь принимаемого персонала с

    минимальными затратами могут быть использованы и другие методы наглядного

    представления информации: технологические цепочки, графики, схемы,

    документограммы. На основе построения документограмм, например,

    определяется количество документов в структурном подразделении организации,

    состав исполнителей, порядок движения документов, трудоемкость их

    обработки.

    При более сложных методах обработки собранных сведений, генерирования

    новых идей, проектирования банка данных анализ производится с помощью

    построения информационных моделей. Составленные тем или иным методом модели

    организации документооборота могут иметь самостоятельное значение и должны

    быть утверждены в качестве нормативных документов организации. Однако на

    практике исходя из удобства пользования, традиций, модели организации

    документооборота включаются в инструкции по делопроизводству.

    Результаты аналитической работы по изучению, регулированию и

    оптимизации документооборота являются основой для подготовки раздела об

    этапах содержания и обработки внутренних и исходящих документов. По

    качеству подготовки этих разделов можно судить о научно-методическом

    потенциале действующей в организации службы документационного обеспечения и

    культуре труда руководства и сотрудников.

    Методы учета и сокращения документооборота. Учет количества и

    качества документов организации

    Подсчет объема документооборота может проводиться как в целом по

    отрасли народного хозяйства, так и в отдельных звеньях управления:

    производственном объединении, отдельной организации, структурном

    подразделении или службе.

    Службой документационного обеспечения организаций, как правило,

    ежегодно проводится учет количества документов. Итоги учета должны являться

    основанием для определения штатной численности самой службы, планирования,

    приобретения технических средств обработки документов. Анализ

    документооборота может показать общую напряженность труда сотрудников,

    динамику этой напряженности в течение года и другую интересующую

    статистику.

    Для того чтобы эта работа приносила действительную отдачу, ее следует

    положить в основу планирования различных мероприятий по совершенствованию

    документационного обеспечения и прогнозирования эффективности проведения

    этих мероприятий. Такой подход предопределяет некоторое усложнение

    параметров, по которым возможен учет количества документов, и ставит

    методику проведения подсчета в зависимость от его целей, но дает, в

    конечном счете, возможность многократного подведения итогов по каждому из

    параметров.

    Количество размноженных документов и их тиражи служат основными

    исходными данными при определении оптимальной технической оснащенности и

    технологии работы копировально-множительной службы.

    Объемы выполняемых машинописных работ при сопоставлении с типовыми

    нормами времени на машинописные работы позволяют определить необходимое

    количество технического персонала.

    Показатели количества документов различных сроков хранения позволяют

    более точно прогнозировать работу ведомственного архива, необходимость и

    целесообразность проведения работ по микрофильмированию документов.

    Объем документооборота — основное средство определения реальных

    потребностей в организационной и вычислительной технике, выбора наиболее

    эффективной системы регистрации документов и построения справочного

    аппарата.

    Под объемом документооборота понимается количество документов,

    зафиксированных в месте учета за выбранный отрезок времени; например,

    количество документов, полученных и созданных плановым отделом за период с

    1 по 30 апреля[9]. За единицу подсчета принимается как сам документ

    (оригинал), так и каждая его копия (тираж размножения). Для упрощения

    подсчета рекомендуется документ, размноженный в 10 экземплярах, учитывать

    как десять документов.

    Качественный, всесторонний, квалифицированный подсчет и анализ

    документооборота в организациях следует проводить один раз в год специально

    выделенной группой сотрудников под руководством службы документации.

    Подсчет и анализ документооборота обязателен при составлении табеля

    документов организации. При этом:

    . подсчет количества документов производится в местах их регистрации по

    регистрационным формам;

    . нерегистрируемые документы подсчитываются при полистном просмотре в

    местах их хранения;

    . количество создаваемых машинописных копий определяется по журналам

    регистрации машинописных работ в машбюро и путем опроса сотрудников в

    структурных подразделениях при децентрализации машинописных работ;

    . подсчет тиражей документов может производиться по журналам регистрации

    заказов или заказам на копировально-множительные работы;

    . если в организации применяются унифицированные формы и составлен табель

    документов, куда включены и тиражи бланков, то в этом случае данные

    табеля используются при подсчете количества создаваемых документов и

    дополняются показателями общего тиража их размножения. Одновременно

    уточняется правильность установления в табеле тиража бланков и реальный

    расход бумаги за этот же период;

    . самостоятельно учитываются предложения, заявления и жалобы граждан;

    также самостоятельно, по учетным карточкам и журналам, следует учитывать и

    документы на машинных носителях, документы на микрофильмах на правах

    подлинников, объем научно-справочного аппарата службы документационного

    обеспечения.

