Дети группы риска как социально-педагогическая проблема
ребенка.
Не так уж мало родителей, особенно среди горожан, внушающих своим детям
пренебрежительное отношение к физическому труду. Объясняют свое поведение
стремлением подготовить своего ребенка к «интеллигентной» профессии. Таким
родителям следует объяснить, что физическое развитие необходимо и для
человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только
ленивым, но мало работоспособным человеком.
Ленность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители
выполняют все его желания и капризы, не побуждают его к целенаправленной
учебной деятельности. Многие из таких детей не умеют усидчиво учиться, не
обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-
познавательными интересами.
Ребенок может стать ленивым не только под влиянием взглядов своих
родителей на труд, но и из-за отсутствия трудовой обстановки в семье.
Сильным отрицательным фактором может оказаться для школьников
бесперспективность обучения. Они хотят получить практический результат от
учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них
перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками.
Воспитательное воздействие на ленивых следует предпринимать с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников
чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. В этом им надо помочь.
У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для
маленьких детей и «зубрил», а также предоставить им возможность проявить
свою взрослость на уроках в школе.
5. Понятие «пассивный» в словаре С. И. Ожегова раскрывается как «не
проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а
также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В
педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный
активному, активный с отрицательным знаком. Понятие «пассивный ребенок» у
многих наших исследователей лишено поэтому собственно позитивного
содержания.
Основные причины пассивности школьников:
1) влияние тоталитарного государства, задававшего определенную
личностную направленность и стиль поведения граждан;
2) пониженная интеллектуальная активность;
3) недостатки физического здоровья;
4) дефекты развития.
Известно, что государственный строй и общественные организации любой
страны в значительной степени влияют на активность и пассивность своих
граждан. Советское государство стремилось развить активность своих граждан,
лишив их, однако, самостоятельности: человек побуждался к активным
действиям по предписаниям тоталитарного государства, но его инициатива ни в
коем случае не должна была выходить за рамки этих предписаний. Это
приводило, с одной стороны, к формированию значительного количества
«агрессивно-послушных» людей, а с другой стороны, просто пассивных. Победа
демократического строя с рыночным хозяйством приведет к резкому сокращению
количества людей обеих указанных категорий граждан.
В воспитании подлинной активности и самостоятельности подрастающего
поколения существенно поможет учет принципов христианско-религиозного
воспитания. Использовать вековой опыт необходимо.
В отечественной психологии проблему (об интеллектуальной пассивности
учащихся) впервые сделала непосредственным предметом исследования Л. С.
Славина. Результаты его изложены в ее книге «Индивидуальный подход к
неуспевающим и недисциплинированным ученикам», изданной в 1958 году. У нее
понятие «интеллектуально пассивные дети» получает конкретность и
содержательность. Оно выражается через следующие психологические
особенности:
1) недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков;
2) отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;
3) отсутствие познавательного отношения к действительности.
Содержание понятия «интеллектуально пассивные дети» существенно
углубила Л. В. Орлова в своей диссертационной кандидатской работе в 1992
году. Она выделила 4 группы таких детей (младший школьный возраст):
4) группа с «мотивационной» интеллектуальной пассивностью. Они выбирают
преимущественно легкие пути достижения цели, не заинтересованы в
работе, стремятся получить быстрый результат без достаточного
осмысления, испытывают состояние эмоционального дискомфорта в
ситуации интеллектуального напряжения. В числе основных причин этого
вида пассивности – наличие избыточной развлекательной информации в
семье, субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.
5) Группа детей с «операционно-технической» интеллектуальной
пассивностью. Она вызвана комплексом причин: пробелами в знаниях;
неумением применять эти знания в новой ситуации; отсутствие умения
организовывать учебную работу (усвоить условие задачи, правильно
сформулировать вопрос, самостоятельно работать с учебником);
отсутствием умения самостоятельно выполнять задания. Подобная
интеллектуальная пассивность школьников проявляется в шаблонности
умственной деятельности, избыточных операционных действиях и наличии
несущественных («лишних») вопросов но ходу работы; использовании
обходных путей в выполнении учебных задач или применении
нерациональных и даже неуместных при выполнении данного задания
приемов; предпочтении репродуктивной деятельности и знакомых, простых
заданий.
6) Группа детей с «частичной» или избирательной интеллектуальной
пассивностью. Они пассивны лишь в отдельных видах работы или в
некоторых учебных дисциплинах.
7) Группа детей с «разлитой» или общей интеллектуальной пассивностью.
Они нелюбознательны. Такие пассивные дети не стремятся к получению
новых знаний, избегают напряженной умственной работы.
Интеллектуальная пассивность проявляется у них как в учебе, так и в
игре. Л. В, Орлова предупреждает, что произведенная ею классификация
не является жесткой, границы между группами подвижны. Один и тот же
ребенок может входить в две группы.
Проблемы интеллектуальной пассивности учащихся касались Д. Д.
