МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дети группы риска как социально-педагогическая проблема

    ребенка.

    Не так уж мало родителей, особенно среди горожан, внушающих своим детям

    пренебрежительное отношение к физическому труду. Объясняют свое поведение

    стремлением подготовить своего ребенка к «интеллигентной» профессии. Таким

    родителям следует объяснить, что физическое развитие необходимо и для

    человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только

    ленивым, но мало работоспособным человеком.

    Ленность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители

    выполняют все его желания и капризы, не побуждают его к целенаправленной

    учебной деятельности. Многие из таких детей не умеют усидчиво учиться, не

    обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-

    познавательными интересами.

    Ребенок может стать ленивым не только под влиянием взглядов своих

    родителей на труд, но и из-за отсутствия трудовой обстановки в семье.

    Сильным отрицательным фактором может оказаться для школьников

    бесперспективность обучения. Они хотят получить практический результат от

    учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них

    перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками.

    Воспитательное воздействие на ленивых следует предпринимать с учетом их

    возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников

    чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. В этом им надо помочь.

    У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для

    маленьких детей и «зубрил», а также предоставить им возможность проявить

    свою взрослость на уроках в школе.

    5. Понятие «пассивный» в словаре С. И. Ожегова раскрывается как «не

    проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а

    также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В

    педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный

    активному, активный с отрицательным знаком. Понятие «пассивный ребенок» у

    многих наших исследователей лишено поэтому собственно позитивного

    содержания.

    Основные причины пассивности школьников:

    1) влияние тоталитарного государства, задававшего определенную

    личностную направленность и стиль поведения граждан;

    2) пониженная интеллектуальная активность;

    3) недостатки физического здоровья;

    4) дефекты развития.

    Известно, что государственный строй и общественные организации любой

    страны в значительной степени влияют на активность и пассивность своих

    граждан. Советское государство стремилось развить активность своих граждан,

    лишив их, однако, самостоятельности: человек побуждался к активным

    действиям по предписаниям тоталитарного государства, но его инициатива ни в

    коем случае не должна была выходить за рамки этих предписаний. Это

    приводило, с одной стороны, к формированию значительного количества

    «агрессивно-послушных» людей, а с другой стороны, просто пассивных. Победа

    демократического строя с рыночным хозяйством приведет к резкому сокращению

    количества людей обеих указанных категорий граждан.

    В воспитании подлинной активности и самостоятельности подрастающего

    поколения существенно поможет учет принципов христианско-религиозного

    воспитания. Использовать вековой опыт необходимо.

    В отечественной психологии проблему (об интеллектуальной пассивности

    учащихся) впервые сделала непосредственным предметом исследования Л. С.

    Славина. Результаты его изложены в ее книге «Индивидуальный подход к

    неуспевающим и недисциплинированным ученикам», изданной в 1958 году. У нее

    понятие «интеллектуально пассивные дети» получает конкретность и

    содержательность. Оно выражается через следующие психологические

    особенности:

    1) недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков;

    2) отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности;

    3) отсутствие познавательного отношения к действительности.

    Содержание понятия «интеллектуально пассивные дети» существенно

    углубила Л. В. Орлова в своей диссертационной кандидатской работе в 1992

    году. Она выделила 4 группы таких детей (младший школьный возраст):

    4) группа с «мотивационной» интеллектуальной пассивностью. Они выбирают

    преимущественно легкие пути достижения цели, не заинтересованы в

    работе, стремятся получить быстрый результат без достаточного

    осмысления, испытывают состояние эмоционального дискомфорта в

    ситуации интеллектуального напряжения. В числе основных причин этого

    вида пассивности – наличие избыточной развлекательной информации в

    семье, субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.

    5) Группа детей с «операционно-технической» интеллектуальной

    пассивностью. Она вызвана комплексом причин: пробелами в знаниях;

    неумением применять эти знания в новой ситуации; отсутствие умения

    организовывать учебную работу (усвоить условие задачи, правильно

    сформулировать вопрос, самостоятельно работать с учебником);

    отсутствием умения самостоятельно выполнять задания. Подобная

    интеллектуальная пассивность школьников проявляется в шаблонности

    умственной деятельности, избыточных операционных действиях и наличии

    несущественных («лишних») вопросов но ходу работы; использовании

    обходных путей в выполнении учебных задач или применении

    нерациональных и даже неуместных при выполнении данного задания

    приемов; предпочтении репродуктивной деятельности и знакомых, простых

    заданий.

    6) Группа детей с «частичной» или избирательной интеллектуальной

    пассивностью. Они пассивны лишь в отдельных видах работы или в

    некоторых учебных дисциплинах.

    7) Группа детей с «разлитой» или общей интеллектуальной пассивностью.

    Они нелюбознательны. Такие пассивные дети не стремятся к получению

    новых знаний, избегают напряженной умственной работы.

    Интеллектуальная пассивность проявляется у них как в учебе, так и в

    игре. Л. В, Орлова предупреждает, что произведенная ею классификация

    не является жесткой, границы между группами подвижны. Один и тот же

    ребенок может входить в две группы.