    Учет количества документов организации в соответствии с выбранной

    методикой может проводиться единовременно, периодически, но не реже одного

    раза в год под руководством и при участии службы документационного

    обеспечения. Результаты проведенной работы обобщаются по заранее

    определенным показателям и предоставляются руководству организации. При

    этом следует подготовить и предложения по совершенствованию работы с

    документами и ее техническому обеспечению.

    Включение при подсчете количества документов смысловых показателей

    даст сведения для анализа эффективности работы всей организации и ее

    взаимоотношений с корреспондентами[9], например:

    . количество сопроводительных документов, не несущих смысловой нагрузки;

    . количество документов, присланных для сведения «на всякий случай»;

    . количество повторных обращений по тому же вопросу и т.д. Так, выборочный

    в течение года учет количества документов дает сведения о ритмичности

    работы не только службы документационного обеспечения управления, но и, в

    какой-то мере, всей организации.

    Подсчет документооборота целесообразно, особенно при больших объемах

    документов, проводить раздельно по каждому структурному подразделению, а

    внутри подразделений — по системам (группам) документации как

    общеуправленческим, так и специфичным для данной организации (отрасли).

    Результаты проводимых подсчетов должны суммироваться так, чтобы исключить

    повторный учет одного и того же документа. Выбор конкретной методики

    подсчета документооборота, учетных и торговых форм должен исходить из целей

    изучения этого вопроса.

    Для удобства последующего анализа и многостороннего обобщения

    полученных результатов наиболее эффективным является запись на специальных

    карточках формата А5, листах формата А4 или и экранные таблицы нескольких

    характеристик документов, таких, например, как количество листов в

    документах, тираж, срок хранения, инициативный документ или ответ на

    запрос, формат бумаги, уточненных при выборе конкретной методики проведения

    подсчета документооборота. В первой графе учетной формы для получения более

    полных характеристик структуры документооборота целесообразно указать

    наименования (можно сокращенные) или номиналы документов (и коды по ОКУД),

    например протоколы заседаний дирекции, приказы о перемещениях сотрудников,

    докладные записки и т.д. Для заполнения этих показателей следует

    использовать табель документов организации, В конце каждой учетной формы

    следует предусмотреть возможность подведения итоговых данных по каждому

    показателю. В зависимости от количества документов на каждое структурное

    подразделение может быть заполнена одна или несколько подобных форм.

    В том случае, если в одном структурном подразделении функционируют

    документы, относящиеся к нескольким системам или различным специфическим

    группам документации, на каждую из них целесообразно составлять

    самостоятельную форму. В дальнейшем сведения могут быть сгруппированы по

    любому из отраженных в них признаков.

    Зафиксированные результаты подсчета документооборота могут быть

    использованы для проведения как количественного, так и качественного

    анализа документов структурных подразделений и организации в целом.

    При подсчете общего количества документов возможно применение

    усредненных показателей в пересчете на единый, наиболее употребимый в

    организации формат бумаги, например формат А4, а также, исходя из

    конкретной практики, на единый листаж документов, например в 3—5 листов.

    Итоговые данные подсчета документооборота могут представляться в

    графической форме. В графической форме для большей наглядности

    целесообразно показывать динамику изменения количества создаваемых

    (получаемых) организацией документов в течение, например, года или

    сопоставление этих данных за несколько лет.

    Для определения загруженности структурных подразделений работой с

    документами целесообразно составление итоговых таблиц, в которых итоговые

    данные сгруппированы по признакам, выделенным в соответствии с конкретными

    целями проведения анализа. Например по системам документов, используемым в

    работе; по адресам рассылки (в подведомственные и вышестоящие органы

    управления); по корреспондентам и т. д.

    Составление итоговых диаграмм и таблиц позволяет более четко

    распределить обязанности, связанные с обработкой и созданием документов,

    между структурными подразделениями и между сотрудниками в рамках самого

    структурного подразделения.

    Сокращение объема документооборота.

    Документооборот или движение, прохождение документа между его

    составителями и потребителями — неотъемлемая часть документационного

    обеспечения любой системы управления от отрасли до отдельного учреждения.

    Документооборот можно рассматривать как «функционирование», «деятельность»

    форм документов, перенос и доставку информации в нужный пункт и в

    установленное время.

    Движение документов во всех случаях отражает организационную

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.