Богоявленский, Л. И. Божович, Н. С. Лейтес, М. В. Матюхина, В. С. Юркевич и
другие. Особое внимание исследователей привлекает проблема значительного
снижения учебной активности подростков. Ее рассматривали Н. А. Менчинская и
ее сотрудники по книге «Психологические проблемы неуспеваемости школьников»
и другие специалисты в области психологии обучения. Выделяются следующие
причины этого явления:
8) недостатки в воспитании действенных мотивов учения;
9) усложнение учебного материала на средней ступени школьного
образования;
10) нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи либо с завышенной
самооценкой и легкостью овладении знаниями в начальной школе, либо с
заниженной самооценкой, возникшей из-за стойкой неуспеваемости;
11) ослабление контроля родителей за школьниками или, наоборот, слишком
мелочный контроль;
12) переключение внимания многих подростков на внешкольную деятельность:
участие кружках, спортивных мероприятиях, коллекционирование, мелкая
торговля, увлечение кино и т. д.
Основной причиной интеллектуальной пассивности у подростков часто
является невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность,
взрослость. Причиной интеллектуальной пассивности детей может быть болезнь
или переутомление. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы
школьника, лишает желания чем-либо заниматься. Поэтому вялое поведение
ребенка должно серьезно озадачить родителей и учителей, заставлять их в
первую очередь исключать возможность заболевания. В случае обнаружения
болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. Причем важно
не только вылечить ребенка, но и существенно его укрепить, оздоровить.
Пассивность нередко возникает из-за переутомления школьников. Этому
способствуют перегрузки на уроках, неумение быстро готовить домашние
задания, слишком частый просмотр теле- и видеофильмов, частое посещение
гостей и т. д. Кроме того, нередко бывают виноваты и сами родители, которые
из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько
кружков. Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых
происходят серьезные изменения. К тому же подростки часто сами
переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных
срывов, приводящих в дальнейшем к полной пассивности учащихся в отношении
учебы и многих других видов деятельности. Отметим, что это нередко
случается со школьниками – подростками, прежде бывшими активными и хорошо
учившимися.
Пассивное поведение школьников может быть связано как с неправильным
отношением родителей к ребенку, так и с некоторыми психологическими
особенностями самого школьника. Они возникают, во-первых, при слишком
большой опеке детей со стороны родителей. В таких семьях нередко вырастают
безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети, ни к чему активно не
стремящиеся. Пассивные школьники часто бывают в состоятельных семьях, где
все за них делают старшие. Такие подростки и юноши часто инфантильны.
Наконец, пассивность может возникнуть из-за требования безусловного
послушания родителям.
Причины пассивности ребенка могут быть внутреннего порядка. Одни из них
обусловлены неблагоприятным воздействием темперамента ребенка. Так,
флегматик-школьник нередко бывает инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для
преодоления такого состояния школьника важно не только его тормошить,
внешне побуждать к деятельности, но и помочь ему формировать внутренние
мотивы деятельности: интересы, убеждения, стремления.
Способствуют возникновению и закреплению пассивности у детей такие
черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе. Такие
учащиеся избегают проявлять инициативу и активно включаться в жизнь
детского коллектива. Следует рекомендовать преодолевать застенчивость и
неуверенность в себе школьников включением в деятельность школьной малой
группы, в выполнении общественных поручений. Однако при этом надо соблюдать
меру, чтобы не сработал механизм сверхкомпенсации у ребенка. Дело в том,
что при воспитательных воздействиях некоторые застенчивые люди не только
совсем утрачивают эту черту, но становятся излишне самоуверенными, даже
нескромными и конфликтными.
Ребенок и подросток должны научиться управлять своей активностью,
регулировать ее, а также помогать другим школьникам вырабатывать у себя это
психологическое качество. Называется оно организованностью. Понятия
«активный ученик» и «организованный ученик» близки друг другу по
содержанию, но не совпадают полностью по объему. Организованный ученик
активен, но не всякий активный ученик организован, т. е. умеет управлять
своей активностью, держать себя в руках.
6. К неорганизованным учащимся относятся дезорганизаторы, мало
организованные, частично организованные и заорганизованные дети. Прежде
всего, надо сказать о проявляющихся новых неформальных лидерах в классных
коллективах подростков и старшеклассников. Активность такого лидера
рекомендуется не подавлять, а направлять в разумные цели. Характерной
ошибкой неопытных классных руководителей является в таких случаях резкое
изменения официального статуса такого лидера (например, неожиданное
назначение его старостой класса) в надежде на его помощь в поддержании
порядка в классе и быстрое исправление своего поведения. В этом случае
забывается, что именно такие активные школьники нуждаются в воспитании и
самовоспитании организованности, умения управлять своим поведением и
корректно влиять на поведение своих товарищей. Поэтому перевоспитание
подобных школьников начинают с привлечения к несложным видам общественно-
организационной деятельности, постепенно ее усложняя, обучая целесообразным
приемам организаторской работы.