    Проблемы интеллектуальной пассивности учащихся касались Д. Д.

    Богоявленский, Л. И. Божович, Н. С. Лейтес, М. В. Матюхина, В. С. Юркевич и

    другие. Особое внимание исследователей привлекает проблема значительного

    снижения учебной активности подростков. Ее рассматривали Н. А. Менчинская и

    ее сотрудники по книге «Психологические проблемы неуспеваемости школьников»

    и другие специалисты в области психологии обучения. Выделяются следующие

    причины этого явления:

    8) недостатки в воспитании действенных мотивов учения;

    9) усложнение учебного материала на средней ступени школьного

    образования;

    10) нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи либо с завышенной

    самооценкой и легкостью овладении знаниями в начальной школе, либо с

    заниженной самооценкой, возникшей из-за стойкой неуспеваемости;

    11) ослабление контроля родителей за школьниками или, наоборот, слишком

    мелочный контроль;

    12) переключение внимания многих подростков на внешкольную деятельность:

    участие кружках, спортивных мероприятиях, коллекционирование, мелкая

    торговля, увлечение кино и т. д.

    Основной причиной интеллектуальной пассивности у подростков часто

    является невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность,

    взрослость. Причиной интеллектуальной пассивности детей может быть болезнь

    или переутомление. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы

    школьника, лишает желания чем-либо заниматься. Поэтому вялое поведение

    ребенка должно серьезно озадачить родителей и учителей, заставлять их в

    первую очередь исключать возможность заболевания. В случае обнаружения

    болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. Причем важно

    не только вылечить ребенка, но и существенно его укрепить, оздоровить.

    Пассивность нередко возникает из-за переутомления школьников. Этому

    способствуют перегрузки на уроках, неумение быстро готовить домашние

    задания, слишком частый просмотр теле- и видеофильмов, частое посещение

    гостей и т. д. Кроме того, нередко бывают виноваты и сами родители, которые

    из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько

    кружков. Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых

    происходят серьезные изменения. К тому же подростки часто сами

    переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных

    срывов, приводящих в дальнейшем к полной пассивности учащихся в отношении

    учебы и многих других видов деятельности. Отметим, что это нередко

    случается со школьниками – подростками, прежде бывшими активными и хорошо

    учившимися.

    Пассивное поведение школьников может быть связано как с неправильным

    отношением родителей к ребенку, так и с некоторыми психологическими

    особенностями самого школьника. Они возникают, во-первых, при слишком

    большой опеке детей со стороны родителей. В таких семьях нередко вырастают

    безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети, ни к чему активно не

    стремящиеся. Пассивные школьники часто бывают в состоятельных семьях, где

    все за них делают старшие. Такие подростки и юноши часто инфантильны.

    Наконец, пассивность может возникнуть из-за требования безусловного

    послушания родителям.

    Причины пассивности ребенка могут быть внутреннего порядка. Одни из них

    обусловлены неблагоприятным воздействием темперамента ребенка. Так,

    флегматик-школьник нередко бывает инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для

    преодоления такого состояния школьника важно не только его тормошить,

    внешне побуждать к деятельности, но и помочь ему формировать внутренние

    мотивы деятельности: интересы, убеждения, стремления.

    Способствуют возникновению и закреплению пассивности у детей такие

    черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе. Такие

    учащиеся избегают проявлять инициативу и активно включаться в жизнь

    детского коллектива. Следует рекомендовать преодолевать застенчивость и

    неуверенность в себе школьников включением в деятельность школьной малой

    группы, в выполнении общественных поручений. Однако при этом надо соблюдать

    меру, чтобы не сработал механизм сверхкомпенсации у ребенка. Дело в том,

    что при воспитательных воздействиях некоторые застенчивые люди не только

    совсем утрачивают эту черту, но становятся излишне самоуверенными, даже

    нескромными и конфликтными.

    Ребенок и подросток должны научиться управлять своей активностью,

    регулировать ее, а также помогать другим школьникам вырабатывать у себя это

    психологическое качество. Называется оно организованностью. Понятия

    «активный ученик» и «организованный ученик» близки друг другу по

    содержанию, но не совпадают полностью по объему. Организованный ученик

    активен, но не всякий активный ученик организован, т. е. умеет управлять

    своей активностью, держать себя в руках.

    6. К неорганизованным учащимся относятся дезорганизаторы, мало

    организованные, частично организованные и заорганизованные дети. Прежде

    всего, надо сказать о проявляющихся новых неформальных лидерах в классных

    коллективах подростков и старшеклассников. Активность такого лидера

    рекомендуется не подавлять, а направлять в разумные цели. Характерной

    ошибкой неопытных классных руководителей является в таких случаях резкое

    изменения официального статуса такого лидера (например, неожиданное

    назначение его старостой класса) в надежде на его помощь в поддержании

    порядка в классе и быстрое исправление своего поведения. В этом случае

    забывается, что именно такие активные школьники нуждаются в воспитании и

    самовоспитании организованности, умения управлять своим поведением и

    корректно влиять на поведение своих товарищей. Поэтому перевоспитание

    подобных школьников начинают с привлечения к несложным видам общественно-

    организационной деятельности, постепенно ее усложняя, обучая целесообразным

    приемам организаторской работы.

    Помимо некоторых неформальных лидеров и затаенных инициаторов

    неблаговидных дел, в классе бывают невольные дезорганизаторы. Они не ставят

    своей сознательной целью нарушение учебно-воспитательного процесса в

    классе, но неосознанно нарушают его. Такие учащиеся постоянно спорят и

    пререкаются с преподавателями по любому поводу, затевают бесконечные

    дискуссии, вносят дополнения и поправки в объяснения педагога и т. п.

    Мотивом поведения этих школьников является желание самовыражения и

    самоутверждения. У подростков к этому добавляется возрастная особенность –

    повышенная критичность мышления, переходящая в критиканство. Подростки

    подчас «усматривают» ошибки даже в учебниках по точным наукам. У

    старшеклассников дезорганизаторское поведение усиливается явлением

    юношеского максимализма. Нейтрализуя крайние проявления своей активности,

    доказательности и обоснованности своих суждений, сдержанности в общении.

    Следует сказать также о мнимых дезорганизаторах – чрезмерно активных на

    уроках школьниках. Их поведение похоже на поведение неосознанных

    дезорганизаторов. Однако, в отличие от последних, они не самоутверждаются

    за счет авторитета учителя, а выступают как люди, чрезмерно

    заинтересованные учебным предметом. В их число попадают многие одаренные

    дети. Между тем, некоторые учителя считают этих подростков и

    старшеклассников выскочками, бросающими вызов педагогу, противоборствующими

    с ним. На деле же такие школьники часто просто хотят глубже разобраться в

    усваиваемом учебном материале. Учителю не следует в таких случаях

    поддаваться раздражимости, а проявить терпимость.

    Малоорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из

    них импульсивны. Это происходит не только не из-за отсутствия у них знания

    о навыках организаторской деятельности, но, прежде всего из-за нежелания

    ограничивать свою свободу какими-либо рамками.

    Нередко среди школьников, особенно средних и старших классов, частично

    организованный учащийся. Это чаще всего выражается в том, что ученик хорошо

    организует свою деятельность по каким-то немногим учебным предметам, а по

    другим занимается кое-как. Серьезно следует подумать о профилактике

    подростковой преступности, особенно в период каникул. Полное безделье в

    течение продолжительного времени развращает ребенка, порождает нежелание в

    дальнейшем учиться и трудиться.

    Заорганизованность чаще всего бывает двух видов: внешняя и внутренняя.

    Внешне заорганизованный школьник слепо подчиняется установленному в школе и

    семье порядку. Он лишен самостоятельности и критичности, в трудных

    жизненных ситуациях не может проявить инициативу, а ждет указаний.

    К внутренне заорганизованным школьникам и взрослым относятся чрезмерно

    активные и жестко самоорганизованные люди, которые не знают пределов своих

    физических и умственных возможностей. Они учатся и работают чрезмерно

    много, нередко на износ. Весь смысл жизни такие люди видят в постоянной

    работе. В последнее время появился даже специальный термин для обозначения

    таких людей. Их называют «работоголиками». Еще в VI веке до н. э. Семь

    самых больших мудрецов Древней Греции выбрали в качестве одного из

    мудрейших изречений, высеченных на стене храма Аполлона в Дельфах, -

    «ничего слишком».

    Из школьников чаще всего и опаснее всего для своего здоровья это мудрое

    изречение нарушают подростки. Они чувствуют свои значительно возросшие

    физические и умственные силы, но не знают их пределов. Между тем,

    подросткам очень хочется показать себя взрослыми. И они берутся за дела,

    которые не всегда могут осилить. Отсюда нередкое в этом возрасте

    психические и физические срывы, надломы, разочарования в жизни, апатия и

    безалаберность в поведении.

    Чрезмерная заорганизованность подростков наблюдается, когда у них

    появляется возможность проявить себя взрослыми в учебе. Заорганизованных и

    малоорганизованных школьников сближает одна характерная особенность. Они не

    знают меру своих возможностей, физических и душевных сил. Первые

    значительно завышают свои возможности, вторые – занижают. То и другое

    вредно.

    Лучшим средством исправления недостатков указанных категорий школьников

    является воспитание и самовоспитание у них организованности. Можно говорить

    о трех ее видах: повседневной, длительно нацеленной и организаторской.

    Воспитание организованности начинается с повседневной организованности:

    умение планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.

    В основе воспитания повседневной организованности лежит знание

    школьником меры своих индивидуальных и возрастных возможностей.

    Определение разумной меры учебного труда и отдыха позволяет школьнику

    выработать для себя гигиенически обоснованный режим дня.

    Для самостоятельного выполнения режима дня ребенку важно привить

    чувство времени.

    Повседневная организованность школьника связана с его аккуратностью,

    добросовестным, ответственным отношением к делу, с систематичностью его

    деятельности.

    Длительно нацеленная организованность возникает на основе повседневной,

    но связана с решением не текущих задач, а с достижением далеких и важных

    жизненных целей. Центральной является проблема нравственного, духовного

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.