Помимо некоторых неформальных лидеров и затаенных инициаторов
неблаговидных дел, в классе бывают невольные дезорганизаторы. Они не ставят
своей сознательной целью нарушение учебно-воспитательного процесса в
классе, но неосознанно нарушают его. Такие учащиеся постоянно спорят и
пререкаются с преподавателями по любому поводу, затевают бесконечные
дискуссии, вносят дополнения и поправки в объяснения педагога и т. п.
Мотивом поведения этих школьников является желание самовыражения и
самоутверждения. У подростков к этому добавляется возрастная особенность –
повышенная критичность мышления, переходящая в критиканство. Подростки
подчас «усматривают» ошибки даже в учебниках по точным наукам. У
старшеклассников дезорганизаторское поведение усиливается явлением
юношеского максимализма. Нейтрализуя крайние проявления своей активности,
доказательности и обоснованности своих суждений, сдержанности в общении.
Следует сказать также о мнимых дезорганизаторах – чрезмерно активных на
уроках школьниках. Их поведение похоже на поведение неосознанных
дезорганизаторов. Однако, в отличие от последних, они не самоутверждаются
за счет авторитета учителя, а выступают как люди, чрезмерно
заинтересованные учебным предметом. В их число попадают многие одаренные
дети. Между тем, некоторые учителя считают этих подростков и
старшеклассников выскочками, бросающими вызов педагогу, противоборствующими
с ним. На деле же такие школьники часто просто хотят глубже разобраться в
усваиваемом учебном материале. Учителю не следует в таких случаях
поддаваться раздражимости, а проявить терпимость.
Малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из
них импульсивны. Это происходит не только не из-за отсутствия у них знания
о навыках организаторской деятельности, но, прежде всего из-за нежелания
ограничивать свою свободу какими-либо рамками.
Нередко среди школьников, особенно средних и старших классов, частично
организованный учащийся. Это чаще всего выражается в том, что ученик хорошо
организует свою деятельность по каким-то немногим учебным предметам, а по
другим занимается кое-как. Серьезно следует подумать о профилактике
подростковой преступности, особенно в период каникул. Полное безделье в
течение продолжительного времени развращает ребенка, порождает нежелание в
дальнейшем учиться и трудиться.
Заорганизованность чаще всего бывает двух видов: внешняя и внутренняя.
Внешне заорганизованный школьник слепо подчиняется установленному в школе и
семье порядку. Он лишен самостоятельности и критичности, в трудных
жизненных ситуациях не может проявить инициативу, а ждет указаний.
К внутренне заорганизованным школьникам и взрослым относятся чрезмерно
активные и жестко самоорганизованные люди, которые не знают пределов своих
физических и умственных возможностей. Они учатся и работают чрезмерно
много, нередко на износ. Весь смысл жизни такие люди видят в постоянной
работе. В последнее время появился даже специальный термин для обозначения
таких людей. Их называют «работоголиками». Еще в VI веке до н. э. Семь
самых больших мудрецов Древней Греции выбрали в качестве одного из
мудрейших изречений, высеченных на стене храма Аполлона в Дельфах, -
«ничего слишком».
Из школьников чаще всего и опаснее всего для своего здоровья это мудрое
изречение нарушают подростки. Они чувствуют свои значительно возросшие
физические и умственные силы, но не знают их пределов. Между тем,
подросткам очень хочется показать себя взрослыми. И они берутся за дела,
которые не всегда могут осилить. Отсюда нередкое в этом возрасте
психические и физические срывы, надломы, разочарования в жизни, апатия и
безалаберность в поведении.
Чрезмерная заорганизованность подростков наблюдается, когда у них
появляется возможность проявить себя взрослыми в учебе. Заорганизованных и
малоорганизованных школьников сближает одна характерная особенность. Они не
знают меру своих возможностей, физических и душевных сил. Первые
значительно завышают свои возможности, вторые – занижают. То и другое
вредно.
Лучшим средством исправления недостатков указанных категорий школьников
является воспитание и самовоспитание у них организованности. Можно говорить
о трех ее видах: повседневной, длительно нацеленной и организаторской.
Воспитание организованности начинается с повседневной организованности:
умение планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.
В основе воспитания повседневной организованности лежит знание
школьником меры своих индивидуальных и возрастных возможностей.
Определение разумной меры учебного труда и отдыха позволяет школьнику
выработать для себя гигиенически обоснованный режим дня.
Для самостоятельного выполнения режима дня ребенку важно привить
чувство времени.
Повседневная организованность школьника связана с его аккуратностью,
добросовестным, ответственным отношением к делу, с систематичностью его
деятельности.
Длительно нацеленная организованность возникает на основе повседневной,
но связана с решением не текущих задач, а с достижением далеких и важных
жизненных целей. Центральной является проблема нравственного, духовного
Страницы: 1, 2, 3
|